МААМ-картинки

Программа интенсивного умственного развития детей дошкольного возраста 4–6 лет

Татьяна Парамонова
Программа интенсивного умственного развития детей дошкольного возраста 4–6 лет

ПРОГРАММА ИНТЕНСИВНОГО УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(4-6 ЛЕТ)

Развитие ребенка : восприятие им окружающего мира, представлений, мышления, личностных качеств осуществляется в активном игровой деятельности, в которую он включается в силу своей любознательности, интересов. Надо признать, что не любая деятельность станет основополагающей в развитии личности, а лишь содержат результат, протекающий на положительном эмоциональном фоне, ориентированная ка проявление доброты и сочувствия к другому. Это деятельность, которой ребёнок увлечен в ходе над ним не довлеет воля и усилие взрослого, стремящегося направить мысль ребенка в русло приемлемое стилю и педагогическим воззрениям взрослого.

Публикация «Программа интенсивного умственного развития детей дошкольного возраста 4–6 лет» размещена в разделах

В предполагаемом содержании занятий с детьми 4-6 лет представлено назначение и краткое содержание игр и упражнений, элементы методики руководства детской игровой и практической деятельностью. Они апробированы с детьми д/с 125 Адмиралтейского района г. Санкт-Петербург, что не предполагает прямой изоляции их в других условиях. Естественно, что при этом педагогу, родителям необходимо учитывать собственные интересы, ориентироваться на возможности возраста воспитанников.

Методическая разработка предназначена для оказания помощи воспитателям, родителям в подборе игр, упражнении развивающего ха-рактера для детей дошкольного возраста.

Предполагаемые упражнения, игры, задачи направлены на познание детьми свойств объектов, отношений, закономерностей, чисел, величин, развитие внимания, памяти, воссоздающего и творческого воображения, сообразительности, самостоятельности, творчества.

Содержание может усложняется в зависимости от возраста, темпов освоения игр детьми, способности действовать инициативно и творчески. Усложнения содержания заданий сопровождается повышением требования к характеру умственной деятельности детей, способа, анализа, сравнения, обобщения, построения высказываний. В случае затруднения взрослый включается в игру на правах равного, не злоупотребляя подсказкой, пояснением. Надо дать возможность детям самостоятельно получить результат, догадаться, сделать вывод.

При комплектовании игр и групп 6 -8 детей следует учитывать не только возраст, но и уровень развития.

ЗАНЯТИЕ 1

ЦЕЛЬ: Развитие воображения, умения видеть характерные признаки предметов, сравнивать.

МАТЕРИАЛ: Предметные картинки, иллюстрации на нахождение сходства и отличия, игра "Сложи узор", комплект из 4 кубиков, схематические рисунки.

Содержание:

Игровое упражнение: Кто назовет как можно больше признаков отличия? Детям предлагаются разные виды картинок, но с одинаковым количеством признаков-отличия. Например, в одной паре картинок 6-7 признаков отличия и в другой столько же (рис. 1). Названные детьми отличия фиксируются.

При дальнейшем использовании картинок возможно ограничение времени до 2-3 мин.

Игра "Сложи узор"

Взрослый спрашивает у детей, почему так необычно раскрашены куби-ки и как? Подводит детей к мысли о том, что из них удобно составлять узоры, сооружать постройки, Показывает образцы из серии СЗГ-А. Обращает внимание на цветовые сочетания и предлагает составить узор. Взрослый участвует в игре на правах равного, делает попытку составить узор, вслух рассуждает. Предлагает детям составить новый узор, которого нет в книге.

Игра "На что похоже"?

Для игры используются карточки со схематичными рисунками разных фигур, которые можно воспринимать как детали или контурное изображение какого- либо предмета.

После ответа на вопрос "На что похоже?", рисунки раздаются детям и они видоизменяют их путём дорисовки отдельных элементов. После этого дети вновь ищут сходство изображенного с реальным предметом. Допустимо несколько этапов дорисовки и изменения предметов.

ЗАНЯТИЕ 2

ЦЕЛЬ: Развитие воображения, наблюдательности, умение составлять узор путём комбинирования цвета и формы.

МАТЕРИАЛ: Иллюстрации на поиск отличий, лишнего или недостающего предмета, игра"Сложи узор",схематические рисунки. СОДЕРЖАНИЕ.

Игры-упражнения:"Кто больше найдет отличим","Кто быстрее найдет лишние предметы?

Дети решают простые логические задачи, как индивидуально, так и коллективно. Взрослый помогает ребёнку как можно точнее назвать выделяемый признак и его пространственное расположение в анализируемом изображении.

По окончании анализа картинок детям предлагается нарисовать два простых рисунка (Два мяча, две куклы, заложив в один из них какую-либо особенность: другой цвет, форму и т. п.

Автор рисунка показывает рисунки другому ребенку и спрашивает, чем отличается одна картинка от другой,.

Игра " Сложи узор".Используется комплект из 4-9 кубиков, образцы серии СУ-А,СУ-Б, дети составляют узоры по образцам, составленному замыслу.

За каждый составленный узор детям вручается поощрительный приз: флажок, звёздочка ;т т. д. Узоры самостоятельно придуманные и составленные зарисовываются в альбом или индивидуальную тетрадь ребёнка, сначала с участием взрослого, а затем самостоятельно.

Игра " На что похоже?"

Детям предлагаются рисунки, сначала состоящие из двух частей. Они рассматривают схематические изображения, определяют сходство и различие с реальными предметами. Взрослый спрашивает: Какие элементы можно подрисовывать к каждому рисунку, чтобы изменилось название предмета?

Дети дают устные ответы, без практического действия. Например: если я подрисую к шарику на ниточке листики, то получится вишенка.

За каждое преобразование рисунка дети получают фишку, подсчет которых выявляет победителя.

ЗАНЯТИЕ 3

ЦЕЛЬ: Развитие смекалки, фантазии, умения рассуждать, доказывать.

MATЕРИАJI : Предметы, игрушки – колечко, шарик, лоскуток, папочка; игра " Сложи узор", геометрическая мозаика.

СОДЕРЖАНИЕ.

Взрослый просит детей привести пример какой-либо шутки:из личного опыта литературного произведения. Затем предлагает решить задачу-шутку. «Ты да я, да мы с тобой».Сколько нас всего?"

Воспитатель выслушивает ответы, предлагает встать парами напротив друг дата, поочерёдно проговорить задачу, соотнося слова с соответст-вующими действиями.

Примерные задачи-шутки: Едет тележка, два колеса впереди, - Два сзади, два слева, два справа. Сколько всего колёс? Тройка лошадей пробежала три километра, Сколько пробежала каждая лошадь?

Игровое упражнение "Чем это может быть?"

Воспитатель предлагает посмотреть на предметы и придумать, чем они могут быть?

Дети встают в круг, воспитатель берёт один из предметов и кидает о стенку мяч. Поймавший мяч бросает его обратно и говорит назначение при-думанного предмета.

Игра "Сложи узор".

Составление узоров из девяти кубиков и полного набора, по собственному желанию и образцам, учитываются интересы детей и степень освоенности игры ребёнком.

Взрослый стимулирует желание играющего составить оригинальный, интересный узор, картинку, зарисовать ее, включает детей в совместную деятельность, поощряя оказание помощи друг другу.

Составь картинку из геометрической мозаики.

Взрослый просит каждого ребёнка назвать, что он будет составлять /выявить его замысел/, следит за его выполнением.

ЗАНЯТИЕ 4

ЦЕЛЬ: Развитие внимания, памяти, сообразительности, умения быстро ориентироваться на плоскости,

МАТЕРИАЛ: Предметы-игрушки, картинки, разрезанные на 4-5 частей, "Монгольская игра", лабиринты.

СОДЕРЖАНИЕ

Игра " Что изменилось"?

Дети запоминают 6-7 предметов, расположенных на столе, После произведённых изменений определяют, изменилось ли их расположение, количество /каких предметов не стало/,неизменность расположения и количества предметов/всё осталось без изменений/, игра повторяется несколько раз.

Игра «Составь картинку»

Каждый ребёнок получает по 4 картинки, разрезанные на части, требуется как можно быстрее составить их. Побеждает тот, кто сделает это первым.

Монгольская игра

Дети берут конверты с элементами монгольской игры: квадрата разрезанным определённым образом / рис 2а,26./

Называют геометрические фигуры, группируют их по форме: прямоугольники, квадраты, треугольники; по размеру и другим признакам. Составляют из имеющихся фигур новые фигуры, путём присоединения одного предмета к другому, зарисовывают их. Дети составляют простые силуэты из 3-4элементов: стол, диван, машину.

"Кто быстрее пройдёт свой лабиринт?"

Дети получают по насколько лабиринтов, покрытых прозрачной пленкой. Следом карандаша показывают путь прохождения. Выигрывают дети не допустившие ошибок. Взрослый просит детей выразить в речи направление движения / рис. 3

«Сложи узор»

ЗАНЯТИЕ 6

ЦЕЛЬ: Развитие комбинаторных способностей, творческого воображения, логики и мышления.

МАТЕРИАЛ: Схематические рисунки, монгольская игра, геометрическая мозаика

Игра «Сложи узор»

СОДЕРЖАНИЕ.

«Дорисуй и назови предмет»

Каждый ребёнок выбирает себе лист со схематическими рисунками. Требуется дорисовать каждый из них и назвать предмет, получившийся в ре- зультате. По окончании дорисовки дети рассматривают полученные изображения, оценивают с позиции содержания и сходства с реальными субъектами.

Монгольская игра

Составление силуэтов из полного набора элементов по контурным образцам. Взрослый предлагает детям рассмотреть 4-5 образцов /рис 26/,высказать предположение о последовательности воссоздания их, расположении элементов. Количество составленных каждым ребёнком силуэтов фиксируется фишками. Желательно иметь несколько наборов игры на каждого играющего, что даёт возможность сохранить на время составленные элементы.

Геометрическая мозаика

Дети ставятся в условия действовать быстро, результативно. Составить задуманный ими узор, силуэт следует за 2 мин. Взрослый обеспечивает единовременное начало всей игры всеми детьми. Ход времени фиксируется по часам, дети следят за продвижением стрелки.

В конце игры обсуждается зависимость между сосредоточенностью, направленностью действий и результативностью.

Игра " Сложи узор"

Коллективное составление узоров. Дети делятся на две подгруппы по 4-5 человек в каждой. Сначала составляют узор по образцу СУ-Д,а затем-по собственному замыслу. В ходе - коллективной работы дети овладевают умением согласовывать свои действия и желания с мнением других, общаться, договариваться, уступать, настаивать на возможно правильном варианте, радоваться положительному результату.

Творческие детские работы используются для организации выставки или при проведении конкурса на лучший, придуманный.

ЗАНЯТИЕ 7

MAT ЕРИАЛ: Листы с семью геометрическими фигурами. Например, на одном листе семь треугольников, расположенных в беспорядке по всей плоскости листа, на другом-семь кругов и т. п. ; монгольская игра, план комнаты.

СОДЕРЖАНИЕ.

"Преврати геометрические фигуры в предметы"

Дети выбирают себе лист с геометрическими фигурами и за определённый отрезок времени/3-4 мин/ превращают их путем дорисовки,изменения в предметы. Оцениваются рисунки с точки зрения реальности и быстроты выполнения.

Монгольская игра

Самостоятельное составление из полного набора игры заданного взрослым силуэта/рис,2в/.Например, все дети сначала составляют силуэт дома, а затем, не разбирая его, составляют силуэты построек детской игровой площадки. Это даёт возможность развернуть игру при условии использования дополнительных мелких деталей

«Куда спрятался мишка?»

Воспитатель рассматривает с детьми план комнаты, сверяя расположение предметов мебели на плане с реальным. Затем незаметно для детей прячет мишку под одним из реальны? : объектов, указанных на плане * кладет фишку на изображение этого объекта,

- Мишка реши. с нами поиграть и спрятался куда-то, Помочь отыскать мишку поможет план комнаты. Где он спрятался? Дети находят игрушку и рассказывают о пространственном расположении предметов в комнате и их условное обозначение на плене, направлении поисков*

Дети поочерёдно по очереди прячут самостоятельно игрушку и отме-чаю* фишкой на плане её место нахождения или наоборот, ориентируясь на плаке, выбирают объект,под который будет спрятала игрушка.

4."Чем похож эти загадки?" " 4 брата по улицам бродят, один другого не обгоняет, один от другого не отстает? "/Колёса автомобиля/. " Как только с места тронусь я, все четверо начнут кружиться,/Телега/. " У него 4 лапки, лапки цап-царапки, пара чутких ушей, он гроза для мышей,/Кот/. " Спинка, доска и четыре ноги - что я задуман, скорей назови /Стул/.

После анализа загадок и отгадок к ним, взрослый просит детей нарисовать одну из загадок.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Дошкольный возраст — уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка» Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые.

Консультация «Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка»Консультация «Сенсорное воспитание — основа умственного развития ребенка» "Сенсорное воспитание – основа умственного развития ребенка". Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование.

Перспективный план на 5 лет «Формирование связной речи посредством развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1г. Лениногорска» муниципального образования «Лениногорский муниципальный.

Предметно-развивающая среда как условие развития речи детей дошкольного возраста 5–6 лет Придя работать в детский сад, я задалась вопросом: «Как предметно-развивающая среда влияет на развитие речи ребенка в детском саду?». Чтобы.

Программа дополнительного образования экологической направленности для детей дошкольного возраста 5–7 лет «Ёлочка» МАДОУ г. Нижневартовска ДС №60 «Золушка» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ города Нижневартовска ДС №60 «Золушка ___О. Г. Коктышева.

Программа «Волшебный конструктор» для детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебный конструктор» для детей дошкольного возраста Автор-составитель: Хабибуллина А. Н. ,.

Программа эмоционального развития детей 5–7 лет «Мои чувства» Актуальность программы В последние годы происходит активное развитие системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных.

Рабочая программа группы общеразвивающей направленности детей дошкольного возраста (от 2 до 3-х лет) Содержание программы I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи по освоению Рабочей Программы 1.3. Принципы и подходы.

Родительское собрание в младшей группе «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития»Родительское собрание в младшей группе «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития» Родительское собрание в первой младшей группе «Сенсорное воспитание — фундамент умственного развития» Цель: обогащение родительских представлений.

Условия развития пальчиковых игр как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста На первом этапе мы определили уровень развития мелкой моторики у детей старшей группы. База проведенного исследования: Детский сад № 10.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа интенсивного умственного развития детей дошкольного возраста 4–6 лет
Опубликовано: 27 ноября 2017 в 13:04
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД