Приложение МААМ

Программа кружка «Речевичок»

Александра Айплатова
Программа кружка «Речевичок»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» города Кирсанова Тамбовской области

Программа утверждена на заседании

Педагогического совета

протокол № от года

Образовательная программа дополнительного образования детей

«Речевичок»

для детей 4 —5 лет

Срок реализации: 1 год

Автор: Айплатова Александра Васильевна,

учитель-логопед первой квалификационной категории

город Кирсанов Тамбовская область

Программа разработана в 2013 году

Содержание:

Публикация «Программа кружка „Речевичок“» размещена в разделах

1. Титульный лист. стр. 1

2. Содержание….стр. 2

2. Пояснительная записка. стр. 3-4

3. Учебно-тематический план. стр. 4 -9

4. Содержание изучаемого курса…. стр. 9

5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. стр. 10

6. Предполагаемые результаты…стр. 11

6. Список использованной литературы. стр. 11-12

Пояснительная записка

Статус документа

Программа составлена с учетом речевых особенностей воспитанников детского сада и отражает базовое направление коррекционного обучения

Структура документа:

Программа включает разделы :

пояснительная записка, цели и задачи, методологические принципы, тематическое планирование, программное содержание, методическое обеспечение, предполагаемые результаты, список использованной литературы

Общая характеристика кружковых логопедических занятий:

данная система занятий содержит различные упражнения по развитию артикуляторной, пальцевой моторики, речевого дыхания, силы, высоты голоса и комплекс разнообразных стихотворных упражнений с элементами нейропсихологического воздействия («речь с движением», направленных на развитие всей связной речи, обобщающих понятий, формирование представления о свойствах окружающих предметов и природных явлений.

В развитие артикуляционного аппарата входит: артикуляционная гимнастика с показом цветных карточек, ассоциирующихся с названием упражнений.

В развитие ручной моторики: выполнение фигурок из пальцев со стихотворным сопровождением

В развитие речевого дыхания : дыхательные упражнения, направленные на выработку правильного речевого выдоха.

В развитие силы и высоты голоса: различные голосовые упражнения.

В «Речь с движением» : заучивание и рассказывание стишков, потешек, загадок, рифмовок с одновременным выполнением действий.

Каждый комплекс по артикуляционной гимнастике готовит определённые движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть всё то, что необходимо для правильного образования звука, а работа по развитию пальчиковой моторики рук, оказывает благотворное влияние на развитие речи в целом, а также готовит руку ребёнка к рисованию и письму. Развитие силы и высоты голоса, речевого дыхания вырабатывает чувство ритма, дикцию, интонационную выразительность речи

А стихотворный текст будет являться ритмической основой для выполнения движений, а движения - помогать малышу лучше запомнить текст самого упражнения. Вместе с развитием двигательной активности у детей будет развиваться речь, внимание, память и мышление

Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. Все темы перекликаются с требованиями программы детского сада, что создает преемственность в работе воспитателя и руководителя кружка, а это в свою очередь повышает результативность занятий.

Система занятий предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся из расчета:

• 1 занятие в неделю

• 4 занятия в месяц

• 34 занятия в год

Количество детей в группе – 10 - 12 человек.

Длительность одного занятия – 25 – 30 минут.

Критерий эффективности – реализация поставленных задач.

Критерии отбора детей – на основе запроса родителей.

Цель кружка «Речевичок» :

развитие у детей внимания к звуковой стороне речи.

Задачи кружка «Речевичок» :

• подготовить органы артикуляции к правильному произношению основных групп звуков

• развивать общую и мелкую моторику

• развивать силу и высоту голоса, речевое дыхание

• формировать лексико-грамматический строй речи;

• формировать речевой слух;

• формировать правильное речевое развитие путём чтения стихов, потешек, рифмовок, загадок с одновременным выполнением действий;

• формировать познавательную активность детей;

совершенствовать психические процессы: внимание, память, мышление

• обучать навыкам эффективной коммуникации.

Методологические принципы:

• Принцип развития предполагает первоочередное выделение тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

• Принцип системности предполагает воздействие на все стороны речевой системы, позволяет своевременно выявлять и предупреждать нарушения речи

• Принцип обходного пути, использования сохранных анализаторов, позволяет формировать новую функциональную систему в обход пострадавшего звена

• Общедидактические принципы предполагают использование научности, сознательности и активности, наглядности, занимательности, индивидуального подхода, связи теории с практикой

Учебно- тематический план:

Тема и содержание работы Грамматич. и лексич. темы, используемые на занятии Кол-во часов Дата проведения

Диагностический (2 часа)

Сбор анамнестических данных о раннем речевом развитии, перенесенных заболеваниях. Исследование речи. Состояние звукопроизношения.

Анкеты для родителей

2 1 неделя сентября

2 неделя

сентября

Особенности динамической стороны речи.

Состояние связной речи. Анкеты для родителей

1 3 неделя сентября

Подготовительный (4часа) 1 неделя октября

Органы артикуляции

Развитие ручной моторики Выполнение фигурок из пальцев.

Речь с движением. 1 4 неделя сентября

Развитие артикуляционного аппарата Сопряженная артикуляционная гимнастика, с элементами кинезиотерапии. 1 1 неделя октября

Развитие силы и высоты голоса:

Голосовые упражнения Пение «песенок гласных» на разных тонах и высоте голоса. 1 2 неделя октября

Развитие речевого дыхания Дыхательные упражнения 1 3 неделя октября

Основной (24 часа) 2 неделя января

Артикуляционная гимнастика с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Любимые игрушки

Футбол

Ванька-встанька

Рифмовки

Загадки

Игрушки.

1 4 неделя октября

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Осень наступила

Осень, осень – листопад

За грибами

Яблонька

Рифмовки.

Загадки

Времена года. Осень

1 1 неделя ноября

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Мы пойдем в огород

Работа в огороде

Собираем урожай

Рифмовки.

Загадки

Овощи.

1 2 неделя ноября

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

В саду

Рифмовки.

Загадки

Фрукты

1 3 неделя ноября

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Собираем урожай

Мы пойдем в огород

В саду

Рифмовки.

Загадки

Овощи-фрукты

1 4 неделя ноября

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Это я

Умывалочка

Мамочка

Семья

Изучаем части тела

Массаж лица

Самомассаж ручек

Самомассаж ушек

Рифмовки.

Загадки

Человек. Наше тело. Семья.

1 1 неделя декабря

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Тук-тук

Мы тоже можем так

Маленькие ножки

Водичка

Деревцо

Рифмовки.

Загадки

Человек и окружающие его предметы

1 2 неделя декабря

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Обувание калош

Тапки

Ботинки

Рифмовки.

Загадки

Обувь

1 3 неделя декабря

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Встреча зимы

Ой, мороз, мороз

Новый год

Ёлка

Рифмовки.

Загадки

Времена года. Зима

1 4 неделя декабря

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Как животных нам назвать?

Корова

Конь

По хозяйству помогаем

Рифмовки.

Загадки

Домашние животные

1 2 неделя января

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Игра «Пастбище»

Рифмовки.

Загадки

Детеныши домашних животных

1 3 неделя января

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Как животных нам назвать?

Звери

Тень-тень - потетень

Рифмовки.

Загадки

Дикие животные

1 4 неделя января

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Прогулка в зоопарк

Рифмовки.

Загадки

Зоопарк

1 1 неделя февраля

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Петух

Утки

Уточка

Гуси

Рифмовки.

Загадки Домашние птицы

1 3 неделя февраля

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Полет птиц

Ворона

Воробьишка

Совушка-сова

Рифмовки.

Загадки Зимующие птицы

1 4 неделя февраля

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Чижик

Рифмовки.

Загадки Перелетные птицы

1 1 неделя марта

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Будем мы весну встречать

Рифмовки.

Загадки

Времена года. Весна

1 2 неделя марта

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Мамины помощники

Тарелка

Чашка

Рифмовки.

Загадки

Посуда

1 3 неделя марта

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Мы по комнате шагаем

Стул

Рифмовки.

Загадки

Мебель

1 4 неделя марта

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Будем транспорт называть

Игра «поезд» (еле-еле)

Рифмовки.

Загадки

Транспорт

1 1 неделя апреля

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Будем транспорт называть

Грузовик

Поезд

Рифмовки.

Загадки

Профессии 1 2 неделя апреля

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Мы цветы в саду сажаем

Одуванчик

Рифмовки.

Загадки

Цветы

1 3 неделя апреля

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Прогулка

Кузнечики

Бабочка

Рифмовки.

Загадки Насекомые

1 4 неделя апреля

Артикуляционные упражнения с элементами кинезиотерапии

Развитие силы и высоты голоса

Развитие речевого дыхания

Речь с движением:

Будем лето мы встречать

В лесу

Дождик

Река Ока

Рифмовки.

Загадки

Времена года. Лето

1 1 неделя мая

Заключительный (4 часа)

Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения. Речь с движением. Рифмовки. Стишки. Потешки. Чистоговорки. Загадки (закрепление)

1

2 неделя мая

Речь с движением. Рифмовки. Стишки. Потешки. Чистоговорки. Загадки (закрепление) 2 3 неделя мая

4 неделя мая

Содержание изучаемого курса:

Условно распределение программного материала делится на 3 этапа:

1 этап (диагностический) – 2 часа

Сбор анамнестических данных о раннем речевом развитии, перенесенных заболеваниях. Исследование речи. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематических процессов. Исследование понимания речи. Исследование лексики и грамматического строя речи. Состояние связной речи.

2 этап (подготовительный) – 4 часа

Развитие ручной моторики, Развитие артикуляционного аппарата. Голосовые упражнения. Дыхательные упражнения.

3 этап (основной)- 24 часа.

Речь с движением, рифмовки, стишки, потешки и загадки из стихотворений С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто и других детских поэтов по лексическим темам: Игрушки. Осень. Овощи. Фрукты, Овощи-фрукты. Человек и семья. Человек и окружающие его предметы. Обувь. Зима. Домашние животные. Детёныши домашних животных. Дикие животные. Зоопарк. Домашние птицы. Птенцы домашних птиц. Зимующие птицы. Перелётные птицы. Весна. Посуда Мебель. Транспорт. Профессии. Цветы. Насекомые

Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений.

4 этап (заключительный) - 4 часа. Продолжение работы над чистотой и легкостью произношения. Использование базовых звуков в самостоятельной речи

Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей

Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, компьютера, также возможность использовать технические средства обучения.

Занятия по каждой теме проводятся в игровой форме:

Речь с движением:

«Любимые игрушки», «Футбол», «Ванька-встанька», «Осень наступила», «Осень, осень – листопад», «За грибами», «Яблонька», «Собираем урожай», «Мы пойдем в огород», «В саду», «Изучаем части тела», «Мы тоже можем так», «Обувание калош», «Встреча зимы», «Ой, мороз, мороз», «Новый год», «Как животных нам назвать?», «По хозяйству помогаем», «Как животных нам назвать?», «Прогулка в зоопарк», «Гуси», «Полет птиц», «Перелетные птицы», «Будем мы весну встречать», «Мамины помощники», «Мы по комнате шагаем», «Будем транспорт называть», «Лётчик», «Мы цветы в саду сажаем», «Прогулка», «Будем лето мы встречать», «В лесу», «Дождик», «Река Ока»

лексические игры и дидактические игры:

Игра «Поезд» (от вокзала поезд едет)

Игра «Пастбище»

Игра «Совушка-сова»

диски:

«Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой»

Предполагаемые результаты:

• восполнение пробелов в формировании фонематических процессов

• восполнение пробелов в правильном произношении звуков

• уточнение первоначальных представлений о звуках речи

• повышение уровня познавательной активности детей

• обогащение номинативного, предикативного и качественного словаря детей грамматическими категориями;

• умения самостоятельно планировать практические и мыслительные действия;

• воспитание культуры речевого общения как части речевого этикета.

Список использованной литературы:

1. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей

с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.

2. Баскакина И. В. Лынская М. И. Логопедические игры. М. : АЙРИС ПРЕСС,

2008.

3. Виноградская О. конспекты занятий по обогащению словаря в группе детей с ОНР. Тамбов, 1994.

4. Гавришева Л. Б., Нищева Н. В. Логопедические распевки. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2010.

5. Новиковская О. А. Стихи для развития речи. М., «Астрель», 2008.

6. ПоповаГ. П., Усачёва В. И. Занимательное азбуковедение. Волгоград. 2007.

7. Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. М., «Владос», 1994.

Ткаченко Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. Сборник упражнений. – 2001.

8. Полозова Н. В. Основные требования к охране труда и санитарному

обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и

рекомендаций. – М. : АРКТИ, 2005.

Публикации по теме:

«Степ-аэробика для дошколят». Программа кружка. Авторская методическая разработка Авторская методическая разработка "Степ-аэробика для дошколят" предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Рассчитана на 2 года.

Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей путем организации эколого-краеведческой работы» Презентация работы по проекту «Патриотическое воспитание детей через организацию эколого-краеведческой работы». Автор презентации: воспитатель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Речевичок»
Опубликовано: 25 сентября 2013 в 16:40
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа кружка «Речевичок»» (включая файлы) размещена пользователем Александра Айплатова (УИ 109425) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД