Программа кружка «Истоки» во второй младшей группе

Марина Беленкова
Программа кружка «Истоки» во второй младшей группе

Принята педагогическим советом

30.08.2018г. ,

Протокол № 1

УТВЕРЖДЕНА

Приказом заведующего МБДОУ ДС № 2

от 30 августа 2018г. № 50-осн

Заведующий МБДОУ ДС № 2

___ И. А. Лежикова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

деятельности по художественно-эстетическому развитию детей

№ 2 «Белочка» г. Николаевска-на-Амуре Хабаровского края

Дополнительная общеобразовательная программа-

дополнительная общеразвивающая программа

«Истоки»

для детей (3-4 года)

срок реализации программы 1год

Воспитатель:

Беленкова М. Б.

г. Николаевск - на - Амуре

2018г.

ПАСПОРТ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Наименование программы Дополнительная общеобразовательная программа-

дополнительная общеразвивающая программа

«Истоки» для детей (3-4 года)

Разработчики программы Беленкова Марина Борисовна, воспитатель младшей группы №5 «Полянка» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2.

Исполнители программы Беленкова Марина Борисовна, воспитатель, коллектив воспитанников, родительская общественность

Нормативная база для разработки образовательной программы Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. ;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 года N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»

Князева О. Л., Маханева М. Д., программа «Приобщение к истокам русской народной культуры»

Кем принята образовательная программа Принята решением педагогического совета. Протокол № 5 от 08.06. 2018г., утверждена заведующим ДОУ. Приказ № 42-осн от 13.06.2018г.

Назначение

Дополнительной общеобразовательной программы Работа по дополнительной общеобразовательной программе “ Истоки” была организована с целью сохранения самобытной духовной культуры и приобщения детей к русскому народному творчеству.

Приоритетные цели и задачи дополнительные общеобразовательной программы Цель: Через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями.

Пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.

Приобщить детей к традициям народа.

Задачи:

Образовательные:

1. Знакомить детей с русским народным творчеством.

2. Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.

Развивающие:

1. Расширить представление о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и т. д.).

2. Закрепить представления детей об отличительных признаках этих игрушек, сформировать умение узнавать их и правильно называть.

3. Знакомить детей с народными промыслами.

4. Продолжить знакомить с устным народным творчеством.

Воспитательные:

1. Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.

2. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа.

3. Воспитывать уважительное отношение к ценностям народной культуры, к истории России, чувства патриотизма и гордости за русский народ.

Принципы реализации программы - учет возрастных и психофизических возможностей, особенностей детей;

- систематичность педагогического процесса;

- принцип деятельного подхода к организации образовательного процесса;

- взаимодействие ДОУ и семьи.

Ожидаемые результаты образовательной программы, формы их представления, анализа - Иметь представления о народной культуре и традициях (народной игрушке, народных праздниках, жилище человека, предметах быта)

- Знать народный фольклор.

Пояснительная записка

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, поверхностно знакомо, например, с народной культурой.

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребёнка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Вводя детей в народную культуру, мы помогаем им войти в мир прекрасного.

Нормативно - правовое обеспечение программы:

Федеральный закон №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. ;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 года N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»

Князева О. Л., Маханева М. Д., программа «Приобщение к истокам русской народной культуры»

Направленность программы. Программа имеет познавательную направленность.

Программа предусматривает ознакомление дошкольников с народными промыслами России. Воспитывать интерес к народной культуре, устному народному творчеству, народной музыки, народным играм.

Содержание программы построено в соответствии с требованиями образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, интернационального, правового воспитания.

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Актуальность:

В настоящее время у детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, т. к. прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки. Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру и традиции своих предков. Если не знакомить ребенка в дошкольном детстве с народно-прикладным искусством, то не будет достигнуто полное ознакомление с историей, культурой своего народа, что в дальнейшем приведет к обеднению его нравственно-патриотических чувств. Следует отметить роль народной игрушки в процессе обучения дошкольников практически всем видам детской деятельности.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что она способствует нравственному, патриотическому, эстетическому, художественному воспитанию, прививает любовь к своей родной земле.

Отличительная особенность данной программы состоит в том, что дети работают по ней в течение всего пребывания, занятия по художественному конструированию дают возможность глубже познакомиться с народными промыслами. В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у дошкольников художественного творчества.

Цель: Через народное искусство познакомить детей с историей нашей Родины, народными традициями и обычаями.

Пробудить интерес к народным традициям и духовным ценностям русского народа.

Приобщить детей к традициям народа.

Задачи:

Образовательные:

1. Знакомить детей с русским народным творчеством.

2. Расширять знания и представления детей о национальной культуре и традициях русского народа.

Развивающие:

1. Расширить представление о народной игрушке (дымковская игрушка, матрешка и т. д.).

2. Закрепить представления детей об отличительных признаках этих игрушек, сформировать умение узнавать их и правильно называть.

3. Знакомить детей с народными промыслами.

4. Продолжить знакомить с устным народным творчеством.

Воспитательные:

1. Формировать социально-нравственное, психическое здоровье детей.

2. Воспитывать любовь к родной земле, к традициям своего народа.

3. Воспитывать уважительное отношение к ценностям народной культуры, к истории России, чувства патриотизма и гордости за русский народ.

При составлении программы использовались следующие принципы:

• Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений реализуется при знакомстве детей с искусством русского народа.

• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка - предполагается выбор тематики, приемов работы с учетом опыта и возраста детей.

• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности

• Доступность (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям).

• Наглядность (наличие иллюстративности и дидактических материалов).

Основополагающими подходами к построению работы кружка стали:

- системно-деятельностный подход – т. к. в программе учитываются возрастные особенности детей каждой возрастной группы и присущие этим особенностям формы деятельности игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная;

- гуманитарный подход – учет специфики индивидуального процесса познания ребенка, индивидуальных потребностей детей;

- культурологический подход, определяющий достижение целевых ориентиров на основе свободных, практик культурной идентификации и целостности личности ребенка.

Организация работы.

Возраст детей – 3-4 года.

Срок реализации программы - 1 год.

Время проведения: среда, 16.00 – 16.15

Продолжительность – 15 минут.

Количество в месяц – 2 раза (18 занятий в год).

Формы организации подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей детей, специфики содержания данной программы и возраста детей:

- непосредственно-образовательная деятельность;

- индивидуальные занятия;

- совместная деятельность педагога и детей;

- праздники и развлечения.

Структура занятия:

1. Организационный момент. Приветствие.

2. Актуализация прошлых знаний.

3. Основная часть:

-Постановка проблемы, открытие нового знания.

-Закрепление нового знания.

-Итог. Рефлексия.

4. Мотивация на продолжение исследования вне занятия.

Планируемые результаты:

1. Иметь представления о народной культуре и традициях (народной игрушке, народных праздниках, жилище человека, предметах быта)

2. Знать народный фольклор.

Способы проверки результатов реализации программы.

Мониторинг проводится два раза в год (в начале и конце учебного года). Формы мониторинга: наблюдение, беседы с детьми. Диагностика осуществляется с каждым ребёнком индивидуально в свободное время. Используемая диагностика состоит из таблицы, содержание которая позволяет отследить необходимые параметры.

Показатели и критерии к данному педагогическому мониторингу были выделены на основе методических рекомендаций Грибовской А. А., Комаровой Т. С., Аверьяновой А. П.

Показатели Критерии

1. Проявляет интерес к народной игрушке. 3 балла - проявляет интерес к народной игрушке, длительно рассматривает ее, проявляет желание обследовать игрушку разными способами и действовать с ней. Проявляет эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней.

2 балла - интерес краткосрочный, проявляется в форме отдельных эмоциональных реакций.

1 балла - не проявляет интерес к народной игрушке, желание действовать с ней.

2. Узнает образы, характерные для народной игрушки (барышня, птица, конь, собака и др.). 3 балла - по просьбе взрослого находит игрушку, соответствующую образу среди других игрушек, может назвать некоторые внешние признаки.

2 балла - находит предлагаемую игрушку, некоторые признаки называет только с помощью взрослого.

1 балл - отказывается от выполнения просьбы взрослого.

3. Узнает характерные особенности народной росписи - дымковской игрушки по форме (круги, полоски, точки) и цвету. 3 балла - узнает и называет характерные особенности (украшения народной игрушки) по форме и цвету.

2 балла - называет характерные особенности (украшения народной игрушки) по форме и цвету с помощью взрослого.

1 балл - затрудняется назвать характерные особенности (украшения народной игрушки) по форме и цвету.

4. Знает потешки и стихотворения знакомых образов народной игрушки. 3 балла - по просьбе взрослого рассказывает потешку или стихотворение о предложенной народной игрушке.

2 балла - рассказывает потешку или стихотворение только совместно со взрослым.

1 балл - не знает потешек и стихотворений.

5. Умение рисовать простые элементы узора дымковской игрушки по форме (круги, полоски, точки). 3 балла - при рисовании узор передает точно, хорошо владеет навыком рисования концом кисти.

2 балла - при рисовании узор немного искажает, преобладает рисование всей кистью.

1 балл - при рисовании узор передавать не удается, не умеет работать с кистью.

6. Умение использовать при рисовании элементов узора цветовую гамму, соответствующую народной росписи. 3 балла - знает цвета, при рисовании использует цветовую гамму, соответствующий народной росписи.

2 балла - путает цвета, при рисовании использует цветовую гамму, соответствующий народной росписи по напоминанию воспитателя.

1 балл - не знает цвета, при рисовании не использует цветовую гамму, соответствующую народной росписи

7. Степень самостоятельности в выполнении работы. 3 балла - самостоятельно выполняет работу, используя подходящие элементы узора и цвет.

2 балла - необходима небольшая помощь взрослого.

1 балл - не может выполнить работу.

Высокий уровень (от 17 – 21 балла).

Проявляет интерес к дымковской игрушке, эмоциональную отзывчивость, чувство радости при встрече с ней. Узнает образы характерные для народной игрушки (барышня, птица, конь, собака, по просьбе взрослого находит игрушку, соответствующую образу среди других игрушек, может назвать некоторые внешние признаки, по просьбе взрослого рассказывает потешку или стихотворение о предложенной народной игрушке. Рисует простые элементы узора дымковской игрушки по форме и цвету, узор передает точно, хорошо владеет навыком рисования концом кисти. Проявляет самостоятельность при выполнении работы, используя подходящие элементы узора и цвет.

Средний уровень (от 12 – 16 баллов)

Интерес к народной игрушке краткосрочный, проявляется в форме отдельных эмоциональных реакций, внешние признаки и характерные особенности (украшения народной игрушки) по форме и цвету называет с помощью взрослого.

Потешки или стихотворения рассказывает только совместно со взрослым, при рисовании узор немного искажает, путает цвета, самостоятельность при рисовании не проявляет.

Низкий уровень (от 7 – 11 баллов).

Не проявляет интерес к народной игрушке, не выделяет ее характерные особенности, не знает потешки и стихотворения. При рисовании узор не просматривается, не знает цвета, чаще отказывается выполнять работу.

Анализ и обобщение полученных результатов

(дает возможность получить общую картину уровня развития детей)

Все данные обследования детей записываются в тетради по следующей форме:

Список детей Показатели уровня развития детей русским народным творчеством

1 2 3 4 5 6 7 Общая оценка Уровень развития

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Уровень развития ребёнка определяется суммой развития семи основных показателей, деленных на общее количество показателей - 7.

Итоговый показатель уровня развития ребёнка рассчитывается по формуле:

Уровень развития = 1+2+3+4+5+6+7

7

1. Проявляет интерес к народной игрушке.

2. Узнает образы, характерные для народной игрушки (барышня, птица, конь, собака и др.).

3. Узнает характерные особенности народной росписи - дымковской игрушки по форме (круги, полоски, точки) и цвету.

4. Знает потешки и стихотворения знакомых образов народной игрушки.

5. Умение рисовать простые элементы узора дымковской игрушки по форме (круги, полоски, точки).

6. Умение использовать при рисовании элементов узора цветовую гамму, соответствующую народной росписи.

7. Степень самостоятельности в выполнении работы.

Примерные нормы оценки уровня знаний детей о народном искусстве и народных традициях (в баллах)

Уровни Итоговые показатели (в баллах)

Оптимальный 3,5-4 балла

Высокий 2,4-3,4

Средний 1,3-2,3

Содержание программы кружка.

Раздел 1. «Наша родина-Россия»

Задачи раздела:

• Знакомить с элементами русского народного быта, одеждой русского народа.

• Знакомить детей с народными потешками.

• Развивать речь детей, эмоции, эстетические и нравственные чувства при ознакомлении с русской культурой, традициями.

• Воспитывать любовь к Родине, близким, уважение к старшим, традициям народа.

Раздел 2. «Веселая народная игрушка»

Задачи раздела:

• Формировать представление о народных играх, забавах и игрушках.

• Формировать интерес к изобразительному и прикладному искусству, народному творчеству.

• Учить замечать яркость образов, выделять форму, цвет, элементы украшения.

Раздел 3. «Веселый праздник»

Задачи раздела:

• Познакомить с народным праздником Масленица.

• Знакомить детей с народными считалками, играми.

• Развивать речь детей, эмоции, эстетические и нравственные чувства при ознакомлении с русской культурой, традициями.

Учебно-тематический план

№ Занятия Срок Тема Кол-во занятий Теория (кол-во мин) Практика (кол-во мин)

1. Сентябрь Знакомство с хозяйкой «избы» бабушкой Матреной.

1 10 5

2. Сентябрь Лепка «Дедушку и бабушку угостим оладушками» 1 5 10

3. Октябрь Рассматривание альбома «Русский самовар». 1 10 5

4. Октябрь Чтение сказки «Снегурушка и лиса» 1 10 5

5. Ноябрь Уж ты котенька-коток… 1 5 10

6. Ноябрь Развлечение «В гостях у бабушки Матрены»

1 0 15

7. Декабрь Знакомство с народной игрушкой.

1 10 5

8. Декабрь Знакомство с дымковской игрушкой 1 10 5

9. Январь Лепка.

«Дымковская уточка-Марфуточка».

1 5 10

10. Январь Рисование.

«Дымковские узоры». 1 5 10

11. Февраль Аппликация «Нарядные матрешки» 1 5 10

12. Февраль Конструирование «Домик для матрешки» 1 5 10

13. Март Знакомство с русским народным праздником «Масленица». 1 10 5

14. Март Развлечение «Масленица» (проводы зимы, встреча весны). 1 0 15

15. Апрель Чтение русской народной сказки

«Теремок».

1 10 5

16. Апрель Рисование «Дымковская лошадка» 1 5 10

17. Май Рисование «Раскрась матрешку» 1 5 10

18. Май Развлечение «Здравствуй лето» 1 0 15

Итого: 18 4 часа 30 минут

Методическое обеспечение программы.

Для успешной реализации данной программы необходимы:

Кадровое обеспечение:

Воспитатель – Беленкова Марина Борисовна

Квалификационная категория - первая

Образование – средне-специальное

Курсы:

1.«Проектирование образовательного процесса и в условиях реализации ФГОС ДО» (в объеме 108ч., с 04.06.17 по 21.08.17);

23. «Дифференцированный подход в инклюзивном образовании с ОВЗ» (в объеме 72 ч. С 29.07.17 по 11.08.17г.).

1. Технические средства:

- ноутбук;

- мультимедийное оборудование;

- CD, DVD диски.

- Подбор методической и детской литературы по теме;

2. Материалы и оборудование:

- Фломастеры,

- карандаши,

- пластилин,

- цветная бумага, клей,

3. Учебно - наглядные пособия:

- иллюстрации;

- игрушки;

- дидактические игры;

-аудио- и видеозаписи;

- презентации.

4. Приемы и методы организации учебного процесса:

- наглядные (показ, демонстрация картинок, иллюстраций, презентаций, видеофрагментов)

-словесные (беседа, рассказ, дидактические словесные игры)

-практические (упражнения, продуктивная деятельность)

- игровые (различные игры)

5. Методический материал:

- учебные мультимедийные пособия;

- музыкальные произведения;

- методические разработки мероприятий;

Список литературы:

1. «Изобразительная деятельность в детском саду». Т. С. Комарова.

2. «Развиваем мелкую моторику». Т. А. Ткаченко

3. Косарева В. Н. Народная культура и традиции. Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.

4. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. Знакомим дошкольников с народной культурой. Москва: ТЦ Сфера, 2012

5. Князева О. Л., Маханева М. Д., программа «Приобщение к истокам русской народной культуры»

6. М. Ю. Новицкая, программа «Наследие»

7. Богуславская И. Я. Дымковская игрушка. Л.: Детство -пресс, 1988 -65с.

8. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество, /Под ред. Т. Я. Шпикаловой, М. Владос, 2000. -105с.

9. Доронина Г. В. Использование дымковской игрушки в работе с детьми/Дошкольное воспитание №12 -1990. -65с.

10. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошк. воспитание. 1992. -№5-6.

11. ресурсы сети Интернета:

12. Скотарь О. Т. Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре. http://festival.1september.ru/articles/650342/

13. Саликова М. Т., Митина С. В. Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры. http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/2716-statya-priobshenie-detej-mladshego-vozrasta-k-istokam-narodnoj-kultury

Публикации по теме:

Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности «Осторожно, малыш» для младшей группы муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №21 «Сказка» комбинированного вида города Белово» «Осторожно,.

Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» во второй младшей группе «Ласковая песня» Конспект занятия по программе «Социокультурные истоки» во второй младшей группе «Ласковая песня» Воспитатель: Белоногова Н. М. г.

Отчет кружка по нетрадиционному рисованию «Творим руками» во второй младшей группеОтчет кружка по нетрадиционному рисованию «Творим руками» во второй младшей группе Отчет о работе кружка по художественно эстетическому воспитанию "Творим руками" во второй младшей группе воспитатель первой квалификационные.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Детские писатели
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Программа кружка «Истоки» во второй младшей группе
Опубликовано: 26 мая 2019 в 11:22
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июня. Всемирный день детского футбола

В футбол можно играть где угодно, был бы мяч. Дети всех стран и народов с удовольствием гоняют футбольный мяч по спортплощадкам и стадионам, дворам и пустырям. Все знаменитые футболисты прошлого и...

19 июня. Юбилей книги А.М.Волкова "Волшебник Изумрудного города"

Замечательному произведению Александра Волкова «Волшебник Изумрудного города» в этом году исполняется 80 лет. Несмотря на свой возраст книга о волшебной стране, девочке Элли и ее сказочных друзьях не...

Дидактическая хороводная игра «Наш веселый любимый детский сад»
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников немыслимо без использования различных веселых и увлекательных игр. Я разработала...
Коллективная работа «Букет из рельефных сердцевинок» в старшей группе
Лето- благодатная пора для развития творческих способностей детей, обогащения их чувств и впечатлений. Рисование на свежем воздухе –необычная форма...
Загадки и презентация про верблюда
14 загадок про верблюда *** На четырёх столбах – гора. Скажешь – ляжет, сядешь – встанет. Пойдёт шагать – на коне не догнать ( верблюд. *** Я высокий и...