Папки-передвижки

Программа кружка экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ (ст. и подг. группы) «Хочу все знать» на 2017–2019 гг

ирина лысенко
Программа кружка экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ (ст. и подг. группы) «Хочу все знать» на 2017–2019 гг

Разработчики: Лысенко Ирина Владимировна, воспитатель в. кв. кат. ; Карпекина Юлия Олеговна, воспитатель перв. кв. кат. МКДОУ д/с №430, г. Новосибирск

Дети любят искать, сами находить.

В этом их сила».

А. Энштейн.

«Самое лучшее открытие то, которое

ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон.

1. Пояснительная записка Современных детей окружают процессы информатизации и компьютеризации. Ребенок постоянно находится в мире поиска. Детское экспериментирование является эффективным средством интеллектуального, познавательного развития дошколь-ников. Оно способствует развитию у дошкольников таких качеств, как самостоятель-ность, творческая и познавательная активность, самореализация и помогает в дальней-шем успешному обучению в школе. Чем разнообразнее и интенсивнее будет поисковая деятельность, тем быстрее и полноценнее он будет развиваться.

Публикация «Программа кружка экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ (ст, и подг, группы) „Хочу все знать“ на 2017–2019 гг» размещена в разделах

Программа кружка «Хочу всё знать» разработана для развития интеллектуальных способностей детей и направлена на развитие познавательно-исследовательской деятельности детей через занимательные опыты и эксперименты. Программа разработана с учетом образовательных потребностей и особенностей развития детей группы и соответствует требованиям ФГОС ДО. Задача программы состоит в том, чтобы организовать посильную экспериментальную деятельность, способствующую формированию естественнонаучных представлений дошкольников.

Практический материал программы представлен с учётом условий нашего детского сада.

Основой для разработки программы кружка является ФГОС ДО, а также ряд парциальных программ и методических пособий:

• «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ» Н. В. Нищевой;

• «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г. П. Тугушевой и А. Е Чистяковой;

• «Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории» М. П. Костюченко, Н. Р. Камаловой;

• «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной;

Новизна данной программы заключается в том, что она дает дополнительные возможности знакомства ребёнка с окружающим миром через:

• поэтапное развитие умственных способностей старших дошкольников путем формирования у детей навыков экспериментальных действий и обучения методам самостоятельного сбора и обработки информации;

• применение экспериментирования как творческого метода познания закономерностей и явлений окружающего мира (знания, добытые самостоятельно путем исследования, всегда более осознанные и прочные);

• создание развивающей предметно-пространственной среды;

• совместную практическую деятельность воспитателя и детей.

Цель работы кружка:• расширять знания детей об окружающем мире посредством экспериментальной деятельности;

• способствовать развитию у детей 5 – 7 лет познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:1. Расширять представления дошкольников об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать у дошкольников умение пользоваться приборами- помощниками при проведении игр -экспериментов.

3. Побуждать к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.

3. Способствовать развитию у детей коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

Программа рассчитана на два года обучения и реализуется на базе МКДОУ д/с № 430. Тематика перспективного планирования предполагает использование одной темы для старшей и подготовительной группы (с усложнением выполняемых задач). В старшей группе проходят демонстрационные опыты, в подготовительной - опыты - эксперименты под руководством воспитателя. Занятия проводятся в группе.

Кол-во занятий: в неделю -1 (2-ая половина дня)

в месяц – 4

в год – 28

Форма работы: – подгрупповая

Длительность занятий: 20-25мин. Для детей 5-6лет

25-30мин. Для детей 6-7лет

Структура занятия: 1. Постановка проблемной задачи.

2. Прогнозирование результата.

3. Уточнение правил безопасности.

4. Распределение детей на подгруппы (в старшем дошкольном возрасте - выбор лидера).

5. Выполнение эксперимента под руководством воспитателя.

6. Наблюдение результатов эксперимента.

7. Фиксирование результата эксперимента.

8. Формулировка выводов.

В работе используются методы:

• создание проблемных ситуаций;

• наблюдения;

• экспериментирование.

Немаловажная роль в освоении дошкольниками данной программы –

использование игровой технологии. Она побуждает, стимулирует детей к познавательной деятельности, развивает потребность к самовыражению, самоутверждению, саморегуляции и самореализации.

Важно помнить, что в проведении исследовательской деятельности воспитатель для детей - партнер, проявляющий живой интерес к познаваемому объекту.

2. Планируемые результаты:• Умение детей видеть проблему (вести самостоятельный поиск доступных предметов).

• Ставить вопросы познавательного характера.

• Выдвигать гипотезы.

• Давать определение понятиям (пытаться устанавливать причинно-следственные связи).

• Классифицировать, наблюдать.

• Экспериментировать со знакомыми и новыми предметами и сравнивать их (проводить эксперименты).

• Совершать первые элементарные обобщения своего практического опыта и исследований (делать умозаключения и выводы).

• Структурировать материал.

• Готовить мини-тексты собственных докладов(6-7лет).

• Объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

3. Перспективно - тематическое планирование работы кружка

«Хочу все знать» Сентябрь. «Знакомство с детской лабораторией»

(центр экспериментирования).

2-ая неделя: «Экскурсия в детскую лабораторию»

Уточнить представление о том, кто такие ученые, познакомить с понятиями «наука» (познание, «гипотеза» (предположение, о способе познания мира – эксперименте (опыте, о назначении детской лаборатории. Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.

3-я неделя: «Приборы для опытов»

• Познакомить детей с приборами для наблюдения и опытов - микроскоп, лупа, подзорная труба, бинокль, телескоп.

• Познакомить с правилами пользования приборами – помощниками.

Октябрь. «ВОЗДУХ»1-ая неделя: «Упругость воздуха»

(Вертушка)

Выявить, что воздух обладает упругостью через показ вертушки в действии и обсуждения и выяснения причины: почему она вертится?

• Дать детям понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

2-ая неделя: «Изменение состава воздуха»

(Свеча в банке) Е. Марудова, стр. 101)

• Показать детям изменение состава воздуха (кислорода становится меньше).

• Дать представления о том, что для горения нужен кислород.

• Рассказать о тушении пожара разными способами.

Вывод: для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ, иначе без кислорода огонь гаснет.

3-я неделя: «Изменение объема воздуха при охлаждении и

Нагревании».

*Дать детям представления о том, что воздух при охлаждении сужается,

а при нагревании расширяется.

(Большие и маленькие)- воздух имеет объем, который зависит от

температуры. Опыт с горячей и со льдом поможет детям сделать вывод:

объем воздуха зависит от температуры. При нагревании объем воздуха

увеличивается, а при охлаждении - объем воздуха уменьшается.

4-ая неделя: «Атмосферное давление»

(Сухим из воды)

• Дать детям представления о существовании атмосферного давления.

• Показать, что воздух при остывании сжимается (занимает меньший объем).

Ноябрь. «Магниты»1-ая неделя: «Действие магнитных сил»

(Волшебные магниты)

• Дать детям представления о магнитах и их свойствах - притяжение и отталкивание.

• Объяснить действие магнитных сил.

• Вывод: магниты могут притянуться или оттолкнуться в зависимости от того, какими сторонами подносить их друг к другу. Поэтому в разных случаях магниты могут действовать по - разному.

• 2-ая неделя: «Проявление магнитных сил»

(Магнит рисует)

Дать детям возможность использовать полученные знания для создания картины. (Е. Марудова, стр. 104)

Вывод: Магнитные силы проходят через многие материалы.

3-я неделя: «Проявление магнитных сил»

(Магнетизм в нашей жизни).

• Закрепить знания детей о магнитах.

• Объяснить действие магнитных сил.

• Показать, как человек может сам стать магнитом.

4-ая неделя: «Земля – магнит»

(Земля – магнит)

• Дать детям представление о том, что наша Земля – это магнит.

• Выявить действие магнитных сил Земли.

(см. описание Е. В. Марудова, стр. 105)

Декабрь. «Звук»1-ая неделя: «Распространение звука»

(Как быстрее)

• Дать детям представление о передаче звука на расстоянии, распространении через жидкие и твердые тела.

2-ая неделя: «Распространение звука через воздух и воду»

(Звуки в воде).

*Дать детям представление об особенностях передачи звука через

твердые и жидкие тела.

Опыты помогут выявить особенности передачи звука на расстоянии.

Звук быстрее распространяется через твердые и жидкие тела.

(Опыт с камнем, брошенном в емкость с водой)

3-ья неделя: «Низкие и высокие звуки»

(Поющая струна)

*Дать детям представления о частоте звука.

• Объяснить причину происхождения низких и высоких звуков

Проводимый опыт (натяжение проволоки) поможет детям выявить

происхождение низких и высоких звуков, высота которых зависит

от натяжения проволоки, чем сильнее она натянута, тем выше звук.

4-ая неделя: «Восприятие звука человеком и животным»

(Почему глупый мышонок не услышал щуку)

• Дать детям представление о строении слухового аппарата у человека.

• Дать представления об отличиях в восприятии звуков человеком и животными.

Опыт проводится при помощи тонкой и плотной бумаги. Дети делают вывод: тонкая бумага быстрее улавливает звуковые колебания

Январь. «Вода»3-ая неделя: «Как зависит замерзание жидкости от ее плотности»

(Замерзание жидкости, см. опыт: Е. Марудова, стр,95.)

*Познакомить детей со свойствами воды (не имеет запаха, вкуса, формы, прозрачная, с различными жидкостями.

• Выявить различия в процессе замерзания различных жидкостей.

• Результат: жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не

замерзают вообще.

Вывод: чем больше плотность жидкости, тем ниже температура замерзания.

4-ая неделя: «Объем жидкости»

(Что изменилось)

• Познакомить детей с понятием «объем».

• Выяснить причины изменения объема жидкости при замерзании.

Вывод: Вода сама по себе не имеет объема. Она принимает форму того сосуда, в который помещена, а при замерзании жидкость расширяется, что приводит к изменению объема.

Февраль. «Вода»- продолжение1-ая неделя: «Замерзание воды на разной глубине»

(Защитные свойства снега)

Познакомить детей со свойствами снега и льда.

Опыт проводится с тремя емкостями воды. Вода в разных ситуациях

ведет себя по- разному.

Вывод: снег сохраняет тепло, а холод приводит воду при замерзании к

Расширению и бутылка лопается.

2-ая неделя: «Сила воды»

Вода может перемещаться.

* Познакомить детей с понятием «движение воды».

*Доказать, что вода движется по различным причинам.

Проводимый опыт дает возможность сделать вывод: не только ветер,

наклонная поверхность заставляют воду двигаться. Но есть разные

причины приводящие воду в движение.

3-ья неделя: «Фильтрование воды»

(Как очистить воду)

Познакомить детей с разными способами очистки воды.

В ходе опыта дети учатся проводить очистку воды. Лучше всего

воду очищает бумажный фильтр.

Вывод: любой бумажный пакет может служить фильтром для

воды.

4-ая неделя: "Вода-растворитель"

(Через опыты подвести детей к пониманию того, что в воде одни вещества растворяются, а другие - нет.)

*Познакомить детей с веществами растворимыми в воде.

*Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с

Различными материалами (соль, сахар, мыло, песок, мел, глина)

Март. «Теплота»1-ая неделя: «Нормы поведения с огнем»

(Горячо – холодно)

• Дать детям представления о зависимости температуры огня от его близости (теплоты).

• Рассказать о свойствах огня, правилах поведения с огнем.

2-ая неделя: «Изменение веществ под воздействием температуры»

(Волшебные превращения)

Дать детям объяснение изменению состояния веществ от изменений

Температуры.

Вывод: дети наблюдают переход веществ из одного состояния в другое:

Из жидкого - в твердое, газообразное, пар.

3-ья неделя: «Теплопроводность материалов»

(Не обожгись)

Дать детям представления о том, что предметы, сделанные из разных

материалов, нагреваются по-разному.

Вывод: разные материалы имеют разную теплопроводность.

4-ая неделя: «Теплопроводность материалов»

(Как не обжечься? Е. Марудова, стр. 94)

*Показать детям на опыте, что предметы из разных материалов нагреваются по - разному (теплопроводность материалов).

В результате экспериментирования дети выясняют и объясняют

происшедшие изменения и делают вывод: у разных материалов

разная тепло проводимость.

Апрель. «Вес»1-ая неделя: «Притяжение Земли»

(Как увидеть притяжение)

• Познакомить детей с понятиями «притяжение» и «вес».

• Объяснить взаимосвязь земного притяжения и веса предмета

Через опыты дети учатся понимать взаимосвязь земного притяжения и веса предмета. Используя разный материал, подвешенный на нитку и весов, дети делают вывод: предметы притягивает Земля, а удерживает их от падения нить. По силе натяжения нити определяется сила притяжения.

2-ая неделя: «Что такое невесомость»

(Что легче)

• Познакомить детей с понятием «невесомость».

• Выявить случаи проявления невесомости (частичной потери веса) на Земле.

3-ья неделя: «Вода в условиях невесомости»

(Дождинки)

• Продолжать знакомить детей с понятием «невесомость».

• Дать детям представление о том, как выглядит вода в условиях

невесомости.

В результате проводимого опыта дети получат представление о том,

как ведет себя вода в невесомости. Она сохраняет свою форму -

шар, и ее можно "поймать" в ведро.

4-ая неделя: «Сила притяжения»

(Волшебные пробки)

• Закреплять знания детей о притяжении и весе.

• Выяснить, как действует сила притяжения.

Опыт поможет детям выяснить как действует сила притяжения.

При помощи 2-х пробок и емкости с водой дети смогут сделать

вывод: предметы в воде могут притягиваться друг к другу.

Май. Самостоятельная исследовательская и опытническая

деятельность детей. • Игры и опыты с водой и воздухом.

• Игры и опыты с песком, почвой, глиной и камнями.

4. Библиографический список 1. Нищева Н. В. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ.

СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей

среднего и старшего дошкольного возраста. СПб. :ДЕТСТВО-ПРЕСС,2016

3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром

(экспериментирование, СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2016.

4. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников

через экспериментальную деятельность. СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС 2013.

5. Дмитриева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. Детское

Экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими

дошкольниками: Метод. пособие. - М. : ТЦ Сфера, 2016

(Библиотека Воспитателя).

6. Костюченко М. П., Камалова Н. Р. Деятельность дошкольников в детской

Экспериментальной лаборатории. – Волгоград: Учитель, 2012.

7. Батова И. С. Опыты и эксперименты с веществами и материалами

(технологические карты).- Волгоград: Учитель, 2017.

8. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность

Дошкольников. М., Изд. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Публикации по теме:

Фотоотчет о тематической неделе «Хочу все знать!»Фотоотчет о тематической неделе «Хочу все знать!» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени Хочу всё знать - про то, как много интересного.

КВН в подготовительной группе «Хочу все знать!» Цель игры: Создать социально – коммуникативные условия для обобщения знаний полученных в познавательных и игровых ситуациях. Задачи 1. Создать.

Сценарий развлечения для подготовительной группы «Математический КВН. Хочу все знать!» Математический КВН (для детей подготовительной к школе группы) «Хочу все знать!» ЦРР детский сад ДВФУ Воспитатель: Ильина Р. К. Цель: Закрепление.

Проект для детей второй младшей группы «Хочу все знать про растения» Участники проекта: Дети и воспитатели второй младшей группы Срок реализации: 3 месяца Цель: опытным путём доказать влияние внешних и внутренних.

Проект по экспериментальной деятельности «Хочу все знать» Педагогический проект по экспериментальной деятельности на тему «Хочу все знать» Руководители проекта: воспитатели средних групп детского.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Хочу все знать» "Хочу все знать"-рабочая программа по дополнительному образованию. С первых минут жизни ребенок начинает познавать окружающую его действительность.

Программа кружковой деятельности «Хотим все знать» 1.1. Актуальность С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования.

Программа кружковой деятельности «Хотим все знать». Содержательный раздел 2.1. Форма организации кружковой деятельности Программа «Хочу все знать» рассчитана на 1 учебный год обучения. Разработана для детей старшего.

Сценарий мини-олимпиады «Хочу все знать» для педагогов ДОУ Ведущий: Здравствуйте уважаемые коллеги, гости. Мы часто проводим с детьми разные мероприятия (конкурсы, развлечения, викторины, КВН, олимпиады).

Весна в лаборатории «Хочу все знать». Фотоотчет ВидеоВесна в лаборатории «Хочу все знать». Фотоотчет Видео Уважаемые коллеги, доброго времени суток. В нашей лаборатории "Хочу все знать" кипит работа. За видео, которым будет завершена публикация,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ (ст. и подг. группы) «Хочу все знать» на 2017–2019 гг
Опубликовано: 20 сентября 2018 в 12:18
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД