Программа коррекции ОНР второго уровня

Ольга Кряж
Программа коррекции ОНР второго уровня

В зависимости от степени речевого нарушения выделяются три уровня речевого развития детей (по. Р. Е. Левиной). В соответствии с этим вся коррекционная работа делится также на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря, формированию фразовой речи и выходу в связную речь. Вместе с тем каждый этап имеет и свои особенности. Данный уровень определяется как начатки общеупотребитель-ной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, а иногда даже трёхсловной фразы.

Цель программы: развивать понимание обращённой речи, развивать речевую активность, подготовить детей к овладению диалогической и монологической речью.

Задачи программы:

• развитие понимания речи;

• активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;

• развитие произносительной стороны речи;

• развитие самостоятельной фразовой речи.

Адресат программы: дети с ОНР второго уровня.

В связи с тем, что уровень речевого развития ребенка не зависит от возраста (например, II уровень речевого развития может иметь ребенок 3, 4, 5 и более лет, то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста.

Концептуальность программы.

Программаопирается на следующие принципы:

• системности;

• комплексности;

• деятельностный;

• онтогенетический;

• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).

Формы логопедического воздействия – групповые и индивидуальные формы работы.

Методы логопедического воздействия:

• словесные;

• наглядные;

• практические.

Направления реализации программы:

• логопедическая диагностика;

• логопедическая коррекция устной и предпосылок к формированию письменной речи детей;

• работа с родителями.

Формы работы с родителями

• индивидуальные консультации;

• открытые индивидуальные и групповые логопедические занятия;

• объяснение особенностей выполнения домашних заданий.

Коррекционная работа начинается с комплексного психолого-медико-педагогического обследования ребенка. После диагностики для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа коррекции, которая реализуется в процессе логопедических, дефектологических занятий и занятий с психологом.

В самостоятельной речи детей II уровня иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты (тидит а туе — сидит на стуле, щит а той — лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.

Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица (Валя папа — Валин папа, алия — налил, полил, вылил, гибы суп — грибной суп, дайка хвот — заячий хвост и т. п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлечённых понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребёнок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. (муха — муравей, жук, паук; тюфи — туфли, тапочки, сапоги, кеды, кроссовки). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детёнышей животных и т. п. (юка — рука, локоть, плечо, пальцы; стуй — стул, сиденье, спинка; миска — тарелка, блюдце, блюдо, ваза; лиска — лисёнок; мань- ка войк — волчонок и т. д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со II уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинноследственных связей.

Звуковая сторона речи детей в полном объёме не сформирована и значительно отстаёт от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16—20 звуков.Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости: дандас — карандаш, аквая — аквариум, виписед — велосипед, хадика — холодильник.

Для данной группы детей так же характерна несформированность зрительного и слухового внимания и памяти. Внимание неустойчиво, работоспособность низкая.

Коррекционно-развивающая работа планируется с учётом результатов логопедического обследования, позволяющих выявить потенциальные речевые и психологические возможности детей и соотносятся с общеобразовательными требованиями типовой программы детского сада.

Логопедические занятия для этих детей подразделяются на индивидуальные и подгрупповые. В связи с неврологическим и речевым статусом дошкольников логопедические занятия нецелесообразно проводить со всей группой, поскольку в таком случае степень усвоения учебного материала будет недостаточной. Поэтому индивидуальные занятия носят опережающий характер, так как основная их цель — подготовить детей к активной речевой деятельности на подгрупповых занятиях.

На индивидуальных занятиях проводится работа по:

• активизации и выработке дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;

• подготовке артикуляционной базы для усвоения отсутствующих звуков;

• постановке отсутствующих звуков, их различению на слух и первоначальному этапу автоматизации на уровне слогов, слов.

В зависимости от характера и выраженности речевого дефекта, психологических и характерологических особенностей детей количество их в подгруппах варьируется по усмотрению логопеда.

Содержание логопедических занятий определяется задачами коррекционного обучения.

Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий по формированию:

• словарного запаса;

• грамматически правильной речи;

• связной речи;

• звукопроизношения, фонематического слуха и слоговой структуры.

Подгрупповые занятия проводятся логопедом в соответствии с расписанием, индивидуальные — ежедневно в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня «Психолого – педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, обусловленного стёртой дизартрией на занятиях.

Формирование диалогической речи детей с ОНР III уровня К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ Елисеева Елена Владимировна,.

Индивидуальное логопедическое занятие с ребенком ОНР 3 уровня речевого развития Коррекционно-образовательные: - уточнить артикуляцию и характеристику звука (л); - автоматизировать звук (л) в слогах, в словах; - расширять,.

Индивидуальный план работы с ребенком, имеющим ОНР 1–2 уровня, моторную алалию Направления работы 1-й период (сентябрь-ноябрь) 2-й период (декабрь-февраль) 3-й период (март-май) Коррекция звукопроизношения Активизация.

Изготовление демонстрационного пособия «Дерево «Времена года» для детей с ОНР 3 уровня Изготовления демонстрационного пособия «Дерево – Времена Года» для детей с ОНР 3 уровня развития речи. Выполнила: учитель логопед первой.

Конспект подгруппового стимулирующего занятия «Стихотворение А. Барто «Зайка» с детьми ОНР (2 уровня)»Конспект подгруппового стимулирующего занятия «Стихотворение А. Барто «Зайка» с детьми ОНР (2 уровня)» Цель: • Формировать навыки коммуникативного общения, активно включаться всеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами, откликаться.

Конспект стимулирующего занятия «Сказка «Теремок» c детьми ОНР 2 уровня. Младшая группа Цель: Организовать детей,создать эмоциональное настроение на занятие. Формировать навыки коммуникативного общения. Развивать общую и мелкую.

Коррекция словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня Мелешко М. М., студентка ШГПУ научный руководитель: Калинина. О. В., канд. психол. наук, доцент ШГПУ г. Шадринск КОРРЕКЦИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» для второго класса РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» для 2 класса Составитель: Нестерук Ирина Васильевна учитель.

Коррекция ОНР 3 уровня. Конспект индивидуального занятия «Дом. Мебель» Цель: Формирование грамматического строя речи. Задачи: - совершенствование словообразования (относительные прилагательные, - совершенствование.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Программа коррекции ОНР второго уровня
Опубликовано: 3 ноября 2018 в 12:25
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 июля. День воздушных змеев на МААМ

Детской игрушке и древнейшему устройству, которое использовали даже для устрашения врага, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

28 июля. День гусенички на МААМ

В продолжение знакомства детей с миром живой природы предлагаем провести актуальное занятие, посвящённое гусеницам и их превращению в бабочек. Сделать такое занятие полезным и разнообразным поможет опыт...


Горячие темочки