МААМ-картинки

Программа для воспитанников СРЦН «Край родной, навек любимый…»

Мария Титова
Программа для воспитанников СРЦН «Край родной, навек любимый…»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «НОВОРОССИЙСКИЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

Рассмотрена

на педагогическом совете

ГКУ СО КК «Новороссийский СРЦН»

Протокол № 1

от28 августа 2020года УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКУ СО КК

«Новороссийский СРЦН»

___И. В. Субботина

Приказ № 273

от 28 августа 2020 года

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

Публикация «Программа для воспитанников СРЦН „Край родной, навек любимый…“» размещена в разделах

«Край родной, навек любимый…»

Направленность:туристско-краеведческая

Уровень: ознакомительный

Возраст обучающихся: 3-18 лет

Срок реализации: 3 месяца

Автор-составитель:

Титова М. В. ,воспитатель

Новороссийск

2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительнаязаписка 3

2. Учебный (тематический) план …6

3. Содержаниеучебного (тематического) плана 12

4. Формы аттестации иоценочные материалы 16

5. Организационно-педагогические условияреализацииПрограммы 22

6. Списоклитературы 24

7. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 27

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Край родной, навек любимый…» (далее – Программа) разработана с учетом действующих федеральных, региональных нормативно-правовых документов и локальных актов, имеет туристско-краеведческую направленность, рассчитана на ознакомительный уровень. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача современного общества.

В результате освоения программы воспитанники получат представление о природно-климатических, исторических, этносоциальных особенностях края как самобытной части России. Реализация программы способствует развитию познавательных интересов воспитанников и формированию основ национального самосознания.

Актуальность Программы

Актуальность программы обусловлена возросшим интересом подрастающего поколения к изучению родной Кубани в сочетании с туризмом, походами, экскурсиями. Историческое краеведение является одним из важнейших источников знаний о малой Родине, воспитания любви к ней, формирования гражданственности у воспитанников.

Педагогическая целесообразностьПрограммы

Педагогическая целесообразность программы состоит в углублении и расширении знаний на основе конкретных фактов из истории родного края, города, воспитания уважения к историческому наследию предшествующих поколений, бережного отношения к памятникам истории и культуры Краснодарского края и города Новороссийска. Также многолетний опыт работы по патриотическому направлению с воспитанниками показал недостаточность знаний о истории и культуре своей малой Родины.

Отличительные особенности Программы

При разработке данной программы изучены, проанализированы и использованы типовые программы для внешкольных учреждений по туризму и краеведению. Также был обобщен и использован опыт авторских программ :

"Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Туризм и краеведение" Издание третье, дополненное. М. : Просвещение, 2002г.) Идеологической основой программы является краевая целевая программа развития детско - юношеского туризма " Кубанский край - земля родная" на 2011 - 2014 гг., разработанная ГУДОД "КрайСЮТур" с использованием федеральной программы Российского туристско - краеведческого движения обучающихся " Отечество".

В основу данной Программы положен тематический принцип планирования от непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство патриотизма – к систематизированным знаниям о Родине, большой и малой.

В соответствии с каждой темой разработан конспект занятий, помимо 12 теоретических занятий, запланированы 2 практических занятия и 1 выездная экскурсияв музей-заповедник г. Новороссийска. Программа составлена таким образом, что после каждого из модулей идет занятие, которое показывает степень овладения изученным материалом. В программе также предусмотрена итоговая аттестация.

Цель и задачи Программы

Цель:

- создание условий для всестороннего развития личности воспитанника посредством краеведческой деятельности.

Задачи:

- углубить и расширить краеведческие знания по географии, истории, природе и культуре Краснодарского края;

- развить гражданственность и патриотизма, утвердить в сознании общечеловеческих ценностей, взглядов, убеждений;

- воспитать морально-этические качества, способствующих профилактике асоциального поведения, а также воспитать уважение к культурному и историческому наследию.

Категорииобучающихся

Программа предназначена для несовершеннолетних от 3 до 18 лет. Предусмотрено деление на 4 возрастные группы 3-6 лет, 7-10 лет, 11-14 лет и 15-18 лет.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

Формы организации – индивидуальная и групповая. Количество детей в группе – от 2 до 12 человек.

На занятиях применяется дифференцированный, индивидуальный подход. Занятия проводятся в 1-2 раза в неделюв дневное время. Продолжительность занятия для дошкольников (3-6 лет) – 15 мин, для младших школьников (7-10 лет) – 30 мин, для воспитанников 11-14 лет и 15-18 лет – 40 мин. В целях сохранения концентрации внимания и здоровья детей между смысловыми блоками занятия проводятся физкультминутки по 5 минут. Освоение программы - 3 месяца (15 ч).

Планируемые (ожидаемые) результаты освоения Программы

По окончании обучения воспитанники 3-6 летбудут :

- знать понятия:«город», «край», «страна» и «родина», элементарные представления об истории своей Родины.

- уметь давать общую характеристику города, края и страны.

По окончании обучения воспитанники 7-10 летбудут :

- знать понятия: «город», «край», «страна», «родина», «мужество», «история» и «патриотизм», иметь начальные представления об истории своей Родины.

- уметь работать с картой края, ориентироваться на местности, подробно рассказывать о своем городе, крае и стране.

По окончании обучения воспитанники 11-14 летбудут :

- знать понятия: «город», «край», «страна», «родина», «мужество», «история», «география», «памятник»и «патриотизм», иметь представления об истории, географии и экологии своей Родины.

- уметь работать с географической картой России, находить на ней свой край и город, вести диалог, обосновывая свою точку зренияпо краеведческой тематике.

По окончании обучения воспитанники 15-18 летбудут :

- знать понятия: «город», «край», «страна», «родина», «мужество», «история», «география», «памятник»,«патриотизм»,«экономика» и «экология», иметь представления об истории, географии, экономке и экологии своей Родины.

- уметь работать с политической картой мира, находить свою страну и край; уметь искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях, явлениях прошлого и настоящего.

Формы аттестации и оценочные материалы

С момента поступления несовершеннолетнего в объединение проводится педагогический мониторинг с целью выявления уровня обучения и развития, формирования культурно-нравственных основ, определения задач индивидуального развития: предварительный контроль, промежуточныйконтроль, итоговый контроль.

Предварительный контроль проводится на первом занятии для определения начального уровня подготовки воспитанников. Формапроведения –педагогическое наблюдение.

Текущий контроль направлен на отслеживание успешности усвоения теоретического и практическогоматериала,сформированности практических уменийпо Программе. Форма проведения – педагогическое наблюдение. Осуществляется в ходе занятий, результаты фиксируются по завершению каждого занятия.

Промежуточный контроль проводится для определения динамики усвоения теоретического и практического материала, сформированности практических умений. Форма проведения – педагогическое наблюдение.

Итоговая аттестация проводится в завершенииобучения по Программе для определения успешности усвоения несовершеннолетними теоретического, практического материала и сформированности практических навыков в соответствии с целью, задачами Программы и ожидаемыми результатами.

Формы подведения итогов реализации Программы

Формы выявления полученных знаний: педагогическое наблюдение, опрос, викторина. Формы итоговой аттестации – педагогическое наблюдение.

Механизм оценки уровня освоений Программы

С целью определения уровня усвоения образовательной программы, а также для повышения эффективности и улучшения качества воспитательно-реабилитационного процесса проводится педагогический мониторинг в течение всего периода обучения. Результаты педагогического мониторинга оцениваются по 10-ти бальной системе и фиксируются в сводных таблицах на индивидуальных бланках в соответствии с возрастной группой (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Предварительный контроль

Цель: определения начального уровня подготовки воспитанников.

Задачи:

1. отследить сформированностьинтереса к изучению родного города, края, страны и его устойчивость (для всех возрастных групп);

2. отследить наличие элементарных знаний о крае, городе, стране (для возрастной группы 3-6 лет) и пронаблюдать умение работать с различными краеведческими источниками информации (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14 лет и 15-18 лет);

3. отследить умение ориентироваться на местности (для возрастной группы 3-6 лет, умение работать с географической картой России (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14 лет, политической картой мира (для возрастной группы 15-18 лет).

4. отследить умение давать общую характеристику городу, краю, стране (для возрастной группы 3-6 лет, подробно рассказывать о своем городе, крае, стране (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию (для возрастной группы 15-18 лет).

Форма проведения: педагогическое наблюдение.

Промежуточный контроль

Цель: определения динамики усвоения теоретического и практического материала, сформированности практических умений в соответствии с целью, задачами Программы и ожидаемыми результатами.

Задачи:

1. отследить сформированностьинтереса к изучению родного города, края, страны и его устойчивость (для всех возрастных групп);

2. отследить наличие элементарных знаний о крае, городе, стране (для возрастной группы 3-6 лет) и пронаблюдать умение работать с различными краеведческими источниками информации (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14 лет и 15-18 лет);

3. отследить умение ориентироваться на местности (для возрастной группы 3-6 лет, умение работать с географической картой России (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14 лет, политической картой мира (для возрастной группы 15-18 лет).

4. отследить умение давать общую характеристику городу, краю, стране (для возрастной группы 3-6 лет, подробно рассказывать о своем городе, крае, стране (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию (для возрастной группы 15-18 лет).

Форма проведения: педагогическое наблюдение.

Итоговый контроль

Цель: определение успешности усвоения несовершеннолетними теоретического, практического материала и сформированности практических навыков в соответствии с целью, задачами Программы и ожидаемыми результатами.

Задачи:

1. отследить сформированностьинтереса к изучению родного города, края, страны и его устойчивость (для всех возрастных групп);

2. отследить наличие элементарных знаний о крае, городе, стране (для возрастной группы 3-6 лет) и пронаблюдать умение работать с различными краеведческими источниками информации (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14 лет и 15-18 лет);

3. отследить умение ориентироваться на местности (для возрастной группы 3-6 лет, умение работать с географической картой России (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14 лет, политической картой мира (для возрастной группы 15-18 лет).

4. отследить умение давать общую характеристику городу, краю, стране (для возрастной группы 3-6 лет, подробно рассказывать о своем городе, крае, стране (для возрастных групп 7-10 лет, 11-14, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию (для возрастной группы 15-18 лет).

Форма проведения: педагогическое наблюдение.

Критерии оценки

Работа несовершеннолетних оценивается по уровневой шкале в соответствии с их возрастной группой:

высокий уровень (9-10 баллов);

средний уровень (5-8 баллов);

низкийй уровень (1-4балла).

Результаты обучения каждого несовершеннолетнегофиксируются в таблицах (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1, формируется портфолио.

Организационно-педагогические условия реализации Программы

Практическая значимость Программы

Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в Программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Программа основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью. Данная Программа опирается на возрастные особенности несовершеннолетних, их психолого-педагогические возможности.

В процессе работы воспитанники получат представление о природно-климатических, исторических, этносоциальных особенностях края как самобытной части России. Научатся работать с географической картой России и политической картой мира, ориентироваться на местности, вести диалог о своем городе, крае и стране.

Удовлетворится потребность в ярких, эмоциональных впечатлениях, сформируется эмоционально-эстетическое восприятие. Будут побуждаться и развиваться познавательные процессы (концентрация внимания, память, воображение, мышление). Возрастет интерес к поисковой деятельности, научатся самостоятельно анализировать, сопоставлять и оценивать полученную информацию. Сформируется необходимость бережного отношения к историческому и культурному наследию. В процессе совместной деятельности воспитанники научатся считаться с мнением других, проявлять терпение и доброжелательность в ходе коллективного обсуждения полученной информации и выпуска стенгазеты. Это поможет осуществить патриотическое становление несовершеннолетних, облегчит процесс социальной адаптации в обществе.

Место проведения занятий: классная комната. Занятия организуются и проводятся педагогом (воспитателем) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к безопасности условий труда.

Материально- техническое обеспечение

Для проведения занятий по Программе необходимо следующее оборудование: текст стихотворения «Именем России нареченный.», музыкальная композиция Д. Д. Шостаковича «Новороссийские куранты», документальные фильмы «Мужество кубанцев в годы ВОВ», «Россия от края до края», слайд-шоу «Мой край», презентация «Памятники города-героя Новороссийска», книга «От чего жить пошла Земля Русская», Книга Памяти.

2. Дидактический материал для заочной экскурсии в музей-заповедник города Новороссийска (иллюстрации, карточки).

3. Географическая карта России и политическая карта мира.

4. Канцелярские принадлежности для выпуска стенгазеты.

5. Мультимедийное оборудование для просмотра видеозаписей документальных фильмов.

Учебно-методическое обеспечение

Все разделы программы обеспечены необходимыми методическими и дидактическими материалами.

В процессе обучения используютсяпедагогические методы и приемы:

Словесные методы: рассказ, беседа, сообщение – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний воспитанников, являются источником новой информации.

Наглядные методы: демонстрация рисунков, фотографий, иллюстраций, слайд-шоу, презентаций и фильмов – эти методы дают возможность более детального обследования объектов, способствуют развитию мышления несовершеннолетних.

Практические приемы: изготовление рисунков, коллажей и стенгазеты -позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию умений и навыков.

Учитывая возрастные и психологические особенности воспитанников, а также специфику программы «Край родной, навек любимый» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии.

Такие формы работы позволяют почувствовать воспитанникам их причастность к культурному наследию народа и его ценностям.

Нормативно-правовые документы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РоссийскойФедерации»;

2. ПриказМинистерствапросвещения РФот09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

3.«Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей» (СанПиН 2.4.4.1251-03).

Список литературы

Печатные издания (периодическая печать)

1. Бондарь Н. И. Календарные праздники и обряды Кубанского казачества. Краснодар, 2003.

2. Борисова Н. В. Созвездие писателей Кубани: метод. Пособие / Н. В. Борисова. Тридцать кубанских писателей: библиографический указатель / сост. Н. В. Борисова, Л. А. Толстых, Т. И. Шихова / Н. В. Борисова. Краснодар: ККИДППО, 2014.

3. Бондарь В. В. Родная Кубань. Краснодар: ОИЦП «Перспективы образования», 2004

4. Книга о Кубани / Сост. О. О. Карслидис. Краснодар, 2014.

5. Корсакова Н. И. Фролов Б. Е. Регалии и реликвии Кубанского казачьего войска. Краснодар, 2012.

6. Кубань литературная: 30 имен: Хрестоматия / под ред. Р. М. Гриценко. Краснодар, 2015.

7. Лазарев А. Г. Купола над Доном, Кубанью и Тереком. Архитектура и градостроительное наследие на Юге России. Кн. 3 //Архитектура христианских храмов. Ростов-на-Дону, 2000.

8. Матвеев О. В. Боевая слава кубанского казачества: от Березани до Сарыкамыша: вопросы военной истории казачества Кубани конца XVIII начала XX столетия / О. В. Матвеев, Б. Е. Фролов. Краснодар, 2012.

Публикации по теме:

«Мы с тобой навеки вместе, наш любимый край родной». Фотоотчёт о празднике«Мы с тобой навеки вместе, наш любимый край родной». Фотоотчёт о празднике Каждый год в последние выходные сентября у нас проходит замечательный праздник – День города. В этом году он пришёлся на 26 и 27 сентября.

Фотоотчет «Мой родной край»Фотоотчет «Мой родной край» Были поставлены задачи: Дать элементарные представления о родном городе; Рассказывать детям о самых красивых местах родного города Тюмени,.

План-конспект занятия для воспитанников СРЦН «Изготовление вазы для цветов»План-конспект занятия для воспитанников СРЦН «Изготовление вазы для цветов» План конспект занятия "Изготовление вазы для цветов". Вид деятельности: практическая работа. Форма проведения:индивидуально-коллективная.

Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группыПедагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы Педагогическое мероприятие «Край родной — чувашский край» с детьми подготовительной группы. Цель. Воспитывать патриотические чувства:.

Мой любимый родной крайМой любимый родной край Каждый из нас природу родного края любит по своему, как – то особенно. Но любовь эта у всех одна – нежная, безмерная… Леса, поля, озера,.

НОД в подготовительной группе по патриотическому воспитанию «Край родной навек любимый!» .

Психологический квест для воспитанников СРЦН «Юные знатоки» .

Родной край — ЧувашияРодной край — Чувашия Родной край – Чувашия! Ежегодное празднование Дня чувашского языка приурочено ко дню рождения выдающегося деятеля культуры и просветителя.

Стих «Мой край родной»Стих «Мой край родной» Вот, и наступило лето! Очень люблю это прекрасное время года. Кто же не любит, спросите вы? У лета, наверное, особые краски, запахи. Один,.

Выставка рисунков «Край родной, навек любимый!» (фотоотчет)Выставка рисунков «Край родной, навек любимый!» (фотоотчет) Земли есть и красивей - Мне не надо иной: Ты ведь тоже Россия, Край мордовский родной. У каждого из нас есть свой родной уголок, свой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа для воспитанников СРЦН «Край родной, навек любимый…»
Опубликовано: 27 сентября 2020 в 21:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД