Программа кружка дополнительного образования «Музыкальный театр в детском саду»

Екатерина Эллер
Программа кружка дополнительного образования «Музыкальный театр в детском саду»

Пояснительная записка

Театрально – игровая деятельность

в жизни дошкольников

Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда,

когда он живет в мире сказок, творчества,

воображения, фантазии, а без этого он

засушенный цветок.

В. Сухомлинский

Мир детства рядом с нами, он внутри нашего взрослого мира. Он смотрит на нас глазами ребенка, говорит его голосом. Когда – то он был и нашим миром, но мы покинули его, и назад пути нет. Но почему – то почти каждому из нас он кажется внутренним раем, золотым веком нашей жизни…

Мир детства, внутренний мир ребенка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой, детей с взрослыми в единое волшебное целое. И если ребенок начинает доверять вам, верить – значит, можно творить, фантазировать, воображать.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Известно, что игра – дело серьезное, но и в то же время веселое. При этом немного найдется педагогических трудов, которые рекомендуют развивать чувства юмора у ребенка. Благодаря мастерам нашего художественного слова (К. Чуковский, С. Маршак, Г. Остер) юмор, озорная шутка формируется у тех детей, которым повезло на веселого педагога, родителей.

Программы, связанные с развитием творческих способностей, практически всегда используются отдельно от программ интеграции интеллектуального развития и литературного образования дошкольников. Практически единственным исключением являются парциальные программы, ориентированные на развитие художественно – речевого творчества детей посредствам театрализованных игр и на развитие театрально – игровой деятельности (программа «Артфантазия» А. Г. Чуриловой и т. д., а также современные методические разработки (пособия А. И. Бурениной «От игры до спектакля», Т. Н. Дороновой «Играем в театр», Н. Ф. Сорокиной «Играем в кукольный театр» и др.). Они опираются на опыт многолетних исследований ученых и практиков.

При этом по мере работы с детьми, на определенной ступени развития и в результате воспитания у дошкольника, как считают А. В. Запорожец, В. В. Зеньковский, А. Салиев, открывается та сторона эстетического воспитания, которая дает толчок развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ. Кроме того, универсальный характер театрализованных игр, их связь с сюжетно – ролевыми и режиссерскими играми, способствует развитию творческого мышления и воображения, развитию поисковой активности и экспериментирования, формированию различных знаковых систем и, в целом, развитию интеллектуальной способности (С. И. Мерзлякова, Л. Г. Миланович, Н. Ф. Сорокина и др.).

Между тем на практике реализовать данные положения достаточно сложно, так как в основном такая работа ведется музыкальным руководителем детского сада и педагогами дополнительного образования. В рамках же основного воспитательно - образовательного процесса она нередко «западает» и не влияет на эффективность развития способностей детей.

Так, целью работы педагогического коллектива СП «РИТМ» ГБОУ гимназия

№ 1409 г. Москвы стала разработка научно – методических условий и содержания воспитательно – образовательного процесса по развитию способностей личности ребенка дошкольного возраста посредством комплекса театрализованных игр. Что позволило создать систему взаимодействия воспитателей с музыкальным руководителем и педагогом – организатором по театрализованной деятельности.

Работа шла в процессе интеграции литературной и театрализованной деятельности, в несколько этапов:

1 – й этап – подготовительный – оптимизация работы по развитию связной и образной речи, литературному образованию детей дошкольного возраста, налаживание координационной работы между воспитателями и педагогами дополнительного образования, педагогом – психологом и музыкальным руководителем дошкольного отделения.

2 – й этап – основной – создание оптимальной предметно – развивающей и игровой среды для формирования интереса к театрально – игровой деятельности. Формирование опыта совместной игровой деятельности и овладение детьми правилами участия в театрализованных играх.

3 – й этап – конвергенция линий развития литературной и интеллектуальной способности – развитие умственных операций (анализа, сравнения, обобщения и классификацуия, противопоставления, аналогии, абстрагирования и др.) в процессе театрально – игровой деятельности.

На первом этапе работы дети учатся выделять действия, поступки героев, через которые раскрываются черты и взаимоотношения. Затем перед воспитанниками ставится задача освоения композиции рассказа (завязки, кульминации, развязки). С этой целью организуются составление рассказа из опыта детей, рассказ по серии картинок и по одной сюжетной картинке, рассказ по заданному началу (концу, середине, графическому плану (схематическому, символическому, словесному плану). Одновременно усваиваются принципы соблюдения последовательности рассказа. Позднее дети подводят к тому, что один и тот же замысел может получить разное сюжетное и композиционное решение, что успешность его реализации зависит от логичности изложения мысли и степени использования средств художественной выразительности (сравнений, эпитетов, синонимов, и т. д.). педагогами демонстрируется «поиск» нужного образа, слова для его выражения, его места в рассказе, соединение мыслей в определенной последовательности при составлении творческих рассказов в присутствии детей. Затем по аналогии предлагается сочинить рассказ ребенку, изменить отдельный эпизод, место или время действия, заменить персонажей и т. д. впоследствии воспитанники овладевают умением придумывать рассказ по заданной теме, названию, персонажам, опорным словам. Так создаются условия для успешного развития литературной способности.

На следующем этапе работы происходит перенос усвоенных навыков в театрально – игровую деятельность воспитанников. Это происходит в процессе формирования у детей опыта участия в играх – драматизациях и в театрализованных играх и проходит в несколько этапов (по О. П. Гаврилушкиной).

Предварительная работа над тексто. Содержание сначала подвергается переработке, если оно излагается в форме монолога. Предварительная рабогта над текстом предполагает насыщение его диалогами, восприятие которых наиболее доступно детям дошкольного возраста. Помимо диалогов в текст вставляются специально так называемые внутренние монологи, благодаря которым становятся понятными мотивы поведения действующих лиц.

Знакомство с содержанием. Рассказывание сказки, истории с помощью режиссерских кукол, пальчикового или перчаточного театра. Основу рассказывания составляют коммуникативное поведение персонажей, акцент на их намериниях (мотивах, а также на внеречевых средствах игрового «превращения».

Беседа по содержанию с выяснением степени понимания повреждения персонажей («Что он подумал? Понравилось ему это? Обрадовался он или огорчился? Что он сделал?» и т. д.).

Разыгрывание содержания по ролям с акцентом на использование образно-двигательных средств (движения головы, туловища, походка, «говорящие» движения руками) при ведущей роли взрослого. В зависимости от возможностей детей взрослый определяет степень своего речевого участия. На первых порах оно может быть довольно интенсивным.

Драматизация с акцентом на придумывание текста роли. Взрослый лишь управляет этим процессом, подчёркивая эмоциональное состояние персонажа, его намериния, направляет детей на сочинительство внутренних монологов. Эффективным приемом здесь выступает прием «превращения», т. е. принятия на себя роли изображаемого объекта (с элементами психогимнастики). Во всех случаях выразительные движения сопровождаются речью, что свидетельствует об особенности моделирования и передачи внутреннего характера изображаемого объекта.

Чтение или рассказывание текста в оригинальном авторском варианте, повторная беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам.

Самостоятельное рассказывание детей с использованием пальчикового театра (один ребенок или каждый ведет свою роль).

На следующем этапе работы происходит интеграция литературной и театрализованной деятельности.

Очень положительно на приобретение навыков решения проблемных ситуациях развития литературного творчества и развертывания театрально-игровой деятельности влияет использование «Карт Проппа». На каждой такой карте изображены постоянные функции сказки: «предписание или заперт», «вредительство», «волшебные дары», «борьба», «наказание антигероя» и т. д.

Воспританники берут пронумерованные по порядку карты или вытягивают наугад и разворачивают сюжет собственной сказки в соответствие с ними. Развитие творческого вооброжения проявляется при этом в том, что дошкольники объединяют в сказке разные события, включают в изображение эпизоды из реальной жизни.

Типы НОД по развитию литературной и интилектуальной способностей, которые используются на данном этапе:

НОД доминантная – здесь доминирует один из видов театрально-игровой деятельности. Такие виды НОД позволяют выявить уровень развития каждого ребёнка, его творческий потенциал, способность к самостоятельности. С другой стороны, использование таких видов НОД способствует коррекции отставания детей в развитии литературной или интилектуальной способности в рамках театрально-игровой деятельности. Этот тип НОД проводится примерно один раз в месяц.

Интегрирование, в которых в качестве стержня выступает не только театрально-игровая, но и любая другая деятельность. Например, развитие литературных и интелектуальных способностей посредством театрализованных игр может осуществлятся на интегрированных видах НОД по развитию речи и изобразительному творчеству.

Тематические, которые включают следующие виды художественной деятельности: театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве, объединенные одной темой.

Репитиционные, на которых осуществяется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов.

Комплексные, на которых для решения воспитательно-образовательных задач используется синтез искусств. Цель этого вида НОД – дать детям представление о специфике различных видов искусства (театр, Хореография, поэзия, музыка, живопись, познакомить с признаками близости и различия в произведениях, средствами выразительности каждого вида искусства, по-своему передающими образ.

НОД проводится в подготовительной к школе группее – 2 раза в неделю.

Программа представляется как поиск, открытый для всех, кто хочет принять участие. Предлагаются идеи, которые воплощены в практические разработки для работы с детьми 6-7 –летнего возраста, для правильной организации НОД, с которыми рекомендуется выполнение следующих принципов.

1. Содержательность НОД, разнообразие тем и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведния игр.

4. Коммуникабельность детей друг с другом и с взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

Заканчивается цикл НОД с детьми театральной мастерской и подготовкой театральной постановки. Театральная мастерская содержитигры и специальные упражнения, направленные на развитие и коррекцию психических функций и процессов (внимание, восприятия, памяти, воображения, развитиеречевых и неречевых средств общения, творческих способностей детей и формирование креативных качеств личности в процессе обогащения знаний и представлений дошкольников о театре, театральных профессиях, самостоятельной подготовки спектакля.

Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют. Это творчество воспитанников, нужное и понятное самим детям. Подбор средств изображения, изготовление костюмов, бутафории и декораций дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Именно тогда все эти занятия приобретают личностный смысл как часть общего, волнующего детей замысла. И наконец, сам спектакль завершает всю эту работу и даёт ей полное и окончательное выражение.

Таким образом, театрально-игровая деятельность является ярким эмоциональным средством,формирующим эстетический вкус дошкольника. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через эти образы, краски, звуки.

Большое и разностороннее влияние тетрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как ребенок во время игры чувствует себя раскованно, свободно. Очень важно, чтобы взрослый, находившийся рядом, направлял игру ребенка так, чтобы она была эффективна для учебно-воспитательного процесса.

месяц НОД

сентябрь 1. «Кукольный театр. Зрители и артисты. Знакомство с артистами».

2. «Ребята и зверята». Театр юного зрителя.

октябрь 3. «Артист и его герой. Речь артиста».

4. «Мимика лица».

ноябрь 5. «Мимика, жесты и речь».

6. «Музыкальные образы. Музыкальный диалог».

декабрь 7. «Жесты и движения».

8. «Пластика и движения».

январь 8. «Наша речь (чистоговорки и скороговорки)».

9. «Сказка моей мечты».

февраль 10. «Творческое задание».

11. «Веселые превроащения».

март 12. «Настоящий друг».

13. «Оркестр»

апрель 14. «Значение рук и голоса».

15. «Путешествие в весенний лес».

май

16 – 17. В этот период повторяются наиболее понравившиеся моменты НОД, проводятся театрализованные спектакли с участием детей и взрослых.

Перспективное планирование театрально – игровой деятельности

Публикации по теме:

Авторская программа кружка дополнительного образования для детей 6–7 лет Атагайский детский сад – структурное подразделение муниципального казенного дошкольного образовательного учереждения «Усть- Рубахинский.

Программа дополнительного образования Программа дополнительного образования «Путешествие в песочные фантазии» для детей 4-5 лет Разработчик программы: Новожилова Галина.

Программа дополнительного образования «Веселый мяч» .

Программа кружка дополнительного образования «Конструирование»Программа кружка дополнительного образования «Конструирование» Программа кружка Дополнительного образования «Конструирование» 1. Место реализации: МАДОУ детский сад 56 2. Название кружка:.

Программа кружка дополнительного образования «Веселая математика» Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение Детский сад № 56 Программа кружка Дополнительного образования «Веселая.

Программа кружка Дополнительного образования «Занимашка» Программа кружка Дополнительного образования «Занимашка» 1. Место реализации: МАДОУ детский сад 56 2. Название кружка: «Занимашка» 3. Ф. И. О.

Программа дополнительного образования по лепке Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Ленинец» Программа по дополнительному образованию художественно-эстетической.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка декоративно-прикладного искусства «Лесовичок» Подготовила: воспитатель Чумак Е. В. Пояснительная записка В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта.

Рабочая образовательная программа дополнительного образования детей кружка «Занимательная математика» Пояснительная записка В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий..

Роль дополнительного образования в художественно-эстетическом воспитании дошкольников в детском саду Роль кружка творчества в художественно-эстетическом воспитании дошкольников. Слайд № 1 и слайд №2 Здравствуйте дорогие коллеги! Мы рады.

Библиотека изображений:
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Программа кружка дополнительного образования «Музыкальный театр в детском саду»
Опубликовано: 19 декабря 2016 в 19:28
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотозарисовка «Конкурс новогодних ёлок студентов разных факультетов»
Студенческая дивная, весёлая пора Не позабудется тобою никогда. Свободный гражданин, ещё не взрослый, Ещё не мучают житейские вопросы. Не очень...
Мастер-класс «Необычные Санки»
Мастер-класс "Необычные Санки" В нашем городе прошёл международный день снега . В этот день было много интересного, игры, соревнование, бег в...
Коллективная стенгазета «Дикие животные зимой»
Цель и задачи: 1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года;...
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров»
Мастер-класс «Новогодний мобиль из бус и шаров» Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию мастер класс изготовления мобила из бус и новогодних шаров....
Мастер-класс «Развиваемся играя-учим цвета». Изготовление учебно-методических пособий...
Мастер-класс «Развиваемся играя - учим цвета» ( Изготовление учебно-методического пособия для педагогов и родителей) Цель: В этом мастер классе...