Коррекционно-развивающая программа «Использование нетрадиционного метода крупотерапии в работе с детьми с ОВЗ»

Юлия Богаевская
Коррекционно-развивающая программа «Использование нетрадиционного метода крупотерапии в работе с детьми с ОВЗ»

Пояснительная записка

Нетрадиционные методы воздействия в работе становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими системное недоразвитие речи при умственной отсталости. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии гораздо легче оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Использование этих методов в системе коррекционно-развивающего процесса создает психо - физиологический комфорт детям во время занятия. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много: арома-, музыка-, хромотерапия, су-джок терапия, пескотерапия и др. все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшения психоэмоционального состояния детей. Но мне хочется остановиться на одном, на мой взгляд, наиболее целесообразном и эффективном методе - это крупотерапия. Дети с системным недоразвитием речи при умственной отсталости испытывают большие затруднения в формировании связной речи: у них снижена речевая активность, что влечет за собой низкую коммуникативную направленность их речи, а также очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук; сниженный мышечный тонус в разной степени отмечается практически у всех детей с нарушением интеллекта, что отрицательно сказывается на формировании навыков мелкой моторики, затрудняя формирование захвата, удержание и манипулирование предметами.

Цель работы: развитие зрительно-моторной координации у детей с системным недоразвитием речи при умственной отсталости во взаимодействии с семьей в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Использование метода крупотерапии в работе даст детям возможность взаимодействовать с окружающим миром, способствовать формированию речевых навыков, творческой активности, а также развитию тонкой моторики рук. Применение крупотерапии в ходе занятий у детей с интеллектуальной недостаточностью позволит решить сразу несколько коррекционно — развивающих задач:

- Развить тактильно — кинестетическую чувствительность и мелкую моторику.

- Снять мышечную напряженность.

- Помочь ребенку чувствовать себя защищённым в комфортной для него среде.

- Стабилизировать эмоциональное состояние, поглощая негативную энергию.

- Развивать творческие действия.

- Совершенствовать зрительно - пространственную ориентировку и речевые возможности.

- Расширить словарный запас.

- Освоить навыки звукового анализа и синтеза.

-Развивать фонематический слух и восприятие.

- Развивать связную речь и лексико - грамматические представления.

- Помочь в изучении букв, освоении навыков чтения и письма.

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей с использованием нетрадиционных техник рисования способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Контингент:

Программа предназначена для детей с ограниченными возможностями младшего, среднего и старшего школьного возраста, проходящих реабилитацию в отделении дневного пребывания.

Рассчитана программа на 21 день (длительность курса реабилитации). Групповые занятия с детьми организуются 3 раза в заезд. Длительность занятия от 20 до 30 минут.

Занятия ориентированы на детей, у которых мелкая моторика развита плохо. Движения нечеткие, недостаточно координированные. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

При поступлении на реабилитационный курс детям проводится диагностика кинетического и кинестетического праксиса для определения уровня развития зрительно-моторной координации. На основании данной диагностики было составлено перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики. Для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной была создана развивающая среда, которая включает в себя такие компоненты:

• зона ИЗО деятельности, которая содержит все необходимое для подготовки руки к письму - трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании - фломастеры, карандаши, мольберт, пластилин, гуашь, кисти и другое).

• зона, где сосредоточенны разнообразные конструкторы (из пластмассы, магнитный, мозаики.

• театральная зона, в которой есть аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, перчатки со сказочными персонажами, магнитный театр, ширма для теневого театра со сказочными героями для него).

• Зона с элементами Монтессори- педагогики - модуль "Дидактическая черепаха", упражнения с липучками, пуговицами, пряжками, шнуровки.

Так же для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое). В течение заезда содержание игр меняется, цели и задачи заданий усложняются.

Для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление. И поэтому использую следующие приемы:

• систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;

• последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;

• все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;

• если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.

Для проведения упражнений используются следующее оборудование: подносы, картон, бумагу; пластилин; простой и цветные карандаши; альбом для рисования; клей; краски; пластиковые тарелочки. Также, будет необходим следующий материал: фасоль, горох, бобы, зерна овса, пшеницы, семечки подсолнечника, а также семена овощей и фруктов (тыквы, арбуза, дыни, крупа (манная, гречневая, рис, пшено).

Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики.

Ожидаемые результаты:

- развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста на коррекционно-развивающих занятиях в условиях реабилитационного центра.

- снятие мышечной напряженности, развитие тактильно кинетической чувствительности и мелкой моторики рук.

- совершенствование зрительно - пространственной ориентировки и речевых возможностей.

- расширение словарного запаса, развитие связной речи и лексико - грамматического представления.

- стабилизация эмоционального состояния.

№ Тема занятия Кол-во занятий

Заезд №1

1 «Помоги перебрать крупу». Материал-фасоль, гречка, горох 1

2 «Выложи узор». Оформление узора из разных видов круп. 1

3. «Нарисуй фигуру». Оформление геометрических фигур с помощью круп. 1

4. Консультация для родителей 1

Заезд №2

1. «Насыпь крупу». Пересыпание крупы в сосуду с разной шириной горлышка. 1

2. «Найди букву, игрушку». Ребенок ищет различные фигуры, спрятанные в крупе, насыпанной в глубокой ёмкости 1

3. «Выложи узор». Оформление узора из разных видов круп. 1

4. Консультация для родителей 1

Заезд №3

1. «Собери букву». Выкладывание на столе из разных круп знакомых букв, слогов, слов.

«Напиши букву». На поверхности крупы ребенок выводит контуры букв. 1

2. «Нарисуй фигуру». Насыпать в лоток манную крупу, предложить ребенку нарисовать знакомые фигуры. Спросить ребенка, на что похожа фигура, есть ли у нее углы, посчитать их. 1

3. «Посчитай фасоль», «Больше - меньше».

Предложить ребенку посчитать фасоль, бобы, закрепляя при этом прямой и обратный счет. Можно закрепить понятия «больше», «меньше» сравнивая количество фасоли и бобов в двух тарелочках. 1

4. Консультация для родителей 1

Заезд №4

1. «Ищем клад». Ребенок ищет различные фигуры, спрятанные в крупе, насыпанной в глубокой ёмкости 1

2. «Рисуем манкой». Выкладывание определенных фигур с помощью манной крупы по заданному контуру. 1

3. «Сортируем». Отделение одних круп от других. Материал – фасоль, гречка, манная крупа. Выкладывание узоров из фасоли на манной крупе. 1

4. Консультация для родителей 1

Заезд №5

1. «Сеем — посеем». Просеивание с помощью сита манной крупы. Поиск спрятанной гречки в емкости с манной крупой. 1

2. «Юный сортировщик». Отделение бобовых от макаронных изделий и гречневой крупы. 1

3. «Сыпучее занятие». Пересыпание круп в емкости различных форм и глубины. 1

4. Консультация для родителей. 1

Заезд №6

1. «Прятки». Изучение свойств круп, погружение более мелкой крупы в более крупную. 1

2. «Искупаемся».

Массаж биологических точек с помощью круп. 1

3. «Выложи фигуру». Использование круп для создания рисунка. 1

4. Консультация для родителей 1

Заезд №7

1. «Сортируем, перекладываем, собираем».

Отделение одних круп от других. Материал – фасоль, гречка, манная крупа. Выкладывание узоров из фасоли на манной крупе. 1

2. «Ищем клад». Ребенок ищет различные фигуры, спрятанные в крупе, насыпанной в глубокой ёмкости 1

3. «Рисуем манкой». Использование манной крупы и акварельных красок для создания рисунка. 1

4. Консультация для родителей 1

Заезд №8

1. «Посчитай фасоль», «Больше - меньше». Предложить ребенку посчитать фасоль, бобы, закрепляя при этом прямой и обратный счет. Можно закрепить понятия «больше», «меньше» сравнивая количество фасоли и бобов в двух тарелочках. 1

2. «Пластилиновое чудо». Изготовление поделок с помощью пластилина и сыпучих круп. 1

3. «Счет, форма, цвет». Различение различных круп по классифицируемым признакам.

1

4. Консультация для родителей

1

Заезд №9

1. «Сеем — посеем». Просеивание с помощью сита манной крупы. Поиск спрятанной гречки в емкости с манной крупой. 1

2. «Пластилиновые фантазии». Изготовление поделок с помощью пластилина и бобовых. 1

3. «Рисуем манкой». Выкладывание рисунка с помощью цветной манки. 1

4. Консультация для родителей 1

Заезд №10

1. «Массаж с дарами природы». Массаж биологически активных точек с помощью природных массажеров, в том числе гречневой крупы.

1

2. «Сортируем». Отделение одних круп от других. Материал – фасоль, гречка, манная крупа. Выкладывание узоров из фасоли на манной крупе. 1

3. «Рисуем манкой». Использование манной крупы и акварельных красок для создания рисунка. 1

4. Консультация для родителей 1

Заезд №11

1. «Собери букву». Выкладывание на столе из разных круп знакомых букв, слогов, слов.

«Напиши букву». На поверхности крупы ребенок выводит контуры букв. 1

2. «Сеем — посеем». Просеивание с помощью сита манной крупы. Поиск спрятанной гречки в емкости с манной крупой.

1

3. «Пластилиновые фантазии». Изготовление поделок с помощью пластилина и бобовых.

1

4. Консультация для родителей 1

Публикации по теме:

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми раннего возраста» - Что подразумевается под словосочетанием.

Использование в работе с детьми нетрадиционного физкультурного оборудования по физическому воспитанию Автор:Зобова Евгения Евгеньевнавна, воспитатель МБДОУ детский сад №8, г. Павлово Данный материал предназначен для инструкторов по физическому.

Презентация «Использование фитболов в работе с детьми с ОВЗ» Фитбол гимнастика-это единственный вид гимнастики,где в выполнении физических упражнений включаются двигательный, вистибулярный, зрительный,.

Фотоотчет «Использование метода крупо-терапии в работе с детьми раннего возраста»Фотоотчет «Использование метода крупо-терапии в работе с детьми раннего возраста» Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А в период адаптации особенно важно поддерживать.

Использование пальчиковой гимнастики в коррекционно-образовательной работе с детьми В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом.

Конспект занятия «Встречаем Новый год» коррекционно-развивающая программа для детей с ОВЗ «Познаем, играем, учимся» Цели: расширение представлений об окружающем мире; обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного и мл. школьного возраста с ОВЗ;.

Консультация для воспитателей «Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Принцип "терапии песком" был предложен еще.

Мастер-класс  «Использование кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: - познакомить педагогов с одним из «продвинутых» активных методов обучения ; - учить педагогов самостоятельно придумывать кейс-ситуации;.

План по самообразованию «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет» План по самообразованию 1. Воспитатель: Тутатчикова Д. В. 2. Тема: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе.

Презентация «Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в работе с детьми по физическому воспитанию» Костюгова Наталья Владимировна «Использование нетрадиционного физкультурного оборудования в работе с детьми по физическому воспитанию» СЛАЙД.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа «Использование нетрадиционного метода крупотерапии в работе с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 21 августа 2018 в 13:12
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. День лука на МААМ

Полезные и вкусовые свойства этой овощной культуры известны во всем мире. Почти в каждой национальной кухне можно встретить блюда из лука. «Лук от семи недуг» – говорили наши предки, которые не только ели...

19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

Картотека дидактических игр на развитие словаря
Картотека дидактических игр на развитие словаря Игра «Потому что» Цель: расширение словаря, активизация, уточнение значения обобщающих слов (...
Сценарий праздника «День дошкольного работника» в детском саду
Цель: создание праздничного настроения у детей и взрослых; Задачи: расширять представления детей о профессиях дошкольных работников; развивать речь, память,...
Конспект занятия по аппликации «Выносливый дуб»
Программные задачи: Учить детей вырезать симметричный предмет из бумаги, сложенной вдвое. Продолжать знакомить с техникой изготовления фрески (...