МААМ-картинки

Программа коррекционной работы в старшей группе с ОНР III уровня

Ирина Шабалина
Программа коррекционной работы в старшей группе с ОНР III уровня

Программа коррекционной работы

(старшая группа, первый год обучения, ОНР III уровня)

Цель: компенсация и коррекция отклонений в развитии ребенка старшего возраста с общим недоразвитием речи III ур.

Программ направлена на :

1. Развитие просодической стороны речи;

Публикация «Программа коррекционной работы в старшей группе с ОНР III уровня» размещена в разделах

2. Развитие фонематического восприятия, навыков элементарного языкового анализа и синтеза;

3. Формирование правильного звукопроизношения;

4. Развитие словарного запаса;

5. Развитие грамматического строя речи;

6. Развитие связной речи;

Коррекционная программа разработана для реализации в группе комбинированной направленности.

Планируемые результаты (целевые ориентиры) :

1. Развитие просодической стороны речи:

Объем дыхания достаточный, продолжительность выдоха нормальная. Сила голоса и модуляция в норме. Темп и ритм речи, паузация нормальные. Ребенок употребляет основные виды интонации.

2. Развитие фонематического восприятия, навыков элементарного языкового анализа и синтеза:

Ребенок без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками, без ошибок дифференцирует как оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении, так и смешиваемые в произношении; выделяет начальный ударный гласный из слов, у него сформированы навыки фонематического анализа и синтеза, слогового анализа слов, анализа простых предложений.

3. Формирование правильного звукопроизношения:

У ребенка закреплено правильное произношение звуков в игровой и свободной речевой деятельности. Сформированы правильные уклады шипящих, аффрикат, йотированных и сонорных звуков, автоматизированы поставленные звуки в свободной речевой и игровой деятельности.

4. Развитие словарного запаса:

Пассивный словарь ребенка соответствует возрастной норме; ребенок может показать по просьбе взрослого несколько предметов или объектов, относящихся к одному понятию; показать на предложенных картинках названные взрослым действия; показать по картинкам предметы определенной геометрической формы, обладающие определенными свойствами; уровень развития экспрессивного словаря соответствует возрасту; ребенок безошибочно называет по картинкам предложенные предметы, части тела и предметов; обобщает предметы и объекты, изображенные на картинке; не допускает ошибок при назывании действий, изображенных на картинках; называет основные и оттеночные цвета, называет форму указанных предметов;

5. Развитие грамматического строя речи:

Ребенок понимает различные формы словоизменения; понимает предложно-падежные конструкции с простыми предлогами, уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных, дифференцирует формы единственного и множественного числа глаголов, глаголы с приставками; понимает смысл отельных предложений, хорошо понимает связную речь; уровень развития грамматического строя речи практически соответствует возрастной норме; ребенок правильно употребляет имена существительные в именительном падеже единственного и множественного числа, имена существительные в косвенных падежах; имена существительные множественного числа в родительном падеже; согласовывает прилагательные с существительными единственного числа; без ошибок употребляет предложно-падежные конструкции; согласовывает числительные 2 и 5 с существительными; образовывает существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и названия детенышей животных;

6. Развитие связной речи:

Уровень развития связной речи практически соответствует возрастной норме; без помощи взрослого пересказывает небольшой текст с опорой на картинки, по предложенному или коллективно составленному плану; составляет описательный рассказ по данному или коллективно составленному плану; составляет рассказ по картине по данному или коллективно составленному плану; знает и умеет выразительно рассказывать стихи; не нарушает звуконаполняемость и слоговую структуру слов.

Система оценки достижения планируемых результатов:

-первичная диагностика;

-текущий мониторинг;

-итоговая диагностика.

Первичная и итоговая диагностика проводится на индивидуальных логопедических занятиях по протоколу логопедического обследования, затем заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план.

Текущий мониторинг проводится методом наблюдения, отражается в тетради взаимодействия логопеда и воспитателя в виде рекомендаций и упражнений.

Рекомендуемые специалисты Вид занятия Формы работы Режим

Учитель-логопед Развитие артикуляционной моторики: нормализация мышечного тонуса, удержание статических поз, активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию сонорных звуков. Индивидуальные Индивидуальные занятия – 20 минут Подгрупповые занятия- 25 минут.

Подгрупповые - 2 занятия в неделю, Индивидуальные 4 занятия в неделю.

Развитие просодики:

1. Развитие правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.

2. Закрепление навыка мягкого голосоведения.

3. Воспитание умеренного темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.

4. Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях. Индивидуальные

Развитие фонематического восприятия, навыков дифференциации речевых звуков разных групп :

1. Развитие умения выделять звук из ряда звуков на слух.

2. Развитие умения выделять звук на фоне слога на слух.

3. Развитие умения определять наличие звука в слове на слух.

4. Развитие умения выделять слова с заданным звуком из предложения.

5. Развитие умения сопоставлять смешиваемые звуки. Индивидуальные/подгрупповые

Коррекция звукопроизношения.

1. Закрепление правильного произношения шипящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его к формированию сонорных звуков.

3. Формирование правильных укладов сонорных звуков, автоматизация поставленных звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, текстах, в свободной речевой и игровой деятельности. Индивидуальные

Расширение словарного запаса:

1. Уточнение и расширение запаса представлений и обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого

запаса к активному использованию речевых средств.

2. Расширение объема правильно произносимых существительных — названий предметов, объектов, их частей; названий природных явлений;

Обучение группировке предметов по признакам их соотнесенности и на этой основе развитие понимания

обобщающего значения слов, формирование родовых и видовых

обобщающих понятий;

4. Расширение глагольного словаря на основе работы по усвоению понимания действий, выраженных приставочными глаголами; личных и возвратных глаголов;

5. Обогащение активного словаря относительными прилагательными со значением соотнесенности с продуктами питания, растениями, материалами;

6. Обеспечение понимания и использования в речи слов-антонимов;

7Расширение понимания значения простых предлогов и активизация их в речи;

8. Расширение экспрессивной речи притяжательными местоимениями и указательными наречиями, количественными и порядковыми числительными;

9.3акрепление в речи понятия слово и умения оперировать им. Индивидуальные/подгрупповые

Развитие понимания и использования логико-грамматических конструкций, предложно-падежных форм построения предложений:

1. Развитие навыков образования и практического использования

в активной речи форм единственного и множественного числа

имен существительных, глаголов настоящего времени

(убирает — убирают, глаголов прошедшего времени (собирал

— собирала — собирали).

2. Совершенствование навыка образования и употребления

существительных в косвенных падежах без предлога и с

некоторыми простыми предлогами (куклы, кукле, куклой, на

кукле; мяч, по мячу, мячом, на мяче

3. Совершенствование умения образовывать и использовать в

экспрессивной речи существительные с уменьшительно-ласкательными

суффиксами (кофточка, носочек, деревце, свитерок).

4. Совершенствование навыков образования и использования в

экспрессивной речи глаголов с различными приставками

(насыпать, высыпать, посыпать).

5. Формирование навыка образования и использования в речи

относительных прилагательных (дубовый, грушевый, клюквенный, шерстяной, кожаный).

6. Формирование умения пользоваться несклоняемыми существительными (пальто, кофе, какао).

7. Совершенствование навыка согласования и использования в

речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже.

8. Обучение составлению простых предложений по вопросам, по

демонстрации действий, по картине и согласованию слов в предложении. Совершенствование навыка распространения простого нераспространенного предложения однородными членами. Индивидуальные/подгрупповые

Развитие связной речи:

1. Совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь,

понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи.

2. Дальнейшее совершенствование умения отвечать на вопросы,

задавать вопросы, вести диалог, занимать активную позицию в диалоге. Стимуляция собственных высказываний детей -

вопросов, ответов, реплик, являющихся основой

познавательного общения.

3. Совершенствование умения составлять рассказы-описания о

предметах и объектах по предложенному плану, навыка

связного рассказывания по серии сюжетных картинок и по сюжетной картине.

4. Совершенствование навыка пересказа хорошо знакомых

сказок («Теремок», «Кот, Петух и Лиса») и коротких текстов со зрительной опорой и с

небольшой помощью педагога.

5. Дальнейшее совершенствование умения составлять рассказы-описания, загадки-описания о предметах и объектах по

предложенному плану, навыка связного рассказывания по серии

сюжетных картинок и по сюжетной картине. Формирование умения отражать логическую и эмоциональную последовательность событий в рассказе, взаимосвязь его

отдельных частей.

6. Формирование умения понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом. Индивидуальные/подгрупповые

Формирование элементарного языкового анализа и синтеза.

Закрепление понятий звук, гласный звук, согласный звук.

Формирование понятия звонкий согласный звук, глухой

согласный звук, мягкий согласный звук, твердый согласный

звук.

2. Совершенствование умения различать на слух гласные звуки [а] [y] [о][и], выделять их из ряда звуков, из слова (начальная

ударная позиция, подбирать слова на заданный гласный звук;

различать гласные и согласные звуки.

3. Формирование умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость: [б]-[п], [п]-[п’], [б]-[б’], [б’-п’], [д]-[т], [т]-[т’], [д]-[д’1, |д’]-[г], [г]-[к], [к]-[к ’], [г]-[г’1, [г’]-[к’]) [в]-[ф], [ф]-[ф’], [в]—[в], [в’]-[ф’] ,[с]—[с], [3]—[3’] [с]— [з], [с’]- [з’] в ряду звуков, слогов, слов.

5. Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков (ах, хо, фи, усы, сом). Индивидуальные/подгрупповые

Педагог-психолог Развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;

Развитие мелкой моторики.

Развитие эмоционально-волевой и регулятивной сферы.

Формы:

-психогимнастика, пальчиковые упражнения;

- игры, упражнения и задания на развитие слухового восприятия (игры с песком);

- игры, упражнения и задания на развитие мышления (игры с песком);

- игры и задания на развитие зрительного восприятия и внимания;

- игры и задания на развитие мелкой моторики,

- игры и задания на развитие произвольности.

Индивидуальные/подгрупповые

Формы и методы

психолого - медико - педагогической

помощи

1. Создание ситуаций, стимулирующих речевую активность, речевой самоконтроль, познавательный интерес, соблюдение точных правил, границ в деятельности и поведении;

2. Контроля за образовательной деятельностью ребенка, ее планированием, организацией и результатами;

3. Опора на различные анализаторы (слуховой, зрительный, тактильный) при работе с ребенком;

4. Использование приемов логоритмики;

5. Установление правил поведения и гибкой системы поощрений и наказаний;

6. Учет темпа деятельности и работоспособности ребенка в образовательном процессе;

7. Использование приемов, требующих двигательной активности ребенка (действия с мячом, элементы логоритмики, работа у доски и др.);

8. Требования, предъявляемые к ребенку - конкретные, четкие и выполнимые, избегать заниженных либо завышенных требований;

9. Использование опорных алгоритмов при выполнении заданий;

10. Систематический характер занятий с учетом смены деятельности: чередование умственной нагрузки и отдыха, проведение динамических пауз;

11. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на коррекционно-развивающих занятиях, в условиях семьи;

12. Контроль динамики развития и усвоения программы посредством психолого-педагогического консилиума образовательной организации.

Взаимодействие участников коррекционно-развивающего процесса

Взаимодействие с воспитателями:

1. обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;

2. взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;

3. еженедельные задания воспитателям;

4. Работа по речевому развитию детей проводится и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также занятиях по труду, изобразительной деятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром.

Взаимосвязь в работе с медицинским персоналом:

Работа с медицинскими картами детей, поступающих в МБДОУ для сбора анамнеза с целью ранней диагностики и отбора детей в группы с нарушениями речи.

Взаимосвязь в работе с педагогом-психологом:

1. Обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуально-психологических особенностей ;

2. Взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности;

3. Организация на занятиях психогимнастики. Снижение эмоционального напряжения через разные виды деятельности.

4. Развитие психических процессов: внимания, памяти, восприятия,

логического мышления через различные формы занятий.

Взаимодействие с семьями воспитанников

1. Тематические родительские собрания, мастер- классы, «круглые столы»;

2. Систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной и письменной формах (консультации, индивидуальные задания);

3. Стенды «Уголок логопеда», «Уголок психолога», сайт МБДОУ, которые постоянно пополняются новым материалом;

4. Ведение логопедом и воспитателем информационно-консультативных групп в Viber, WhatsApp.

Публикации по теме:

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Конкурсная программа «Моя мамочка и я — пара музыкальная» к Дню матери в старшей группе Под веселую музыку входят в зал дети и останавливаются полукругом, входят мамы и под аплодисменты детей рассаживаются на свои места по кругу,.

Конспект интегрированной коррекционной НОД для детей с ТНР в старшей группе «Полет на Марс» Разработали: Таразова И. И., педагог-психолог Мусагитова Л. В., учитель-логопед Задачи: Образовательные: • обогащать словарный запас; • расширять.

Критерии оценки БУД по воспитательным блокам воспитанников среднего звена и план индивидуальной коррекционной работы Добрый день, уважаемые коллеги! Очень часто мне задают вопрос: «По каким критериям вы отслеживаете базовые учебные действия?». Поэтому сегодня.

Нетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьмиНетрадиционные приёмы логопедической коррекционной работы с детьми Различные нарушения речи у детей с ОВЗ встречаются чаще, чем у здоровых сверстников. У значительной части детей с ОВЗ присутствует дизартрический.

Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?»Конспект НОД детей с ОНР III уровня в подготовительной к школе группе «Что такое доброта?» Уважаемые коллеги, доброго времени суток! Предлагаю Вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности детей с ОНР III.

Отчет о проведенных мероприятиях по обмену опытом коррекционной работы 24 марта 2016 года на базе МКДОУ № 9 к/в г. Ефремова Тульской обл. прошли мероприятия: семинар по теме: «Взаимодействие учителя-логопеда.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми»Консультация «Этапы коррекционной работы с безречевыми детьми» Уровень речи, который есть у этих детей - вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечетко.

Автор публикации:
Программа коррекционной работы в старшей группе с ОНР III уровня
Опубликовано: 28 февраля 2021 в 19:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД