Программа кружка «Юный исследователь»

Татьяна Шимановская
Программа кружка «Юный исследователь»

Программа

«ЮНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»

(экспериментально – исследовательская направленность)

Возраст участников: 3 – 4 года

Срок реализации: 1 год

Составитель: Шимановская Т. С. ,

воспитатель

п. Угловка

2017

Пояснительная записка.

В раннем дошкольном возрасте дети особенно любознательные. Именно в этот период ребенок проявляет себя как исследователь и экспериментатор.

В предметном окружении дошкольника находятся различные объекты природы, поэтому его ознакомление с различными явлениями живой и неживой природы неизбежны – это естественный процесс познания окружающего мира и приобретение социального опыта.

Эффективным методом познания закономерностей и явлений окружающего мира, является метод экспериментирования. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществе метода экспериментирования в познании ребенком окружающего мира. За использование этого метода выступали многие выдающиеся педагоги, как Я. А. Каменский, Н. Н. Поддъяков, К. Д. Ушинский, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо и многие другие.

При формировании основ естественно – научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Можно согласиться с Н. Н. Поддъяковым, который сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.

1. Игровая деятельность требует стимуляции и определенной организации со стороны взрослых; игре надо учить. В деятельности же экспериментирования ребенок самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления (в том числе и на других людей) с целью более полного их познания. Данная деятельность не задана взрослым ребенку, а строится самими детьми.

2. В экспериментировании достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта, производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об объекте, в свою очередь, позволяют производить новые, более сложные и совершенные, преобразования. Таким образом, по мере накопления знаний об исследуемом объекте ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели.

3. Некоторые дети не любят играть, они предпочитают заниматься каким-то делом, но их психическое развитие протекает нормально. При лишении же возможности знакомиться с окружающим миром путем экспериментирования психическое развитие ребенка затормаживается.

4. Наконец, фундаментальным доказательством является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое и экспериментальное воспитание детей раннего возраста, а именно детей 3-4 лет, не достаточно раскрыто в образовательных программах дошкольного образования. Рассмотрев различные подходы к определению детского экспериментирования, я пришла к выводу, что в литературе нет четкого определения данного понятия, и я в своей работе разделяю точку зрения Н. Н. Поддъякова, который определяет детское экспериментирование как «…функциональный механизм творчества ребенка, который пронизывает все сферы детской деятельности».

С учетом важности экспериментирования и экологического развития ребенка разработан кружок «Юные исследователи».

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Основной целью работы кружка, является развитие познавательного интереса и экологического просвещения детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Работа кружка призвана решать следующие задачи:

- формировать у детей начальные основы системных знаний о живой и

неживой природе.

- формировать знания, умения и навыки творческой деятельности,

наполненной экологическим содержанием.

- развивать и обогащать образную память, мышление, сенсомоторный

интеллект.

- обогащать словарь и развить речь детей младшего дошкольного возраста.

Методы, используемые на занятиях кружка:

Наглядные методы:

- экскурсии, целевые прогулки;

- наблюдения;

- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

- проведение дидактических игр;

Словесные методы:

- чтение литературных произведений;

- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических и др.);

- загадывание загадок;

Практические методы

- проведение детьми, родителями и педагогов экспериментов с живым и неживым природным материалом;

- организация продуктивной деятельности детей;

- оформление гербария растений, плодов;

- изготовление с детьми наглядных пособий.

Направление кружка: познавательно – исследовательское.

Количество кружковцев: 5-10 детей.

Продолжительность занятия: 20 минут.

Количество занятий в неделю – 1, в год проводится 30 занятий. 31 занятие – открытое занятие.

В качестве подведения итогов проводятся открытое занятие, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставки, презентации.

Ожидаемый результат при реализации данной программы, является то, что дети могут:

- знать характерные признаки времн года и соотносит с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений;

- знать правила поведения в природе и соблюдать их;

- устанавливать элементарные причинно – следственные связи между природными явлениями;

- знать о физических свойствах окружающего мира:

- знать различные свойства веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость).

Список используемой литературы.

1. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С. Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С. Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми в ДОУ, в. 2000.

4. Савенкова А, И. «Маленький исследователь» Ярославль, 20009.

5. Дыбина О,В «Ребёнок в мире поиска», МТЦ Сфера, 2003.

6. БарановаЕ. В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома». Ярославль: Академия развития,2009г.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о работе по программе «Юный исследователь»Фотоотчёт о работе по программе «Юный исследователь» я занимаюсь по программе "Юный исследователь несколько лет. Дети познают мир через опытническую исследовательскую деятельность,.

Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» (старший дошкольный возраст) МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению развития воспитанников.

Итоговое занятие «Изготовление цветных льдинок» кружка «Юный исследователь» в старшей подготовительной группеИтоговое занятие «Изготовление цветных льдинок» кружка «Юный исследователь» в старшей подготовительной группе Итоговое занятие"Изготовление цветных льдинок". Задачи:Формировать представление о том,что вода замерзает на холоде. 2. Развивать познавательную.

«В гости к бабушке». Итоговое занятие кружка «Юный эколог» во второй младшей группе Программное содержание: образовательные задачи: - закрепить знания детей о домашних птицах (курица, петух, цыплята); - закрепить знания детей.

Конспект образовательной деятельности кружка «Юный экскурсовод» «Экскурсия по селу» Здравствуйте! Настал новый день. Давайте возьмёмся за руки, передадим друг другу по кругу красивую улыбку и подарим её нашим гостям и поздороваемся.

Отчет о проделанной работе по проекту «Юный исследователь» Данный тип проекта опытно-исследовательский, групповой. Участниками проекта являются дети подготовительной к школе группы, воспитатели и.

Отчет об экскурсии в Сахалинский краеведческий музей и тематическом занятии в рамках работы кружка «Юный эколог»Отчет об экскурсии в Сахалинский краеведческий музей и тематическом занятии в рамках работы кружка «Юный эколог» Отчет об экскурсии в Сахалинский краеведческий музей и тематическом занятии в рамках работы кружка «Юный эколог» в старшей группе по теме.

Программа дополнительного образования «Юный эколог» (Кружковая работа) Программа дополнительного образования «Юный эколог» (Кружковая работа) Паспорт на программу дополнительного образования «Юный эколог».

Рабочая программа по кружку дополнительного образования «Юный эколог» Видео РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» Составитель: Егорова Ю. А., воспитатель Кукуйского ЦО Пояснительная.

Рабочая программа «Юный экспериментатор». Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 «Левушка» г. Белово Обсуждена на заседании Утверждена Педагогического.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Программа кружка «Юный исследователь»
Опубликовано: 27 сентября 2017 в 19:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Кружка для папы»
Цель: создание кружки из бумаги в подарок родным на 23 февраля. Задачи: - развивать творческие способности у детей; - развивать мелкую моторику,...
Сценарий внеклассного мероприятия по математике для обучающихся 3 класса «Мы начинаем...
Сценарий внеклассного мероприятия по математике для обучающихся 3 класса «Мы начинаем КВН» Цель: • сплочение классного коллектива, развитие речи, кругозора...
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6
Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании центральной...
Мастер-класс «Пластилиновая картина «Подснежники»
Мастер – класс «Пластилиновая картина «Подснежники» Цель: научить детей создавать пластилиновую картину в подарок. Задачи: - развитие навыков и умений в...
Консультация для воспитателей и родителей «Вязание — лучшее хобби для женщин»
В прошлом вязание было необходимо для создания тёплой одежды и одеял, а сегодня оно может показаться устаревшим ремеслом, но это не так. Наоборот, в...