Папки-передвижки

Программа кружка экологической направленности «Родничок» в средней группе

Людмила Рогалевич
Программа кружка экологической направленности «Родничок» в средней группе

Программа кружка экологической направленности в средней группе

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №10 «Белочка»

Программа

кружка «Родничок»

экологической направленности

на 2017-2018 учебный год

для детей среднего дошкольного возраста

Воспитатель: Рогалевич Л. В.

г. Лангепас

Публикация «Программа кружка экологической направленности „Родничок“ в средней группе» размещена в разделах

«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский

Пояснительная записка

Современная экологическая ситуация актуализировала необходимость оптимизации отношений общества и природы как комплексной проблемы науки и практики.

Одним из важнейших направлений, условий, средств оптимизации является экологическое образование, возрастающая роль которого признается практически всеми государствами мира.

Очевидно, при освещении вопросов экологического образования необходимо обращение к состоянию окружающей среды на разных уровнях. Понимание проблем окружающей среды требует определенных действий как со стороны отдельного человека, так и на всех уровнях общества и всего мирового сообщества. Экологическое образование может быть эффективным в том случае, если все человечество будет участвовать в меру своих возможностей в решении задач улучшения отношений «человек – окружающая среда». Из этого следует, что воспитывать экологическую культуру необходимо с ранних лет.

Данная рабочая программа кружка «Родничок» направлена на расширение у дошкольников знаний и представлений о живой и неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире, воспитание экогуманистического отношения к природе, человеку, обществу с учетом уникальности социально-экономических процессов в Ханты-Мансийском автономном округе.

Рабочая программа составлена на основе использования технологий программы экологического образования дошкольников С. Н. Николаевой «Юный эколог».

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей среднего дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Цель работы кружка - формировать у детей элементарные экологические знания и представления, экологическое сознание, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи:

1. Заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных, обеспечить понимание первоначальных связей в природе и понимание необходимости наличия определенных условий для их жизни.

2. Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными;

3. Формировать представления о том, что человек – часть природы, он должен беречь, охранять и защищать ее;

4. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

5. Воспитывать гуманное, бережное отношение к природе, стремление сохранять и оберегать природный мир.

Методы, используемые для реализации работы кружка :

Наглядные методы:

– экскурсии, целевые прогулки;

– наблюдения;

– показ сказок (педагогом, детьми);

– рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

– проведение дидактических игр.

Словесные методы:

– чтение литературных произведений;

– беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

– проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);

– загадывание загадок;

– проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы:

– организация продуктивной деятельности детей;

– оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;

– постановка сказок, отрывков литературных произведений;

– изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы экологического кружка особое внимание уделено следующим направлениям :

Познавательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

Практическое направление – изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа в уголке природы, подкормка птиц, посадка цветников и др.).

Исследовательское направление - осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.

Расписание работы

Кружок работает в течение учебного года (сентябрь – май).

План кружка рассчитан на 1 учебный год.

Количество занятий – 1 раз в неделю по 25 минут / 36 занятий в год

Возраст детей: от 4 до 5 лет.

Разделы программы содержат информационную, эстетическую и нравственную характеристику предметов, явлений, отношений, дают широкую картину взаимоотношений человека с миром. Знакомясь с обитателями всех сфер, ребенок получает возможность прочувствовать, поиграть, продумать, осознать, т. е. пропустить через себя информацию о мире. Перед детьми раскрывается единство и многообразие мира, целесообразность предметов и явлений, прослеживается связь человека с миром. При этом учитываются возрастные особенности и способности детей воспринимать мир.

Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:

1. Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными).

2. Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам.

3. Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.

Условия реализации программы

Для эффективной реализации настоящей программы в группе созданы условия : уголок природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими особенностями; методические, наглядно - иллюстрированные материалы.

Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки);

Воронки;

Природный материал (шишки, камни, желуди, каштаны, мох, куски коры и древесины);

Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;

Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики).

Экологические наборы : «Насекомые», «Дикие животные», «Домашние животные», «Животные жарких стран» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).

Перспективный план работы кружка

Сентябрь

Многообразие растительного и животного мира Ханты-Мансийского автономного округа

№ Тема Цели

1. Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь! Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы – люди – являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

2. Учитесь жалеть и беречь Пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду. Учить отличать истинную жалость от ложной. Развивать наблюдательность, логическое мышление.

3. Растения нашего края Познакомить с растениями нашего края. Формировать ответственность и бережное отношение к природе своего края. Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют природу родного края.

4. «Жалобная книга природы» - путешествие по страницам Красной книги

Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, к будущим потомкам, которым необходимо оставить Землю для жизни. Сформировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

Октябрь

Сезонные изменения в природе осенью в Ханты-Мансийском Автономном Округе

1. Осень золотая

Закрепить знания детей о приметах осени, о сезонных изменениях в природе в это время года в родной местности. Воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней. Учить понимать закономерности явлений природы.

2. Осенние заботы животных и птиц Уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, о трудных и важных заботах животных и птиц перед долгой зимой. Развивать интерес к закономерностям в живой природе. Воспитывать бережное отношение к животным и птицам.

3. Осенние хлопоты человека Дать детям понятие об осенних приготовлениях человека к зиме на огороде, в саду. Познакомить с посадкой деревьев, кустарников, цветов в осенний период, с заготовкой семян. Воспитывать желание помогать взрослым в заготовке овощей и фруктов на зиму. Развивать эстетическое восприятие окружающего.

4. Викторина «Осень» Закрепить знания детей о характерных приметах осени, закономерностях в природе. Воспитывать любовь к природе родного края, желание глубже познавать ее тайны.

Ноябрь

Птицы

1. Как узнать птиц? Формировать у детей обобщенное представление о птицах как живых существах, живущих на земле, воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение: две ноги, два крыла, клюв, перья. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера, использовать для обобщения схематическую модель. Воспитывать интерес и бережное отношение к птицам.

2. Тайны птичьего мира

Развивать у детей интерес к жизни птиц. Познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы.

3. Птицы нашего края Познакомить детей с птицами нашего края. Учить по внешнему виду различать птиц. Развивать познавательный интерес к жизни птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

4. Птицы разных стран Развивать обобщенные представления детей о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах. Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях. Повадках птиц и приспособлении их к среде обитания.

Декабрь

Сезонные изменения в природе зимой в Ханты-Мансийском Автономном Округе

1. Зима полна серебра Обобщить представления детей о зиме. Закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев. Учить устанавливать связи и закономерности в природе.

2. Волшебница-зима.

Закрепить признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Способствовать развитию любознательности.

3. Снежные причуды Расширять представления воспитанников о зимних явлениях природы. Развивать наблюдательность.

4. Её величество - вода Способствовать пониманию детьми значения воды в жизни живой природы. Закрепить знания детей о воде и о том, как человек использует её.

Январь

Животные

1. Животные нашего края Закрепить знания детей о животных родного края. Пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни знакомых животных. Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать посильную помощь.

2. Животные – наши помощники Расширить представление детей о домашних животных, об особенностях их внешнего вида, об уходе за ними, о пользе для человека.

3. Животные разных стран.

Познакомить детей с животными нашей планеты Земля. Закрепить знания о том, в какой части суши живут разнообразные животные. Развивать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за охрану животного мира на всей Земле.

4. Животные – наши меньшие братья

Закрепить знания детей о внешнем виде животных. Уточнить знания детей о приспособлении домашних животных к сезонным изменениям.

Февраль

Рыбы

1. Кто такие рыбы?

Развивать представления детей о рыбах как живых существах, живущих в воде, имеющих типичное строение – форму тела, плавники, хвост и т. д. развивать умение видеть

2. Наблюдения за рыбками в аквариуме Дать детям элементарные представления об аквариумных рыбках, их строении, обратить внимание на красоту рыбок.

Ознакомление детей с некоторыми особенностями поведения: живут в воде, плавают с помощью плавников, глотают корм, двигают хвостом;

• Помочь детям осознать, что рыбки живые и нуждаются в уходе и бережном обращении.

3. Рыбы наших водоёмов и рек

Дать представление о разных видах рыб, обитающих в водоёмах ХМАО, их внешних особенностях и отличиях, окраске, где живут, чем питаются;

Развивать интерес к обитателям водоёмов;

Воспитывать экологическую культуру.

4. Морские чудеса Познакомить детей с многообразием морских обитателей;

развивать интерес к природе, узнавать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмах;

воспитывать любовь и уважение к морским обитателям.

Март

Сезонные изменения в природе весной нашего края

1. «В гостях у Веснянки» Расширить знания детей о весенних изменениях в неживой природе и их влиянии на жизнь растений и животных, на деятельность людей. Учить устанавливать связь сезонных изменений с наступлением тепла, появлением солнца. Воспитывать любовь к природе и интерес её явлениям.

2. Кто больше всех радуется весне? Расширение представлений детей о времени года –весна. Закрепить знания о жизни диких животных. Обобщить и закрепить знания о зимующих и перелетных птицах, о жизни насекомых и растений в весенний период. Развивать эстетическое восприятие красоты природы. Воспитывать любовь к природе.

3. Первоцветы Дать элементарные представления о первых весенних цветах, научить определять их по описанию, вызвать у детей интерес к окружающему миру; прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам, к живой природе.

4. О чём поют птицы весной?

Закрепить знания о перелетных птицах. Развивать интерес к жизни птиц. Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

1.

Апрель

Растения

1. Мои зеленые друзья Формировать у детей интерес к растительному миру;

подвести детей к пониманию того, что комнатные растения – это живые организмы, требующие определенного ухода;

закрепить знания об основных потребностях комнатных растений;

воспитывать любовь к растениям, желание ухаживать и заботиться о них.

2. Экологическая тропинка Приблизить детей к природе; учить их общаться с ней, любить её. Уточнить имеющиеся знания детей об окружающей природе (о цветах, о клумбе, о лесе, об огороде, о зелёной аптеке). Упражнять в практической помощи природе (уборка мусора, лечение деревьев).

3. «Путешествие в царство комнатных растений»

Познакомить детей с комнатными растениями, имеющими типичное строение; уточнить и закрепить название частей растения: листья, стебель, веточки, цветы. Познакомить с правилами поливки растений.

4. Лесная аптека Познакомить детей с некоторыми лекарственными растениями, укрепляющими организм людей. Воспитывать любовь к природе.

Май

Насекомые

1. Кто такие насекомые?

Дать элементарные знания о жуках, бабочках; на доступных примерах показать, что скрывается под названием некоторых бабочек. Показать пользу насекомых. Воспитывать интерес и доброе отношение к насекомых.

2. Божья коровка Продолжать расширять и формировать представление детей о насекомых, умение их классифицировать на: полезных и вредных.

3. Наблюдение за муравьями Формировать знания о жизни муравьев. Дать элементарное понятие, что муравей-это маленькое животное, представление об их роли в природе; расширять представления о способах передвижения, пище; познакомить с особенностями внешнего строения; воспитывать интерес к насекомым, бережное отношение к ним, вызвать интерес к окружающему миру.

4. Земля – наш общий дом Расширять представления детей о планете Земля. Дать понять, что все люди должны заботиться о том, чтобы на ней не замерла жизнь.

Формировать желание любить и беречь Землю. Расширять представления детей об охране природы. Закрепить знание правил поведения в природе.

Воспитанник должен

ЗНАТЬ Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Обеспечивать уход за растениями цветников.

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

Диагностика по экологическому воспитанию.

1. Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений

2. Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.

3. Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения.

4. Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов.

5. Имеет представления о правилах поведения в природе.

6. Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении.

7. Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями

Оценка уровня развития:

1 балл – не называет или называет 1 признак, вид.

2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства.

3 балла - называет самостоятельно2-3 вида или явления, свойства.

От 21 до 15 -высокий уровень

От 15 до 7 - средний уровень

От 7 до 0 - низкий уровень

Список литературы:

• Николаева С. Н. Юный эколог : Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М. : Мозаика-Синтез, 2002.

Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М. : ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.

• Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада : Книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева. - М. : Просвещение – 1999.

• Н. Г. Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников» Книжный дом Казань-1994.

«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.

• «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.

«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.

• Гризик Т. Познаю мир. – М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника».

Публикации по теме:

Конспект представления в средней группе экологической направленности «Давайте, люди, беречь планету»Конспект представления в средней группе экологической направленности «Давайте, люди, беречь планету» Программное содержание. 1. Формировать у детей правильные экологические оценки, создавая ситуации, требующие проявления заботы, внимания,.

Конспект совместной деятельности по развитию речи экологической направленности «Вороны» в средней группеКонспект совместной деятельности по развитию речи экологической направленности «Вороны» в средней группе Конспект совместной деятельности по развитию речи экологической направленности. «Вороны» (средняя группа) Составила: Апалько Юлия Станиславовна.

Летний спортивный праздник экологической направленности в средней и второй младшей группах «День Нептуна» Цель: 1. Формирование здорового образа жизни детей. Задачи: 1. Совершенствовать способности детей проявлять выносливость и силу во время.

План-программа кружка по хакасскому языку в средней группе Работа кружка обеспечивает реализацию ФГОС с учетом национальных и этнокультурных особенностей, обеспечивающих духовно-нравственное развития.

Программа физкультурно-спортивной направленности кружка «Школа мяча. Обучение старших дошкольников игре в баскетбол» Программа «Школа мяча» физкультурно-спортивной направленности, является адаптированной, ознакомительной.  Она разработана для занятий с.

Программа фольклорного кружка «Родничок» Пояснительная записка. Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста, и потому самый.

Программа кружка «Абвгдейка» в средней группе СОДЕРЖАНИЕ Целевой раздел Пояснительная записка Цели и задачи программы Принципы Программы Целевые ориентиры Характеристика речевого развития.

Программа кружка по нравственно-патриотическому воспитанию «Родничок» для детей средней группы Пояснительная записка Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем И березки у дороги, по которой мы идем Что мы Родиной зовем? Солнце.

Рабочая программа кружка «Волшебные квадратики» для детей старшей группы комбинированной направленности «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Рабочая программа по кружковой деятельности познавательно-экологической направленности «Юный эколог» Введение Все науки о природе тесно связаны между собой. Объединяет их экология - наука комплексная, развивающаяся, помогающая в формировании.

Автор публикации:
Программа кружка экологической направленности «Родничок» в средней группе
Опубликовано: 2 ноября 2018 в 23:56
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД