Программа индивидуальной работы в учреждении дополнительного образования «Калейдоскоп творчества. Арт-терапия»

Юлия Шадрина
Программа индивидуальной работы в учреждении дополнительного образования «Калейдоскоп творчества. Арт-терапия»

"Мне хотелось бы рисовать так, как это делают дети – для них не существует законов и пропорций, поэтому их рисунки полны экспрессии и жизни…"

Пабло Пикассо

Программа индивидуальной работы «Калейдоскоп творчества - Арт-терапия» является дополнительной к программе «Калейдоскоп творчества».

Сущность программы заключается в обеспечении условий для развития интересов, склонностей, способностей детей с ОВЗ, организации их свободного времени. Обучение детей рисованию и декоративно-прикладному творчествуможно считать важным по следующим причинам:

1. Обучение помогает ребенку проявлять свою индивидуальность, творить, дает ему определенную свободу, способствует самовыражению.

2. Рисование и декоративно-прикладное творчество, является одним из самых доступных и популярных видов творчества для детей с особенностями.

3. Образовательная программа дополняет основные программы дополнительного образования и дает больше времени и возможностей для удовлетворения потребностей в творческой деятельности с учетом его индивидуальных возможностей.

Пояснительная записка

Программа индивидуальной работы «Калейдоскоп творчества - Арт-терапия» разработанав соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р,

Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»,

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»).

Направленность: программа имеет художественную направленность т. к. рисование и декоративно-прикладное творчество является одним из основных средств художественно-эстетического воспитания и развития ребенка с ОВЗ.

Программа индивидуальной работы «Калейдоскоп творчества - Арт-терапия» была изменена, откорректирована с учетом возможностей детей с особенностями.

Актуальность: программы дополнительного образования детей инвалидов и ОВЗ «Калейдоскоп творчества - Арт-терапия» обусловлена тем, что среда дополнительного образования может обеспечить включение ребенка с ОВЗ в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, интересов, тем самым способствовать его реабилитации и социализации, уникальным возможностям по развитию творческих способностей обучающихся с ОВЗ и предполагает развитие в ребенке способностей, позволяющих ему самореализоваться в различных видах и формах художественной и прикладной деятельности.

И так актуальность данной программы состоит в том,что:

-программа социально ориентирована на детей, требующих особого внимания;

-предназначена для удовлетворения потребностей детей с ОВЗ в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства;

-способна обеспечивать включение ребенка в новые формы организации социальной жизни, тем самым обеспечивая социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в существующей социальной среде;

-обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов ребенка, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, ориентации на личный успех.

Для детей с ОВЗ важен результат их деятельности, чтобы все созданное ими удовлетворяло, прежде всего, их самих, а также вызывало бы одобрение их сверстников и взрослых, а это возможно при условии систематического и последовательного усвоения детьми знаний, умений и навыков, необходимых для успешного овладения художественной и декоративно-прикладной деятельностью и развития их творчества. Приобретаемые знания и представления закрепляются практикой.

Результатом занятий является создание творческих работ разными художественно-выразительными средствами.

Новизна: программа предполагает использование новых техник художественной и декоративно-прикладной деятельности, новейших материалов. Это даёт возможность для создания эксклюзивных работ и развития у детей творческой деятельности. Содержание на протяжении всего периода реализации программы практически остается постоянным, но при этом предусматривает отработку одних и тех же видов деятельности (экспериментальные упражнения с изобразительными средствами, с цветом, получение оттенков путем смешивания, закрытие фона, нанесение кистью линий, штрихов, мазков, экспериментальные упражнения с использованием нетрадиционных техник рисования) периодически, многократно на каждом занятии. Причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. Этот способ структурирования материала открывает большие возможности для экспериментальной деятельности ребенка инвалида и ОВЗ, которая как раз направлена на развитие их творческого самовыражения.

Цель: – создание условий, помогающих детям с ограниченными возможностями здоровья овладеть выразительными средствами рисунка и декоративно-прикладного творчества на доступном уровне, при которых он может отображать своё видение мира, творческих способностей.

Задачи:

Обучающие:

-формирование умения пользоваться материалами и инструментами;

-формирование элементарных представлений о форме, цвете, композиции, размерах и пространственных отношениях;

Коррекционно-развивающие:

-развитие интереса к работе с различным изобразительным и декоративно-прикладном материалом, к процессу творчества;

-развитие на доступном уровне изобразительных умений и навыков;

-развитию мелкой моторики;

-активизация самостоятельной деятельности детей;

-развитие творческой деятельности во взаимодействии с педагогом;

-развитие доброжелательного отношения к окружающим, веры в себя, в свои возможности.

Воспитательные:

-воспитание интереса к творчеству;

-воспитание понимания на доступном уровне красоты в окружающей действительности, в искусстве;

Программа рассчитана на возраст детей с ОВЗ от 7 до 13 лет.

Срок реализации программы: – 3 года.

Формы и режим занятий:

Формы: индивидуальные.

Режим: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Длительность каждого учебного занятия составляет 30 минут.Перерыв между занятиями: 10 минут.

Всего на освоение программы отводится 216 часа:

1 год обучения - 72 часа;

2 год обучения - 72 часа;

3 год обучения - 72 часа;

Наполняемость группы: до 5 человек.

Выбор форм и методов работы зависит от особенностей детей, их личностных качеств, знаний, умений, навыков, а также возраста воспитанников каждой учебной группы. Зачисление в индивидуальную группу производиться на основании копии справки, подтверждающей инвалидность или ОВЗ.

Допускается добор детей в объединение в течение учебного года.

Ожидаемые результаты:

-создание благоприятных условий для раскрытия личностных потенциалов ребенка инвалида и ОВЗ удовлетворения его потребностей в творческом самовыражении.

-умение использовать инструменты и материалы по назначению;

-интерес к изобразительной деятельности;

-знание названий материалов и инструментов.

В качестве диагностики используются:

творческое задание;

выставки.

Учебно-тематический план

1 год обучения

№ п/п Тема

1 Работа с бумагой Сентябрь

2 Нетрадиционное рисование Октябрь

3 Лепка Ноябрь

4 Работа с бумагой Декабрь

5 Нетрадиционное рисование Январь

6 Лепка Февраль

7 Трафаретная роспись Март

8 Работа с бумагой Апрель

9 Нетрадиционное рисование Май

2 год обучения

№ п/п Тема

1 Работа с бумагой Сентябрь

2 Нетрадиционное рисование Октябрь

3 Лепка Ноябрь

4 Работа с бумагой Декабрь

5 Нетрадиционное рисование Январь

6 Лепка Февраль

7 Трафаретная роспись Март

8 Работа с бумагой Апрель

9 Нетрадиционное рисование Май

3 год обучения

№ п/п Тема

1 Работа с бумагой Сентябрь

2 Нетрадиционное рисование Октябрь

3 Лепка Ноябрь

4 Работа с бумагой Декабрь

5 Нетрадиционное рисование Январь

6 Лепка Февраль

7 Трафаретная роспись Март

8 Работа с бумагой Апрель

9 Нетрадиционное рисование Май

Содержание обучения

1 год обучения

Вводное занятие.

Теория: План работы на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе.

Раздел 1. Работа с бумагой.Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.

Практика: Оригами. «Осенний лист». Открытка с элементами квиллинга «Ромашка».

Раздел 2. Нетрадиционное рисование.Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.

Практика: Рисование мыльными пузырями. Рисование с помощью губки.

Раздел 3. Лепка.Теория: Техники работы с соленым тестом, материалы, инструменты.

Практика: Работа с соленым тестом «Рыбка».

Раздел 4. Работа с бумагой.Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.

Практика: Оригами. «Дерево». Открытка с элементами квиллинга «Новый год».

Раздел 5. Нетрадиционное рисование.Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.

Практика: Отпечатки. Штампы.

Раздел 6. Лепка.Теория: Техники работы с пластилином, материалы, инструменты.

Практика: Пластилиновая живопись.

Раздел 7. Трафаретная роспись.Теория: Техники работы с соленым тестом, материалы, инструменты.

Практика: «Животные».

Раздел 8. Работа с бумагой.Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.

Практика: Аппликация «Мультяшки»

Раздел 9. Нетрадиционное рисование.Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.

Практика: Рисование мелками. Рисование в технике эбру.

Практика: Выставка лучших работ за учебный год.

2 год обучения

Вводное занятие.

Теория: План работы на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе.

Раздел 1. Работа с бумагой.Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.

Практика: Оригами. «Кошка и котята». Открытка с элементами квиллинга «С 1 Сентября».

Раздел 2. Нетрадиционное рисование.Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.

Практика: Рисование с помощью пакета, создаем фон. Рисование с помощью трафарета.

Раздел 3. Лепка.Теория: Техники работы с соленым тестом, материалы, инструменты.

Практика: Работа с соленым тестом «Символ Нового года».

Раздел 4. Работа с бумагой.Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.

Практика: «Снежинки». Открытка с элементами квиллинга «Новый год».

Раздел 5. Нетрадиционное рисование.Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.

Практика: Рисование манкой «Зимушка-зима». Рисование губкой «Сон мишутки».

Раздел 6. Лепка.Теория: Техники работы с пластилином, материалы, инструменты.

Практика: Пластилиновая живопись.

Раздел 7. Точечная роспись.Теория: Техники работы точечная роспись, материалы, инструменты.

Практика: Роспись «Пасхальное яйцо».

Раздел 8. Работа с бумагой.Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.

Практика: Аппликация «Корзинка с цветами для мамы»

Раздел 9. Нетрадиционное рисование.Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.

Практика: Рисование с помощью свечи и красок. Рисование в технике эбру.

Практика: Выставка лучших работ за учебный год.

3 год обучения

Вводное занятие.

Теория: План работы на учебный год. Культура труда, организация трудового процесса, подготовка рабочего места. Правила поведения на занятиях и режим работы. Правила безопасности при работе.

Раздел 1. Работа с бумагой.Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.

Практика: Оригами. «Животные». Открытка «С Днем учителя!».

Раздел 2. Нетрадиционное рисование.Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.

Практика: Рисование с помощью трафаретов.

Раздел 3. Лепка.Теория: Техники работы с соленым тестом, материалы, инструменты.

Практика: Работа с соленым тестом «Мультипликационный герой».

Раздел 4. Работа с бумагой.Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.

Практика: «Снежинки». Открытка с элементами квиллинга «Зима».

Раздел 5. Нетрадиционное рисование.Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.

Практика: Рисование восковыми мелками + акварель «Зимняя сказка». Рисование губкой «Снежинки».

Раздел 6. Лепка.Теория: Техники работы с пластилином, материалы, инструменты.

Практика: Пластилиновая живопись.

Раздел 7. Точечная роспись.Теория: Техники работы точечная роспись, материалы, инструменты.

Практика: Роспись «Закладка».

Раздел 8. Работа с бумагой.Теория: Техники работы с бумагой, материалы, инструменты.

Практика: Аппликация «Подводный мир»

Раздел 9. Нетрадиционное рисование.Теория: Техники работы с красками, материалы, инструменты.

Практика: Рисование в технике эбру.

Практика: Выставка лучших работ за учебный год.

Литература для педагога

1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. Для студ. Сред. И высш. Пед. Учеб. Заведений/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. –М.: ИЦ “Академия”, 2001. – 248с.

2. Зайцева И. А., Кукушкин В. С, Ларин Г. Г., Румега Н. А, Шатохина В. И. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Кукушина. Изд-е 2-е, перераб. И доп. – М.:ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2004. – 352с. (Серия “Педагогическое образование”)

3. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с. ,илл.

4. Творческая терапия - Терапия творчеством. У. Баер, класс, 2015

5. Арт-терапия. Йога внутреннего художника. А. Будза, АСТ, 2002

6. Практикум по креативной терапии. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Сфера

7. Арт-терапия в работе с детьми. Киселева М. В. Речь, 2007

Практикум по арт - терапии. Копытин А. И. Институт общегуманитарных исследований, 2015

8. Смирнова Е. «Игрушки своими руками. Сухое объемное валяние». – СПБ.: Питер, 2014.

9. Техники аналитической арт-терапии. Исцеляющие путешествия. Копытин А. И. Речь, 2007

10. Теория и практика арт-терапии. Копытин А. И.

11. Руководство по групповой арт-терапии. Копытин А. И.

12. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. Лебедева Л. Д.

13. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. Левченко И. Ю.

14. Интуиция, творчество и арттерапия. Одриосола М. В.

15. Арт-терапия для детей с задержкой психическою развития. Рыбакова С. Г.

16. Практикум по арт-терапии: шкатулка мастера. Тарарина Е. вариант, 2017

Интернет ресурсы:

1. Арт-терапия. Методические рекомендации. Колошина Т. Ю. http://rideo.tv/koloshina

2. Диагностика в арт-терапии. Метод Мандала. Копытин А. И. Психотерапия 2016 год http://rideo.tv/kopitin_a

Публикации по теме:

Опыт работы «Обучение детей 5–7 лет основам грамоты в учреждении дополнительного образования»Опыт работы «Обучение детей 5–7 лет основам грамоты в учреждении дополнительного образования» Содержание 1 Пояснительная записка 3 2 Понятие «обучение грамоте» в современной научно-методической литературе 4 2.1. Обучение грамоте.

Программа дополнительного образования для кружковой работы «Хочу все знать» Содержание: 1. Пояснительная записка…. 3 2. Нормативные основы дополнительного образования…. 5 3. Цель программы….6.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по Лего-конструированию Актуальность Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных.

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Программа дополнительного образования «Учимся читать» для работы с детьми дошкольного возраста 6–7 лет Содержание 1. Пояснительная записка…3 2. Учебно-тематический план ….7 3. Содержание программы…10.

Программа дополнительного образования в детском саду «Арт-терапия в работе с детьми» Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность: Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность.

Сценарий выставки в учреждении дополнительного образования «Радуга красок» Сценарий выставки рисунков «Радуга красок» Художник: Здравствуйте! Здравствуйте! Здравствуйте! Я рада видеть всех присутствующих в этом.

Школа раннего развития как эффективная форма работы с детьми дошкольного возраста в учреждении дополнительного образования Никак нельзя игнорировать то, что конкуренция в жизни становится всё жестче, вершины успеха — всё выше и неприступней. А значит, восхождение.

Система сопровождения одаренных детей в учреждении дополнительного образования Система сопровождения одаренных детей в учреждении дополнительного образования Качественный скачок в развитии новых технологий в последнее.

Станция юных техников. Фотоотчет с занятия в учреждении дополнительного образованияСтанция юных техников. Фотоотчет с занятия в учреждении дополнительного образования В настоящее время большую роль в развитии ребёнка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Народные промыслы
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Программа индивидуальной работы в учреждении дополнительного образования «Калейдоскоп творчества. Арт-терапия»
Опубликовано: 9 октября 2019 в 20:17
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки