Папки-передвижки

Программа кружка «Маленькие почемучки» для детей средней группы 4–5 лет

Лейсан Султангалиева
Программа кружка «Маленькие почемучки» для детей средней группы 4–5 лет

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение детский сад №23 г. Туймазы

муниципального района Туймазинский район

Республики башкортостан

Программа кружка

«Маленькие почемучки»

Образовательная область «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

для детей средней группы 4-5 лет

Срок реализации программы 2020 -2021 учебный год

Публикация «Программа кружка „Маленькие почемучки“ для детей средней группы 4–5 лет» размещена в разделах

Составила: воспитатель Султангалиева Лейсан Мавзировна

2020-2021 учебный год

Паспорт программы

1 Наименование программы «Маленькие почемучки»

2 Направленность программы исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно-экспериментальной деятельности

3 Автор программы

4 Цель программы развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.

5. Задачи программы Образовательные :

1. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.

2. Учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

3. Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

4. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи

5. Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).

6. Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

2. Формировать интерес к поисковой деятельности…

3. Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.

4. Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

2. Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

6 Возраст детей средний дошкольный возраст (4-5 лет).

7 Сроки реализации программы 1 год. 2020-2021 учебный год

8 Режим образовательной деятельности

Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность – не более 20 минут.

9 Место реализации программы

10 Ожидаемые результаты Образовательный результат:

- наличие познавательных интересов к объектам окружающей среды.

-уметь формулировать познавательные вопросы и знать на них ответы.

-владеть навыками познавательного экспериментирования.

Личностный результат:

- самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

-уметь обращаться за помощью взрослого в ситуациях реальных затруднений.

-принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

11 Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями - изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.

- открытый показ кружковой работы.

- консультация «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях».

- консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

- фото отчеты кружковой работы.

Пояснительная записка

«. Ребёнок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища – и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий – одна из лучших школ характера».

(А. Шапиро).

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью, огромную актуальность в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность – как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273 выделяет основные ориентиры обновления содержания образования в рамках дошкольного учреждения. Она дает ориентировку на личностное своеобразие каждого ребенка, на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды, обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями.

Согласно Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" в содержание образовательной области «Познавательное развитие» включена экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.

Актуальность программы : средний дошкольный возраст – самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно со взрослым под его тактичным руководством.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.

Все исследователи экспериментирования в той или иной форме выделяют основную особенность познавательной деятельности: ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребёнком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Усваивается всё прочно и надолго, если ребёнок слышит, видит и делает сам.

На этом основано детское экспериментирование, теоретической базой которого являются исследования Н. Н. Поддькова, который в качестве основного вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования. «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка». Н. Н. Поддьяков

«Маленькие почемучки» – дополнительная программа, разработка которой осуществлена в соответствии с государственными требованиями и предназначена для детей среднего дошкольного возраста. Программа реализуется в интеграции таких образовательных областей как «Познавательное развитие», «социально-коммуникативно» в познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Цель программы : развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.

Направленность программы : «Познавательное развитие»

Задачи

Образовательные:

1. Учить детей видеть и выделять проблему эксперимента.

2. Учить принимать и ставить перед собой цель эксперимента.

3. Учить отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

4. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи

5. Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).

6. Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

2. Формировать интерес к поисковой деятельности…

3. Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.

4. Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

Воспитательные:

1. Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской дея-тельности.

2. Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.

3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.

4. Воспитывать бережное отношение к природе.

Возраст детей : средний дошкольный возраст (дети 4-5 лет).

Формы работы: Групповая

Сроки реализации: 1 год.

Режим образовательной деятельности:

Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность – не более 20 минут.

Место реализации программы :

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. У детей 4-5 лет продолжается интенсивное сенсорное развитие, причем процессы ощущения, восприятия, представления развиты у ребенка данного возраста значительно лучше, чем мышление. В 4-5 лет дети хорошо различают особенности звуков человеческой речи и музыкальных звуков, а также форму, величину и цвет предметов.

Дальнейшее развитие и совершенствование сенсорных процессов идет по линии специально организованного обследования предметов. Дети учатся умениям быстро вычленять нужные свойства, ориентироваться в них, сравнивать и группировать предметы по общим признакам, соотносить их с сенсорными эталонами. Известный психолог Ж. Пиаже утверждал, что одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач.

Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на неё. При этом, говоря о традиционных способах обучения, построенных преимущественно на репродуктивных методах, Ж. Пиаже постоянно подчеркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие.

Ожидаемые результаты:

Образовательный результат:

- наличие познавательных интересов к объектам окружающей среды.

-уметь формулировать познавательные вопросы и знать на них ответы.

-владеть навыками познавательного экспериментирования.

Личностный результат:

- самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

-уметь обращаться за помощью взрослого в ситуациях реальных затруднений.

-принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Взаимодействие с родителями:

Важное значение в реализации программы имеет взаимодействие с семьёй, что обеспечивает более полное выявление потенциала каждого ребенка, тем самым способствуя реализации поставленных задач.

Основные принципы работы с родителями:

принцип открытости ДОУ для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живут и развиваются его дети);

принцип сотрудничества педагогов и родителей в воспитании детей.

Привлечение родителей к проведению кружковой работы :

- изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.

- открытый показ кружковой работы.

- консультация «Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях».

- консультация «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

- фото отчеты кружковой работы.

Диагностика

Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.

2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.

3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.

4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.

Результаты мониторинга позволяют:

-ориентироваться на дальнейшее продвижение и успех ребенка;

-уточнять и закреплять определенные знания, умения, навыки ребенка;

-диагностировать причины слабых и сильных сторон личности;

-развивать умения и навыки в новой ситуации для ребенка;

-воспитывать чувство ответственности, настойчивости в достижении цели, формирование навыков самостоятельной работы и др. ;

-контролировать соответствие уровня достижений, к принятым нормам;

-стимулировать результаты деятельности ребенка.

Перспективно – тематическое планирование

№ Тема Задачи Оборудование и материалы

1 «Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем» Дать представления детям об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки; нос — определять запах; пальцы — определять форму, структуру поверхности; язык — определять на вкус). Ширма с тремя круглыми прорезями (для рук и носа, газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, говорящая кукла, футляры от киндер-сюрпризов с дырочками; в футлярах: чеснок, кусочек апельсина; поролон с духами, лимон, сахар.

2 «Почему все звучит Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета. бубен, стеклянный стакан, газета, балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

3 «Все видим, все узнаем» Познакомить детей с прибором-помощником — лупой и ее назначением. лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

4 «Прозрачная вода» Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес). две непрозрачные банки (одна заполнена водой, стеклянная банка с широким горлышком, ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос, предметные картинки.

5 «Песочная страна» Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

6 «Воздух всюду» Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость. Воздушные шарики, таз с водой, пустая пласт массовая бутылка, листы бумаги.

7 «Свет повсюду» Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.

8 «Вода принимает форму» Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита. воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновая перчатка, ковшики одинакового размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

9 «Воздух работает. Движение воздуха» Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.). Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

10 «Свет и тень» Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. оборудование для теневого театра, фонарь.

11 «Замерзшая вода» Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

12 «Тающий лед» Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, веревочки, разнообразные формочки.

13 «Ловись, рыбка, и мала и велика» Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочие листы

14 «Звенящая вода» Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук. поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске, ковшики, палочки-«удочки» с ниткой, на конце которой закреплен пластмассовый шарик.

15 «Каждому камешку свой домик» Классификация камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях. различные камни, четыре коробочки, подносики с песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка из камешков.

16 «Угадай – ка» Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала. предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; емкость с песком; шарики из разного материала одинакового цвета, сенсорный ящик.

17 «Где вода?» Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. прозрачные емкости с сухим песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.

18 «Свойства бумаги» Формировать представления детей о бумаге и ее свойствах. Помочь детям с помощью разнообразных приемов определить свойства бумаги. Учить анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать исследовательские действия и уметь устанавливать причинно-следственные связи в процессе выполнения различных действий с бумагой. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательности. бумага разных видов плотности, калька, цветные картинки, ткань, емкости с водой, салфетки.

19 «Мыльные пузыри» Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования. Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе. жидкое мыло, вода, шампунь, стаканчики, коктейльные трубочки, салфетки.

20 «Свойства соли» (№1) Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности. тарелочки с солью, увеличительные стекла, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки.

21 «Свойства соли» (№2) Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширить знания о соли, её свойствах и назначении. Дать понятие о значимости соли в жизни человека в природе. Воспитывать умение работать сообща, выслушивать мнения друг друга. Куриное яйцо, емкость с водой, соль, ложечки, тарелочки, гуашь, кисти.

22 «Свойства сахара» Расширить и уточнить знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.

Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значение для человека. Развивать мышление, умение сравнивать, анализировать, делать выводы. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности. баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы.

У воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша.

Мультимедийная установка.

23 Удивительное «стекло» Ознакомление детей со свойствами стекла, его особенностях, изделиями из стекла. формировать умение соблюдать меры безопасности при работе со стеклянными предметами. Воспитывать ответственность за свою безопасность. стаканы на каждого ребенка из стекла, стеклянная посуда, посылка, пуговицы, цветные стекла.

24 «В мире пластмассы» Познакомить детей со свойствами и качествами предметов из пластмассы.

- Помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

- Воспитывать бережное отношение к вещам. Небольшие пластмассовые предметы (игрушки, пуговицы, прищепки, пластмассовый стакан, палочки для выявления звука пластмасса).

25 «Металл и его свойства» Учить детей узнавать предметы из металла. Способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности, развивать способность сравнения и классификации. Воспитывать любознательность и самостоятельность детей. деревянная, металлическая палочки, металлический и деревянный шарик, металлическая пластинка, горелка (или свеча, спички, магнит, разнообразные металлические предметы.

26 «Дерево и металл» Познакомить детей со свойствами и качествами дерева, закрепить знания свойств металла. Учить сравнивать предметы по характерным признакам. Учить делать выводы. Развивать логическое мышление, восприятие. Развивать речь, активизировать словарь. Воспитывать умение работать в малых группах. Мелкие деревянные и металлические предметы, мешочек, молоточек, палочка.

27 «Ткань и ее свойства» Познакомить со свойствами ткани. Развивать мыслительную деятельность, речь, наблюдательность. Воспитывать любознательность. платочки из ткани, таз с водой, гвоздь, деревянный кубик, ложка.

28 «Где живет электричество?» Формировать представление о том, где "живет" электричество и как оно помогает человеку, развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы, воспитывать умение работать в коллективе. Две игрушки: одна с батарейкой, вторая без батарейки (руль,пластмассовые палочки по количеству детей, кусочки шерстяной ткани, шелка, дидактическая игра "Собери картинку", карточки "Правила пользования электроприборами", кукла Золушка, цветные шары.

29 «Вода - наш друг!» Пробудить в детях желание задуматься о том, что возможное и благополучной жизни всего живого в нашем городе и на всей Земле зависит от воды. Через инсценировку познакомить детей с морской водой с некоторыми обитателями моря и правилами поведения в море. Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды: без вкуса, без запаха, от холода превращается в лед, и, наоборот, от тепла лёд тает и превращается в воду, развивать творчество, фантазию детей. Воспитывать экологически грамотных детей умеющих логически мыслить, предвидеть последствия неразумного отношения к водным богатствам земли. 8 деревянных зубочисток, неглубокая тарелка с водой (глубина 1-2 см, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого, жидкость для мытья посуды, пинцет, фотоальбом.

30 «Путешествие капельки» Формировать знания детей и важности воды в природе, пополнить словарный запас детей, развивать творчество, мелкую моторику пальцев, воспитывать умение работать в команде. капельки из бумаги, пластилин, шаблон реки.

31 «Чай. Взаимодействие красителей с водой» Формировать понимание процесса окрашивания воды, развивать умение анализировать, воспитывать умение работать в коллективе. кружечки с водой (холодной и горячей, краска, палочки для размешивания.

32

«Игровая образовательная ситуация по экспериментальной деятельности» Цель: – создание условий для формирования основ целостного мировидения ребёнка дошкольного возраста средствами эксперимента

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей со свойствами воды (не имеет вкуса, цвета, запаха, течет, растворитель)

Поощрять выдвижение детьми гипотез (предположений). Учить принимать участие в формулировании выводов.

Развивающие:

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, делать выводы.

Развивать мышление, любознательность, речь детей; ввести в активный словарь детей слова : жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитательные:

воспитывать любознательность, взаимопомощь,

воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Стаканчики с прозрачной водой, пустые стаканы, одноразовые ложки (по количеству детей); молоко; сахар;

33 Развлечение для детей среднего дошкольного возраста «Фантазеры»

34 Развлечение «Чудеса с красками»

35 «Прощание с профессором Почемучкиным» Подведение итогов всех занятий, развитие логического мышления, воспитание ответственность за свое здоровье.

лупы (в подарок, дидактическая игра в картинках или презентация «Четвертый лишний», мяч, картинки с материалами.

Публикации по теме:

Отчет о работе кружка по экспериментированию «Маленькие почемучки»Отчет о работе кружка по экспериментированию «Маленькие почемучки» На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экс-периментирование. Главное его достоинство в том, что в процессе экспери-ментирования.

Памятка для родителей «Маленькие почемучки»Памятка для родителей «Маленькие почемучки» Все дети по своей природе любопытны. Но это непростое любопытство, а интерес ко всему новому, неизведанному! Каждый день для них это масса.

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы. Каждый ребенок хочет ощутить.

Программа кружка «Веселая математика» в средней группе Программа кружка «Математические ступеньки» в средней группе ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Целевой раздел Программы Содержание Программы ориентировано.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 2 Пояснительная записка: «Тактильные ощущения несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 1 Цель: Развитие у детей тактильного, зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики и речи. Задачи: Обучающие: 1. Формировать у детей.

Программа кружка оригами «Бумажные фантазии» для средней группы Дополнительная образовательная программа кружка оригами «Бумажные фантазии» Пояснительная записка Искусство оригами известно с давних.

Программа кружка по футболу для учащихся средней школы МКОУ СОШ № 16 Утверждаю: Директор школы ___ Л. А. Концевая Руководитель Денибеков Ахмед Алиевич 2018 год.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Маленькие почемучки» для детей средней группы 4–5 лет
Опубликовано: 9 августа 2020 в 20:49
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД