МААМ-картинки

Программа кружка дополнительного образования «Маленький дизайнер» для детей 5–7 лет

Герасимова Елена Геннадьевна
Программа кружка дополнительного образования «Маленький дизайнер» для детей 5–7 лет

Пояснительная записка.

Данная программа - для воспитателей дошкольных учреждений и педагогов дополнительного образования, на практике осваивающих новые виды работы с детьми дошкольного возраста и стремящихся как можно полнее ознакомить их с прекрасным и удивительным миром искусства, приобщить к художественной деятельности, развить их творческие способности.

Творчество помогает ребенку научиться видеть красоту и добро в окружающем его мире, делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее.

Публикация «Программа кружка дополнительного образования „Маленький дизайнер“ для детей 5–7 лет» размещена в разделах

В XXI художественный дизайн является эстетическим и функциональным, в современном мире. Еще недавно казалось, что высокие технологии одержали вверх над индивидуальным, уникальным творением художника. Дизайн - деятельность это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.

Детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.

Цель: развитие изобразительного творчества посредством дизайн – деятельности.

Основные задачи:

• Научить ребенка творчески и самостоятельно мыслить, видеть взаимосвязи, ведущие к новым идеям, давать собственные ответы на неоднозначные вопросы;

• Развивать творческое мышление и воображение;

• Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

• привлекать детей к работе с разнообразными материалами, учить создавать грамотные и красивые работы.

Творческие способности (креативность) – это индивидуально–психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности. Включает в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приёмам деятельности. Развитию креативности способствует следующее: у дошкольников в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.

Таким образом, обучение творчеству вызывает у дошкольников чувство удовлетворения и радость познания; стимулирует волю и внимание; развивает мышление и воображение; облегчает процесс усвоения материала; повышает работоспособность.

Воображение (фантазия) – это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание; отражение реальной действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение занимает особое место в процессе творчества – высшего уровня познания. Оно является как бы центром, фокусом творческого процесса, сопровождающегося другими психическими процессами, которые обеспечивают его функционирование.

Психологические качества, лежащие в основе фантазирования:

• четкое и ясное представление образов предметов;

• хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;

• способность мысленно сопоставить два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;

• способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с новыми свойствами.

Развитие воображения чрезвычайно важно для общего развития ребенка, для становления его личности, для формирования его жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески помогать его развитию и, одновременно, использовать его для оптимизации учебной деятельности. Этому в значительной мере способствуют приведенные ниже упражнения и игры. Они просты в исполнении, интересны детям и вызывают у них положительные эмоции. Дети начинают больше фантазировать, активнее заниматься творчеством, ломать привычные рамки банальности.

Основные принципы, заложенные в основу программы :

1. Принцип поэтапности погружения в программу. Это самый ответственный принцип. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата.

2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка - от самого простого до заключительного, максимально сложного задания.

3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению.

4. Принцип выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.

Условия:

• Создание развивающей среды, стимулирующей и обеспечивающей дизайн – деятельность детей;

• Ознакомление детей с дизайн объектам и формирование ярких впечатлений, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта.

• Предоставление максимальной свободы для проявления творчества и инициативы. Широкий подход к решению проблемы.

• Наличие необходимых и качественных материалов для организации дизайн – деятельности;

• Сочетание программного содержания и требований с проявлением творческой инициативы самого ребенка.

• Бережное отношение к процессу и результату деятельности ребенка.

Форма и режим занятий.

«Маленький дизайнер» проводится на базе ГБОУ школа №1310 в дошкольном отделении № 1 в специально оборудованном помещении. Данная программа для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) состоит из 48 занятий. Занятия проводились с детьми 2 раза в неделю по 30 минут, в течении 6 месяцев.

Содержание программы.

Навыки детей в изобразительной деятельности складываются в результате систематических занятий. Предлагаемая программа состоит из 48 занятий, подчиненной единой цели: развитие изобразительного творчества посредством дизайн – деятельности.

Специфика материала.

Предпочтение отдается различным материалам: гуаши, бумаге, используются ткань, вырезки из журналов, пуговицы, также характерно свободное сочетание живописного изображения с объемными материалами. Умение изображать увиденное приходит с умением видеть, анализировать образ, находить в нем главное. Работа над освоением дизайн - деятельности ведется постепенно, с постоянной сменой изобразительного материала, чтобы у ребенка была заинтересованность в продолжении занятий. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу нарастания сложности. Это происходит постепенно, что дает возможность ребенку распределить свои силы равномерно и получить желаемый результат.

В процессе обучения дети знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями многих природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с основными приемами их применения.

Критерии определения уровня освоения программы

Полученные в кружковой работе умения и навыки дети используют в играх (работа с природным материалом, изготовление композиций, составление аранжировок, инсценировках (рисование декораций, создание макетов интерьера, сюжетно-ролевых играх (работа с тканью, использование мотивов народных орнаментов).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занятия название цель форма

октябрь

1 «Кто такой дизайнер и чем он занимается Познакомить детей с работай дизайнера и особенностями дизайн – деятельности.

Беседа с детьми о профессии – дизайнер, о том, чем он занимается, какие материалы может использовать в своей работе.

2 «Удивительный цветок» Развивать способность умело использовать разнообразные материалы в процессе деятельности. Детям рассказывают о способе изготовления из бросового и природного материала. Обсуждение результатов.

3,4 «Кошечка» Познакомить детей с работой из нового материала «паролон». Детям рассказывают о способе изготовления игрушки из бросового и подручного материала. Обсуждение результатов.

5,6 «Подставка для моих карандашей «Собачка» Развивать творческое мышление, учить подготавливать основу для декорирования.

Детям рассказываются способы оформления подставки для карандашей (обматывание нитками, оформление мордочки «собачки», затем дети украшают подставку на свой вкус. Обсуждение результатов.

7,8 «Горшочек для любимого цветка»

Развивать творческие способности, вербальное воображение, оригинальность мышления.

Беседа с детьми о том, какой цветок они хотели бы посадить в оформленный своими руками горшок. Оформление цветочного горшочка по замыслу ребенка. Обсуждение результатов.

ноябрь

9,10 «Бусы для мамы»

Развитие творческого мышления и воображения детей через использование непривычных материалов в достаточно знакомой деятельности. Беседа с детьми о празднике «День матери», изготовление бус из макаронных изделий. Декорирование бус. Обсуждение результатов.

11,12 «Необыкновенная рамка для моего фото»

Развивать способность фантазировать, творчески мыслить, видеть взаимосвязи предметов и действий, ведущие к новым идеям.

Дети декорируют картонную рамку, опираясь на тематику той фотографии, которую они принесли с собой. Обсуждение результатов.

13,14 «Копилка «Черепашка»

Развивать способность умело использовать разнообразные материалы в процессе деятельности.

Дети самостоятельно подготавливают ткань (выравнивают края, приклеивают разнообразный твердый материал (пуговицы, и т. д.). Обсуждение результатов

15,16 «Веселый гномик»

Формировать художественное воображение и творческое мышление, учить умению конструировать из природного и бросового материала. Беседа с детьми о изготовлении игрушки из природного и бросового материала. Обсуждение результатов.

декабрь

17,18 «Новогодняя открытка» Формировать художественное воображение и творческое мышление, учить умению конструировать по замыслу и украшать изделия из бумаги. Беседа с детьми о празднике «Новый год». Обсуждение с детьми возможных вариантов выстраивания композиции при оформлении открыток. Обсуждение результатов.

19,20 «Новогодний подсвечник»

Развивать способность умело использовать разнообразные материалы в процессе деятельности (Бросовый – dvd диск и природный материал – сосновые шишки)

Обсуждение с детьми возможных вариантов выстраивания композиции при оформлении светильника. Индивидуальное декорирование светильника. Обсуждение результатов.

21,22 «Карнавальная маска» Познакомить детей с работой театрального художника-гримёра.

Учить подбирать материал для достижения большей выразительности образа.

Развивать чувство вкуса. Беседа какую маску они хотели бы изготовить. Самостоятельно оформляют и украшают маски. Обсуждение результатов.

23,24 «Новогодние подвески для ёлки» Учить детей создавать объёмные ёлочные игрушки из соленого теста и расписывать их красками. Развивать чувство формы и композиции

Беседа с детьми о украшении новогодней елки.

февраль

25,26 «Подарок для моих любимых мамы и папы»

Развивать фантазию, воображение и чувство декоративности. Беседа с детьми о празднике «14 февраля». Изготовление сувениров из компакт дисков и соленного теста с использование различных материалов для декорирования. Обсуждение результатов.

27,28 «Послание в бутылке для папы»

Развивать воображение, творческие способности.

Беседа с детьми о празднике «23 февраля», декорирование простой стеклянной бутылки и написание поздравления для папы.

Обсуждение результатов.

29,30 «Куклы наших бабушек» Познакомить детей с народной обрядовой игрушкой, с историей и традициями на Руси. И способами ее изготовления.

Воспитывать любовь к народному искусству. Беседа с детьми о «кукла-оберег», «кукла-пеленашка», «лоскут», «безликая». Обсуждение результатов.

31,32 Кукла «Масленица» Познакомить детей с народной обрядовой игрушкой, с историей и традициями на Руси.

Воспитывать любовь к народному искусству. Беседа с детьми о празднике «Масленица». Обсуждение результатов.

март

33,34 «Открытка для мамы» Формировать художественное воображение и творческое мышление, учить умению конструировать по замыслу и украшать изделия из бумаги. Беседа с детьми о празднике «8 марта». Обсуждение с детьми возможных вариантов выстраивания композиции при оформлении открыток. Обсуждение результатов.

35,36 «Коробочка для сладостей»

.

Формировать художественное воображение и творческое мышление, учить умению конструировать по замыслу и украшать изделия из бумаги. Детям предлагаются выкройки разных коробочек. Дети украшают коробочки так, чтобы захотелось поло-жить в них сладости, и подарить близким. Обсуждение результатов.

37,38 «Декоративная подставка для моей тарелки»

Развивать способность умело использовать разнообразные материалы в процессе деятельности.

Дети самостоятельно подготавливают ткань (выравнивают края, делают бахрому, приклеивают разнообразный твердый материал (пуговицы, камушки, горох, фасоль, макароны и т. д.). Обсуждение результатов

39,40 Пасхальный сувенир Создавать у детей радостное настроение. Интерес к художественному труду. Обсуждение с детьми возможных вариантов выстраивания композиции при оформлении. Индивидуальное декорирование. Обсуждение результатов.

апрель

41,42 «Розы на диске» Развивать мелкую моторику детей. Цветовое восприятие, творческие способности и фантазию детей. Обсуждение с детьми возможных вариантов выстраивания композиции при оформлении. Индивидуальное декорирование. Обсуждение результатов.

43,44 «Ромашки из ватных дисков» Продолжать умение работать с бумагой, сгибать ее по линиям. Воспитывать трудолюбие, интерес к работе. Обсуждение с детьми возможных вариантов выстраивания композиции при оформлении. Индивидуальное декорирование. Обсуждение результатов.

45,46 «Украсим вазу» Учить использовать полученные знания, умения для создания образа, сюжета. Развивать творческую самостоятельность. Развивать объемно-пространственное мышление. Обсуждение с детьми возможных вариантов выстраивания композиции при оформлении. Индивидуальное декорирование. Обсуждение результатов.

47,48 Золотая рыбка» Создавать образы животных с помощью средств бумажной пластики. Передавать образы цветом, формой, объемом. Обсуждение с детьми возможных вариантов выстраивания композиции при оформлении. Индивидуальное декорирование. Обсуждение результатов.

Работа с родителями

Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с дизайном. При этом используются: выступления на родительских собраниях, консультации, анкетирование, привлечение родителей к изготовлению и приобретению материалов для детского творчества, посещение родителями дней «открытых дверей», посещение родителями выставок детских работ.

Литература

• Головкова Л. В. Приглашаем в страну дизайна : Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – Смоленск: СОИУУ, 2003.

• Доронова Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности //Ребёнок в детском саду. -2004. №4

• Дорохова Е. изобразительная деятельность и театрализованные игры. – 1998.-№2.

• Игнатович С. Знакомим детей с искусством зодчества. //Дошкольное воспитание. -2006.-№2.

• Логунова Т. Первые урока дизайна. Учебное издание. - Мозайка – Синтез, 2002.

• Лыкова И. А. Миниатюры на яйце. – Издательский дом «Карапуз», 2003.

• Лыкова И. А. Букеты и приветы. – Издательский дом «Карапуз», 2005.

• Соломенникова О. А. Радость творчества. – Издательство Мозайка – Синтез, 2006.

• Швайко Г. С. Совет педагогов. Детский дизайн на занятиях по изобразительной деятельности. // Ребёнок в детском саду. – 2004. - №1.

• Ярыгина А. Дети и дизайн. // Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2.

• Ярыгина А. Дети и графическая сценография. // Дошкольное воспитание. 2005. – 2005. № 11.

Публикации по теме:

Образовательная программа дополнительного образования танцевально-игровой гимнастики для детей 5–7 лет Пояснительная записка. Рабочая программа разработана на основе программы «Са-фи-данс», авторы Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина. Программа модифицирована.

Программа дополнительного образования «Мозаика». Танцевальная студия для детей 6 лет ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности детей, прежде всего художественные. Дошкольное.

Программа дополнительного образования «Пчёлки BeeBot» для детей 5–7 лет Пояснительная записка Условия развития современного общества невозможно себе представить без информационных ресурсов. Информатизация образования.

Программа дополнительного образования вокального кружка «Горошинка» для детей 5–7 лет Структура программы 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели и задачи реализации Программы по дополнительному образованию.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного образования для детей 4–7 лет «Логическая игралочка» Планирование образовательной работы с детьми 4-5 лет Тема занятия Оборудование и методическое обеспече-ние Выявление исходного уровня развития.

Рабочая программа дополнительного образования «Готовим руку к письму» для детей 5–7 лет Рабочая программа Дополнительного образования «Готовим руку к письму». (возраст детей: 5 – 7 лет, срок реализации: 1год). Образовательная.

Рабочая программа дополнительного образования для детей 5–7 лет МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» Принята Утверждена педагогическим советом Приказом.

Рабочая программа кружка дополнительного образования по физическому и художественно-эстетическому развитию детей 5–6 лет ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ТОПОТУШКИ» Возраст детей: 5-6 лет Срок реализации: 1 год Составитель: Чаткина М. П. Саранск.

Рабочая программа кружка «Юный дизайнер» для детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа п. Новый. Дополнительная общеобразовательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка дополнительного образования «Маленький дизайнер» для детей 5–7 лет
Опубликовано: 9 декабря 2018 в 16:47
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД