МААМ-картинки

Применение образовательной кинезиологии на логопедических занятиях в условиях социально-реабилитационного центра

Филатова Анна Васильевна
Применение образовательной кинезиологии на логопедических занятиях в условиях социально-реабилитационного центра

Введение

Образовательная кинезиология – система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём вытягивания потенций, заключённых в теле. Слово «образование» происходит от латинского «educre», означающего «вытягивать». «Кинезиология» (от латинского корня «Kinesis») - наука о движении человеческого тела.

Работа с детьми, имеющими различные речевые нарушения, требует творческого подхода, вдумчивого планирования занятий. Обязательного включения в структуру занятий образовательных технологий. В результате появился комплекс кинезиологических упражнений, основной целью которого является повышение уровня логопедического воздействия на коррекционно – развивающих занятиях. Образовательные кинезиологические упражнения обеспечивают:

Публикация «Применение образовательной кинезиологии на логопедических занятиях в условиях социально-реабилитационного центра» размещена в разделах

• Развитие межполушарной специализации.

• Развитие межполушарного взаимодействия.

• Развитие комиссур (межполушарных связей).

• Синхронизация работы полушарий.

• Развитие мелкой моторики.

• Развитие способностей.

• Развитие памяти, внимания.

• Развитие речи.

• Развитие мышления.

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений, которые используются в отношении детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Эти упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, облегчают процессы чтения и письма.

Упражнения включаются в индивидуальное логопедическое занятие. Однако при необходимости (особенно на подготовительном этапе логопедической работы с детьми, имеющими особенности психомоторной и волевой сферы, выделяю кинезиологические упражнения в полноценное занятие. Занятия, как правило, начинаются с изучения упражнений, которые постепенно усложняются, также увеличивается объем выполняемых заданий.

Продолжительность занятий от 5-10 минут до 20 -35 минут в зависимости от потребности ребенка. Доброжелательная, спокойная обстановка вызывает положительные эмоции у ребенка, повышает интерес к выполнению упражнений. Для закрепления результатов и повышения эффективности использования образовательной кинезиологиии рекомендую присутствие родителей на занятиях. Также упражнения рекомендую для ежедневного выполнения в качестве домашнего задания. При условии выполнения сотрудничества «логопед – ребенок – родитель» в среднем длительность одного цикла кинезиологических упражнений составляет 45-60 дней.

Определяющее влияние и действие кинезиологических упражнений, описание их выполнения.

1. «Кнопки».

Исходное положение : выполняется стоя. Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести. Помогают деткам проснуться и настроиться на логопедическое занятие. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, подготавливая его к восприятию сенсорной информации.

2. «Замочки».

Исходное положение : можно выполнять стоя, сидя, лежа. Скрестить лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед, скрестив ладони друг к другу, сцепив пальцы в замок, вывернуть руки внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Упражнение помогает вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Активизирует работу "интеллект– тело". Упражнение особенно советую использовать для детей, которые в силу индивидуальных психоэмоциональных состояний приходят на занятия расторможенными, чтобы успокоиться и переключить внимание.

3. «Колено – локоть».

Исходное положение : стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8-10 раз. Активизируется зона обоих полушарий, образуется большое количество нервных путей (комиссур, обеспечивая причинно – обусловленный уровень мышления.

4. «Сгибание стопы».

Исходное положение : сидя. Положить лодыжку на другое колено. Найти руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, и разгибать стопу. Повторить тоже для другой ноги. Включается в работу участок мозга, отвечающий за формирование и изложение мысли, активизируются творческие способности ребенка.

5. «Кулак - Ребро - Ладонь».

Исходное положение : сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга. Сжатая в кулак ладонь, положение ладони ребром на плоскости стола. Выполнять сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Количество повторений 8-10 раз. Эти упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения. Особенно рекомендую для детей с ЗПР.

6.«Слон».

Исходное положение : стоя. Встать в расслабленную позу. Колени слегка согнуты. Наклонить голову к плечу. От этого плеча вытянуть руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки ; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев. Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти сначала левой рукой, прижатой к левому уху, затем столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху. Это наиболее интегрирующее упражнение. Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляет наружные глазные мышцы, снимает напряжение и боль в спине. Детям это упражнение особенно нравится.

7. «Ленивые восьмерки».

Исходное положение: стоя или сидя. Вытянуть руку вперед, согнуть в локте, поднять большой палец руки на уровень переносицы, описывать восьмерки в горизонтальном поле видения. Следить при этом за движением большого пальца, только глазами. Рисовать восьмерки справа на лево и слева на право, сверху вниз. Упражнения выполняется 8-10 раз. Происходит миелинизация нервных сетей, что способствует формированию умений, навыков, а это особенно важно в сензитивный период развития детей.

8. «Зеркальное рисование».

Исходное положение: на доске или на чистом листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или фломастеру, одновременно рисовать зеркально-симметричные рисунки, буквы. Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Также можно рисовать на уже готовых обводилках.

9. «Позеваем».

Исходное положение: сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Выполняется 5-8 раз. Снимается напряжение с мышц лица, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче. Это упражнение также способствует устранению гиперсаливации при наличии дизартрического компонента у детей.

10.«Дум -дум».

Исходное положение: сидя или стоя. Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх наружу от верхней части к мочке уха пять раз. Помассировать участок сосцевидного отростка за ухом по направлению сверху вниз. На поверхности уха находится 148 активных точек. Это упражнение помогает сосредоточиться, а также лучше слушать и говорить.

Таким образом, под влиянием кинезиологических упражнений сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Что в свою очередь является очень важным залогом эффективной коррекционной работы с детьми с различной степенью речевых нарушений, а также имеющими в анамнезе основные и сопутствующие заболевания различного генеза.

Образовательную кинезиологию рекомендую в качестве основной здоровьесберегающей технологии для работы в условиях СРЦН.

Публикации по теме:

Декоративная композиция во дворе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Оформление участкаДекоративная композиция во дворе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Оформление участка «Уютное местечко» Вашему вниманию представлена декоративная арка, автором которой является педагог дополнительного образования Армавирского.

Конспект открытого занятия с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Строгание древесины» План - конспект открытого занятия «Строгание древесины» Раздел: «Технология обработки древесины» Тема: «Строгание древесины». Цель: ознакомление.

Задача воспитателя социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Воспитателем надо родиться, Чтоб детей непременно любить. И терпенье иметь, не сердиться, И заботой уметь окружить! В социально-реабилитационный.

Организация работы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних по профилактике самовольных уходов «Профилактика самовольных уходов» В последнее время одной из проблем социально-реабилитационных центров, школ-интернатов и других государственных.

Применение современных коррекционных технологий в работе воспитателя в условиях социально-реабилитационного центра. Применение современных коррекционных технологий в работе воспитателя в условиях социально-реабилитационного центра Мир, в котором живет.

Программа по поддержке ветеранов ВОВ для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Не жалейте добрых слов привета Для больных, усталых стариков. Чтобы их душа была согрета, Им не надо слишком много слов. Иногда достаточно.

Занятие с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «В мире интересных профессий» Тема занятия: «В мире интересных профессий». Цель: Подготовить учащихся к выбору профессии. Задачи: - показать значение трудовой деятельности.

Конспект занятия для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Вредные привычки» Тема: «Вредные привычки». Цель: развитие у детей осознанного неприятия к вредным привычкам как способов воздействия на свою личность. Задачи:.

Занятие для воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних 7–16 лет «Личность в семье» .

Конспект занятия с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья — волшебный символ жизни»Конспект занятия с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Семья — волшебный символ жизни» Занятие: «Семья - волшебный символ жизни»Цель: формирование у подростков представление о семье как о главной жизненной ценности. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение образовательной кинезиологии на логопедических занятиях в условиях социально-реабилитационного центра
Опубликовано: 24 ноября 2017 в 10:37
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД