Программа коррекции агрессивного поведения «Добрый Я!»

Анна Деньгина
Программа коррекции агрессивного поведения «Добрый Я!»

Пояснительная записка

В настоящее время под влиянием неблагоприятных социально-психологических и биологических факторов, таких как: ухудшение материально-экономического положения людей, неблагоприятная экологическая обстановка, нестабильность в семейных взаимоотношениях увеличивают численность проявлений нарушений в эмоциональном развитии детей. Данные факторы обостряют чувствительность, повышают уровень тревожности, нерешительности, замкнутости и неуверенности в себе, что приводит к отклонениям в поведенческой сфере ребенка, агрессии.

Дети, посещающие учреждения дошкольного образования – детские сады - вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. В многочисленности детей таятся особые социально-психологические условия, создающие эмоциональное напряжение, тревожность, усиливающие агрессию.

Исследования агрессии, проведённые в средней и старшей группе МДОУ № 51 города Кирова выявили ряд детей, систематически использующие агрессию как способ достижения цели в играх с детьми (толкаются, кусаются, щипаются, царапаются, проявляющие косвенную вербальную агрессию в жалобах родителям и воспитателям на сверстников, прямую вербальную агрессию в виде обзывательств и использования нецензурных выражений в адрес детей и педагогов. Агрессивность в эмоциональном состоянии имеется у детей средней и старшей группы в отношении 75% и 65% соответственно от общего числа детей группы (25 и 15).

В зарубежной литературе тема агрессии и агрессивности отражена в работах Р. Бэррона и Д. Ричардсона, 3. Фрейда, К. Лоренца, Мак Дауголла, Щолларда, Басе Берковиц. Отечественные исследования в этой области: изучение связи развития агрессивности со структурой самосознания ребенка (В. С. Мухина, изучение роли общения педагога детского сада с дошкольниками и его влияние на формирование личностных качеств детей, изучение особенностей общения ребенка в детском коллективе и причин его агрессивности (А. А. Рояк, Л. С. Славина, Л. И. Божович и др., изучение проявления агрессивности у детей в контексте проблемы эмоциональных нарушений (В. В. Лебединский и др., изучение влияния индивидных свойств человека (например, темперамент) на проявление агрессивности во взаимоотношениях между детьми (Т. Г. Васильева). Роль семьи и семейных отношений в формировании агрессивного поведения (Л. А. Абрамян, А. И. Захаров, А. М. Прихожан, изучение биологических причин агрессивности (И. Лалаянц, анализ методов диагностики агрессивности (С. Л. Завражин, Д. В. Лубовский и др., поиск путей коррекции эмоциональных отклонений, трудностей в поведении, в том числе и агрессивного (В. И. Гарбузов, М. В. Ермолаева, Л. Г. Миланович, А. И. Захаров, С. В. Капранова, Н. В. Клюева, В. В. Лебединский, М. И. Чистякова и др.).

Таким образом, опираясь широкую исследовательскую базу и учитывая современные тенденции роста агрессивности среди детей, обусловливают необходимость коррекционных мероприятий педагога-психолога, направленных на преодоление негативных эмоционально-поведенческих явлений. Тем самым, мы видим необходимость и актуальность составления программы коррекции агрессивного поведения для детей 4-6 лет в условиях дошкольного учреждения «Добрый Я!».

Цель программы:

коррекция агрессивного поведения детей путем оптимизации и нормализации способов поведения

Задачи:

1. Предоставить возможность проявить агрессивные чувства и снять чрезмерное напряжение детей.

2. Создать положительный эмоциональный фон в различных видах деятельности дошкольника.

3. Обучить приемам саморегуляции и выплеска агрессивных желаний в конструктивной и приемлемой форме.

4. Расширить деятельностный и поведенческий репертуар.

Сроки реализации программы

сентябрь-май

Условия реализации программы:

Программу реализует педагог-психолог детского сада

Требования к помещению:

]специализированная игровая комната или музыкальный зал (достаточно просторное для подвижных игр)

Целевая группа:

[/b]

дошкольники детского сада 4-6 лет (средняя-старшая группы, воспитатели данных групп, родители этих детей.

Количество участников:[/b

]2- 6 детей.

Дети в групповую работу включаются после серии индивидуальных занятий, подготавливающих к работе в группе.

Противопоказания:

крайняя агрессивность, низкий интеллектуальный уровень, явные физические недостатки.

Форма и методы работы:

[/b]

С детьми: цикл групповых занятий с применением тренинговых процедур и упражнений, обсуждений, подвижных игр, рисуночных и двигательных экспрессивных техник, сказко- и литеротерапия.

Количество занятий:

с детьми - 10 по 1 занятию в неделю по 1 академическому часу каждое. Всего-10 часов активных занятий и по 2 часа диагностических процедур и оценки эффективности мероприятий. Итого 14 часов.

Продолжительность занятия 25-30 мин.

Принципы:

- контакт с ребенком и его семьей;

- уважительное отношение к личности ребенка и родителей;

- положительное внимание к внутреннему миру ребенка;

- безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;

-сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в отреагировании проблемных ситуаций и наработке навыков саморегуляции и контроля.

Планируемые результаты психологической работы:

В условиях сотрудничества психолога с воспитателями и родителями (принятие проблемы, выполнение рекомендаций и др.) прогноз коррекции положительный.

Критериями эффективности

проводимой коррекционной работы могут служить:

В эмоциональном плане:

- преобладание положительных эмоций;

- изменение характера рисунков (появление светлых красок и тем, выражение положительных эмоций).

В когнитивном плане:

- знание способов сдерживать нежелательные эмоции или применение приемлемых способов их проявления (не причиняя вреда другим);

В поведенческом плане:

- исчезновение в поведении явных агрессивных тенденций и появление доброжелательности;

- переориентация агрессивных эмоций в конструктивное русло, способность к сублимации: появление новых видов деятельности (совместная игра, рисование, лепка и т. д.)

Диагностические критерии эффективности программы:

• анкеты по критериям агрессивности (М. Алворд, П. Бейкер; Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.) покажут снижение показателей агрессивности;

• методика ДАТ не выявит признаков агрессивности или динамика в сторону уменьшения ее проявления;

• Методика «Руки» отразит положительную динамику в восприятии рук, снижение количества директивности и агрессивности в высказываниях ребенка;

• наблюдения в процессе игры и учения отметят положительную эмоционально-поведенческую динамику.

Содержание программы

Блок 1. Диагностический (2ч) (сентябрь-декабрь)

Цель: выявление агрессивных тенденций и их особенностей

Диагностика детей

1. Изучение медкарт, работ продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, аппликация по замыслу).

2. «Детский апперцептивный тест» (ДАТ) (см. Н. В. Клюева, Ю. В. Филиппова. Общение. Дети 5-7 лет. Ярославль, 2001, с. 17-26);

3. Предварительная беседа с ребенком (о семье, других детях в ней, об интересах, друзьях, «Интервью с ребенком» (Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков);

4. Тест «Руки» (Hand-Test) Э. Вагнера (см. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб, 1999,с. 292-293);

Блок 2. Установочный (2 ч) (январь)

Цель: установление контакта психолога с группой

Занятие 1. «Давай знакомиться»

Цель: Знакомство, начало сплочения группы

Занятие 2. «Давай дружить»

Цель: сплочение группы, актуализация отрицательных эмоций

Блок 3. Коррекционный (8 ч) (январь - февраль)

Цель: непосредственная работа по коррекции эмоционально-поведенческих трудностей и обучение приемлемым формам конструктивного поведения

Занятие 3. «Мы такие…разные!»

Цель: актуализация видов и причин нежелательного (агрессивного поведения, развитие эмпатии и конструктивного общения

Занятие 4. «Я не злюсь, я радуюсь»

Цель: Выход негативных эмоций, эмоциональная разрядка и научение адекватному выражению чувств

Занятие 5. «Мой гнев»

Цель: продолжать знакомство с эмоцией гнева (злости, снижение эмоционального напряжения

Занятие 6. «Мое настроение»

Цель: высвобождение от агрессии

Занятие 7. «Крибле-крабле-бумс!»

Цель: помочь детям понять и научиться адекватно выражать негативные эмоции (обиду, раздражение, злость).

Занятие 8. «Спокойствие, только спокойствие»

Цель: Обучение эффективным способам общения, выражения гнева и агрессии, высвобождение от агрессии

Занятие 9. «Все под контролем»

Цель: развитие выдержки и навыков самоконтроля

Занятие 10. «Я танцую, мне хорошо»

Цель: выражение негативных эмоций, эмоциональная разрядка посредством двигательной экспрессии

Блок 4. Оценка эффективности (2 часа) (апрель)

Цель: оценка результативности программы

В целом, программа представлена циклом занятий, каждое из которых имеет сходную структуру: процедура приветствия, упражнение-активатор, упражнение (игра)-актуализатор негативных эмоций, выплеск и отреагирование негативных эмоций, обучение социальной приемлемой форме выражения эмоции и поведения, релаксация, процедура прощания.

Программа составлена при использовании литературы:

1. Истратова, О. Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники [Текст]: Психологический практикум / О. II. Истратова. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 349 с.

2. Крюкова, С. В., Слободяник, Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]: Практическое пособие/ С. В. Крюкова, Н. П. Слободяник. - М. : Генезис,2002.- 208с.

3. Ломакина, Г. Сказкотерапия. Воспитываем, развиваем, освобождаем ребенка от психологических проблем [Текст]/ Г. Ломакина. -М. : Центрполиграф, 2010.-158 с.

4. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры[Текст]: Практическое пособие для психологов, педагогов и роди-телей/ М. А. Панфилова. -М. : «Издательство ГНОМиД», 2001. - 160 с.

5. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция [Электронный учебник] / http://www.myword.ru

6. Широкова, Г. А. Практикум для детского психолога [Текст]/ Г. А. Широкова, Е. Г. Жадько. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 314с

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа по профилактике и коррекции отклоняющегося поведения в условиях детского дома Пояснительная записка Во все времена, при всех экономических формациях предметом заботы воспитателей детского дома являются не только знания.

Консультация для родителей «Агрессивный ребенок. Методика коррекции агрессивного поведения» Консультация для родителей «Агрессивный ребенок». Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию.

Консультация для родителей «Истоки агрессивного поведения» Консультация для родителей "Истоки агрессивного поведения" Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда,.

Консультация для родителей «Истоки агрессивного поведения детей» Вспышки ярости с элементами агрессивного поведения впервые наблюдаются тогда, когда желания ребёнка по какой-то причине не выполняются.

Консультация для родителей «Причины агрессивного поведения детей» В современном обществе повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем, как в детском коллективе, так и дома..

Консультация для воспитателей «Преодоление агрессивного поведения у дошкольников» Конспект консультации для воспитателей на тему: «Преодоление агрессивного поведения у детей дошкольного возраста». Агрессия (от латинского.

Подвижные игры как метод коррекции агрессивного поведения у детей «Группы риска» Сейчас в наше очень активное и даже в какой- то степени агрессивное время, мы с вами забыли о значении игр и их положительное влияние на.

Проект «Коррекция агрессивного поведения у дошкольников» Актуальность проекта. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но.

Рабочая программа сопровождения по коррекции поведения гиперактивного ребёнка в подготовительной группе В группе имеется ребёнок с гирерактивностью (медицинское подтверждение). Психологическая характеристика ребенка Мальчик требует к себе повышенного.

Рекомендации для родителей по устранению и профилактике агрессивного поведения у детей 1. Прежде всего, проанализируйте собственное поведение и стиль отношений между членами семьи. Дети копируют поведение своих родителей. 2.

Автор публикации:
Программа коррекции агрессивного поведения «Добрый Я!»
Опубликовано: 19 августа 2018 в 20:01
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 сентября. Осенины

«Осенины – славной осени именины» – 24 сентября отмечается древнеславянский праздник Осенины. Для наших предков, живущих земледельческим календарем, это была особая дата. Этот день символизировал...

23 сентября. День викторин на МААМ

Интеллектуально-развлекательные игры становятся уместным детским мероприятием перед любым календарным праздником. Либо просто так, без повода. Формат викторины может быть самым разным, в том числе и...

Консультация для родителей «Почитай мне, мама!»
Консультация для родителей: "ПОЧИТАЙ МНЕ, МАМА! " Семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители, -...
Спортивное развлечение в форме квест-игры «Остров сокровищ» для детей старшей группы
Спортивное развлечение квест-игра «Остров сокровищ» для детей старшей группы Чиненов Александр Владимирович Инструктор по физической культуре г. Сасово...
Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Грибы на лесной полянке»
Программное содержание. Продолжать развивать навыки детей в работе с ножницами, учить размещать готовые формы на листе, способствовать совершенствованию...