Лучший педагог года

Программа кружка по программе «Воспитание на социокультурном опыте» в старшей группе

Юлия Владимировна Иванова
Программа кружка по программе «Воспитание на социокультурном опыте» в старшей группе

Программа кружка по программе "Воспитание на социокультурном опыте" в старшей группе.

воспитатель Иванова Ю. В. город Омск

Публикация «Программа кружка по программе „Воспитание на социокультурном опыте“ в старшей группе» размещена в разделах

Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» направлены на присоединение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России. В основе программы «Истоки» социокультурный системный подход к истокам в образовании автор И. А. Кузьмин и профессор А. В. Камкин

Программа для дошкольников рассчитана на четыре года и к каждой возрастной категории разработан свой инструментарий.

Освоения основных категорий курса «Истоки» выглядит следующим образом:

3-4 года. Слово, Образ, Книга

4-5 лет. Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души

5-6 лет. Вера, Надежда, Любовь, Мудрость

6-7 лет. Традиции Слова, Образа, дела и праздника

Цели программы :

1. Первоначальное прочувствование восприятия детьми ближайшей социокультурной среды и деятельности в ней человека.

2. Развитие способности следовать нравственным нормам и правилам на основе формирующихся у детей потребностей в социальном соответствии.

3. Развитие способности чувствовать эмоциональное состояние окружающих и быть благодарными, заботливыми и внимательными к родителям и другим близким людям.

4. Развитие навыков познавательного и личностного общения со сверстниками и взрослыми.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм.

2. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).

3. Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.

В ходе совместной деятельности с детьми создаем и обогащаем специальную среду с целью приобщения детей к народной культуре, народному искусству.

Результаты освоения программы :

1. первоначальное освоение социокультурных категорий.

2. развитие коммуникативных умений (умения слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию).

3. развитие речевого взаимодействия.

4. развитие мотивации к общению у детей и взрослых.

Ценности развивающиеся в ходе реализации программы «Истоки»

1. Ценности родной культуры: мудрые пословицы и умные загадки, хороводные игры, песенки и потешки, торжественные былины, поучительные сказы и сказки, лучшие образцы литературных текстов классиков русской литературы, картины наших выдающихся художников, музыкальные произведения русских композиторов. родная песня и народная игрушка.

2. Ценности внутреннего мира человека: Вера, Надежда, Любовь, Мудрость.

3. Ценности деятельности человека: праведный труд на земле, верное служение людям и отечеству, добрых рук мастерство, таланты человека.

4. Нравственные ценности: способность к различению добра и зла, послушание, почитание родителей, забота о ближнем, терпение, доброта, сострадание, сорадование в радости.

5. Социокультурные ценности : семья, род, Родина, защита родной земли, забота о тех, кто в ней нуждается, единение и радость в празднике.

6. Ценности внешнего мира, составляющие природно – культурное пространство России: священные смыслы природы: родные просторы (поля и нивы, сказочный лес, «братья наши меньшие», горы и реки, моря – океаны, деревни и города.

Занятия в кружке проходят 1 раз в неделю, по четвергам/пятницам, во вторую половину дня.

Основными воспитательными целями программы для 5 — б летних детей является первоначальное прочувствованное восприятие ими ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость); развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей, а также формирование правильной самооценки.

Через освоение первой книги для развития «Верность родной земле» детям раскрываются истоки представлений о героических подвигах воинов — богатырей. Чтение и анализ былин, активные занятия «Верность родной земле» и «Защитники Отечества» выводят детей на понимание того, что «Где вера — там и сила, а где неверие — там и немощь». Вера рассматривается как важнейшая ценность Отечественной духовной культуры. После двухмесячного проживания детьми темы былинных богатырей у наших мальчиков активизируются сюжетно — ролевые и конструктивно строительные игры, отражающие героические подвиги богатырей. И вдруг от мальчишек мы снова слышим такое забытое: «Когда вырасту, я тоже буду защитником. Буду в армии служить».

К традиции православного послушания обращена книга вторая для 5 — б летних детей «Радость послушания» и одноименное занятие. В результате совместной со взрослыми работы по освоению этой книги дети выходят на постижение истины:

«Родителей нужно слушаться не только потому, что они умнее, опытнее, и лучше знают жизнь, а просто, потому что они дети своих родителей. Дети родителям не ровня». В процессе проработки темы послушания старшие дошкольники делятся собственным опытом, рассказывая, когда и кого они послушались, и что это дало детям и окружающим людям.

Книга «Светлая надежда» подводит детей к вере в чудо, который несет светлый праздник Рождества Христова.

Через занятия «Добрые друзья» и «Добрые дела» для детей более глубоко раскрывается понимание добра. В традициях православия добро - это составная счастья, радости, внутреннего мира, и любви к другим людям.

Пятая книга для детей 5 — 6 лет «Мудрое слово» дает дошкольникам возможность осознавать, что мудрое слово сохраняется в пословицах, поговорках, народной поэзии, песнях и былинах. Дети утверждаются в ценностях и силе мудрого слова, в неизменной победе добра над злом, получают для себя мудрые советы предков: «За правое дело - стой смело», «За добром пойдешь — добро и найдешь».

Кружок включают в себя систему активных занятий: ресурсный круг, работа в парах, работа в микрогруппах.

При проведении кружка используются следующие методы:

- словесные (рассказы, беседа, объяснения);

- наглядные (демонстрация, работа с альбомами);

- практические (индивидуальные творческие задания, коллективные творческие дела).

Содержание курса раскрывается в следующих темах:

Тема1. : Верность родной земле

Задачи:

1. Первоначальное освоение духовно-нравственной категории «Вера».

2. Развитие у детей умение слушать друг друга, приходить к согласию.

3. Развитие мотивации на общение в группе.

4. Формирование представления о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

Материал:

1. Картинки с положительными героями героями из былин «Илья Муромец», «Алеша Попович», «Добрыня Никитич» —).

2. Картинки с отрицательными героями: Тугарин Змей, Соловей разбойник, Змей 12-ти главый.

3. Картинки доспехи богатырские, снаряжение (шлем, кольчуга, меч).

4. Картина «Богатыри на коне».

5. Проигрыватель с аудиозаписью песни «Богатырская сила».

6. Телевизор для просмотра мультфильма «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

Совместная деятельность. Беседа с детьми на основе прочитанных былин: «Илья Муромец» (стр. 4-7);

«Добрыня Никитич и змей» (стр. 8-11);

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич» (стр. 12-13)

и пословицы (стр. 3).

Самостоятельная деятельность: Выполнение задания, что может пригодиться в бою богатырю? (стр. 21). Оформление страницы Альбома «Славный могучий богатырь» (стр. 19).

Ресурсный круг «За что люди благодарны защитникам Земли Русской?».

Тема 2. Верность родной Земле (часть2)

Задачи:

1. Дальнейшее освоение духовно-нравственной категории «Вера».

2. Развитие умения слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению.

3. Развитие представления о верности родной земле.

Самостоятельная деятельность: Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря».

Совместная деятельность: Беседа с детьми о подвигах богатырей на основе былин «Бой с несметной ратью под Киевом», «Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович» и пословиц.

Работа в паре (активное занятие) «Защитник Отечества».

Игровая деятельность Выполнение движений в соответствии с содержанием песен:«Быть отважными хотим» /муз. М. Красевой, сл. З. Петровой. «Мы военные» /муз. Сидельникова,/

Сюжетно-ролевая игра "Быть защитниками хотим" Выполнение игровых действий с использованием атрибутики, отображающей военную технику, фигурок солдат разных родов войск.

Сюжетно -ролевая игра по произведениям Б. Житкова и других писателей - Отображение в играх действий, отношений людей друг к другу, умение прийти людям на помощь

Тема3. Радость послушания (Занятие проводится совместно с родителями.)

задачи:

1) освоение социокультурной категории «Надежда»

2) Развивать у детей мотивацию к послушанию взрослым.

3) Развивать адекватную самооценку.

Совместная деятельность: Чтение русских народных сказок

«Гуси – лебеди» - 4стр

Аленький цветочек - - 7стр

Дополнительно совместно с родителями можно прочитать: «Снегурушка и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Иван Царевич и серый волк», Царевна – лягушка», "Волк и семеро козлят"и др.

Самостоятельная деятельность: оформление страницы альбома "Аленький цветочек" - 23стр.

Разговор с детьми в круге на тему: «Почему мы должны прислушиваться к советам старших

Материал: иллюстрации к сказкам «Гуси – лебеди», «Снегурушка и лиса», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Хаврошечка», «Иван Царевич и серый волу», Царевна – лягушка».

Игровая деятельность: д/и «Выбери иллюстрацию» Выбор детьми иллюстраций, герои которых проявляют послушание. Игра-драмматизация "Гуси-лебеди" - Выполнение действий в соответствии с содержанием русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Тема 4 Светлая Надежда

Задачи:

1. Познакомить детей с социокультурной категорией «Надежда»;

2. Развивать умение слушать друг друга;

3. Воспитывать уважительное отношение друг к другу.

совместная деятельность: чтение фрагмента «Рождество» И. С. Шмелев - 5стр.

«Предание о первой рождественской елке» Е. Ивановская - 9стр

«Божий дар» Ф. М. Достоевский - 12стр

самостоятельная деятельность: оформление страницы альбома «Рождественское чудо» - 11стр, разучивание стихов, колядок о Рождестве.

Дополнительно с родителями можно прочитать: К. Лукашевич "Под рождеством", В Венедиктов "Елка"., А Плещеев "Зимний Вечер"

тема 5 Доброе согласие

Задачи:

1. дальнейшее освоение социокультурной категории "Надежда"

2 развития у детей умения приходить к согласию, договариваться

3. развитие мотивации к сотрудничеству и взаимодействию

Материал:

Совместная деятельность:

чтение "Счастье мое миндальное" И. С. Шмелев - 17стр.

Нечаева Л "Саночки"- 20стр

К. Д. Ушинский "Четыре желания" - 22стр.

Самостоятельная деятельность: оформление страницы "Доброе согласие" - 25стр.

Определить последовательность построения дома - 26стр.

Игровая деятельность: Сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные игры в ходе которых необходимо обращать внимание на умение детей договариваться, приходить к согласию.

Тема: Учимся быть добрыми

Задачи:

1. продолжать формирование нравственных ценностей: добро, уважение;

2. способствовать развитию сочувствия, сопереживания;

3. развивать умения анализировать собственные поступки ;

4. повышать уровень сплоченности;

5. формировать положительную мотивацию.

Материал: презентация; лист ватмана с нарисованной формой Земли; картинки - дом, дерево, облака, солнце, цветы, птицы, звери и т. д. ; бусинки; коврик; песня «Дорога добра», «Если добрый ты».

Игровая деятельность: Инсценировка рассказа Л. Каминского “Чья помощь лучше? ”

Совместная деятельность:

Самостоятельная деятельность: аппликация «Доброта»

тема 6 Добрые друзья

задачи

1). Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Любовь».

2). Развитие умения проявлять доброе отношение друг к другу.

3). Развитие у детей умения договариваться, приходить к единому мнению.

Совместная деятельность: чтение сказок «Сивка - бурка»- 5стр

«Зимовье зверей»- 12стр

Самостоятельная деятельность: оформление страницы альбома "Сивка-бурка" - 11стр.

Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра "Мы спасатели" Самостоятельное и творческое применение социокультурного опыта в решении игровых проблемных ситуаций. Игры инсценировки, где идет выполнение игровых действий в соответствии с содержанием рассказов «Два радиста» Б. Житкова, «Два товарища» Л. Толстого.

тема 7 Добрые дела

Задачи

1. Дальнейшее наполнение социокультурной категории "Любовь"

2. формирование потребности в социальном соответствии

3. дальнейшее развитие коммуникативных навыков

4. формирование мотивации на совершение добрых поступков.

Совместная деятельность: Чтение сказки "конёк - горбунок"П. П. Ершова - 17стр.

Самостоятельная деятельность: оформление страницы "Добрые дела" - 33стр.

Игровая деятельность: Игра инсценировка " Всегда найдется дело для умелых рук"

Тема 8. Мудрое слово

Задачи:

1. первоначальное знакомство с социокультной категорией "Мудрость"

2. развития у детей умения слушать и слышать друг друга

3. формирование потребности в социальном соответствии

4. развитие эмоциональной сферы ребенка

Совместная деятельность: чтение Никита Кожемяка - 5стр

чтение фрагментов из книг "Верность родной земле", "Радость послушания", "Добрые друзья".

Белая Уточка - 10стр.

самостоятельная деятельность: оформление страницы альбома"Никита Кожемяка" - 9стр.

Прослушивание аудиозаписи «Заповеди Владимира Маномаха детям». Подборка детских книг с поучительными сказками. Выставка литературы по разделам «Познавательная литература», «Народная мудрость», «Мудрые сказки».Аудиозапись «Заповеди Владимира Маномаха детям». На отдельных карточках напечатаны ключевые слова «Дружба», «Труд», «Ум» и пословицы народа по этим темам.

Игровая деятельность:

Речевые игры "Доскажи словечко" - Дополнение слов и фраз, пословиц и поговорок о народной мудрости. Разучивание русской народной игры «У дедушки Трифона» (вариант - «У бабушки Ларисы»).

тема 9 Мудрые люди

Задачи:

1. дальнейшее освоение социокультурной категории "мудрость"

2 воспитание у детей доброго, уважительного отношения к родителям, бабушкам, дедушкам

3. формирование потребности в социальном соответствии

Совместная деятельность: чтение сказки «пастушья дудочка» - 17стр.

Названный отец — 22стр.

Самостоятельная деятельность: оформление альбома «Мудрые люди» - 27стр.

Тема «Когда руки не знают скуки»

1. Познакомить с одной из форм общения в русских крестьянских поселениях в прошлом в посиделках.

2. Показать самобытность русского народа, проявляющуюся в мастерстве народных умельцев – Плешковские свистульки, Орловская керамика.

3. Формировать основы культуры быта.

4. Воспитывать интерес к народной культуре через народно – прикладное искусство, загадки, пословицы, сказки, поговорки;

Тема «Дымковские узоры»

задачи:

1. Продолжаем знакомить детей с дымковской игрушкой, особенностями рисования ее элементов

2. упражнять в рисовании дымкоских узоров.

3. развивать внимание, память, чувство ритма

4. воспитывать усердие, аккуратность, бережное отношение к своему труду

материал:

1. образцы дымковских игрушек

Тема «Знакомство с филимоновскими игрушками»

Задачи:

1. продолжаем знакомить детей с филимоновской глиняной игрушкой

2. развивать внимание, память через сравнение

3. воспитывать любовь и уважение к культуре своего народа, труду мастера

материал:

1. образцы филимоновских и дымковских глиняных игрушек

Тема «Хохлома»

Задачи:

1. Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством «Хохлома»

2. Развивать чувство цвета, композиционные умения.

3. Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.

Тема : «Масляные гулянья»

1. Расширить и закрепить знание детей о русском народном празднике, народной традиции – проводах зимы, угощениях блинами.

2. Формировать привычки к здоровому образу жизни.

3. Воспитывать интерес к народной культуре, используя знакомые песенки, заклички, загадки, пословицы, поговорки, обычаи (угощение блинами, народные игры.

Дополнительно в ходе кружка дети совместно с родителями проводят такие праздники как:

«Яблочный Спас».

«Покров»

«Рождество»

«Масляные гулянья»

«Пасхальные гулянья»

Взаимодействие с родителями:

1. Создать уголок для родителей, где оповещать о темах занятий, размещать заметки о главных событиях и праздниках. Размещать фоторепортажи с занятий, знакомить с православными праздниками, историей их возникновения, традициями, связанными с этими праздниками, притчами и т. д.

2. Приглашать родителей на совместные занятия.

3. В ходе совместной деятельности с детьми и родителями создавать и обогащать специальную среду.

Используемая литература

1. Истоковедение. Том 11. - М. : издательский дом «Истоки», 2009. - 320с

2. Истоковедение. Том 5, издание 3-е, дополненное — М. : издательский дом «Истоки», 2007. - 208с.

3. Альбомы

Публикации по теме:

Программа кружка «Рисование нитью» для детей подготовительной к школе группеПрограмма кружка «Рисование нитью» для детей подготовительной к школе группе Пояснительная записка. Подготовка детей к школе – одна из основных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений. Развитие мелкой.

Программа компьютерного кружка в подготовительной к школе группе «Kidsmart» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 167» Советского района городского.

Программа кружка «Озорные ладошки» во второй младшей группе Актуальность: Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира,.

Программа кружка «Разноцветный мир глазами детей» для старшей группы МБДОУ ДС №4 «Ласточка» Пояснительная записка. Неумение видеть и воспринимать сверстника, его переживания, желания, проблемы – основной источник.

Программа развития познавательно-исследовательской деятельности кружка «Почемучка» в старшей группе. Утверждаю директор МБОУ СОШ № 24 г. о. Самара /М. В. Романова/ Программа развития познавательно-исследовательской деятельности кружка.

Рабочая программа проведения кружка «Пластилиновая живопись» в средней группе Кемеровская область Юргинский городской округ Управление образованием Администрации города Юрги Муниципальное автономное дошкольное образовательное.

Рабочая программа кружка «Сюжетно-ролевые игры» во второй младшей группе Рецензия. На программу дополнительного образования по ознакомлению дошкольников с содержанием сюжетно-ролевых игр «почемучка», автор воспитатель.

Рабочая программа кружка театрализованной деятельности «Театральные ступеньки» в старшей группе «Солнышко» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а играя, познаёт окружающее. Синтетический характер.

Рабочая программа в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС по программе «От рождения до школы» Рабочая программа 2 группы раннего возраста на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы».

Тематический план проведения праздников в средней группе. Приложение к программе «Воспитание духовности». Тематический план проведения праздников в средней группе. Октябрь. ЗАДАЧИ: Знакомство с пословицами, поговорками, загадками об осени, с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка по программе «Воспитание на социокультурном опыте» в старшей группе
Опубликовано: 9 октября 2016 в 11:05
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД