Получи документы

Программа кружка «Приобщение детей дошкольного возраста посредством сказки к культуре народов Поволжья»

Cветлана Cулакина
Программа кружка «Приобщение детей дошкольного возраста посредством сказки к культуре народов Поволжья»
▼ Скачать + Заказать документы

Возраст детей 5 – 7 лет.

Актуальность программы.

В своей предвыборной программе в статье «Образование и культура» президент России В. В. Путин затронул вопросы развития культуры:

«Надо признать, - в прошедшее десятилетие внимание к развитию культуры было недостаточным… Культурные практики должны вернуть себе ключевое место в организации досуга людей. Мы будем развивать систему самодеятельного художественного творчества - начиная со школы, где необходимо предусмотреть позицию организатора детского творчества (которым в каждом данном случае может быть режиссер, художник, хореограф или музыкант) и выделить другие необходимые ресурсы. Важно, чтобы дети уже в школе приобщались к национальной культуре народов России».

Публикация «Программа кружка „Приобщение детей дошкольного возраста посредством сказки к культуре народов Поволжья“» размещена в разделах

Условия современной жизни, ее темп и информационная насыщенность предъявляют высокие требования к человеку. Люди нового тысячелетия более интегрированы в мировой культурный процесс, полнее ощущают себя частью единой цивилизации. Когда становятся доступны страны и континенты, возникает необходимость ориентироваться в исторических и культурных процессах, иметь исчерпывающие знания о мире, понимать языки.

Поэтому чтобы облегчить этот процесс, с детства необходимо формировать потребность ребенка в духовном развитии, культурном досуге, а значит, интерес к истории своего города, к его музеям, произведениям искусства.

Полученный в детстве познавательный и эмоциональный опыт общения с культурным наследием благотворно сказывается на духовном формировании личности ребенка, позволяет значительно расширить его интеллектуальный и эмоциональный опыт, развить познавательные способности, создать нравственные основы его отношения к окружающему миру.

К сожалению, практика показывает, что никто не знает, во что превращается большой объем информации из разных источников в голове маленьких детей. Обрывки фактов, даты, странные имена типа Мефодий перемешиваются с потоком информации из телевизора, книжек и компьютерных игр и порой превращаются в настоящую альтернативную историю древнего и настоящего мира.

Очень важно, что первостепенными принципами обучения и воспитания детей в детском саду являются: целостность, системность, последовательность, связь с базовой информацией, имеющейся у ребенка, учет возрастных особенностей, опережение (создание зоны опережающего развития, при этом используется технология "погружения" в историю как среду познания, развития и жизнедеятельности ребенка.

В начале работы были выявлены противоречия:

*исторические и культурологические сведения подаются детям недостаточно разнообразно, часто без учета имеющегося исторического опыта;

не в полной мере используются педагогами возможности музейной педагогики при ознакомлении дошкольников с историей и культурой народов Поволжья;

в методических пособиях часто описание культуры и быта древнего народа не находит продолжения в описании современного мира, что создает отрывочное представление о данной культуре у детей;

отсутствуют наглядные пособия и рекомендации по их созданию для оформления развивающей среды в детском саду.

Таким образом, можно предположить, что для малыша приобщение к культуре разных народов - это мир неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений, потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов,

что, бесспорно, будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.

Поиск решения проблем привел к необходимости вывести гипотезу, которая стала ведущей идеей опыта: "Приобщение детей дошкольного возраста через сказку к культуре народов Поволжья".

Новизна программы.

Программа создана в целях удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии народной традиционной культуры Мордовского края.

Новизна программы, её отличительные особенности заключаются в том, что:

1) в программе соединены воедино народное творчество, народные промыслы, национальные подвижные игры, восприятие природы родного края;

2) программа предполагает проведение не только большого количества практических занятий, которые позволят воспитанникам лучше познакомиться с традициями, обычаями и культурой своего региона, но и этнографическую, исследовательскую деятельность;

3) методологическим основанием программы являются духовно-нравственные и культурологические основы традиций, обычаев и ценностей народов Поволжья, создание методической базы и условий для методической и практической работы по сохранению и развитию традиционных форм материальной и духовной культуры; внедрение современных информационных и коммуникационных технологий в работу учреждения;

4) результатом комплексного подхода программы через синтез вышеназванных направлений деятельности будет являться ежегодное массовое заключительное мероприятие «Фестиваль народов Поволжья».

Цель Программы

Целью программы является формирование у старших дошкольников представления о богатой народной культуре данного региона, знакомство с этнографией и фольклором народов, населяющих Поволжье. Эта программа призвана сформировать одну из ключевых компетенций - толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего края, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Главная цель программы - пробуждение и углубление чувства любви к своей малой родине, чувства своего кровного родства с её прошлым и настоящим.

Для достижения этой цели ставлю конкретные задачи:

• Просветительская (приобщение к истории культуры и устному народному творчеству народов Поволжья).

• Эстетическая (раскрыть старшим дошкольникам богатство мира идей и образов сказаний и легенд народов Поволжья).

• Лингво-коммуникативная (обогатить устную речь дошкольников).

• Обучающая (Овладение начальными навыками музейно-экскурсионной работы, библиографического описания, классификации печатных и рукописных материалов).

Ожидаемый результат.

1. Дети должны научиться этическим нормам общения и поведения.

2. Развить познавательную и речевую активность детей, речевое общение между сверстниками, взрослыми.

3. Ребенок должен быть активным, легко вступать в контакт.

4. Ребёнок имеет представление о красоте и разнообразии растительного и животного мира Поволжья.

5. Ребенок должен знать об особенностях жизни человека в данных природных условиях, иметь представления о внешнем виде, жилище, одежде и быте представителей изучаемой эпохи, о религии и культуре данного народа.

6. Активно использовать полученные знания в разнообразных видах деятельности.

7. Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации, следует цели, выбирает средства.

8. Иметь навыки доброжелательного отношения к окружающим, активно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками.

9. Стараются соблюдать правила культуры поведения в детском саду, дома, на улице, в музее.

Пояснительная записка

Необходимость введения программы кружка для старших дошкольников (5-7 лет) «Приобщение детей дошкольного возраста через сказку к культуре народов Поволжья" продиктована следующими факторами. В нашей республике живут представители разных национальностей: русские, татары, мордва, чуваши. Эти народы издавна проживают рядом друг с другом, их культуры постоянно взаимодействуют, сохраняя при этом неповторимый национальный колорит.

Данная программа включает в себя фольклорные и литературные произведения разных народов Поволжья, а также этнографические сведения о национальных костюмах, особенностях жилища, некоторых интересных обычаях.

В центре занятий находится работа над бытом, обычаями и произведениями фольклора какого-либо поволжского народа, отрабатываю теоретические понятия, раскрываемые на материале изучаемых произведений. Использую в работе также и термины, характеризующие краеведческую сторону курса.

В работе сочетаю различные виды деятельности дошкольников:

1) провожу литературно-краеведческие викторины, элементы фольклорного и литературно-краеведческого театра, заочные путешествия по Поволжью с использованием литературной карты;

2) чтение и изучение легенд и сказаний, отыскивание справок в словарях и справочной литературе, энциклопедиях, использую Интернет ресурсы;

3) развитие устной речи, формирование богатой, интонационно и лексически насыщенной речи, в которой отражается история и бытие народа, отдельного человека.

Формы работы: устное рассказывание о своих впечатлениях, изложение текстов легенд и сказаний, сочинения разных жанров и форм. инсценирование сказок и легенд, проведение литературно-краеведческих вечеров, работа над проектами.

Публикации по теме:

Культура и мыКультура и мы 2014 - год Культуры в России Обращение общества к Культуре, объявление 2014 г – годом Культуры в России говорит о том, насколько глубоко.

Паспорт проекта «Осень, осень в гости просим!» Составители проекта: воспитатели Венкова Р. Н. Надольская А. В. Вид проекта: познавательно-образовательный Цель проекта: создать условия для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Приобщение детей дошкольного возраста посредством сказки к культуре народов Поволжья»
Опубликовано: 26 апреля 2014 в 11:01
+83Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Приобщение детей дошкольного возраста посредством сказки к культуре народов Поволжья»» (включая файлы) размещена пользователем Cветлана Cулакина (УИ 132501) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 73.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД