Лучший педагог года

Программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительной группы «Кукла своими руками» (6 фото)

Светлана Лейман
Программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительной группы «Кукла своими руками»

Пояснительная записка

«Без неё, без куклы,

Мир бы рассыпался, развалился,

И дети перестали бы походить на родителей,

И народ бы рассеялся пылью по лицу земли»

Сегодня, русские народные промыслы переживают своё второе рождение и всё больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. Приобщение детей к русской народной культуре – работа не только актуальная, но и интересная.

Публикация «Программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительной группы „Кукла своими руками“» размещена в разделах

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка. Чем раньше ребёнок почувствует свои корни, «корни памяти», тем охотнее он будет обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена, научится чтить память своих предков.

Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла.

Кукла – первая среди игрушек, знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие. Кукла известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Являясь частью культуры всего человечества, она сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной тряпичной куклы.

Тряпичная кукла – игрушка с ценными воспитательными качествами, которые признаны и используются в этно-педагогике, в практической работе с детьми. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Сам процесс изготовления приносит радость, работа с мягким (теплым) материалом даёт ощущение тепла, нежности. При изготовлении игрушки развивается мелкая моторика пальцев, что связано с развитием мышления, происходит массаж рук. Изготовив игрушку, ребёнок играет с ней (кормит, укладывает спать, разговаривает, т. е. осваивает различные социальные роли. Застенчивый, комплексующий ребёнок в игре часто заменяет куклой себя. Таким образом, кукла выполняет коррекционную функцию. Кукла - это великолепный образец для занятий по рукоделию, художественному труду и творчеству.

И именно поэтому, я выбрала данное направление в работе с детьми и считаю его - актуальным, интересным и необходимым, для развития творческих способностей, коммуникативных навыков и мелкой моторики детей.

Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников.

Принципиально верным в организации занятий является единство познания и сопереживания, активизации всех психических процессов, обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 25 минут (30 минут). Продолжительность зависит от содержания и детской увлечённости. Условием успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный рациональной сменой активных и пассивных форм познания, динамичности и статичности в двигательном режиме занятия.

Образовательный процесс, строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.

Региональный компонент реализуется через ознакомление детей с творчеством региональных писателей (стихи, сказки, потешки, художников, а также народными играми как часть совместной деятельности (беседы, физминутки). Конспекты занятий содержат познавательную информацию, как для детей, так и для педагога, а так же описание практической деятельности по созданию тряпичной народной куклы. [/i]

Целью программы является:

-создание у детей положительного эмоционального отношения к народным традициям и духовным ценностям русского народа;

-развитие художественно-эстетических способностей и творчества дошкольников через познание русских народных традиций, одним из носителей которых является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла;

-формирование художественного вкуса детей посредством приобщения их к народному творчеству.

Задачи:

- изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы;

- познакомить с различными техниками изготовления народной куклы;

- научить работать с тканью и сопутствующими материалами;

- способствовать развитию воображения, мелкой моторики, конструктивных умений, творческих способностей и художественного вкуса;

- на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству;

- воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость;

- способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности, тряпичная кукла, интересен окружающим.

Программа предполагает один год обучения, рассчитана на детей подготовительной группы (6 – 7 лет).

Формы и методы работы:

художественно-творческая деятельность организуется в виде Мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Дети приступают к работе без «призывов» со стороны взрослого, присоединяются к работе по собственному желанию. В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником. Дети могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т. д.

В процессе деятельности используются следующие методы и приемы:

-рассматривание иллюстраций, образцов кукол;

-показ;

-объяснение;

-наблюдение;

-импровизации;

-чтение художественных произведений;

-рассказ педагога и рассказы детей;

-анализ и самоанализ.

Интеграция с другими образовательными областями:

1. «Физическое развитие»:

- развитие мелкой моторики;

- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

2. «Социально-коммуникативное развитие»:

- развитие свободного общения с взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности;

- формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу;

- формирование трудовых умений и навыков; воспитание трудолюбия и ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

3. «Познавательное развитие»:

- сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере народного творчества.

4. «Речевое развитие»:

- использование художественных произведений; развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга:

первичная диагностика (выявление стартовых условий, проблем развития и достижений ребенка) – сентябрь, 7дней

итоговая диагностика (оценка степени решения поставленных задач) – май, 7 дней.

Ожидаемый результат работы по программе:

- организация ежемесячных выставок детских работ для родителей;

- тематические выставки в ДОУ;

- участие в конкурсах;

В ходе работы дети:

- получат возможность подробнее познакомиться и опробовать различные техники изготовления народной куклы;

- научатся видеть богатый красочный мир народного искусства, попытаются передать всё его многообразие в своих работах;

- научаться быть более чуткими, тактичными, терпимыми;

- научатся слушать и слышать друг друга;

- получат удовольствие от своей работы и почувствуют, что продукт их деятельности, тряпичная кукла, интересен педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада.

Система оценки достижений детей:

Система оценки достижений детей:

Ребёнок должен:

1. Хорошо работать с тканью и сопутствующими материалами (вата; синтепон; нитки: ирис или прочные хлопчатобумажные; ленты; кружева);

2. Изготавливать тряпичную куклу под руководством педагога.

3. Фантазировать и создавать выразительные образы, используя изученные техники изготовления тряпичных кукол;

4. Плодотворно взаимодействовать с другими детьми и педагогом во время выполнения работ;

5. Знать виды и названия кукол (игровая, обрядовая, обереговая);

6. Знать технологию изготовления кукол.

3 балла - ребёнок правильно и самостоятельно выполняет работу под наблюдением педагога;

2 балла - ребёнок испытывал затруднения, но с помощью педагога выполнил задание;

1 балл - ребёнок и с помощью педагога не справился с заданием.

Шкала уровней: 0-6 – низкий уровень; 7-14 – средний уровень; 15-18– высокий уровень.

Содержание программы.

Раздел I. Русская народная кукла (сентябрь-октябрь)

Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История тряпичной куклы и её назначение.

Раздел II. Обереговые куклы. Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани (октябрь-декабрь)

Тема 1. Кувадка.

Тема 2. Куклы-пеленашки.

Тема 3. Кукла - закрутка.

Тема 4. Кубышка - травница.

Тема 5. Ангел.

Тема 5. «Обережье» (итоговое игровое занятие).

Раздел III. Обрядовые куклы (декабрь-март)

Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и культурной информации. Правила работы с инструментами.

Тема 1. Зернушка

Тема 2. Кукла-десятиручка.

Тема 3. Неразлучники.

Тема 4. Чучело масленицы

Тема 5. "Здравствуй Весна, прощай Масленица" (развлечение)

Раздел IV. Игровые куклы (март-апрель)

Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка. Почему у куклы не было лица.

Тема 1. Зайчик-на-пальчик.

Тема 2. Кукла-капустка.

Тема 3. Зольная кукла

Тема 4. Итоговое развлечение "Народная кукла" (приложение)

Методическое обеспечение программы:

1. Материал:

- ткань хлопчатобумажная: белая; разноцветная и с рисунком;

- нитки «Ирис»: красного, белого и др. цветов;

- разноцветные ленточки шириной 0,5-1см;

- тесьма: белая и разноцветная;

- наполнители: вата, синтепон, обрезки ткани (ветошь);

- природный материал – палочки разной длины и формы

2. Инструменты: ножницы

3. Образцы тряпичных кукол и схемы их изготовления по всем темам.

4. Методическая и художественная литература.

5. Записи русской народной музыки.

Приложение к программе.

Конспект итогового развлечения "Народная кукла"

Цель. Познакомить детей с предназначением русской народной игрушки, ее разнообразием и историей.

Задачи:

– Способствовать восприятию и ценностному отношению к прекрасному в любом его проявлении;

– научить различать игрушки, знать их характерные особенности;

– воспитывать добрые чувства к русскому народному творчеству;

Оформление:

– украшение зала – дорожки, фрукты, овощи, рушники, салфетки;

– костюмы Хозяйки и Берегини;

– музыкальное сопровождение.

Материал, оборудование: корзинка, куклы: берегиня, колокольчик, пеленашка, травница, крупеничка, мартенички.

Действующие лица: дети, родители, воспитатель (в роли Хозяйки, воспитатель (в роли Берегини, музыкальный работник.

Ход развлечения:

Актовый зал оформлен под русскую горницу: на полу лежат самотканные дорожки. Около окна – стол, на котором в плетеных блюдах лежат ягоды, фрукты, овощи (можно муляж). Возможно крупы в стеклянных банках (гречка, горох). Стол покрыт скатертью, вышитой русским узором. По обеим сторонам стола стоят лавки. Боковая стена оформлена предметами прикладного искусства: расшитыми рушниками, вышитыми салфетками.

Звучит русская народная мелодия («Пошла млада за водой»). Все дети собираются в музыкальном зале. Их заботливо встречает хозяйка горницы, - ведущая, одетая в русский сарафан. На голове у нее - кокошник, в руках – корзинка. В корзинке находятся куклы – берегиня, пеленашка, крупеничка, колокольчик, кубышка-травница, мартеничка

Хозяйка.

Здравствуйте, гости дорогие, добры молодцы да красны девицы! Для чего же вы ко мне сегодня пожаловали? (хотим чтобы вы рассказали о народной кукле)

Народная кукла, ещё в древности, считалась не просто какой нибудь игрушкой. Люди считали, что кукла оберегает семейное счастье, помогает в продолжении рода. Кукла оберегала детский сон, отгоняла нечистые силы вкладывая всю свою душу и любовь. Садитесь поудобнее на стульчики. С некоторыми народными куклами мы вас познакомим сегодня.

Хозяйка достает из корзинки куклу Берегиню. Кто знает как называют эту куклу?

Эту куклу сделала семья …

Родитель: Эту куклу называют Берегиня. Ее ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста). Иногда куклу помещали в верхнем проеме двери, приговаривая: «Повернись с добром, отвернись со злом».

Реб:

Свёрнута из тряпки кукла у Любаши,

Не отыщешь краше, ручки, словно лапки.

Глазки – пару точек, а лицо – комочек.

Кукла смотрит косо, взгляд её уныл.

Кто-то вместо носа, пуговку пришил.

Но Любаша любит и голубит,

И целует в щечку маленькую дочку.

Хозяйка: Ребята, давайте позовем Берегиню к нам в гости! Для этого повторим все вместе: «Берегинюшка, приди, и добро нам принеси!».

Входит Берегиня.

Берегиня: Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Я – Берегиня, хранительница дома (берет в руки куклу Берегиню). Существовал в русской семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня.

Русские люди считали, что эту куколку можно попросить о чем-то, поставить ей задачу, связанную с защитой дома. Она принесет в Ваш дом удачу и богатство, а также создаст хорошие отношения между детьми и родителями. Охраняет и приносит благополучие дому. Злых людей не пускает, а Добрых встречает!

Для того чтобы в доме всегда были добро и мир, нужно жить дружно и не ссориться. А вы дружите между собой?

Программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительной группы «Кукла своими руками»

Хозяйка: Берегинюшка, все мои гости очень дружные. Сейчас они тебе это докажут. (Выходят все дети)

Дети поют частушки о дружбе:

1 Мы частушки вам споем –

И об этом, и о том,

Ты послушай, Берегиня,

Как все дружно мы живем!

2 На площадке мы копали,

Червяков в земле нашли,

Так девчонок напугали,

Что они совсем ушли!

3 Димочка ходил в спортзал,

Себе мускулы качал

Он Полинку защитил,

Комаров на ней прибил!

4 Вика с Машей – две подружки,

За одним столом сидят

Много лет они уж дружат,

Удивляют всех ребят.

5 Ой, подруга милая,

Не ходи унылая.

Не ходи печальная,

Будь как я отчаянная.

6 Дружба крепнет с каждым днем,

Классно мы, друзья, живем!

Интересно в мире жить,

Можно вовсе не тужить!

Фото «Кукла своими руками»

Берегиня: Спасибо вам, ребята, порадовали вы меня. Вижу я, что вы дружные и добрые, а еще веселые. Буду я вас оберегать и добра для вас желать. А теперь пора мне, до свидания! Уходит.

Хозяйка – (достает из корзины куклу). Может вы и эту куклу знаете? Правильно, называется она Колокольчик. Ее сделала семья…

Реб и родит: Колокольчик – кукла добрых вестей. Звон колокола оберегал людей от разных болезней.

Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только приятные известия и быть всегда в веселом настроении.

Хозяйка Раньше люди собирались в горнице, чтобы любимые песни попеть, шутки – прибаутки услышать, добрым словом перемолвиться. А что такое горница? – (это просторная старинная изба, комната). Вот такая, как сегодня у нас с вами. Издавна ведется: веселье и труд – рядом живут! Поэтому, гости дорогие- веселитесь! Отдыхайте! Но и про дела не забывайте! А где песня поется, там и трудится веселее. Запевайте песню шуточную, шуточную – прибауточную!

Дети запевают под музыкальное сопровождение русскую народную прибаутку «Две тетери».

«Две тетери»

Играющие становятся в круг. За кругом двое ребят в шапочках птиц. В центре круга чашка с «творогом».

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу. (Дети ходят по кругу.)

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

Дети поднимают сплетенные руки, тетери летят к чашке. На слово «улетели» тетери стараются быстро вылететь из круга, а ребята на окончание слова закрывают «воротики». Пойманный ребенок выбирает новую тетерю.

- А ещё хотите поиграть? (игра повторяется)

Хозяйка: сколько веселья принесла нам кукла Колокольчик! Но у меня в корзинке еще что-то есть. Давайте посмотрим, что там? (Достает оттуда пеленашку). На кого похожа эта кукла (на младенца? Почему у нее такое название (ребенок в пеленках, запеленован). Как же она называется? Куклу пеленашку сделала семья….

Реб и родит: куколка Пеленашка на вид очень простая куколка - младенчик в платочке, запеленованный в пеленку. Пеленашка шилась перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда. Эта кукла была самой первой игрушкой ребенка. Ее клали в колыбель к ребенку до его крещения, как оберег от злых духов.

Хозяйка А что делают маленькие детки большую часть времени? (спят). Правильно, им надо набираться сил и быстрее расти. А когда малыши спят, взрослым некогда спать, им надо успеть напрясть, наткать.

Песня «Позолоченная прялица»

Хозяйка: А еще их ждет работа на огороде, в поле.

Там они собирают разные травы и изготавливают из них куколку. Как она называется? Ее сделала семья…

Реб и родит: травница наполнена душистой травой. Стоит её немного помять в руках и запах особой травки разносится по всему дому. Это запах считается не только магическим, отгоняющим злых духов, но и лечебным. Душистая трава отгоняет от людей болезни. (Мнет, показывает детям, дает понюхать)

Травница следит за тем, чтобы болезни не проникали в дом, а если уж и проникли, то выгоняет их вон. Такую куклу подвешивали над колыбелью младенца, вешали в доме, давали играть детям и ставили возле болеющего человека.

Хозяйка А если в доме все ладится, то почему бы песни не спеть, хоровод поводить?

Хоровод «Во поле берёза стояла»

А еще у меня есть кукла, кто знает как она называется? (достает из корзины крупеничку). Крупеничка. Ее сделала семья…

Реб и родит: Куклы Крупенички считались главными куклами в доме, поскольку являлись хранительницами того, во что был вложен нелегкий труд целого семейства. В таких куклах хранилось лучшее отборное зерно с собранного урожая, которое весной использовалось для посева.

Куклы Крупенички были показателем благосостояния: гость, заходивший в дом, по этим куклам мог легко определить, в достатке ли живет семья.

Хозяйка: Представьте себе. Позади трудовой день. Огороды вскопали, картошку посадили, даже рыбки наловить успели. А кончено дело – гуляй смело! Делу время – потехе час!

Ребята, а вы знаете русские народные потешки? Покажите мне!

Выходит два ребенка

Потешка первая. «Мы с тобой шли…»

- Мы с тобой шли?

- Шли.

- Пирожок нашли?

- Нашли.

- Я тебе его дал?

- Дал.

- Ты его взял?

- Взял.

- А где же он?

- Кто?

- Пирожок.

- Какой?

- Ну, мы с тобой шли?

Хозяйка: Молодцы, гости дорогие! Заглянем в мою корзинку снова (достает Мартенички).

Реб и родитель: Эти куклы называются Мартинички. Это древний славянский весенний символ-оберег. Мартинички были частью языческого обряда зазывания весны. В этот день звали весну, пели специальные песни (заклички, веснянки, дарили друг другу сделанных из ниток кукол.

Выходит ребенок:

Как у нашей у березки -

Очень славные сережки

Как стройна и как мила

Это вновь пришла Весна!

Хозяйка. Гости мои дорогие! Сегодня вы меня порадовали шутками-прибаутками, частушками и играми веселыми. Много рассказали о куклах. А что общее у всех этих кукол? (нет лица). Я расскажу вам, почему.

Славянские куклы-обереги имеют одну особенность. У них нет лица. Такой вид куклы не случаен. В таких куклах никак не могла поселится нечистая сила.

Хозяйка: Спасибо вам, гости, порадовали вы меня. А теперь пора нам с вами прощаться. На прощание я хочу вам пожелать следующее:

Прекрасный мир вещей

Накоплен был веками.

Хранит их каждый дом, а может быть – музей.

Умейте выполнять и сотворять руками

Все то, что может радовать друзей.

Программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительной группы - фото
Фото №1 Приобщение детей к русской народной культуре работа не только актуальная но и интересная Фото №2 Публикация Программа художественно эстетической направленности для детей подготовительной группы Кукла своими руками размещена в разделах Подготовительная группа Поделки Фото №3 В этом процессе ребёнок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребёнка

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Ритмопластика» В наше время остро стоит проблема развития и коррекции речи у детей. Правильная и красивая речь не всегда, к сожалению, дана от рождения.

Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей 3–7 лет Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа художественной направленности «Умелые ручки» разработана на основе Положения.

Конспект НОД по художественно-эстетической направленности в средней группе «Мы-художники» Цель: формировать эмоциональную отзывчивость на средства художественной выразительности: на жест, интонацию, мимику, цвет, форму. Учить.

Кукла-кувадка своими руками для детей старшей группыКукла-кувадка своими руками для детей старшей группы Конструирование из ткани куклы Кувадки для детей старшей группы Тема: Изготовление из ткани куклы Кувадки. Цель: Познакомить детей с народным.

Проект по художественно-эстетической направленности с учетом ФГОС Стратегической концепцией в области образования, как отмечено в «Концепции долгосрочного социально – экономического развития РФ на период.

Программа художественно-эстетической направленности ИЗО-студии (срок реализации 2 года) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Актуальность. Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его.

Рабочая программа по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности «Согласовано» «Утверждаю» Заместитель директора по ДО Директор ГБОУ школа №1373 ___Е. А. Мартынова ___И. М. Углава.

Рабочая программа по художественно-эстетической направленности кружка «Колобок» в старшей группе МДОУ «Детский сад №2» г. Торопца Цель программы: Формирование и.

Развитие музыкальной одарённости детей посредством создания системы работы по художественно-эстетической направленности Шефер Анна Константиновна МДОБУ «Детский сад № 5 «Теремок» город Минусинск Развитие музыкальной одарённости детей дошкольного возраста.

Занятие художественно-эстетической направленности «Золотая осень» КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ ТЕМА: «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа художественно-эстетической направленности для детей подготовительной группы «Кукла своими руками»
Опубликовано: 12 марта 2016 в 20:12
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД