Коррекционно-развивающая программа «Использование нетрадиционного метода крупотерапии в работе с детьми с ОВЗ»

Юлия Богаевская
Коррекционно-развивающая программа «Использование нетрадиционного метода крупотерапии в работе с детьми с ОВЗ»

Пояснительная записка

Нетрадиционные методы воздействия в работе становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими системное недоразвитие речи при умственной отсталости. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии гораздо легче оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Использование этих методов в системе коррекционно-развивающего процесса создает психо - физиологический комфорт детям во время занятия. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. На сегодняшний день методов нетрадиционноговоздействия известно достаточно много: арома-, музыка-, хромотерапия, су-джок терапия, пескотерапия и др. все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшения психоэмоционального состояния детей. Но мне хочется остановиться на одном, на мой взгляд, наиболее целесообразном и эффективном методе - это крупотерапия.Дети с системным недоразвитием речи при умственной отсталости испытывают большие затруднения в формировании связной речи: у них снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи, а также очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук; сниженный мышечный тонус в разной степени отмечается практически у всех детей с нарушением интеллекта, что отрицательно сказывается на формировании навыков мелкой моторики, затрудняя формирование захвата, удержание и манипулирование предметами.

Цель работы: развитие зрительно-моторной координации у детей с системным недоразвитием речи при умственной отсталости во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Использование метода крупотерапии в работе даст детям возможность взаимодействовать с окружающим миром, способствовать формированию речевых навыков, творческой активности, а также развитию тонкой моторики рук. Применение крупотерапии в ходе занятий у детей с интеллектуальной недостаточностью позволит решить сразу несколько коррекционно — развивающих задач:

- Развить тактильно — кинестетическую чувствительность и мелкую моторику.

- Снять мышечную напряженность.

- Помочь ребенку чувствовать себя защищённым в комфортной для него среде.

- Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.

- Развивать творческие действия.

- Совершенствовать зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности.

- Расширить словарный запас.

- Освоить навыки звукового анализа и синтеза.

-Развивать фонематический слух и восприятие.

- Развивать связную речь и лексико - грамматические представления.

- Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Контингент:

Программа предназначена для детей с ограниченными возможностями младшего, среднего и старшего школьного возраста, проходящих реабилитацию в отделении дневного пребывания.

Рассчитана программа на 21 день (длительность курса реабилитации). Групповые занятия с детьми организуются 3 раза в заезд. Длительность занятия от 20 до 30 минут.

Занятия ориентированы на детей, у которых мелкая моторика развита плохо. Движения нечеткие, недостаточно координированные. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

При поступлении на реабилитационный курс детям проводится диагностика кинетического и кинестетического праксиса для определения уровня развития зрительно-моторной координации. На основании данной диагностики было составлено перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики. Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной была создана развивающая среда,которая включает в себя такие компоненты:

• зона ИЗО деятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму - трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании - фломастеры, карандаши, мольберт, пластилин, гуашь, кисти и другое).

• зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы (из пластмассы, магнитный, мозаики.

• театральная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, перчатки со сказочными персонажами, магнитный театр, ширма для теневого театра со сказочными героями для него).

• Зона с элементами Монтессори- педагогики - модуль "Дидактическая черепаха", упражнения с липучками, пуговицами, пряжками, шнуровки.

Так же для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое). В течение заезда содержание игр меняется, цели и задачи заданий усложняются.

Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому использую следующие приемы:

• систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

• последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

• все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

• если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Для проведения упражнений используютсяследующее оборудование: подносы, картон, бумагу; пластилин; простой и цветные карандаши; альбом для рисования; клей; краски; пластиковые тарелочки. Также,будет необходим следующий материал: фасоль, горох, бобы, зерна овса, пшеницы, семечки подсолнечника, а также семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, дыни, крупа (манная, гречневая, рис, пшено).

Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики.

Ожидаемые результаты:

- развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях в условиях реабилитационного центра.

- снятие мышечной напряженности, развитие тактильно кинетической чувствительности и мелкой моторики рук.

- совершенствование зрительно - пространственной ориентировки и речевых возможностей.

- расширение словарного запаса, развитие связной речи и лексико - грамматического представления.

- стабилизация эмоционального состояния.

№ Тема занятия Кол-во занятий

Заезд №1

1 «Помоги перебрать крупу». Материал-фасоль, гречка, горох 1

2 «Выложи узор». Оформление узора из разных видов круп. 1

3. «Нарисуй фигуру». Оформление геометрических фигур с помощью круп. 1

4. Консультация для родителей 1

Заезд №2

1. «Насыпь крупу». Пересыпание крупы в сосуду с разной шириной горлышка. 1

2. «Найди букву, игрушку». Ребенок ищет различные фигуры, спрятанные в крупе, насыпанной в глубокой ёмкости 1

3. «Выложи узор». Оформление узора из разных видов круп. 1

4. Консультация для родителей 1

Заезд №3

1. «Собери букву». Выкладывание на столе из разных круп знакомых букв, слогов, слов.

«Напиши букву». На поверхности крупы ребенок выводит контуры букв. 1

2. «Нарисуй фигуру». Насыпать в лоток манную крупу, предложить ребенку нарисовать знакомые фигуры. Спросить ребенка, на что похожа фигура, есть ли у нее углы, посчитать их. 1

3. «Посчитай фасоль», «Больше - меньше».

Предложить ребенку посчитать фасоль, бобы, закрепляя при этом прямой и обратный счет. Можно закрепить понятия «больше», «меньше» сравнивая количество фасоли и бобов в двух тарелочках. 1

4. Консультация для родителей 1

Заезд №4

1. «Ищем клад». Ребенок ищет различные фигуры, спрятанные в крупе, насыпанной в глубокой ёмкости 1

2. «Рисуем манкой». Выкладывание определенных фигур с помощью манной крупы по заданному контуру. 1

3. «Сортируем». Отделение одних круп от других. Материал – фасоль, гречка, манная крупа. Выкладывание узоров из фасоли на манной крупе. 1

4. Консультация для родителей 1

Заезд №5

1. «Сеем — посеем». Просеивание с помощью сита манной крупы. Поиск спрятанной гречки в емкости с манной крупой. 1

2. «Юный сортировщик». Отделение бобовых от макаронных изделий и гречневой крупы. 1

3. «Сыпучее занятие». Пересыпание круп в емкости различных форм и глубины. 1

4. Консультация для родителей. 1

Заезд №6

1. «Прятки». Изучение свойств круп, погружение более мелкой крупы в более крупную. 1

2. «Искупаемся».

Массаж биологических точек с помощью круп. 1

3. «Выложи фигуру». Использование круп для создания рисунка. 1

4. Консультация для родителей 1

Заезд №7

1. «Сортируем, перекладываем, собираем».

Отделение одних круп от других. Материал – фасоль, гречка, манная крупа. Выкладывание узоров из фасоли на манной крупе. 1

2. «Ищем клад». Ребенок ищет различные фигуры, спрятанные в крупе, насыпанной в глубокой ёмкости 1

3. «Рисуем манкой». Использование манной крупы и акварельных красок для создания рисунка. 1

4. Консультация для родителей 1

Заезд №8

1. «Посчитай фасоль», «Больше - меньше». Предложить ребенку посчитать фасоль, бобы, закрепляя при этом прямой и обратный счет. Можно закрепить понятия «больше», «меньше» сравнивая количество фасоли и бобов в двух тарелочках. 1

2. «Пластилиновое чудо». Изготовление поделок с помощью пластилина и сыпучих круп. 1

3. «Счет, форма, цвет». Различение различных круп по классифицируемым признакам.

1

4. Консультация для родителей

1

Заезд №9

1. «Сеем — посеем». Просеивание с помощью сита манной крупы. Поиск спрятанной гречки в емкости с манной крупой. 1

2. «Пластилиновые фантазии». Изготовление поделок с помощью пластилина и бобовых. 1

3. «Рисуем манкой». Выкладывание рисунка с помощью цветной манки. 1

4. Консультация для родителей 1

Заезд №10

1. «Массаж с дарами природы». Массаж биологически активных точек с помощью природных массажеров, в том числе гречневой крупы.

1

2. «Сортируем». Отделение одних круп от других. Материал – фасоль, гречка, манная крупа. Выкладывание узоров из фасоли на манной крупе. 1

3. «Рисуем манкой». Использование манной крупы и акварельных красок для создания рисунка. 1

4. Консультация для родителей 1

Заезд №11

1. «Собери букву». Выкладывание на столе из разных круп знакомых букв, слогов, слов.

«Напиши букву». На поверхности крупы ребенок выводит контуры букв. 1

2. «Сеем — посеем». Просеивание с помощью сита манной крупы. Поиск спрятанной гречки в емкости с манной крупой.

1

3. «Пластилиновые фантазии». Изготовление поделок с помощью пластилина и бобовых.

1

4. Консультация для родителей 1

Публикации по теме:

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста» - Что подразумевается под словосочетанием.

Использование в работе с детьми нетрадиционного физкультурного оборудования по физическому воспитанию Автор:Зобова Евгения Евгеньевнавна, воспитатель МБДОУ детский сад №8, г. Павлово Данный материал предназначен для инструкторов по физическому.

Презентация «Использование фитболов в работе с детьми с ОВЗ» Фитбол гимнастика-это единственный вид гимнастики,где в выполнении физических упражнений включаются двигательный, вистибулярный, зрительный,.

Фотоотчет «Использование метода крупо-терапии в работе с детьми раннего возраста»Фотоотчет «Использование метода крупо-терапии в работе с детьми раннего возраста» Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А в период адаптации особенно важно поддерживать.

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом.

Конспект занятия «Встречаем Новый год» коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ «Познаем, играем, учимся» Цели: расширение представлений об окружающем мире; обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного и мл. школьного возраста с ОВЗ;.

Консультация для воспитателей «Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Принцип "терапии песком" был предложен еще.

Мастер-класс  «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: - познакомить педагогов с одним из «продвинутых» активных методов обучения ; - учить педагогов самостоятельно придумывать кейс-ситуации;.

План по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет» План по самообразованию 1. Воспитатель: Тутатчикова Д. В. 2. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе.

Презентация «Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в работе с детьми по физическому воспитанию» Костюгова Наталья Владимировна «Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в работе с детьми по физическому воспитанию» СЛАЙД.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Космос
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа «Использование нетрадиционного метода крупотерапии в работе с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 21 августа 2018 в 13:12
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 октября. День звездочёта

25 октября по народному календарю Андрон Звездочёт (день памяти святого с этим именем). В этот день по звёздам предсказывали, какой будет зима. Предлагаем провести с детьми тематический День звездочёта.

25 октября. День Золушки на МААМ

Сказке, в которой бедная девушка получает награду за трудолюбие и кроткий нрав, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы почитать ребенку историю про...

Мини — музей «Русская душа народной куклы»
Мини-музеи - это неотъемлемая часть образовательной среды в детском саду. У детей вызывают живой интерес экспонаты, с которыми можно играть, а самое...
Выставка поделок из природного материала «Осеннее чудо» (фотоотчёт)
Осень — это благодатный период для того, чтобы собирать урожай фруктов и овощей. Но не только, ведь только в этот сезон можно найти такое количество и...
Картотека подвижных игр по ПДД для детей старшего возраста
Подвижные игры по правилам дорожного движения для детей 5- 6 лет 1. «Сигналы светофора» На асфальте нарисованы светофоры в виде кругов красного,...