Программа кружка «Умники и умницы»

Наталья Брежнева
Программа кружка «Умники и умницы»

Рабочая программа

Дополнительного образования

«Умники и умницы»

Подготовительная группа

2016-2017 г.

Педагог

Брежнева Н. Б.

Пояснительная записка.

На протяжении многих лет педагоги и психологи решают задачу эффективного сопровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме готовности ребенка к началу школьного обучения.

Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется не только изменением социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности, но и особенностями системы отношений ребенка с социальной действительностью. При поступлении в школу и с изменением структуры социальных отношений в жизнь ребенка включаются новые требования и ожидания. Большая часть подобных требований связана с поведенческими проявлениями -«не шалить», «не бегать» «слушать педагога», что предполагает правильно воспроизводить задаваемый учителем образец, усваивать социально-выработанные нормы и правила. Все это составляет содержание произвольности первоклассника.

Представленная программа разработана на основе программы «Психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению» Т. В Ананьева.

Содержание программы

Рабочая программа дополнительно образования ориентирована на создание необходимых условий для прорастания субъектности дошкольника и его стремления к познанию всего нового. Важно объяснить не только способы приобретения знаний, но и их смысл на доступном языке – через систему игровой деятельности, приобретающий учебный смысл.

Тип программы: диагностико - развивающая.

Цель программы: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.

Задачи программы:

- развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной сфер. - развитие произвольности внимания;

- снижение уровня тревожных переживаний;

- развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;

- обращений к эмоциональной сфере ребенка, обучение навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональным состоянием;

- поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.

Методы реализации программы:

- игра

- беседа

- рисуночный тест

- методики эмоционального расслабления

- наблюдение.

Условия реализации программы:

Для проведения занятий необходим просторный кабинет с рабочей зоной. Для каждого участника занятий потребуется набор цветных карандашей, краски для рисования, тетрадь, ручка.

Содержание программы.

Программы включает 8 тематических блоков (на каждый блок – 4 занятия, каждое занятие состоит из 3-4 упражнений. Тематический блок включает в себя задания на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-речевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребенка.

Продолжительность – не более 30 минут.

Ожидаемый результат

Ожидаемый результат представленной программы в первую очередь характеризуется позитивным отношением ребенка к занятиям; отсутствием тяжелых эмоциональных состояний (агрессии, тревожности, враждебности); выстроенной системой отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками (устойчивый социометрический статус, пониженный уровень школьной тревожности) .

В качестве основных диагностических методов, позволяющих остлеживать динамику и характер компонентов дошкольной зрелости используется наблюдение, а так же:

«Беседа о школе» Нежновой Т. А – направлена на изучение внутренней позиции школьника.

«Графический диктант» Эльконина Д. Б

«Помощники доброго волшебника» Битяновой М. Р

Организация работы

Возраст детей Количество детей Время работы продолжительность

Подготовительная группа 8 16.15

понедельник 30 минут

Учебно-тематическое планирование

месяц

Тема блока

Количество занятий

дата

теория практика

сентябрь Диагностика

октябрь «Знакомьтесь-это Я!»

1 3

ноябрь «Я сам и Я- другие»

1 3

декабрь «То, что я чувствую»

1 3

январь «То, что меня окружает» 1 3

февраль «Мои любимые занятия» 1 3

март «Мы все разные, мы все удивительные»

1 3

апрель «Давайте жить дружно!» 1 3

май «Смотрите, что я умею» 1 3

Календарно-тематическое планирование

месяц тема № Содержание задачи

сентябрь

1.

диагностика Выявить уровень развития: интеллектуальной готовности;

Педагогической готовности;

Мотивационной готовности;

Эмоционально-волевой готовности;

Коммуникативной готовности.

месяц тема № Содержание занятия задачи

октябрь

Знакомьтесь- это я! 1 1. Упражнение «Приветствие-улыбка»

2. Упражнение «Рассказ про себя»

3. Упражнение «Отдых на берегу»

4. Упражнение «В подарок – хорошее настроение» Снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу.

Развитие речи;

Мышечное расслабление.

2 1. Упражнение «В подарок – хорошее настроение»

2. Упражнение «Оживи круги»

3. Упражнение «Подвижная минутка»

4. Упражнение «Невесомость» Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, настрой на работу.

Изучение воображения.

Снижение физического напряжения.

3 1. Упражнение «Цветок»

2. Упражнение «Волшебная планета»

3. Упражнение «Да и нет»

4. Упражнение «Возьмемся за руки» Мышечное расслабление, создание эмоционального комфорта.

Развитие творческого воображения, снижение эмоционального напряжения.

4 1. Упражнение «Цветочное имя»

2. Упражнение «Игра с песком»

3. Упражнение «Сочиняем сказку»

4. Упражнение «Бабочки» Установление благоприятного эмоционального климата в группе, развитие речи; тренировка эмоционального состояния ребенка, переключения и устойчивости этого состояния.

месяц тема № Содержание занятия Задачи

ноябрь «Я- сам и Я- другие» 1 1. Упражнение «Мяч»

2. Упражнение «Необычный рассказ»

3. Упражнение «Солнечный лучик»

4. Упражнение «Подарок другу» Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, настрой на работу.

Обучение навыкам эффективного взаимодействия

2 1. Упражнение «Добрый день»

2. Упражнение «Закончи предложение»

3. Упражнение «Радуга настроения»

4. Упражнение «Цветные домики» Развитие коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.

Знакомство с характером эмоций.

3 1. Упражнение «Хвалюшка!»

2. Упражнение «Нарисуй свою радость»

3. Упражнение «Шумелки»

4. Упражнение «Мир и Я» Развитие коммуникативных навыков,

Изучение эмоционального состояния ребенка,

Развитие навыка слушания и концентрации внимания.

4 1. Упражнение «Тропинка»

2. Упражнение «Я собираюсь на занятия».

3. Упражнение «Фестиваль фантазеров»

4. Упражнение «Выдумка» Развитие коммуникативных навыков,

Развитие внимания, снижение эмоционального напряжения.

месяц тема № Содержание занятия Задачи

декабрь «То, что я чувствую» 1 1. Упражнение «Буквы алфавита»

2. Упражнение «Про веселого кота»

3. Упражнение «Общая радость»

4. Упражнение «Я радуюсь когда…»

Развитие внимания,

Развитие умения узнавать эмоцию радости по внешним проявлениям.

2 1. Упражнение «Улыбка»

2. Упражнение про кота-злюку»

3. Упражнение «Карусель»

4. Упражнение «Зеркала» Снижение мышечного напряжения.

Развитие умения узнавать эмоцию злость по внешним проявлениям.

Снятие напряжения.

3 1. Упражнение «В магазине»

2. Упражнение «Про кота реву»

3. Упражнение грустные шарики»

4. Упражнение «Чемодан» Сплочение группы, создание благоприятного климата.

Стабилизация психических процессов.

4 1. Упражнение «Эмоциональная разминка»

2. Упражнение «Про кота -лентяя»

3. Упражнение «Сюрприз»

4. Упражнение «Солнышко и тучка» Настрой на групповую работу, создание эмоционального фона, физическое расслабление,

месяц тема № Содержание занятия Задачи

январь «То, что меня окружает»

1 1. Упражнение «Приветствие»

2. Упражнение «Письмо»

3. Упражнение «Ситуации»

4. Упражнение «Рисуем школьные правила»

Развитие коммуникативных навыков,

Формирование представление о необходимости правил, развитие чувства сопереживания к другому человеку.

Развитие эмоциональной сферы.

2 1. Упражнение «вода, земля, воздух»

2. Упражнение «Слушаем тишину»

3. Упражнение «Котенок на солнышке»

4. Упражнение «Дорисуй рисунок»

Развитие коммуникативных навыков,

Формирование навыка волевой регуляции.

Мышечное расслабление.

3 1. Упражнение «Цветной алфавит»

2. Упражнение «Говори наоборот»

3. Упражнение «Про кота друга»

4. Упражнение «Лесная школа» Развитие коммуникативных навыков.

Мышечное расслабление.

Развитие речи, логического мышления, фантазии.

4 1. Упражнение «Градусник настроения»

2. Упражнение «Приметы зимы»

3. Упражнение «Ледышки и веснушки»

4. Упражнение «Зимний лес» Развитие коммуникативных навыков.

Снижение психоэмоционального напряжения.

Речевое развитие дошкольников.

месяц тема № Содержание занятия Задачи

февраль «мои любимые занятия» 1 1. Упражнение «Угадай предмет»

2. Упражнение «Про обидчивого кота»

3. Упражнение «Нарисуй обиду»

4. Упражнение «Затейливый узор»

Развитие мышления,

Развитие навыка распознания собственного эмоционального состояния. развитие произвольности.

2 1. Упражнение «Придумай слова»

2. «Соедини точки»

3. Упражнение «Котята»

4. Упражнение «Автопортрет» Мышечное расслабление.

. Развитие коммуникативных навыков,

3 1. Упражнение «Ухо-нос»

2. Упражнение «Четвертый лишний»

3. Упражнение «Логические концовки»

4. Упражнение «Нарисуй с помощью фигур» Развитие логики.

Развитие речи и мыслительных процессов

4 1. Упражнение «Я и я»

2. Упражнение «Ласковый дождик»

3. Упражнение «Таинственные дорожки»

4. Упражнение «Мозаика» Развитие коммуникативных навыков,

Развитие слухового внимания.

Мышечное расслабление.

месяц тема № Содержание занятия Задачи

март «Мы все разные. Мы все удивительные» 1 1. Упражнение «Идем в магазин»

2. Упражнение «Назови одним словом»

3. Упражнение «Мои положительные качества»

4. Упражнение «Назови противоположное» Развитие коммуникативных навыков.

Развитие памяти.

Развитие координации, внимания, снижение эмоционального и двигательного напряжения.

2 1. Упражнение «Пересядьте все, кто…»

2. Упражнение «Телефончик»

3. Упражнение «Дорожки»

4. Упражнение «Волшебное письмо» Развитие взаимопонимания, эмпатии.

Развитие памяти.

Развитие мелкой моторики, снижение эмоционального напряжения.

3 1. Упражнение «кит или кот»

2. Упражнение «Пляшущие человечки»

3. Упражнение «Четвертый лишний»

4. Упражнение «Узор из фигур» Развитие коммуникативных навыков

Развитие мышления (сравнение, классификация).

Развитие внимания, мышления и речи.

4 1. Упражнение «Найди ошибки»

2. Упражнение «Волшебный лес»

3. Упражнение «Журавль»

4. Упражнение «Фигура» Развитие мелкой моторики и внимания.

Создание благоприятного психологического климата, эмоциональная разрядка.

месяц тема № Содержание занятия Задачи

апрель «Давайте жить дружно» 1 1. Упражнение «Что исчезло»

2. Упражнение «Весенние фантазии»

Упражнение «Что мы знаем друг о друге»

3. Упражнение «Корабли»

Социальное развитие личности дошкольника, освоение им разнообразных сфер социальной жизни и сферы отношений со сверстниками

2 1. Упражнение «Дотронься до цвета»

2. Упражнение «Нарисуй по образцу»

3. Упражнение «Сказка про дружбу»

4. Упражнение «Правила дружбы»

Социальное развитие личности дошкольника, освоение им разнообразных сфер социальной жизни и сферы отношений со сверстниками

3 1. Упражнение «Волшебное превращение»

2. Упражнение «Смысловые ряды»

3. Упражнение «Совы и жаворонки»

4. Упражнение «Назови одним словом»

Развитие внимания, речи, памяти.

Повышении работоспособности группы, создание благоприятной атмосферы.

4 1. Упражнение «Ответь на вопросы»

2. Упражнение «Что потерял художник»

3. Упражнение «Волшебный сон»

4. Упражнение «Разрезные картинки»

Развитие мыслительных операций (сравнение, анализ, классификация).

Снижение психоэмоционального напряжения.

месяц тема № Содержание занятия Задачи

май «Смотрите. Что я умею» 1 1. Упражнение «Путаницы»

2. Упражнение «Наши встречи»

3. Упражнение «Разминка»

4. Упражнение «Продли узор» Стимулирование познавательной, личностной, мотивационной и коммуникативной активности дошкольника

2 1. Упражнение «Пальчики-мордашки»

2. Упражнение «Узоры»

3. Упражнение «Веточки»

4. Упражнение «Рассказ по картинкам» Стимулирование познавательной, личностной, мотивационной и коммуникативной активности дошкольника

3 диагностика Выявить уровень развития: интеллектуальной готовности;

Педагогической готовности;

Мотивационной готовности;

Эмоционально-волевой готовности;

Коммуникативной готовности.

Форма отчета

Групповая карта наблюдения

(этап ознакомительный/ итоговый)

Ф. И ребенка Компоненты дошкольной зрелости

Педагогическая

готовность Интеллектуальная

готовность Мотивацион.

готовность Эмоционально-

Волевая

готовность Коммуникативная

готовность

1. / / / / /

2 / / / / /

3 / / / / /

4 / / / / /

5 / / / / /

6 / / / / /

7 / / / / /

8 / / / / /

9 / / / / /

10 / / / / /

11 / / / / /

12 / / / / /

13 / / / / /

14 / / / / /

15 / / / / /

Н – низкий уровень

С – средний уровень

В – высокий уровень

Литература

1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению.

2. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно - психологическое консультирование. М.: Изд-во Московского университета, 1993.

3. Готовность к школе: Развивающие программы/ под. Ред. И. В Дубровиной. М.: Академический проект, 2001 г.

3. Ильина М. Н Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. СПб.: Дельта, 1998 г.

4. Коноваленко С. В Как подготовить ребенка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. М.: ЭКСМО, 2003 г.

Список детей, посещающих кружок

«Умники и умницы»

Публикации по теме:

Фотоотчет об интеллектуальной игре «Умники и умницы»Фотоотчет об интеллектуальной игре «Умники и умницы» Цель: Поддерживать интерес к познавательной деятельности; развивать память, мышление, внимание, коммуникативные навыки; воспитывать у детей.

Фотоотчет об интеллектуальной игре «Умники и умницы»Фотоотчет об интеллектуальной игре «Умники и умницы» Доброе время суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет с мероприятия, проведенного совместно с воспитателем подготовительной.

Интеллектуальный конкурс «Умники и умницы» Цель: Создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста, с ярко выраженными способностями. Задачи:.

Интеллектуальный конкурс «Умники и умницы» в детском садуИнтеллектуальный конкурс «Умники и умницы» в детском саду В нашем городе ежегодно проводится интеллектуальный конкурс «Умники и умницы». В нем участвуют ребята подготовительных групп из всех детских.

Сценарий логопедической викторины «Умники и умницы» Итоговое интегрированное занятие в конце года в подготовительной группе с воспитанниками логопедической группы (ОНР) и логопункта с ФФНР.

Конспект ООД «Умники и умницы»Конспект ООД «Умники и умницы» Цель: формирование и закрепление представлений воспитанников о возможностях и многообразии русского языка, как средства общения между людьми,.

Фотоотчет о математической викторине «Умники и Умницы»Фотоотчет о математической викторине «Умники и Умницы» Математическая викторина "Умники и Умницы"Цель: Упражнять у детей логико-математические представления. Закреплять математические знания.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» в подготовительной группеИнтеллектуальная игра «Умники и умницы» в подготовительной группе «Умники и умницы» Интеллектуальная игра в подготовительной группе Воспитатель: Банина Н. В. Ход игры: Ведущий: Рано-рано сонце встало, Доброго.

Сценарий викторины для детей «Умники и умницы» Сценарий викторины для детей «Умники и умницы» Задачи: - Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим.

Викторина  «Умники и умницы» Викторина – «Умники и умницы» (старшая группа) Цели и задачи: • развитие творческих способностей, логического мышления детей; • повышение.

Автор публикации:
Программа кружка «Умники и умницы»
Опубликовано: 18 января 2018 в 21:21
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День сказки «Волк и семеро козлят» на МААМ

Эта сказка является одной из самых первых историй, что может послужить готовой иллюстрацией занятия по основам безопасности. Как же так: ждали маму с молоком, а впустили волка в дом! Нельзя допускать...

16 ноября. Всемирный день рукоделия

Свой профессиональный праздник у рукодельниц планеты появился благодаря фонду ЮНЕСКО, который отнес рукоделие в разряд всемирных культурных ценностей. В этот день по всему миру проходят мастер-классы по...

Нестандартное оформление материала по проектной деятельности
Добрый день, коллеги и гости моей страницы! Предлагаю Вам посмотреть " Нестандартное оформление материала по проектной деятельности" «Человеку никак...
Мастер-класс с детьми средней группы «Поздравительная открытка «С Днем народного...
День Народного Единства. С историей не спорят, С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд Едино государство, Когда един народ, Когда...
Фотоотчёт о художественном творчестве старших дошкольников «Осень. Перелётные птицы»
На непосредственно-образовательной деятельности по художественному творчеству-рисование старшие дошкольники учились рисовать осенний закат и улетающих в даль...