Получи документы

Программа краткой образовательной практики «Елочка и Дед Мороз в технике оригами»

Наталья Чуприна
Программа краткой образовательной практики «Елочка и Дед Мороз в технике оригами»

Аннотация:

Известно, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается в разной степени выраженная общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка ручной умелости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму, ознакомлению с элементарными геометрическими формами, развитию пространственного мышления, художественного восприятия, глазомера, обучению коммуникативным навыкам, внимательности, усидчивости.

Публикация «Программа краткой образовательной практики „Елочка и Дед Мороз в технике оригами“» размещена в разделах

Исходя из вышесказанного, есть все основания рассмотреть технику оригами как самостоятельную педагогическую технологию речевого развития ребёнка - дошкольника. Материал по оригами можно использовать для занятий по развитию речи. Что может быть интереснее, как создать что-то своими руками и рассказать об этом? Яркие образы персонажей дают возможность использовать их для пересказов и рассказов знакомых детьми произведений и сказок, для собственного сочинительства, развивают диалогическую и монологическую речь детей. И что ценно: материал для занятий создан самим ребёнком!

Актуальность:

У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. В основу написания проекта были положены исследования ученых, которые доказали, что техника «оригами» всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста. Проблема совершенствования мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством создания поделок в технике оригами определяется интересом к изучению особенностей детского конструктивного творчества как одного из путей подготовки дошкольников к обучению в школе. Отечественные педагоги: Л. В. Куцакова, Т. И. Тарабарина, Ю. В. Шумаков, Е. Р. Шумакова и зарубежные педагоги М. Кемпбел, Р. Харбин, Э. Кеннвей, А. Иошидзаве, Д. Листар отмечали, что техника оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей, в том числе и в развитии речи. В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д. В. Куцаковой, 3. В. Лиштван, Л. В. Пантелеевой и других) посвященных детскому конструктивному творчеству, складыванию из бумаги отводится большая роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом. Ю. В. Шумаков, Е. Р. Шумакова доказали, что занятия оригами способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность. Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость, оригинальность. Проанализировав роль «оригами» в совершенствовании мелкой моторики и коррекции речевого развития у детей мы пришли к выводу о необходимости реализации техники «оригами»в подготовительной группе детей дошкольного возраста с общим недоразвития речи.

Проект построен с учетом требований ФГОС ДОпо образовательным областям : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие и реализовывается в различных видах детской деятельности. Проведение КОП на эту тему может быть актуально к праздникам (Новый год, рождество). Техника оригами помогает расширить умения и навыки детей в создании оригинальных индивидуальных открыток.

Цель проекта:

• Развитие творческих способностей, логического мышления, мелкой моторики, художественного вкуса. Развитие мелкой моторики и коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи, в процессе овладения приемами техники оригами.

Задачи проекта:

Обучающие:

•Продолжать знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

• Формировать умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога.

• Отрабатывать различные приемы работы с бумагой.

• Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Коррекционные:

• Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук.

• Совершенствовать грамматический строй речи (закреплять разнообразные грамматические категории).

• Обогащать, активизировать словарь по разным лексическим темам.

Развивающие:

• Развивать художественный вкус, воображение, творческие способности детей.

• Развивать у детей умение анализировать, планировать, создавать конструкции по образцу, заданным условиям, пооперационным картам, схемам.

• Развивать познавательную и регулирующую функции речи.

• Развивать диалогическую и монологическую речь.

• Развивать согласованность движений пальцев рук с речью.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству оригами.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

• Воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

Принципы реализации проекта.

1. Принцип занимательности. Предполагает, что изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным, тем самым мотивируя детей к выполнению новых заданий.

4. Принцип доступности (методы обучения соответствуют возрасту, уровню развития, подготовки, интересам детей);

5. Принцип последовательности (переход от простого к сложному);

6. Принцип индивидуализации (индивидуальный подход к каждому ребенку, учет его особенностей).

Методы работы:

• Методы, в основе которых лежит способ организации совместной деятельности:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, художественное слово); - наглядный (использование ИКТ, презентации, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

• Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно – иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

-репродуктивный метод – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

-частично– поисковый метод- участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с воспитателем;

-метод проблемного изложения (воспитатель ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения).

В работе с детьми используются следующие приемы:

• мотивация к выполнению (оформление для группы, детского сада, участие в выставке, подарки к празднику);

• обсуждение правил, пользования орудием труда, например тема беседы «Как работать безопасно»;

• комментирование способа выполнения действий, позволяет развивать логическое мышление;

• совместные действия (или «пассивные, рука ребенка в руке педагога;

• художественное слово, использование, как стихотворений, так и загадок;

• использование компьютерных презентаций, флеш-игр;

• использование игр-драматизаций;

• использование макетов;

• вопросы к детям;

• выполнение работы небольшими частями;

• использование музыки;

• физкультурно-оздоровительные паузы;

• приемы самоорганизации, самооценивания и взаимопроверки.

Образовательная область : познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Необходимые ресурсы.

Материально-технические : разноцветная двухсторонняя бумага ножницы, клей, фломастеры, магнитофон, пооперационные карты для складывания базовых форм и поделок, предметно-развивающая среда группового помещения, театральная студия (для обыгрывания поделок, использование мультимедиа.

Информационные: методическая литература, различные энциклопедии для дошкольников, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры с конструктором, театрализованные игры. Картотека сценариев сказок.

Финансовые: приобретение комплектов разноцветной двухсторонней бумаги «Радуга», ножницы, клей, фломастеры.

Количество занятий: 4 занятия по 30 минут.

Возраст: 6-7 лет

Количество участников:8-10 детей.

Срок реализации проекта: декабрь.

В проекте выделены три этапа:

Первый - подготовительный

Содержание подготовительного этапа

1. Просмотр презентации «Откуда появилась бумага».

2. Подбор иллюстраций с изображением моделей оригами.

3. Консультации на тему «Конструктивная деятельность».

4. Просмотр презентации мультимедиа «Базовые формы оригами».

5. Совместная работа по изготовлению образцов поделок оригами.

6. Беседы «Оригами. История появления и развития», «Бумага, разновидности».

Беседы об истории возникновения техники оригами, значении для детей старшего дошкольного возраста

7. Диагностика детей.

Второй этап – основной.

1. Рассматривание пооперационных схем изготовления поделок в технике оригами.

2. Знакомство с техникой изготовления оригами

3. Сотрудничество с библиотекой в помощи с методической литературой.

4. Занятия по конструированию из бумаги (оригами) :

Базовая форма «квадрат», «двойной квадрат», «книжка», «дверь», «дом»,

«треугольник», «блин», «воздушный змей», «бомбочка», «рыба», «катамаран», «лягушка», «птица».

И производные от этих форм поделки.

1. Дидактические игры: «Квадрат – треугольник», «Плиточник», «Составь узор», «Калейдоскоп» ( знакомство с геометрическими понятиями: угол, сторона, квадрат, треугольник, центр, диагональ;

2. Для сюжетно-ролевых игр: колечки, кошельки. Игра «найди такой же» на закрепление геометрических форм.

3. Оформление коллективных работ (интеграция по рисованию, аппликации, познание.

4. Изготовление в технике оригами героев сказок.

5. Организация выставки «Мои поделки по оригами».

Третий этап – итоговый.

Цель этого этапа – контроль и диагностика результатов реализации системы педагогической работы по развитию конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством техники оригами.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

1. У детей имеется представление о том, что оригами это искусство складывания различных фигур из бумаги.

2. Дети соотносят наглядные символы (показ) со словесными (объяснениями, умеют следовать устным инструкциям, пользоваться пооперационными карточками; владеют различными приемами работы с бумагой.

3. Дети проявляют творчество в художественном оформлении работ, применяют в оригамной композиции другие художественные материалы и техники (аппликация, коллаж, графика); проявляют уверенность в своих силах и способностях; проявляется художественный вкус.

4. Родители информированы об искусстве оригами, осознают эффективность данной технологии в развитии ребенка, создают необходимые условия для самостоятельной деятельности ребенка в технике оригами, принимают участие при создании совместных детско-родительских композициях.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Проект краткосрочный, рассчитан на один месяц.

Проект планируется использовать не только один месяц Наиболее целесообразно проведение проекта в течение одного года – с целью более глубокого и всестороннего охвата данной проблемы. Ведь только тогда результаты будут более эффективными, когда ребенок проходит все ступени. Привлечение внимания педагогических работников к данной проблеме.

Используемая литература:

1. Агапова, И. А. «100 лучших оригами для детей».

2. Жихарева, О. М. «Оригами для дошкольников».

3. "Коробочка идей и мастер-классов". Образовательный портал https://podelki-doma.ru/podelki/iz-bumagi/ded-moroz-iz-bumagi origami#ixzz5ZkrQNku6

Публикации по теме:

Мастер-класс по изготовлению поделки «Чудо-елочка» в технике «оригами»Мастер-класс по изготовлению поделки «Чудо-елочка» в технике «оригами» «У серебряной дорожки, Лишь наступит Новый год, На высокой тонкой ножке Чудо-ёлочка встаёт» (А. Кузнецова). Для изготовления поделки.

«И Дед Мороз приходит!» Мастер-класс по изготовлению поделки в технике «оригами»«И Дед Мороз приходит!» Мастер-класс по изготовлению поделки в технике «оригами» «Кричим мы: «Ёлочка, зажгись!» И Дед Мороз приходит! У ёлочки под Новый год, Он хороводы водит!» Для изготовления поделки надо приготовить.

Дед Мороз в технике оригами для оформления детских коллективных работ, стенгазет. Мастер-классДед Мороз в технике оригами для оформления детских коллективных работ, стенгазет. Мастер-класс Дед Мороз в технике оригами для оформления коллективных работ, стенгазет. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • Цветная.

Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей»Дополнительная программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей» Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством.

Еще один Дедушка Мороз в технике оригами для оформления детских работ и стенгазет. Мастер-классЕще один Дедушка Мороз в технике оригами для оформления детских работ и стенгазет. Мастер-класс Еще один Дедушка Мороз в технике оригами для оформление детских работ и стенгазет. Мастер-класс Необходимые материалы и инструменты:.

Мастер-класс по аппликации в технике оригами «Дед Мороз»Мастер-класс по аппликации в технике оригами «Дед Мороз» Добрый день! Сегодня я поделюсь тем, как сделать аппликацию Деда Мороза в технике оригами. Дети старшего дошкольного возраста без труда.

Мастер-класс. Оригами «Елочка — зеленая иголочка»Мастер-класс. Оригами «Елочка — зеленая иголочка» Данный мастер-класс будет полезен воспитателям старших дошкольников. Эта елочка проста в изготовлении. Зелёная тётка оделась в иголки,.

Мастер-класс «Уголок краткой информации»Мастер-класс «Уголок краткой информации» Мастер – класс «Уголок краткой информации».Работая над проектом «Огород на подоконнике» мы столкнулись с недостатком времени. Поэтому решили.

Программа кружка оригами «Бумажные фантазии» для средней группы Дополнительная образовательная программа кружка оригами «Бумажные фантазии» Пояснительная записка Искусство оригами известно с давних.

Программа по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей» для детей 4–5 летПрограмма по художественно-эстетическому направлению «Оригами для малышей» для детей 4–5 лет Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольной образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа краткой образовательной практики «Елочка и Дед Мороз в технике оригами»
Опубликовано: 1 февраля 2020 в 21:02
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД