Папки-передвижки

Программа кружка «Речевой этикет»

Светлана Рыба
Программа кружка «Речевой этикет»

Программа кружка «Речевой этикет»

Пояснительная записка

Русский речевой этикет как самостоятельная культурная ценность нашего народа сегодня, в эпоху кардинальных изменений социально - экономических условий и культурно – идеологических ориентаций нуждается в сохранении, глубоком, всестороннем изучении. Важнейший путь реализации данной задачи – обучение речевому этикету детей дошкольного возраста, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально – волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

Публикация «Программа кружка „Речевой этикет“» размещена в разделах

Проблема формирования у дошкольников представлений об этических нормах и правилах речевого поведения является весьма актуальной. В настоящее время родители стремятся предоставить детям большую свободу во взаимоотношениях с окружающими, и, к сожалению, они достаточно инертны в воспитании у детей культуры общения с другими людьми.

Этикет – это установленный порядок поведения человека в обществе, нормы взаимоотношений людей различного статуса, так трактует понятие «этикет» «Словарь современного русского языка». Этикет – часть нравственной культуры, ассоциируется с категорией прекрасного, связана с такими понятиями, как вежливость, культура, интеллигентность.

Самые первые представления о правилах этикета ребенок получает в семье. В детском саду их соблюдение необходимо для нормального существования детского коллектива. Постепенно овладевая этикетными формулами в определенных ситуациях общения, ребенок начинает постигать и соблюдать социально – этические правила речевого поведения, руководствуясь поведенческими установками, выбором стратегии речевого поведения, пониманием смысла социальной ситуации и своей ролевой позиции в ней. Достигнув среднего дошкольного возраста, ребенок начинает осваивать правила ситуативно – ролевого поведения дифференцированно, в зависимости от того, с кем говорит (со «своим» взрослым, «чужим» или сверстником) и в каких условиях. От этих критериев зависит, как ребенок будет разговаривать: грубо, ласково, повелительно, капризно, стеснительно; какие будет использовать языковые средства, т. е. подбирать слова и выражения, закрепленные за типовыми ситуациями общения.

Речь детей с речевой патологией характеризуется специфическими особенностями, проявляющимися и в сфере этикетного общения (бедность этикетного словаря, наличие лексико – грамматических ошибок при использовании формул речевого этикета, трудности актуализации этикетных выражений, но в тоже время ребенок с речевой патологией обладает потенциальными возможностями для усвоения и правильного использования формул речевого этикета при условии целенаправленного обучения. Ведущим направлением коррекционной работы по формированию у дошкольника с речевой патологией коммуникативной способности (наряду с развитием эмоциональной сферы, общих коммуникативных умений) при этом является обучение речевому этикету.

Целью данной программы является представление детям различных форм вежливого общения с людьми, знакомство их с правилами этикета; формирование коммуникативных способностей дошкольников.

Задачи программы :

- Раскрыть понятия «этика», «этикет», «речевой этикет»;

- Познакомить с формулами речевого этикета (знакомство, приветствие, благодарность, прощание, извинение, комплимент, поздравление, утешение, согласие, отказ);

- Учить детей умению находить формулы речевого этикета в речи героев (при чтении произведений различных жанров, при слушании музыкальных произведений, при просмотре мультипликационных фильмов, при разговоре собеседников и т. д.);

- Учить детей умению соотносить речевую ситуацию с вежливыми словами, служащими для выражения вежливости;

- Учить детей умению использовать этикетные формулы в собственной речи в соответствии с ситуациями общения.

Рабочая программа составлена на основе технологии Н. Е. Богуславской и Н. А. Купиной «Весёлый этикет», которая выполняет функцию погружения детей в мир этических понятий и категорий.

При составлении программы учитывались возрастные особенности детей, уровень речевого развития. В основе занятий - игровая технология обучения и воспитания, технология сотрудничества и сотворчества.

Достаточное количество времени отводится заданиям творческого характера: разыграть ситуацию, придумать сказку, стихотворение…

Предполагается использование на занятиях по речевому этикету межпредметных связей с «Литературным чтением», «Музыкой» и др.

В итоге проведё нной работы дети должны научиться:

- Пользоваться правилами поведения в обществе;

- Обращаться к знакомым и незнакомым людям;

- Выражать приветствие, благодарность, прощание, поздравление, извинение, просьбу, согласие, вежливый отказ, утешение, комплимент в нужной тональности.

Комплексное, поэтапное обучение речевому этикету с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов окажет положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей со стойкой речевой патологией и повысит эффективность коррекционных мероприятий, направленных на преодоление речевой патологии.

Формы работы – занятия, продолжительностью 25 мин. в старшей группе, 30 мин. в подготовительной группе

Программа рассчитана на 2 года обучения детей 5-6 и 6-7 лет.

5 -6 лет

Тематическое планирование.

№ Тема Кол-во часов

Знакомство

Поведение за столом

У тебя в гостях друг

Прощание с гостем

Игра в гости

Прощание перед сном

Утреннее приветствие

Об уступчивости

Вежливая просьба

Поведение в общественном транспорте

В кино, цирке, театре

В поликлинике

В детской библиотеке

Поведение в кафе

В парикмахерской

Утешение

У постели больного

Разговор с младшим

Разговор с незнакомым на улице

Обращение к взрослому знакомому

Разговор о животных и с животными

Поздравление и пожелание

Прощание с близкими перед отъездом

Итоговое занятие 2

Итого 36

6-7 лет

Тематическое планирование.

№ Тема Кол-во часов

Речь

Культура речи

Что такое этикет

О вежливости

Умение слушать

Деловой человек

«Настоящий мужчина»

Не ссориться и не обижать друг друга

Разрешите мне сказать

Знакомство

В поликлинике

В детской библиотеке

Поведение в кафе

В парикмахерской

Утешение

У постели больного

Разговор с младшим

Разговор с незнакомым на улице

Обращение к взрослому знакомому

Участие к человеку

Поздравление и пожелание

Дома после детского садика

Итоговое занятие 1

Итого 36

Публикации по теме:

«Рисунок», «Этикет». Стихи Рисунок. Взял Алёшка карандаш - Нарисую, я сейчас! Дом огромный и большой Что бы жить с большой семьёй. Нарисую яблоньку, Нарисую грушу.

Циклограмма педагогической деятельности воспитателей средней группы. Элементы режима Длительность основных элементов режима Содержание деятельности и примерная интеграция образовательных областей) Понедельник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Речевой этикет»
Опубликовано: 18 февраля 2014 в 22:58
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД