Лучший педагог года

Программа художественно-эстетического развития детей «Пластилиновый рай»

Эльмира Кривцова
Программа художественно-эстетического развития детей «Пластилиновый рай»

Название программы : «Пластилиновый рай».

Направленность программы : художественно-эстетическая.

Название организации: МБДОУ детский сад № 14 г. Туймазы.

Сроки реализации программы : 2 года (возраст детей 5 – 7 лет)

Программа разработана на основе:

- Федерального закона № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», ст. 12, 75.

Публикация «Программа художественно-эстетического развития детей „Пластилиновый рай“» размещена в разделах

- Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Я леплю из пластилина,

Пластилин нежней, чем глина.

Я леплю из пластилина

Кукол, клоунов, собак…

Ю. Мориц

Актуальность программы состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости детей с задержкой психического развития на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию их сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук; а также овладению навыками и умениями работы с определенными инструментами, выработке умения управлять ими.

Творческая деятельность любого вида способствует разностороннему развитию ребёнка, раскрытию его личности, творческого потенциала, способности применять освоенные знания и умения для решения нестандартных задач, обретению уверенности в правильности принятого обоснованного решения и его реализации.

Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка от года. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление; мелкая моторика рук; стабилизируется состояние центральной нервной системы. У ребенка формируется понятие о форме и цвете, расширяется представление об окружающем мире. От состояния мелкой моторики зависит развитие логического мышления, внимания, двигательной и зрительной памяти, воображения, координации движений.

Пояснительная записка.

"Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" – утверждал В. А. Сухомлинский.

Пластилин – это прекрасный и доступный материал для воплощения самых разных творческих замыслов и фантазий и работа с ним – это прекрасное развивающее занятие для любого ребенка. Тактильная активность, особенно ярко проявляемая детьми именно в играх с пластилином, напрямую влияет на формирование фантазии. Психологи указывают на прямую взаимосвязь между степенью развития фантазии у малыша и его складывающимися интеллектуальными способностями. Таким образом, стимулируя развитие фантазии ребёнка с помощью поделок из пластилина, его способность представлять перед собой образы предметов, которых в действительности нет перед его глазами в данный момент, мы закладываем базу для развития интеллекта ребёнка.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ЗПР. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Лепка так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии. Лепка как деятельность в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряд математических представлений.

Еще одной специфической чертой лепки является ее тесная связь с игрой, а объемность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Организация продуктивной деятельности в виде игры углубляет интерес к процессу лепки, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой тесно связаны с ознакомлением с окружающим, с обучением родному языку, с ознакомлением художественной литературой, с наблюдением за живыми объектами. В процессе работы у детей активизируется мышление, речь, развиваются внимание, усидчивость, формируется умение поэтапного планирования работы.

В этом и заключена педагогическая целесообразность данной программы.

Цель программы : Познакомить детей с пластилином, его свойствами, научить самостоятельно лепить из него, передавая форму и строение предмета, декоративно оформлять поделку.

Задачи:

Образовательные:

Дать теоретические знания и формировать у воспитанников практические навыки работы с пластилином.

Учить детей анализировать форму предмета, объяснять связь между пластической формой и способом лепки.

Совершенствовать изобразительную технику – продолжать освоение рельефной лепки (натюрморт, портрет, скульптурного способа или лепки из целого куска путем вытягивания и моделирования частей.

Обучать специальным технологиям работы с пластилином, закреплять приобретенные умения и навыки, показать широту и возможности применения.

Формировать устойчивый интерес к художественной лепке.

Развивающие :

Способствовать развитию познавательной активности, творческого мышления, воображения, фантазии, памяти.

Формировать пространственные представления и чувство цвета.

Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

Содействовать воспитанию интереса к художественно-творческой деятельности, стремлению овладеть навыками в работе с пластилином.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Воспитывать эстетический вкус, любовь к прекрасному.

Воспитывать у детей интерес к продуктивной деятельности друг друга, доброжелательное отношение и взаимопомощь, формировать навыки сотрудничества.

Целевые группы: Программа рассчитана на детей дошкольного возраста с ЗПР (5 - 7 лет).

Формы и режим занятий:

Форма проведения: подгрупповая.

Длительность занятий: 25 минут.

Место проведения: групповая комната.

Предполагаемые результаты:

После первого года обучения у детей предполагается формирование и развитие :

1. Навыков:

- совместной работы в коллективе;

- пользования инструментами и материалами, необходимыми для работы с пластилином.

2. Умений:

- владение различными техническими приемами и способами лепки;

- изготовление из пластилина простейших картин;

- украшение изделий из пластилина различными природными и декоративными материалами.

3. Качеств характера: усидчивости, терпения, трудолюбия.

4. Познавательных, творческих и художественных способностей, творческой активности, самостоятельности.

После второго года обучения:

1. Повышение уровня развития мелкой моторики рук дошкольников с ЗПР.

2. Увеличения активного словаря детей, повышение качества произношения звуков.

3. Овладение техническими приёмами работы с пластилином : скатывание, раскатывание, расплющивание, оттягивание.

4. Приобретение самостоятельности в выборе и применении приёмов лепки при изготовлении поделок.

5. Владение разными способами лепки: пластическим, конструктивным, комбинированным.

6. Овладение монологической связной речью, умением рассказывать о последовательности выполнения своей работы с помощью педагога.

Содержание программы

Теоретические знания:

На занятиях дети знакомятся с терминологией, техникой лепки из пластилина; совершенствуют изобразительную технику. Дети осваивают технику рельефной лепки (натюрморт, портрет); знакомятся со способом лепки на форме или каркасе для прочности сооружения.

Развивают изобразительные умения; учатся по выбору декорировать лепной образ (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись по замыслу). Дети учатся обращению со специальным инструментом — стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, прямоугольника и др.

У детей формируется умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей. В процессе занятий у детей развивается воображение, поддерживаются проявления фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. У детей воспитывается эстетический вкус, культура зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества, развивается внимательность, мелкие мышцы кисти руки, чувствительность и гибкость кончиков пальцев.

Технические навыки:

В процессе работы дети применяют различные техники: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, примазывание, переплетание, вырезание.

Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Материально-техническое обеспечение программы :

Пластилин (разных цветов)

Пластиковые дощечки для выполнения работ

Стеки

Цветной картон

Салфетка

Природный материал.

Список литературы

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, кон-спекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.

2. Колдина Д. Н. Лепка с детьми 5 – 6 лет. Конспекты занятий. – М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2011.

3. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду.

4. Т. С. Комарова «Программа эстетического воспитания. Красота. Радость. Творчество».2010.

5. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно – методическое пособие/ Под общей редакцией Т. Г. Неретиной. – М. : Баласс, Изд. Дом РАО, 2004.

Публикации по теме:

«Ледоход». НОД в области познавательного развития и художественно-эстетического развития«Ледоход». НОД в области познавательного развития и художественно-эстетического развития Добрый вечер, друзья! Смею предложить для вашего прочтения, а, возможно и использования в дальнейшей работе пример аппликации из рваной.

Игры под инструментальную музыку как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Игры под инструментальную музыку как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Основное назначение музыкальных.

Игры с пением как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Игры с пением как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Игра – самая близкая форма деятельности детей.

Интегрированное занятие познавательного, художественно-эстетического и речевого развития для детей подготовительной группы Конспект интегрированного занятия познавательного, художественно-эстетического и речевого развития для детей подготовительной к школе группы.

Консультация «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов на тему: «Актуальность проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Ребенок с.

Презентация «Лэпбук как средство художественно-эстетического развития детей» Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе – это уход от учебной деятельности – занятий, повышение.

Нетрадиционные техники для художественно-эстетического развития МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 161» ДОКЛАД НА ТЕМУ: «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».

Система работы ДОУ для художественно-эстетического развития детей и актуальность использования ИКТ в современных условиях Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам.

Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Театрализованная деятельность как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста обладают.

Уголок художественно-эстетического развития детейУголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа художественно-эстетического развития детей «Пластилиновый рай»
Опубликовано: 16 мая 2018 в 20:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД