Программа кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения детей старшего дошкольного возраста «Светофорик»

Сахарова Елена
Программа кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения детей старшего дошкольного возраста «Светофорик»

Пояснительная записка

Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.

В Российской Федерации количество ДТП с участием детей в возрасте до 14 лет в расчёте на 10 тыс. единиц транспорта почти в 10 раз выше, чем в Великобритании, в 30раз выше, чем в Италии и в 20 раз выше, чем во Франции и Германии.

Сложившееся положение с детским дорожно – транспортным травматизмом, по оценкам ГУ ГИБДД МВД России, свидетельствует о незнании детьми Правил дорожного движения (далее ПДД) и неумении правильно ориентироваться в дорожной обстановке, что является недостаточного внимания к проблемам предупреждения детского травматизма, в первую очередь, со стороны органов образования. Несмотря на то, что в России действует целый ряд нормативных документов, обязывающих учебные заведения проводить последовательную профилактическую работу по изучению Правил дорожного движения, результаты контрольно – аналитической работы Госавтоинспекции в крупных городах показывают, что более половины дорожно – транспортных происшествий происходит по вине детей, нарушающих правила поведения на улицах и дорогах.

Повлиять на ситуацию должен Федеральный закон РФ от 7 мая 2009 г. №86 – ФЗ «О внесении изменений в кодекс РФ об административных правонарушениях».

Программа предназначена для дошкольников, и направлена на обеспечение дополнительной подготовки по изучению Правил дорожного движения и их практического применения.

Актуальность программы

Обучение безопасному поведению, привитие психологической устойчивости к опасным ситуациям, дисциплинированности, осторожности, наблюдательности.

Формировать представления детей о безопасности дорожного движения. Научить соблюдению ПДД. Расширять и закреплять полученные знания.

Цель программы

Целенаправленно формировать у подрастающего поколения культуру поведения и соблюдения правил дорожного движения, приобщать к общечеловеческим ценностям - жизни и здоровью людей, вводить дошкольника в мир взаимоотношений водитель и пассажир, где происходит объединение знаний о поведении, соблюдении и выполнении ПДД.

Целевые ориентиры

1. Приобщать к безопасному поведению детей дошкольного возраста на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;

2. Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;

3. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;

4. Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.

Программа ориентирована:

- на обеспечение безопасности ребёнка 5-7 лет, индивидуализацию личности через осознание ребёнком своих потребностей, возможностей и способностей,

- способствует развитию личностных качеств,которые помогут им адаптироваться к дорожной среде,

- способствует приобретению детьми определённого навыка поведения, опыта, развитию общения детей,

- формирование навыков ценностного отношения, как к своей так и чужой жизни;

- освоение программного материала;

- развивать познавательную активность и самостоятельность;

- формировать способность наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;

- умение использовать полученные знания на практике;

Особенности организации учебного процесса

1. Ребёнок в игровой форме получает знания, умения и навыки.

2. Основная форма организации – кружок.

3. Подгрупповая форма обучения – 8-10 детей.

4. Длительность ООД – 25 минут.

5. Режим ООД – 1 раз в неделю.

Предусматривает дальнейшее формирование знаний о соблюдении ПДД. Одновременно эта программа раскрывает на доступном для детей уровне противоречие отношений «Водитель- пешеход» и пути его разрешения. Учащиеся узнают о реальных проблемах, вставших перед людьми; что знание и соблюдение правил дорожного движения -

необходимое условие сохранения здоровья и жизни. Наряду с этим способствует формированию у детей

уважение к общему закону дорог, как в своём городе, так и в стране, на всей планете. Дети дошкольного

возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности.

Принципы обучения

В основу кружковой работы положены следующие дидактические принципы обучения:

- Воспитывающий характер образования;

- Научность передаваемой информации;

- Систематичность в организации занятий;

- Доступность изучаемого материала возрасту воспитанников;

- Наглядность обучения;

- Индивидуальный подход к воспитанникам.

Воспитывающий характер образования

Обеспечивает детям возможность усвоения мирового опыта, изучения закономерностей развития общества. Формирует научное мировоззрение. Воспитывает моральные качества. Развивает морально, эстетически. Научность передаваемой информации. Способствует правильному отражению действительности, чем ярче выражены в познавательной деятельности представления о реальных предметах, тем понятнее для детей преподаваемый материал.

Систематичность в организации работы кружка

Обосновывается возрастными и психологическими особенностями детей, поэтому преподавание учебного материала направлено главным образом на формирование познавательной деятельности.

Доступность изучаемого материала

Материал должен быть доступен данной группе детей, соответствовать их возрасту и уровню развития. Признаком доступности образования является связь полученных знаний с теми, которые закреплены в сознании учащихся.

Индивидуальный подход.

Знания в процессе образования усваиваются индивидуально каждым ребёнком. В процессе работы преподаватель имеет возможность работать с группой и индивидуально с каждым.. Индивидуальные различия детей ускоряют или замедляют процесс обучения Разнообразные методы, формы, средства обучения рабочей программы позволяют широко использовать моделирование: создание графических и динамических схем, которые помогают детям понять и формулировать правила и нормы приемлемого поведения. Программа предусматривает рассказ воспитателя, который должен быть ярким, эмоциональным, пробуждающим интерес к изучаемому материалу, способствующий её усвоению.

Содержание программы дает широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к детям при обучении. Программа также предусматривает использование дополнительных материалов для изучения, что позволит в большей степени учитывать индивидуальные особенности детей и развивать их интересы и способности, формировать культуру поведения.

Структура программы.

Состоит из образовательных блоков: теория, практика. Содержание объединено в блоки каждый из которых реализует отдельную задачу. Все образовательные задачи предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта.

Практические задания.

Способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать ситуации

происходящие в повседневной жизни, развивают воображение, мышление. В основе практической работы

лежит выполнение творческих заданий по созданию таких ситуаций. Дети этого возраста способны на эмоционально -

образном уровне, выполнять предлагаемые задания.

Ожидаемые результаты

- знать нормы и правила поведения на улице;

- уметь проявлять терпимость к антиобщественным поступкам;

- уметь предвидеть и обходить опасные ситуации, возникшие на дороге.

Освоение содержания предполагает два уровня учебных достижений: базовый и повышенный. Требования к этим уровням определяются в соответствии с образовательной программой кружка.

Эта программа даст возможность достичь успешных результатов в обучении и воспитании дисциплинированных участников дорожного движения, а так же поможет снизить уровень детского травматизма. Формировать представления детей о безопасности дорожного движения. Научить соблюдению ПДД. Расширять и закреплять полученные знания. Эти знания помогут детям уберечь здоровье и возможно жизнь.

Учебно – методическое обеспечение

Центры развития

- центр театрализации; - центр конструирования; - центр ИЗО; - центр физической активности; - центр по ПДД.

Технические средства обучения

-магнитофон; -CD и аудио материалы; - компьютер.

Наглядно – дидактический материал

- Карандаши, фломастеры, краски, клей, ножницы, кисточка, альбомные листы;

- Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;

- Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины и т. д.);

- Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);

- Плакаты;

- Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

- Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);

- Дорожные знаки.

Дидактические игры:

1. «Наша улица»

2. «Поставь дорожный знак»

3. «Теремок»

4. «Угадай, какой знак»

5. «Виды перекрёстков»

6. «Улица города»

7. «Запрещается - разрешается»

8. «Собери светофор»

9. «О чём говорят знаки?»

10. «Где спрятался знак?»

Методические приёмы:

• Рассказ;

• Беседа;

• Ролевая игра;

• Дидактические игры;

• Чтение и заучивание стихов;

• Рассматривание иллюстраций;

• Наблюдение;

• Экскурсии;

• Целевая прогулка на специально оборудованную площадку.

В процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания.

Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, понаблюдать, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, обратить внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения: как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, их двигательная активность (гуляют или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу).

Зимой обратить внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину (даже после того как он нажмет на тормоз, машина скользит и проезжает еще несколько метров).

Наглядность обучения.

Используются иллюстрации, схемы, таблицы, фото видео материалы, которые помогают детям свободно представить изучаемый предмет. Это способствует лучшему усвоению излагаемого материала.

Работа с родителями

1. Консультации «Что должны знать родители, находясь с ребёнком на улице», «Будьте вежливы – правила поведения в общественном транспорте», «Безопасность ваших детей в ваших руках», «Родители – пример для детей» и т. д. 2. Наглядная информация «Безопасность на дороге», «Изучаем и соблюдаем ПДД вместе с детьми», «Ребёнок в автомобиле!», «типичные ошибки при переходе улиц и дорог» и т. д. 3. Групповое собрание по ознакомлению с планом работы по предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма. 4. Участие в конкурсах рисунков, поделок по ПДД, детских праздниках.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Ме

сяц

Программное содержание

Совместная деятельность

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь Инструктаж по ТБ.

1. «Прогулка по городу»

Цель: закрепить понятия «Проезжая часть», «Тротуар», «Пешеходный переход», «Разделительная полоса». Познакомить с понятиями «Бордюр», «Островок безопасности» и их назначением. Упражнять в умении ориентироваться в ближайшем к детскому саду микрорайоне, разбираться в этой схеме. 1. Д/ и «Наша улица». Беседа «Мостовая для машин, тротуар для пешеходов».

2. Дискуссия на тему «Чем опасен стоящий на проезжей части транспорт»

3. П/и «Ориентирование».Рассматривание иллюстраций.

4. Беседа «Проезжая часть. Тротуар. Островок безопасности».

5. Чтение С. Михалков «Шагая осторожно», А. Дмоховский «Чудесный островок», В. Головко «Правила движения», С. Михалков «Наша улица».

6. Коллективная аппликация «Улица, на которой я живу».

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь 2. «Светофор»

Цель: закрепить знания сигналов светофора: красный, красный и жёлтый одновременно, зелёный мигающий, зелёный, жёлтый. Познакомить с дополнительными секциями светофора: стрелки направо или налево, их назначением и правилами перехода проезжей части по их сигналам. Упражнять в умении начинать движение на зелёный сигнал светофора только, убедившись, что все машины остановились. 1. Дискуссии на темы «Как прейти через проезжую часть у перекрёстка со светофором, имеющим дополнительные секции со стрелками», «В чём опасность движения пешехода по разрешённому сигналу светофора»

2. П/и «Светофор», п/и «Тише едешь, дальше будешь» - упражнять в ходьбе, беге с остановкой по сигналу светофора. Чтение В. Кожевников «Светофор».

3. Лепка «Светофор». Изготовление макетов светофора.

5. Моделирование ситуаций на макете перекрёстка и улиц города.

Н

О

Я

Б

Р

Ь 3. «Дорожные знаки»

Цель: закрепить знания о назначение дорожных знаков. Познакомить с дорожными знаками «Пешеходам движение запрещено», «Въезд запрещён», «Место стоянки», «Телефон», «Движение прямо, направо, налево», «Пункт питания». Продолжать формировать умение обращать внимание на дорожные знаки и учитывать их назначение.

1. Д/и «Угадай, какой знак» Чтение И. Гурин «Сказка про дорожные знаки», Г. Цыферова «Сказки на колёсах», Я. Пишумов «Просто это знак».

2. Рассматривание иллюстраций, плакатов с дорожными знаками. Беседа «Наши помощники» (знакомство со знаками «Пешеходам движение запрещено», «Въезд запрещён», «Движение прямо, налево, направо».

3. Д/и «Кто больше назовёт дорожных знаков», логическое упражнение «Чем одна картинка отличается от другой?»

4. Моделирование на макете улицы «Правильно расставить дорожные знаки».

5. Рисование «Знаки дорожного движения».

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь 4. «Транспорт»

Цель: формировать умение ориентироваться в многообразии транспортных средств своего микрорайона (наземного, железнодорожного). Познакомить с предупреждающими сигналами, подаваемыми водителями, правилами езды на велосипеде. Уточнить знания о труде шофёра.

1. Беседы о том, каким пассажирским транспортом дети пользуются вместе с родителями. Рассматривание иллюстраций различных видов транспорта.

2. Чтение М. Ильин «Машины нашей улицы», Н. Носов «Автомобиль».

3. Дискуссии на темы «Чем опасен медленно идущий транспорт», «Чем опасен транспорт, проехавший мимо вас»

4. Беседа «Правила езды на велосипеде». Чтение М. Ильин «Рассказы о машинах».

5. Конструирование различных видов транспорта из конструктора «Лего».

6. Рисование «Автобус едет по дороге».

Я

Н

В

А

Р

Ь 5. «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине»

Цель: формировать у детей представление о значении новых слов: тротуар, пешеходная дорожка, обочина; навыки дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность. Расширять знания детей о дорожных знаках и их назначении.

1. Чтение стихотворения О. Бедарева «Азбука безопасности», С. Михалков «Шагая осторожно».П/и «Поехали».

2. Беседа на тему «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине», «Правила езды на велосипеде». Чтение С. Волков «Про правила дорожного движения».

3. Моделирование на макете улицы различных ситуаций при переходе дороги.

4. Рисование дорожных знаков, регламентирующих движение велосипедиста».

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь Инструктаж по ТБ.

6. «Сигналы регулировщика»

Цель: дать начальное представление о работе полицейского-регулировщика. Формировать умение распознавать жесты регулировщика, их соответствие сигналам светофора.

1. Беседа о работе полицейского – регулировщика. Д/и «Жесты регулировщика» - показ сигналов регулировщика.

2. Чтение и обсуждение рассказа Дорохова «Влиятельная палочка», Я. Пишумова «Постовой».Рассматривание иллюстраций. Чтение худ. произведений.

3. Моделирование ситуаций регулирования движения постовым – регулировщиком. Заучивание стихотворения С. Михалкова «Постовой».

4. Конструирование из бумаги «Жезл регулировщика».

М

А

Р

Т 5. «Мы – пассажиры»

Цель: формировать знания правил пользования маршрутным транспортом: где ожидают маршрутный транспорт, поведение пассажиров при посадке, во время движения и при выходе из транспорта, воспитывать культуру поведения в транспорте.

1. Дискуссия на тему «На каких дорогах остановки общественного транспорта опаснее – на узких или широких?» Рассматривание иллюстраций, плакатов, книг.

2. Беседа «О правилах поведения в общественном транспорте». Чтение

С. Михалков «Скверная история».

3. Моделирование ситуаций поездки в транспорте - «В автобус вошла бабушка; женщина с тяжёлыми сумками; женщина с младенцем». Загадывание загадок о транспорте, дорожных знаках, светофоре.

4. Коллективное изготовление макета улицы для моделирования ситуаций дорожного движения.

А

П

Р

Е

Л

Ь 6. «Мы – пешеходы»

Цель: расширять знания детей о правилах поведения на улице. Познакомить с обязанностями пешеходов, правилами движения пешеходов по тротуару и перехода через проезжую часть группами и индивидуально.

1. Дискуссии на темы «Какое стоящее из транспортных средств опаснее других?», «В чём опасность, если ребёнок перебегает дорогу Чтение

С. Волков «Про правила дорожного движения».

2. Викторина «Лучший пешеход». Моделирование ситуаций на макете «Расставь правильно знаки»

3. Чтение Д. Денисов «Как перейти улицу», Заучивание Т. Шорыгина «Светофор».

4. Аппликация «Пешеходы идут по улице» - упражнять в умении вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое; побуждать к созданию коллективной композиции, отражая впечатления от окружающего мира.

М

А

Й 9. «Перекрёсток»

Цель: закрепить понятие «Перекрёсток», формировать знания правил перехода перекрёстка. Познакомить с видами перекрёстков: четырёхсторонние, трёхсторонние, многосторонние. Упражнять в умении применять личный опыт в совместной игровой деятельности.

1. Беседа «Опасный перекрёсток» - расширять знания об особенностях движения транспорта и пешеходов на перекрёстке, дать представление о «регулируемом перекрёстке», о правилах передвижения пешеходов и машин с помощью светофора. Д/и «Перекрёсток».

2. Дискуссии на темы «Как перейти через проезжую часть у перекрёстка со светофором, имеющего дополнительную секцию со стрелкой?» Чтение

Д. Денисов «Как перейти дорогу», «А. Дорохов «Зелёный, жёлтый, красный».

3. Развлечение «Кто самый грамотный?» - закреплять умение ориентироваться на дороге, используя знания правил дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях.

Используемая литература

1. Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы. Изд. «Мозаика – Синтез», Москва, 2015г.

2. Авдеева Н. Н. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. Детство – Пресс, 2007г.

3. Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. Изд. «Корифей», Волгоград, 2027г.

4. Соломенникова О. А. Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические рекомендации. Изд.»Мозаика – Синтез», Москва, 2006г.

5. Шорыгина Т. А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. Изд. ТЦ «Сфера», Москва, 2008г.

Публикации по теме:

Дидактические игры по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движенияДидактические игры по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с правилами дорожного движения Цели: - Использование дидактических игр для формирования у детей младшего дошкольного возраста, основ безопасного поведения на дороге и.

Организация эффективной работы с родителями по ознакомлению дошкольников с правилами дорожного движения Мы живем в условиях современного города, где на улицах осуществляется интенсивное движение транспортных средств. Поэтому с самого раннего.

Занятие по ознакомлению с правилами дорожного движения «Азбука безопасности»Занятие по ознакомлению с правилами дорожного движения «Азбука безопасности» В нашей группе "Пчелки" дни с 29 января по 9 февраля были посвящены теме "Правила дорожного движения". Воспитатели продолжили знакомить.

Конспект ООД по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Безопасность на дороге» Конспект ООД по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Безопасность на дороге» для детей.

Конспект открытого занятия по ознакомлению с правилами дорожного движения в подготовительной группе Конспект открытого занятия по ознакомлению с правилами дорожного движения в подготовительной группе Описание работы: конспект содержит подробное.

«Дорожные знаки». Конспект занятия по ознакомлению с правилами дорожного движения (ОБЖ) в старшей группе Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени КОНСПЕКТ Занятия по ознакомлению с правилами.

Материал из опыта работы «Ознакомление детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения» Много в наших станицах и городах широких, красивых улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта на проспектах и улицах. По этим.

НОД по ознакомлению детей подготовительной группы с правилами дорожного движения НОД по познавательному развитию (ОБЖ) Тема: Ознакомление детей с правилами дорожного движения. В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. Воспитатель:.

План по самообразованию на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста 3–5 лет с правилами дорожного движения» План по самообразованию на тему: «Ознакомление детей дошкольного возраста 3-5 лет с правилами дорожного движения» «Безопасности формула.

Проект ознакомлению детей старшей группы с правилами дорожного движения «Дети и дорога» Тип проекта Информационный, практико-ориентированный, комплексный, групповой, долглсрочный в рамках Муниципального дошкольного учреждения.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • ПДД
  • ПДД
Автор публикации:
Программа кружка по ознакомлению с правилами дорожного движения детей старшего дошкольного возраста «Светофорик»
Опубликовано: 11 мая 2018 в 11:01
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Фотоотчет об экскурсии в школьную библиотеку (старшая группа)
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...
Целевая прогулка «Я — пешеход»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №8 Улыбка», группа №8 «Непоседы» Целевая прогулка «Я - пешеход» Подготовили и провели...