Получи документы

Программа кружка «Неизведанный мир». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей старшего возраста

Ирина Артамонова
Программа кружка «Неизведанный мир». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей старшего возраста

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад «Дюймовочка» с. санатория Юматово имени 15-летия БАССР муниципальный район Уфимский район Республика Башкортостан

Рассмотрено Утверждаю на педагогическом совете заведующей МДОБУ д/с «Дюймовочка»

Протокол № 1 с. сан. Юматово им. 15-летия БАССР

«30» 08.2019г Приказом № 323-од от «30» 08. 2019г.

___ Шалыгина Н. В.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

модифицированная программа

«Неизведанный мир»

Публикация «Программа кружка „Неизведанный мир“, Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей старшего возраста» размещена в разделах

(возраст детей : 4-5 лет, срок реализации: 1 год)

Автор-составитель программы :

Артамонова Ирина Александровна

Воспитатель I квалификационной категории

МДОБУ д/с «Дюймовочка»

с. сан. Юматово им. 15-летия БАССР

1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная программа «Неизведанный мир» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

• Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

• Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

• СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

• Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

Данная программа имеет естественнонаучную направленность. Программа направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир, реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.

Актуальность программы

Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе. Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что экспериментирование дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

В условиях специально созданной среды дети с удовольствием представляют себя учеными, исследователями, путешественниками и др., и проводят разнообразные исследования и находят ответы на интересующие их вопросы. Своими открытиями дети с радостью делятся с родителями, экспериментируют дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Цель: Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей 4-5 лет

Задачи:

Обучающиеся:

• Формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, весе причинах и следствиях и др.).

• Обучить детей самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы; сравнивать, группировать и классифицировать предметы по цвету, форме и величине.

• Формировать познавательные действия, становление сознания.

Развивающие:

• Развивать познавательный интерес детей.

• Развивать воображение и творческую активность.

• Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Воспитательные:

• Воспитать познавательный интерес у детей.

• Воспитывать самостоятельность и инициативность, уверенность в собственных силах.

Ожидаемые результаты:

В результате освоения содержания программы «Неизведанный мир» дошкольник к концу года:

Дети должны знать: об окружающем мире, физических явлениях и свойствах неживой и живой природы, специальную терминологию, правила техники безопасности при пользовании приборами-помощниками во время проведении экспериментов.

Дети должны уметь: проводить доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать умозаключения; анализировать и фиксировать результаты опытно-экспериментальной деятельности.

Подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей модифицированной программы.

Подведение итогов реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы являются :

- мониторинг усвоения детьми раздел «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность»

- открытые показы занятий дополнительного образования родителям, педагогам в ДОУ.

Отличительные особенности

Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 1 учебный год, что составляет 9 календарных месяцев – 36 часов.

Условия реализации дополнительной общеобразовательной программы

Программа адресована для обучающихся дошкольного возраста 4-5 лет. Занятия проводятся в группах, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом. Наполняемость в группах составляет 15 человек.

Режим занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятия составляет 20 минут (1 академический час).

Формы организации занятий деятельности детей индивидуально-групповая. В практике используется: выставка, лабораторное занятие, мастер-класс, презентация, экскурсия, творческий отчет.

2. Учебно-тематический план

№ Название раздела, тема Кол-во часов

Всего Теория Практика

Противоположность – превращение

1 Наоборот. 20 мин 8 мин 12 мин

2 Большой – маленький 20 мин 8 мин 12 мин

3 Превращение 20 мин 8 мин 12 мин

4 Схема превращения 20 мин 8 мин 12 мин

Песок и глина

5 Посадим дерево. 20 мин 8 мин 12 мин

6 Где вода? 20 мин 8 мин 12 мин

7 Волшебный материал. 20 мин 8 мин 12 мин

8 Песочная страна 20 мин 8 мин 12 мин

Человек

9 Носарий 20 мин 8 мин 12 мин

10 Язычок помощник. 20 мин 8 мин 12 мин

11 Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем. 20 мин 8 мин 12 мин

12 Чей глаз острее? 20 мин 8 мин 12 мин

Свойства воды

13 Окрашивание воды. 20 мин 8 мин 12 мин

14 Играем с красками. 20 мин 8 мин 12 мин

15 Водяные весы. 20 мин 8 мин 12 мин

16 Вода бывает теплой, холодной, горячей. 20 мин 8 мин 12 мин

Солнечный свет

17 Солнечные часы. 20 мин 8 мин 12 мин

18 Солнечные зайчики. 20 мин 8 мин 12 мин

19 Свет повсюду. 20 мин 8 мин 12 мин

20 Свет и тень. 20 мин 8 мин 12 мин

Свойства воды

21 Лёд – вода. 20 мин 8 мин 12 мин

22 Твёрдое – жидкое. 20 мин 8 мин 12 мин

23 Испарение. 20 мин 8 мин 12 мин

24 Лёд – вода – пар. 20 мин 8 мин 12 мин

Жизнь растений

25 Посадка лука. 20 мин 8 мин 12 мин

26 Как развивается растение? 20 мин 8 мин 12 мин

27 Нужен ли зимой растениям снег? 20 мин 8 мин 12 мин

28 Зачем деревьям корни? 20 мин 8 мин 12 мин

Предметы

29 Секретное письмо. 20 мин 8 мин 12 мин

30 Свойства веществ. 20 мин 8 мин 12 мин

31 Строение вещества. 20 мин 8 мин 12 мин

32 Плавание тел. 20 мин 8 мин 12 мин

Воздух

33 Сколько весит воздух? 20 мин 8 мин 12 мин

34 Можно ли лежать на воздушных шариках? 20 мин 8 мин 12 мин

36 Воздух повсюду. 20 мин 8 мин 12 мин

Итого: 12 часов 4 часа 8 мин 7 часов

20 мин

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебным графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3).

3. Содержание программы

№ Занятия Содержание темы

Сентябрь

1 Наоборот. Противоположность – превращение.

Задачи:

- познакомить со словами «наоборот», «противоположно» и усвоить их значение;

- развивать умения находить к каждому слову (действию) противоположное слово;

- учить детей находить и различать противоположности;

- развивать умения фиксировать действие превращения на основе употребления пар слов: «был – будет», «Был – стал (станет)»;

- познакомить со схемами «превращения».

2 Большой – маленький

3 Превращение

4 Схема превращения

Октябрь

5 Посадим дерево. Песок и глина.

Задачи:

- познакомить со свойствами и качествами песка и глины: сыпучести, способности сохранять форму, намокаемости, особенности взаимодействия с водой и т. д.

6 Где вода?

7 Волшебный материал.

8 Песочная страна

Ноябрь

9 Носарий Человек.

Задачи:

- формировать представление о некоторых органах человека;

- развивать сенсорную чувствительность при решении познавательных задач.

10 Язычок помощник

11 Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем

12 Чей глаз острее?

Декабрь

13 Окрашивание воды. Свойства воды.

Задачи:

- формировать представления о свойстве и качестве воды.

14 Играем с красками.

15 Водяные весы.

16 Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Январь

17 Солнечные часы. Солнечный свет.

Задачи:

- расширять представление о разнообразии природных и рукотворных источников света;

- познакомить с тем, как образуется тень.

18 Солнечные зайчики.

19 Свет повсюду.

20 Свет и тень.

Февраль

21 Лёд – вода. Свойства воды

Задачи:

- формировать представление о свойстве и качестве льда и воды.

22 Твёрдое – жидкое.

23 Испарение.

24 Лёд – вода – пар.

Март

25 Посадка лука

26 Как развивается растение? Жизнь растений.

Задачи:

- подвести к пониманию того, что растение живое, т. е. растет, изменяется, у него есть детки (семена, из которых вырастают новые растения;

- учить определять неблагополучие в состоянии объектов природы и определять, и устанавливать их причину.

27 Нужен ли зимой растениям снег?

28 Зачем деревьям корни?

Апрель

29 Секретное письмо. Предметы.

Задачи:

- создать условия для формирования умения характеризовать предметы;

- способствовать определению материала, из которого сделан предмет;

- развивать умение определять признаки и свойства материалов.

30 Свойства веществ.

31 Строение вещества.

32 Плавание тел.

Май

33 Поиск воздуха. Воздух.

Задачи:

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха внутри себя и вокруг.

34 Сколько весит воздух?

35 Можно ли лежать на воздушных шариках?

36 Воздух повсюду.

4. Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Формы работы:

• Малые группы

• Индивидуальная работа

• Самостоятельная деятельность детей

• Наблюдения.

• Создание проблемных ситуаций.

• Экспериментирование.

Организационные условия, позволяющие реализовать содержание учебного курса кружка наличие :

1. Столы - 8

2. Стулья - 15

3. Магнитно-маркерные доски - 1

4. Ноутбук - 1

5. Плакаты, образцы объектов труда, инструкционные карты.

Материал:

– природные материалы (вода, песок, глина)

– воздушные шары;

– зеркала;

– стаканчики;

– матерчатые салфетки;

– фартуки;

– шапочки;

–семена растений.

Взаимодействие педагога с родителями

Цель: объединение интересов педагога и родителей.

Задачи: ознакомление родителей с результатами работы, практическими навыками и умениями.

№ Тема Форма работы Месяц

1 Значение детского экспериментированию для психического развития ребенка Консультация Октябрь

2 Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию Памятка Ноябрь

3 Родители гиды на пути к познанию Консультация Декабрь

4 Несколько золотых правил для родителей Памятка Февраль

5 Развитие познавательных процессов дошкольников посредством экспериментирования Консультация Март

6 Литература в помощь Выставка литературы Апрель

5. Список используемой литературы

Нормативно-правовые документы

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).

3. СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41).

4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008).

5. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р).

Основной список

Книги

1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

2. Дыбина О. В., Поддьяков Н. Н. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. – М, : ТЦ Сфера, 2013.

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М, : ТЦ Сфера, 2014.

4. Зубкова Н. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. – СПб. : Речь, 2013.

5. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2015.

6. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет : тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград: Учитель, 2013.

7. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014

8. Николаева С. Н. программа «Юный эколог» М. : - МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить»Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Изонить» Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа «Изонить» на 2017-2019 гг Возраст обучающихся: 7 – 11 лет Срок реализации.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисолька» 1. Пояснительная записка. Хореография - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фитбол-гимнастика» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» город Кирсанов Тамбовской области Рекомендовано к.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по интеллектуальному развитию Содержание Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 2 1.1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Ступеньки к школе» детей старшего дошкольного возраста 1. Целевой раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы 1.1. Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Твой друг — мяч» Блок №1 «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы» 1.1. Пояснительная записка Настоящая.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая ритмика» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Веселая ритмика» художественно – эстетической направленности возраст обучающихся.

Дополнительная общеобразовательная и общеразвивающая программа «Времена года» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА» Принята на «Утверждаю»:.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Всезнайка» МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГРАМОТА Раздел I. Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты Пояснительная.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Знайка» [Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Знайка" (ознакомительный уровень) Возраст.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Неизведанный мир». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для детей старшего возраста
Опубликовано: 12 ноября 2019 в 11:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД