Получи документы

Программа кружка «Умники и умницы»

Наталья Брежнева
Программа кружка «Умники и умницы»

Рабочая программа

Дополнительного образования

«Умники и умницы»

Подготовительная группа

2016-2017 г.

Педагог

Брежнева Н. Б.

Пояснительная записка.

На протяжении многих лет педагоги и психологи решают задачу эффективного сопровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме готовности ребенка к началу школьного обучения.

Публикация «Программа кружка „Умники и умницы“» размещена в разделах

Переход от одного возрастного периода к другому характеризуется не только изменением социальной ситуации развития и ведущего вида деятельности, но и особенностями системы отношений ребенка с социальной действительностью. При поступлении в школу и с изменением структуры социальных отношений в жизнь ребенка включаются новые требования и ожидания. Большая часть подобных требований связана с поведенческими проявлениями -«не шалить», «не бегать» «слушать педагога», что предполагает правильно воспроизводить задаваемый учителем образец, усваивать социально-выработанные нормы и правила. Все это составляет содержание произвольности первоклассника.

Представленная программа разработана на основе программы «Психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению» Т. В Ананьева.

Содержание программы

Рабочая программа дополнительно образования ориентирована на создание необходимых условий для прорастания субъектности дошкольника и его стремления к познанию всего нового. Важно объяснить не только способы приобретения знаний, но и их смысл на доступном языке – через систему игровой деятельности, приобретающий учебный смысл.

Тип программы : диагностико - развивающая.

Цель программы : психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.

Задачи программы :

- развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной сфер. - развитие произвольности внимания;

- снижение уровня тревожных переживаний;

- развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;

- обращений к эмоциональной сфере ребенка, обучение навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональным состоянием;

- поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.

Методы реализации программы :

- игра

- беседа

- рисуночный тест

- методики эмоционального расслабления

- наблюдение.

Условия реализации программы :

Для проведения занятий необходим просторный кабинет с рабочей зоной. Для каждого участника занятий потребуется набор цветных карандашей, краски для рисования, тетрадь, ручка.

Содержание программы.

Программы включает 8 тематических блоков (на каждый блок – 4 занятия, каждое занятие состоит из 3-4 упражнений. Тематический блок включает в себя задания на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-речевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребенка.

Продолжительность – не более 30 минут.

Ожидаемый результат

Ожидаемый результат представленной программы в первую очередь характеризуется позитивным отношением ребенка к занятиям; отсутствием тяжелых эмоциональных состояний (агрессии, тревожности, враждебности); выстроенной системой отношений при взаимодействии с взрослыми и сверстниками (устойчивый социометрический статус, пониженный уровень школьной тревожности) .

В качестве основных диагностических методов, позволяющих остлеживать динамику и характер компонентов дошкольной зрелости используется наблюдение, а так же:

«Беседа о школе» Нежновой Т. А – направлена на изучение внутренней позиции школьника.

«Графический диктант» Эльконина Д. Б

«Помощники доброго волшебника» Битяновой М. Р

Организация работы

Возраст детей Количество детей Время работы продолжительность

Подготовительная группа 8 16.15

понедельник 30 минут

Учебно-тематическое планирование

месяц

Тема блока

Количество занятий

дата

теория практика

сентябрь Диагностика

октябрь «Знакомьтесь-это Я!»

1 3

ноябрь «Я сам и Я- другие»

1 3

декабрь «То, что я чувствую»

1 3

январь «То, что меня окружает» 1 3

февраль «Мои любимые занятия» 1 3

март «Мы все разные, мы все удивительные»

1 3

апрель «Давайте жить дружно!» 1 3

май «Смотрите, что я умею» 1 3

Календарно-тематическое планирование

месяц тема № Содержание задачи

сентябрь

1.

диагностика Выявить уровень развития: интеллектуальной готовности;

Педагогической готовности;

Мотивационной готовности;

Эмоционально-волевой готовности;

Коммуникативной готовности.

месяц тема № Содержание занятия задачи

октябрь

Знакомьтесь- это я! 1 1. Упражнение «Приветствие-улыбка»

2. Упражнение «Рассказ про себя»

3. Упражнение «Отдых на берегу»

4. Упражнение «В подарок – хорошее настроение» Снятие эмоционального напряжения, включение участников группы в работу.

Развитие речи;

Мышечное расслабление.

2 1. Упражнение «В подарок – хорошее настроение»

2. Упражнение «Оживи круги»

3. Упражнение «Подвижная минутка»

4. Упражнение «Невесомость» Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, настрой на работу.

Изучение воображения.

Снижение физического напряжения.

3 1. Упражнение «Цветок»

2. Упражнение «Волшебная планета»

3. Упражнение «Да и нет»

4. Упражнение «Возьмемся за руки» Мышечное расслабление, создание эмоционального комфорта.

Развитие творческого воображения, снижение эмоционального напряжения.

4 1. Упражнение «Цветочное имя»

2. Упражнение «Игра с песком»

3. Упражнение «Сочиняем сказку»

4. Упражнение «Бабочки» Установление благоприятного эмоционального климата в группе, развитие речи; тренировка эмоционального состояния ребенка, переключения и устойчивости этого состояния.

месяц тема № Содержание занятия Задачи

ноябрь «Я- сам и Я- другие» 1 1. Упражнение «Мяч»

2. Упражнение «Необычный рассказ»

3. Упражнение «Солнечный лучик»

4. Упражнение «Подарок другу» Создание благоприятной эмоциональной атмосферы, настрой на работу.

Обучение навыкам эффективного взаимодействия

2 1. Упражнение «Добрый день»

2. Упражнение «Закончи предложение»

3. Упражнение «Радуга настроения»

4. Упражнение «Цветные домики» Развитие коммуникативных навыков, снятие психоэмоционального напряжения.

Знакомство с характером эмоций.

3 1. Упражнение «Хвалюшка!»

2. Упражнение «Нарисуй свою радость»

3. Упражнение «Шумелки»

4. Упражнение «Мир и Я» Развитие коммуникативных навыков,

Изучение эмоционального состояния ребенка,

Развитие навыка слушания и концентрации внимания.

4 1. Упражнение «Тропинка»

2. Упражнение «Я собираюсь на занятия».

3. Упражнение «Фестиваль фантазеров»

4. Упражнение «Выдумка» Развитие коммуникативных навыков,

Развитие внимания, снижение эмоционального напряжения.

месяц тема № Содержание занятия Задачи

декабрь «То, что я чувствую» 1 1. Упражнение «Буквы алфавита»

2. Упражнение «Про веселого кота»

3. Упражнение «Общая радость»

4. Упражнение «Я радуюсь когда…»

Развитие внимания,

Развитие умения узнавать эмоцию радости по внешним проявлениям.

2 1. Упражнение «Улыбка»

2. Упражнение про кота-злюку»

3. Упражнение «Карусель»

4. Упражнение «Зеркала» Снижение мышечного напряжения.

Развитие умения узнавать эмоцию злость по внешним проявлениям.

Снятие напряжения.

3 1. Упражнение «В магазине»

2. Упражнение «Про кота реву»

3. Упражнение грустные шарики»

4. Упражнение «Чемодан» Сплочение группы, создание благоприятного климата.

Стабилизация психических процессов.

4 1. Упражнение «Эмоциональная разминка»

2. Упражнение «Про кота -лентяя»

3. Упражнение «Сюрприз»

4. Упражнение «Солнышко и тучка» Настрой на групповую работу, создание эмоционального фона, физическое расслабление,

месяц тема № Содержание занятия Задачи

январь «То, что меня окружает»

1 1. Упражнение «Приветствие»

2. Упражнение «Письмо»

3. Упражнение «Ситуации»

4. Упражнение «Рисуем школьные правила»

Развитие коммуникативных навыков,

Формирование представление о необходимости правил, развитие чувства сопереживания к другому человеку.

Развитие эмоциональной сферы.

2 1. Упражнение «вода, земля, воздух»

2. Упражнение «Слушаем тишину»

3. Упражнение «Котенок на солнышке»

4. Упражнение «Дорисуй рисунок»

Развитие коммуникативных навыков,

Формирование навыка волевой регуляции.

Мышечное расслабление.

3 1. Упражнение «Цветной алфавит»

2. Упражнение «Говори наоборот»

3. Упражнение «Про кота друга»

4. Упражнение «Лесная школа» Развитие коммуникативных навыков.

Мышечное расслабление.

Развитие речи, логического мышления, фантазии.

4 1. Упражнение «Градусник настроения»

2. Упражнение «Приметы зимы»

3. Упражнение «Ледышки и веснушки»

4. Упражнение «Зимний лес» Развитие коммуникативных навыков.

Снижение психоэмоционального напряжения.

Речевое развитие дошкольников.

месяц тема № Содержание занятия Задачи

февраль «мои любимые занятия» 1 1. Упражнение «Угадай предмет»

2. Упражнение «Про обидчивого кота»

3. Упражнение «Нарисуй обиду»

4. Упражнение «Затейливый узор»

Развитие мышления,

Развитие навыка распознания собственного эмоционального состояния. развитие произвольности.

2 1. Упражнение «Придумай слова»

2. «Соедини точки»

3. Упражнение «Котята»

4. Упражнение «Автопортрет» Мышечное расслабление.

. Развитие коммуникативных навыков,

3 1. Упражнение «Ухо-нос»

2. Упражнение «Четвертый лишний»

3. Упражнение «Логические концовки»

4. Упражнение «Нарисуй с помощью фигур» Развитие логики.

Развитие речи и мыслительных процессов

4 1. Упражнение «Я и я»

2. Упражнение «Ласковый дождик»

3. Упражнение «Таинственные дорожки»

4. Упражнение «Мозаика» Развитие коммуникативных навыков,

Развитие слухового внимания.

Мышечное расслабление.

месяц тема № Содержание занятия Задачи

март «Мы все разные. Мы все удивительные» 1 1. Упражнение «Идем в магазин»

2. Упражнение «Назови одним словом»

3. Упражнение «Мои положительные качества»

4. Упражнение «Назови противоположное» Развитие коммуникативных навыков.

Развитие памяти.

Развитие координации, внимания, снижение эмоционального и двигательного напряжения.

2 1. Упражнение «Пересядьте все, кто…»

2. Упражнение «Телефончик»

3. Упражнение «Дорожки»

4. Упражнение «Волшебное письмо» Развитие взаимопонимания, эмпатии.

Развитие памяти.

Развитие мелкой моторики, снижение эмоционального напряжения.

3 1. Упражнение «кит или кот»

2. Упражнение «Пляшущие человечки»

3. Упражнение «Четвертый лишний»

4. Упражнение «Узор из фигур» Развитие коммуникативных навыков

Развитие мышления (сравнение, классификация).

Развитие внимания, мышления и речи.

4 1. Упражнение «Найди ошибки»

2. Упражнение «Волшебный лес»

3. Упражнение «Журавль»

4. Упражнение «Фигура» Развитие мелкой моторики и внимания.

Создание благоприятного психологического климата, эмоциональная разрядка.

месяц тема № Содержание занятия Задачи

апрель «Давайте жить дружно» 1 1. Упражнение «Что исчезло»

2. Упражнение «Весенние фантазии»

Упражнение «Что мы знаем друг о друге»

3. Упражнение «Корабли»

Социальное развитие личности дошкольника, освоение им разнообразных сфер социальной жизни и сферы отношений со сверстниками

2 1. Упражнение «Дотронься до цвета»

2. Упражнение «Нарисуй по образцу»

3. Упражнение «Сказка про дружбу»

4. Упражнение «Правила дружбы»

Социальное развитие личности дошкольника, освоение им разнообразных сфер социальной жизни и сферы отношений со сверстниками

3 1. Упражнение «Волшебное превращение»

2. Упражнение «Смысловые ряды»

3. Упражнение «Совы и жаворонки»

4. Упражнение «Назови одним словом»

Развитие внимания, речи, памяти.

Повышении работоспособности группы, создание благоприятной атмосферы.

4 1. Упражнение «Ответь на вопросы»

2. Упражнение «Что потерял художник»

3. Упражнение «Волшебный сон»

4. Упражнение «Разрезные картинки»

Развитие мыслительных операций (сравнение, анализ, классификация).

Снижение психоэмоционального напряжения.

месяц тема № Содержание занятия Задачи

май «Смотрите. Что я умею» 1 1. Упражнение «Путаницы»

2. Упражнение «Наши встречи»

3. Упражнение «Разминка»

4. Упражнение «Продли узор» Стимулирование познавательной, личностной, мотивационной и коммуникативной активности дошкольника

2 1. Упражнение «Пальчики-мордашки»

2. Упражнение «Узоры»

3. Упражнение «Веточки»

4. Упражнение «Рассказ по картинкам» Стимулирование познавательной, личностной, мотивационной и коммуникативной активности дошкольника

3 диагностика Выявить уровень развития: интеллектуальной готовности;

Педагогической готовности;

Мотивационной готовности;

Эмоционально-волевой готовности;

Коммуникативной готовности.

Форма отчета

Групповая карта наблюдения

(этап ознакомительный/ итоговый)

Ф. И ребенка Компоненты дошкольной зрелости

Педагогическая

готовность Интеллектуальная

готовность Мотивацион.

готовность Эмоционально-

Волевая

готовность Коммуникативная

готовность

1. / / / / /

2 / / / / /

3 / / / / /

4 / / / / /

5 / / / / /

6 / / / / /

7 / / / / /

8 / / / / /

9 / / / / /

10 / / / / /

11 / / / / /

12 / / / / /

13 / / / / /

14 / / / / /

15 / / / / /

Н – низкий уровень

С – средний уровень

В – высокий уровень

Литература

1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению.

2. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно - психологическое консультирование. М. : Изд-во Московского университета, 1993.

3. Готовность к школе: Развивающие программы/ под. Ред. И. В Дубровиной. М. : Академический проект, 2001 г.

3. Ильина М. Н Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. СПб. : Дельта, 1998 г.

4. Коноваленко С. В Как подготовить ребенка к школе. Психологические тесты, игры и упражнения. М. : ЭКСМО, 2003 г.

Список детей, посещающих кружок

«Умники и умницы»

Публикации по теме:

Фотоотчет об интеллектуальной игре «Умники и умницы»Фотоотчет об интеллектуальной игре «Умники и умницы» Цель: Поддерживать интерес к познавательной деятельности; развивать память, мышление, внимание, коммуникативные навыки; воспитывать у детей.

Фотоотчет об интеллектуальной игре «Умники и умницы»Фотоотчет об интеллектуальной игре «Умники и умницы» Доброе время суток, уважаемые коллеги. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет с мероприятия, проведенного совместно с воспитателем подготовительной.

Интеллектуальный конкурс «Умники и умницы» Цель: Создание условий для обобщения и систематизации знаний детей старшего дошкольного возраста, с ярко выраженными способностями. Задачи:.

Интеллектуальный конкурс «Умники и умницы» в детском садуИнтеллектуальный конкурс «Умники и умницы» в детском саду В нашем городе ежегодно проводится интеллектуальный конкурс «Умники и умницы». В нем участвуют ребята подготовительных групп из всех детских.

Сценарий логопедической викторины «Умники и умницы» Итоговое интегрированное занятие в конце года в подготовительной группе с воспитанниками логопедической группы (ОНР) и логопункта с ФФНР.

Конспект ООД «Умники и умницы»Конспект ООД «Умники и умницы» Цель: формирование и закрепление представлений воспитанников о возможностях и многообразии русского языка, как средства общения между людьми,.

Фотоотчет о математической викторине «Умники и Умницы»Фотоотчет о математической викторине «Умники и Умницы» Математическая викторина "Умники и Умницы"Цель: Упражнять у детей логико-математические представления. Закреплять математические знания.

Интеллектуальная игра «Умники и умницы» в подготовительной группеИнтеллектуальная игра «Умники и умницы» в подготовительной группе «Умники и умницы» Интеллектуальная игра в подготовительной группе Воспитатель: Банина Н. В. Ход игры: Ведущий: Рано-рано сонце встало, Доброго.

Сценарий викторины для детей «Умники и умницы» Сценарий викторины для детей «Умники и умницы» Задачи: - Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим.

Викторина  «Умники и умницы» Викторина – «Умники и умницы» (старшая группа) Цели и задачи: • развитие творческих способностей, логического мышления детей; • повышение.

Автор публикации:
Программа кружка «Умники и умницы»
Опубликовано: 18 января 2018 в 21:21
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД