Получи документы

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Истоки Добра»

Валентина Судницына
Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Истоки Добра»

Чтобы ни творилось в мире,

все равно останутся вечные ценности:

милосердие, добро, любовь – всё то,

что помогает выжить всему человечеству и

каждому человеку в отдельности.

Неоспоримо, что потенциал духовности заложен в каждом человеке при рождении и его надо развивать. С учётом генетических особенностей психики, сознания можно утверждать, что в каждом ребёнке в различной степени можно воспитывать духовность, в том числе и в ходе специально организованного педагогического процесса. Осознание ребёнком своих слов, действий и поступков с позиции доброты, совестливости, милосердия, сочувствия другим – достойный путь к обретению духовности.

Публикация «Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста „Истоки Добра“» размещена в разделах

Критерии развития духовности у детей : способность к сочувствию, сопереживанию; способность к осознанию себя, окружающего мира и рефлексии; способность к нравственной саморегуляции поведения.

Развивать духовность ребёнка – значит учить красоте, истине и добру. Под красотой в данном контексте понимается развитое чувство, привнесение красоты в сферу межличностного взаимодействия; под истиной – всеобщее определение нравственного значение, теоретическое отражение законов природы, человека, общества; под добром – внутреннее и внешнее свободное нравственное самоопределение человека.

Первоначальное обучение ребёнка не бывает делом головы, делом разума – оно бывает делом чувств, делом сердца, его можно понимать как первый шаг на пути духовного взросления маленького человека (К. Песталоцци). Пожалеть слабого, беззащитного, проявить сочувствие к больным, обездоленным, не пройти мимо того, кто нуждается в помощи, не быть бессердечным, безразличным; радоваться и восхищаться прекрасным, природой; жить и действовать для других, уметь строить отношения с окружающими людьми и со всей средой на основе высших чувств в широком смысле слова – в этих чувственно-эмоциональных состояниях в первую очередь проявляется духовность человека.

Актуальность: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» указывает, что содержание образования должно обеспечивать «духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей…».

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. В последние годы в ДОУ отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

Мероприятия нацелены на решение проблемы становления духовных ценностей и приобщение детей к эстетическому наследию православной духовной культуры. Цель: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общении и взаимоотношениях, основ мировоззрения и самовоспитания; создание условий для духовного развития личности ребёнка.

Задачи:

1. Приобщать детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям;

3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной культуры).

4. Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей,

5. Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

6. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Участники: дети, педагоги, родители.

В рамках реализации программы мероприятий «Истоки добра», МАДОУ № 105 осуществляет активное взаимодействие с социальными партерами:

• православный приход храма святителя Спиридона Тримифунтского г. Кемерово Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в лице настоятеля Алексея Владимировича Курлюты. При его поддержке собрана библиотека художественной и познавательной литературы для детей и родителей, видеотека материалов для работы с родителями, мультипликационные фильмы нравственного содержания, а также подобраны репродукции по ознакомлению детей с православными святынями и библейскими сюжетами, фонотека произведений православной музыки;

• ГКУК «Специальная библиотека Кузбасса для незрячих и слабовидящих»

Основные направления работы: 1. Духовно-образовательное (непрерывная образовательная деятельность, беседы). 2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, подвижные игры подвижные, сюжетно-ролевые игры, прогулки, экскурсии). 3. Культурно-познавательное (встречи с интересными людьми, целевые прогулки, экскурсии, концерты).

Ожидаемый результат

Процесс реализации программы будет способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; повышению нравственной культуры дошкольников; осмыслению духовно – нравственных ценностей; развитие толерантности, эмпатии, межличностных отношений и повышение самооценки старших дошкольников.

На этапе завершения данных мероприятий дети научатся быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе, помогать другим.

У воспитанников появится интерес к изучению православия, открывая тем самым путь к духовному совершенствованию и познанию отечественной культуры.

Дошкольники приобретут опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям и ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Месяц Меропрятие Цель

сентябрь Беседа настоятеля храма «Наша религия – православие, Бог – Творец мира».

Акция

«Добро и зло –

твой нравственный выбор» Цель: духовно-нравственное воспитание детей с изучением основ православной культуры.

Цель: Учить детей быть вежливыми, сдержанными, доброжелательными, учить работать в коллективе. Работать над выразительностью речи. Упражнять в умении различать добрые и плохие поступки. Воспитывать интерес к коллективной взаимопомощи, дружеские взаимоотношения между детьми.

Октябрь Виртуальная экскурсия

«Как выглядит православный храм»

Флешмоб

«Поделись своей улыбкой» Цель: Закрепить представление об устройстве церкви; знакомить с правилами поведения в церкви. Расширять словарный запас детей (храм, церковь, колокольня).

Знакомить детей с православным храмом его значением в жизни праволавных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.

Цель: Учить выражать свои чувства посредством положительных эмоций

Ноябрь Музыкальная видеопрезентация «История возникновения колоколов на Руси»

Выставка рисунков ко Дню Матери

«Пресвятая Богородица – Дева Мария»

Цель: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси. Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.

Воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине. Способствовать воспитанию духовно- нравственных качеств детей. Формировать нравственные умения и привычки, справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, доброжелательными, милосердными. Обогащение словаря: колокол, купол, звонарь, благовест, красный звон.

Цель: воспитывать любовь и уважение к матери на примере образа Пресвятой Богородицы

Декабрь «Добрый лучик»

Всемирный день инвалидов

Изготовление памяток правильного поведения «Божьи заповеди»

Цель: Формировать понятие "Доброта" доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы «Добро - зло»

Цель: учить жить по заповедям Божьим, строить свои отношения в обществе

Январь Рассуждение «Можно ли обидеть словом?»

Беседа «Что мы испытываем, когда нам говорят вежливые слова»

Развлечение «Коляда, коляда отворяй ворота» Цель: воспитывать у детей непринятие к сквернословию

Цель: знакомить и приобщать детей к благочестивым христианским традициям

Февраль Праздник «Масленица»

Цель: поддерживать интерес к православной культуре

Март Театральная постановка по мотивам русской народной сказки «Честный мальчик»

«Честность и обман»

Цель: воспитывать умение строить взаимоотношения в соответствии с нравственными правилами

Апрель «Пасха»

Фотовыставка

«Как дети ходили в храм с родителями на Пасху»

Цель: знакомить с православными праздниками, приобщать к христианским традициям

Май 3 D - моделирование

«Православный Храм»

Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание ребенка через семейные традиции и досуг в семье» Закрепление полученных знаний.

Формирование первоначальных технических навыков, конструкторских умений, развитие творческих способностей, воспитание личностей, способных самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их, находя оригинальные способы решения. Воспитания чувства отзывчивым к красоте, развитие чувства прекрасного, бережного отношения к культурному наследию своей страны, города, уважение к результатам человеческой деятельности.

Цель:

Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей.

Литература:

1. Гладких Л. П., Меньшиков В. М. Основы православной культуры. Мир - прекрасное творение. Курск, 2008.

2. Голицына Н. С. Перспективное планирование в детском саду. Старшая группа. Реализация ФГТ в ДОУ. –М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

3. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду /под ред. Т. С. Комаровой, М., 2008.

4. Кокуева Л. В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. М. : АРКТИ, 2005.

5. Лопатина А., Скребцова М. «Начало мудрости» Амрита-Русь 2005.

6. Лопатина А., Скребцова М. «Секреты Мастерства» Амрита-Русь 2005.

7. Лопатина А., Скребцова М. «Сказы матушки земли» Амрита-Русь 2007.

8. Шевченко Л. Л. Методическое пособие "Добрый Мир" православная культура для малышей 2011.

9. Кузьмин И. А., Камкин А. В., Программа «Социокультурные истоки», М «Истоки», 2016.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию детей. 1. Является ли традицией Вашей семьи.

Дидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста Многие из нас хотят воспитать добрых и отзывчивых детей, однако мы больше уделяем внимания играм развиваюшим интеллектуальные способности,.

Дополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦНДополнительная программа по культурно-нравственному воспитанию для детей среднего школьного возраста в СРЦН ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ХОРОШИХ МАНЕР И КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ» Возраст обучающихся: от 10 до 14 лет Срок.

Фотоотчет о проведении проекта по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «О Пасхе малышам»Фотоотчет о проведении проекта по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «О Пасхе малышам» Пасха «Светлое Христово Воскресенье» – самый радостный и большой праздник христиан. Празднование Пасхи— многовековая традиция, но и сегодня.

Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитиюКонспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию Конспект беседы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста по духовно-нравственному развитию «Православный праздник «Крещение.

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Дороги добра»Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Дороги добра» Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в средней группе по теме «Дороги добра» Мигранова Эльза Флусовна.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию детей подготовительной группы «Уважение к семье» Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию детей подготовительной группы: "Уважение к семье" Цель: создать условия для формирования.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки»Познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Родные истоки» Предлагаю Вашему вниманию познавательно-творческий проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. В рамках реализации проекта,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа комплексных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Истоки Добра»
Опубликовано: 22 мая 2022 в 13:52
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД