МААМ-картинки

Программа художественно-эстетического развития детей 5–7 лет «Мезенские красавцы: от истоков до творчества»

Елена Альгина
Программа художественно-эстетического развития детей 5–7 лет «Мезенские красавцы: от истоков до творчества»

Народное искусство воздействует на формирование нашей духовной культуры,

и сегодня задачи возрождения и совершенствование традиционных художественных промыслов приобретают особую актуальность.

В сущности, именно ради сохранения национальной художественной традиции,

этого живого родника, необходимо и заботиться о творческом развитии народных промыслов.

Сберечь – не значит «законсервировать», вырвать из естественного развития,

остановить на повторении и копировании прошлого.

Художественные промыслы, развиваясь,

Публикация «Программа художественно-эстетического развития детей 5–7 лет „Мезенские красавцы: от истоков до творчества“» размещена в разделах

не могут не испытывать влияние современности.

Традиция находится в постоянном движении,

отбирая и закрепляя все лучшее в художественной практике.

В. С. Воронов

На современном этапе развития нашего общества, целью учебно-воспитательного процесса является всесторонне гармоничное развитие ребенка. Если заглянуть в историю. Гармония – древнегреческое слово, означающее порядок, слаженность, соразмерность, согласованное. Взаимно обусловленное развитие духовных, душевных и физических сил и способностей. Развиваясь физически мы становимся выносливее, способнее. Общаясь с с Красотой, искусством получаем чувственный и эмоциональный опыт, тем самым развиваемся душевно. Развитие Духа – это познание мира и себя. Все эти составляющие взаимосвязаны и дополняют друг друга. Создавая условия для такого развития необходимо обеспечить материально-техническую базу, учебно- методическую документацию, методики обучения, дидактические средства, необходим подготовленный компетентный специалист - педагог. Будущее нашей страны во многом определяется уровнем духовно-нравственного развития, уровнем воспитанности, гражданской позиции.

В основополагающих государственных документах в сфере образования целью воспитания определяется – как образованный, предприимчивый, самостоятельный, нравственный, способный к сотрудничеству, любящий Родину человек.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития и воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. На первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовности к самостоятельной деятельности.

Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Ребенок дошкольного возраста наиболее восприимчив к внешнему воздействию, пытается всему подражать легко и сильно сопереживает изучаемому, применяет полученный опыт. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

Программа "Мезенские красавцы-от истоков до творчества" составлена с учетом методических рекомендаций в работе с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на художественно-эстетическое развитие средствами мезенской росписи.

Программа направлена на приобщение детей к традициям декоративно-прикладного искусства Русского Севера, развитие творческих способностей, развитие воображения. Она эффективно содействует духовному и интеллектуальному развитию. Ценность программы в том, что дети, знакомясь с народным декоративно-прикладным искусством Русского Севера, легче понимают, как жили наши предки, узнают обычаи и традиции жителей мезенского края. Постепенно, знакомясь с истоками народного промысла, как неотъемлемой частью культуры, дети получают возможность развивать художественно-творческие навыки и способности.

Ведущее место в программе отведено творческому развитию личности, что предполагает воспитание особых качеств индивида как творческого лица, находящегося в определенных связях с коллективным опытом народа. Поэтому, при знакомстве с росписью дети должны сознательно овладеть приемами художественной деятельности на основе понимания образов, мотивов, сюжетов и основных принципов-повтора, вариации, импровизации.

Программа предусматривает последовательное усложнение заданий, которые предстоит выполнить детям, что в свою очередь помогает развивать детям не только технические навыки, но и творческое начало. Важным периодом является копирование образцов элементов росписи. Зарисовки, созданные во время копирования, рассматриваются как основа для создания детьми творческих композиций.

Программа для детей старшего дошкольного возраста рассчитана на один год обучения, продолжительность непрерывной непосредственной образовательной деятельности с подгруппой детей во второй половине дня по 25-30 минут. В итоге - 36 мероприятий в том числе ООД в год.

Программа опирается на принципы построения общей дидактики: мотивации интереса и радости, принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта, связи с жизнью, последовательности: от простого к сложному, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, наглядности.

Цель программы:

-приобщение детей старшего дошкольного возраста к эстетическим ценностям через развитие исторической памяти, развитие навыков художественно-творческой деятельности, ознакомление с наследием северного народного искусства, посредством знакомства с мезенской росписью;

-ознакомить с технологией выполнения элементов мезенской росписи;

-овладение приемами кистевой росписи и применение их в составлении различных композиций;

-систематизировать и углубить знания об истории развития промысла;

-привить и воспитать любовь к традициям народного искусства, дать знания по истории декоративного искусства Русского Севера и России в целом;

-способствовать развитию познавательной активности с помощью проблемных ситуаций и практической деятельности;

-создать условия для развития коммуникативно-творческого, креативного мышления, моторики рук;

-содействовать эстетическому воспитанию;

Задачи программы:

Обучающие:

- ознакомить дошкольников с историей возникновения и зарождения росписи в России;

- освоить элементарные приемы рисования кистью;

- получить представления о композиции и уметь составлять собственные;

- уметь применять техники письма в клетке.

Воспитательные:

- воспитать в детях чувство прекрасного, уважения и любви к народным традициям;

- воспитать дошкольников как знающих, помнящих и ценящих наследие предков;

- воспитать чувство гордости за русскую культуру, потребность в общении с прекрасным.

Развивающие:

- развить образное мышление, творческие способности;

- формировать эстетический и художественный вкус;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Программа адресована воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования. Может использоваться как специальная программа для углубленного изучения детьми старшего дошкольного возраста народного и декоративно-прикладного искусства Русского Севера.

Содержание программы по ознакомлению детей старшего дошкольного с северной росписью представлено в виде взаимосвязанных блоков.

Обозначенные направления работы обеспечивают воздействие на личность ребенка через восприятие народного искусства и строятся на следующих принципах организации творческой деятельности:

-Художественно-эстетический принцип – определяет стратегию материала, средств, форм и способов общения, взаимодействия с детьми. Обращение к декоративно-прикладному искусству, открытие и постижение художественной формы, художественного образа мира, дает целостное эстетическое представление о явлении, благодаря чему ребенок учится открывать человеческую красоту, открывать прекрасное в самом себе;

-Принцип целостности и системности указывает на необходимость учета целостности личности ребенка, единства эффективного интеллектуального, рационального и иррационального в природе развивающегося человека. Это важное условие при формировании целостной картины мира посредством открытия эстетических ценностей и отношений.

-Краеведческий принцип – позволяет предметно, опираясь на опыт ребенка и расширяя его, показать красоту родного края. Научить видеть прекрасное вокруг себя, наслаждать красотой и создавать новую.

Последовательность тематических блоков объясняется тем, что при ознакомлении с мезенской росписью, необходимо осуществлять упор на полученные ранее знания и умения. Изучение народной росписи предполагает умение работать кистью, находить элементарные цветовые оттенки, знать особенности орнаментального и композиционного построения, опуская эти немаловажные этапы, ребенок будет испытывать затруднения в изобразительной деятельности, тем самым будет наблюдаться эмоциональная бедность, и снижение интереса.

ПЕРВЫЙ тематический блок «Основы изобразительной деятельности» предполагает освоение средств художественной выразительности – цвет, линия, пропорции, пятно, композиция. Так как основой, не только народного декоративно-прикладного искусства, но и изобразительного, является рисунок, то ребенку дошкольного возраста необходимо получить первоначальные изобразительные навыки.

Первая серия упражнений направлена на развитие навыков работы с графическими материалами. Как можно выразить линиями, пятнами, точками ощущения плавного, резкого. Умение увидеть разнообразные линии, выделять линии в окружающей действительности, осмыслить линию как сильное средство создания образа, характеристики изображаемого. Выделять линии ломанные, плавные, волнистые, прямые, зигзагообразные, применение их в рисунке.

Вторая серия упражнений направлена на изучение композиционного построение. Использование графических материалов. Компонуем геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник. Формирование умения полностью использовать плоскость бумаги, изображать предметы крупно.

Следующий этап знакомство с цветовой гаммой, развиваем чувство композиции, выбираем формат, соответствующий изображению, или работаем над изображение в заданном формате. Рассматриваем композиционное содержание изображения в различных формах бытовых предметов. Показываем различные подходы к компоновке изображения: в центре, по краям, по углам.

В результате, должны получить следующие знания: правильно пользоваться кистью, красками, палитрой. Научиться полностью, использовать плоскость листа бумаги, изображать предметы крупно; учитывать взаимное расположение предметов на рисунке; передавать выразительные особенности предмета, учитывать форму предмета при компоновке узора.

ВТОРОЙ тематический блок «Орнамент в искусстве, на примере Мезенской росписи» направлен на изучение орнамента, особенности его построения, знакомство с понятием «ритм»(чередование, повторение, схемой построения орнамента в полосе, круге, квадрате, треугольнике. Построение орнамента происходит с постепенным усложнением, вначале знакомимся с геометрическими формами, затем с растительными, зооморфными мотивами, которые встречаются в мезенской росписи. Полученные знания способствуют усвоению народной росписи, с помощью элементарных знаний построения декоративной композиции, адаптированных для восприятия детей старшего дошкольного возраста.

ТРЕТИЙ тематический блок «Творчески-импровизационный блок» предполагает развитие эстетических знаний, художественно-графических умений и творческого опыта, который предполагает систему художественно-творческих задач на повтор, вариации, импровизацию при построение орнамента на различных предметах домашней утвари, дизайне одежды, мебели (элемент современного импровизационного подхода).

В программе используются следующие методы обучения:

Объяснительно - иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий народных промыслов).

Репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий).

Проверка и оценка развития (наблюдение за развитием ребенка, во время занятий и различных видах деятельности, беседы, анализ творческой деятельности ребенка и т. д.).

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с родителями, педагогами, что обусловливает его результативность. Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, выставки детских творческих работ, анкеты по вопросам художественного развития детей.

Предполагаемый результат:

По окончании года обучения дети будут:

• иметь представление об истоках возникновения и развития народной Северной росписей по дереву, о мастерах мезенской росписи, ее отличительных особенностях;

• знать законы построения композиции в мезенской росписи росписи;

• знать основы цветоведения;

• иметь представление о культурном наследии Архангельской области.

Уметь:

• составлять узор на определенном изделии;

• переносить эскиз на деревянную поверхность;

• подготавливать деревянную поверхность к росписи;

• планировать свою работу, терпеливо выполняя каждый этап;

• любить родную страну, ее искусство;

• терпеливо, настойчиво выполнять задания для достижения поставленной задачи.

Методы оценки результативности программы: отслеживание результата с помощью наблюдения, диагностики. Анализ результатов продуктивной деятельности. В ходе индивидуальной работы выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношение ребенка к деятельности по декоративно-прикладному искусству учитывая индивидуальные способности детей. Определить возможные перспективы развития и спланировать продолжение взаимной и самостоятельной деятельности.

Темы ООД перспективно-тематического планирования по художественно-эстетическому развитию средствами мезенской росписи детей старшего дошкольного возраста

Публикации по теме:

Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Части суток»Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Части суток» Играть можно со среднего возраста. Цель: закреплять и различать разные цвета и оттенки, развивать эстетические чувства, определять к.

Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет»Дидактическая игра для художественно-эстетического развития «Собери Букет» Цель: Закрепить название цвета, различать цвет и его оттенки, различать теплые и холодные цвета, закреплять в активном словаре их названия,.

Дидактическое пособие для художественно-эстетического развития детей «Разноцветные улитки» своими рукамиДидактическое пособие для художественно-эстетического развития детей «Разноцветные улитки» своими руками Данное дидактическое пособие «Разноцветные улитки» направлено на художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Изобразительная.

Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей»Фотоотчет «Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно-эстетического развития детей» Организация семейных творческих выставок в ДОУ как условие художественно – эстетического развития детей. Художественно – эстетическое развитие.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей.План работы с родителями в области художественно-эстетического развития детей. Социальное партнёрство 1. Для изучения родительских представлений об эстетическом воспитании детей провести анкетирование во всех возрастных.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Попова Валентина Традиционно художественно-эстетическое развитие детей рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников,.

Уголок художественно-эстетического развития в старшей группеУголок художественно-эстетического развития в старшей группе Целью уголка изобразительной деятельности является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование.

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детейВзаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа художественно-эстетического развития детей 5–7 лет «Мезенские красавцы: от истоков до творчества»
Опубликовано: 10 мая 2022 в 22:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД