Астафьева Татьяна
Программа кружковой деятельности учителя-логопеда «От звука к букве»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружковой деятельности учителя-логопеда «От звука к букве».
В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Общее недоразвитие речи (ОНР) - одно из тяжелых речевых нарушений, которое приводит к плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, в чтении, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.
Публикация «Программа кружковой деятельности учителя-логопеда „От звука к букве“» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Обучение грамоте детей 5-ти летнего возраста с ОНР необходимым условием в успешной коррекции речевого нарушения. Несформированность, а в некоторых случаях и грубое нарушение фонематического слуха не позволяют детям в полной мере овладеть звуковым анализом слова : дети с трудом могут выделить на слух заданный звук из ряда данных, не определяют начальные и конечные звуки в слове, место звука в слове, не дифференцируют звуки по слуховому и артикуляторному сходству. Обучение чтению, знакомство с буквами в данном случае выполняет компенсаторную функцию: при несформированном фонематическом слухе в помощь подключается зрение.
Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, словом и предложением, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Кружок «От звука к букве»- это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.
В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. анная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и слова. Рекомендуется подсказывать при забывании не сами буквы, а их образы.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний.
Оглавление
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет
1.3 Цели и задачи кружковой деятельности
1.4 Планируемые результаты освоения программы логопедического кружка
1.5 Формы обучения. Режим занятий
2. Содержательный раздел
Календарно-тематическое планирование кружковой деятельности
3. Приложение
Картотека игр и упражнений
4. Список используемой литературы
1. Целевой раздел
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (детей 5-6 лет). Правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л. Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Учитывая возрастные особенности данной группы детей, основной акцент в работе сделан на применение игровых методов, а также рациональную смену видов деятельности в ходе каждого занятия.
Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Овладение началами грамоты важный этап в умственном и речевом развитии детей. Обучаясь чтению, печатанью, дети учат довольно сложную систему графических символов - букв, обозначающих звуки речи, делят предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Приобретая элементарные технические навыки чтения, учатся понимать смысл написанных слов, коротких предложений.
Ознакомление с графическими знаками (буквами) помогает наглядно увидеть, что наша речь состоит из слогов, слов, предложений. Знакомство с буквами при помощи рисунков – символов, шуточных стихов способствует формированию оптико-пространственного образа букв. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в дошкольном образовательном учреждении, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
В процессе осуществления коррекционной деятельности большое значение придается обще дидактическим принципам: воспитывающего характера и обучения, системности, последовательности, доступности, наглядности, сознательности и активности, индивидуального характера. А так же логопедическое воздействие опирается на специальные принципы: системности и учета структуры комплексности, дифференцированного подхода, поэтапности, развития и учета личностных особенностей ребенка.
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий.
1.2 Возрастные особенности речевого развития детей 5-6 лет
Этот период характеризуется интенсивным речевым развитием детей. Наблюдается качественный скачок в расширении словарного запаса. Ребенок активно пользуется всеми частями речи, постепенно формируются навыки словообразования, дифференцированное употребление слов в соответствии с их значениями, совершенствуются процессы словоизменения. В связи с этим в содержание программы включены упражнения на развитие грамматического и лексического строя речи.
Наблюдается достаточно активное становление фонетической стороны речи, умение воспроизводить слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого-то из детей и возникают при этом ошибки, то на занятиях используются упражнения на развитие звуко-слоговой структуры слов.
Развивающийся навык слухового восприятия помогает контролировать собственное произношение и слышать ошибки в речи окружающих. В этот период формируется языковое чутье, что обеспечивает уверенное употребление в самостоятельных высказываниях всех грамматических категорий.
К концу дошкольного периода дети должны владеть развернутой фразовой речью, фонетически, лексически и грамматически правильно оформленной.
Уровень развития фонематического слуха позволяет им овладеть навыками звукового анализа и синтеза, что является необходимым условием усвоения грамоты в школьный период. К семи годам учащийся овладевает речью как полноценным средством общения.
Коррекционно-развивающая работа направлена на воспитание звуковой культуры речи, словарную работу, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи; развитие психических функций ребенка: зрительную и слуховую память, логическое мышление, воображение.
Воспитание звуковой культуры речи : совершенствуется произношение звуков; особое внимание уделяется дифференциации определенных групп звуков (свистящих и шипящих, звонких и глухих, твердых и мягких); развитие звукового анализа слова, т. е. умение вычленять в словах или фразах определенные звуки, слоги, делать ударение.
Словарная работа: обогащение, закрепление и активизация словаря; работа над уточнением значений известных, близких или противоположных по смыслу слов (синонимов и антонимов, а также многозначных слов с прямым и переносным смыслом.
Формирование грамматического строя речи: работа по формированию грамматического строя направлена на обогащение речи детей разнообразными грамматическими формами и конструкциями; работа по согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
Развитие связной речи: формирование умения строить разные типы высказываний (описание, повествование, рассуждение, соблюдая их структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями. Занятия по развитию связной речи включают пересказ литературных произведений, рассказывание об игрушке или предмете, по картине или самостоятельно выбранной теме.
Развитие психических функций: развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, громкие и тихие звуки, высокие и низкие; развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками; развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу).
1.3 Цель программы
Коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков в формировании фонематической стороны речи.
Задачи:
- формирование фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза, постановка и автоматизация звуков;
- формирование слоговой структуры слов, обучение произношению слов различной слоговой сложности;
- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- развитие мелодико-интонационной стороны речи;
- развитие навыков связной речи;
- развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- воспитывать желание добиваться успеха собственным трудом;
1.4 Планируемыерезультаты.
По окончании первого года обучения дети должны знать и уметь:
-Делить слова на слоги;
- уметь составлять предложения из двух- четырех слов;
-членить простые предложения на слова;
-определять место звука в слове;
- давать характеристику звуку
-самостоятельно составлять предложение
производить анализ односложных трехзвучных слов,
согласовывать числительное с существительным;
согласовывать прилагательное с существительным;
пользоваться распространенными предложениями, отвечать на вопросы в краткой, распространенной форме, громко, не торопясь, точно употребляя слова;
правильно выговаривать звуки всех фонетических групп;
определять место нахождения заданного звука в слове;
1.5 Форма и режим занятий.
Форма детского образовательного объединения: кружок.
Основной формой организации образовательного процесса является фронтальные занятия, которые проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня (с середины сентября по апрель включительно)
Продолжительность занятий по 20-25 минут.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Месяц
неделя Тема Содержание Практика:
Сентябрь 3-я Неречевые звуки. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуков.
Игры «Слушай и отгадывай». Пальчиковая гимнастика. Выполнение упражнений, направленных на развитие слуховой памяти и внимания.
Сентябрь 4-я Понятие звук. Дать понятие «звук», «звук речи», «гласный звук», «согласный звук», «слово».
Строением артикуляционного аппарата, строение языка. Правила использования зеркала. Показ органов артикуляции и уточнение их названия.
Знакомство с понятием «звук» : «Путешествие в древние времена». Демонстрация и выполнение динамических и статических артикуляционных упражнений.
Октябрь
1-я Звук (А).
Буква «А». Уточнение артикуляции. Характеристики, символ звука «А». Выделение звука из ряда гласных. Знакомство с буквой «А».
Артикуляционная гимнастика. Пропевание звука (А) : коротко, тихо, громко, с усилением, с ослаблением голоса. Выделение звука из состава слова. Игра «Сложи в корзинку овощи со звуком «А». Развитие дыхания, пальчиковой и артикуляционной моторики.
Октябрь
2-я Гласные звуки и буквы Понятие о гласном звуке и букве. Уточнение артикуляции. Выделение звука из ряда гласных звуков. Дифференциация понятий звук – буква.
Пропевание гласного звука с правильным артикулированием. Соотнесение звука с символом. Артикуляционная гимнастика для губ.
Октябрь
3-я Звук (У).
Буква «У». Знакомство с буквой «У». Уточнение артикуляции звука «У». Определение позиции звука «У» в слове (начало, конец слова).
Предлог «У». Составление предложений с предлогом У. Печатание буквы «У» в тетради.
Октябрь
4-я Звуки (А) - (У). Буквы «А» - «У». Уточнение артикуляции звуков (А) – (У, характеристика звуков. Обучение звукобуквенному анализу слов АУ - УА. Развитие фонематического восприятия.
Упражнение в развитии фонематического слуха, воспроизведение звуковых рядов, анализ звукокомплексов АУ, УА. Составление из букв разрезной азбуки слов АУ, УА.
Ноябрь
1-я Звук (О).
Уточнение произношения звука «О», артикуляция, характеристика. Лексическая тема.
Упражнение на развитие фонематического анализа, развитие силы голоса, образование множественного числа.
Ноябрь
2-я Буква «О». Знакомство с буквой «О». Лексическая тема.
Развитие артикуляционной и пальчиковой моторики. Упражнения, направленные на развитие логического мышления. Печатание буквы «О».
Ноябрь
3-я Звук (И).
Буква «И». Знакомство со звуком (И, уточнение артикуляции и характеристики, символ звука, уточнение произношения звука «И». Обучение четкому интонированию звука. Знакомство с буквой «И».
Упражнение на развитие фонематического слуха. Упражнение в образование множественного числа существительных. Печатание буквы «И» в тетради.
Ноябрь
4-я
артикуляционный уклад звука (Ы, характеристика, обозначение, символ звука. Образование существительных множественного числа. Знакомство с буквой «Ы». Лексическая тема.
упражнения, направленные на выработку силы голоса, фонетические упражнения. Образования форм множественного числа существительных.
Декабрь
1-я Гласные звуки и буквы. Обобщение знаний о гласных звуках и буквах : артикуляция и характеристика звуков (А, (У, (О, (И). Лексическая тема.
Обучение звукобуквенному анализу; развитие артикуляционной моторики, дыхания и голоса.
Декабрь
2-я Звук (Т)
Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Т, символы и обозначение звука. Лексическая тема.
Декабрь
3-я Звук (ТЬ) Дифференциация звуков (Т) – (ТЬ)
Буква «Т». Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Т) и (ТЬ, символы и обозначение звуков. Знакомство с буквой «Т». Печатание буквы «Т» в тетради.
Декабрь
4-я Понятие о слоге. Понятие о слоговом составе слова. Формирование умения выполнять слоговой анализ, учить составлять слоговые схемы. Лексическая тема.
Упражнения, направленные на формирования умения деления слов на слоги. Упражнение в составление слоговых схем.
Январь
2-я
Январь
3-я Звук (П). Уточнение артикуляции и характеристика звуков (П, символ и обозначение звука. Лексическая тема.
Фонетические упражнения, анализ артикуляции звука. Упражнения, направленные на развитие логического мышления и внимания. Артикуляционные, пальчиковые упражнения.
Январь
4-я Дифференциация звуков (П) – (ПЬ). Буква «П». Уточнение артикуляции и характеристика звуков (П) и (ПЬ, символ и обозначение звука. Знакомство с буквой «П». Лексическая тема.
Фонетические упражнения, анализ артикуляции звуков. Дифференциация звуков (П) – (ПЬ). Звуковой анализ обратных слогов. Печатание буквы в тетради.
Февраль
1-я Звук (Н). Уточнение артикуляции и характеристика звука (Н, символ и обозначение звука. Лексическая тема.
Фонетические упражнения, анализ артикуляции звука.
Февраль
2-я
Дифференциация звуков (Н) – (НЬ).
Буква «Н». Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Н) и (НЬ, символы и обозначение звуков. Знакомство с буквой «Н». Знакомство с предлогами: на, над. Лексическая тема.
Дифференциация звуков (Н) – (НЬ) по мягкости твёрдости. Повторение слогового ряда. Упражнения, направленные на развитие слухового внимания, силы голоса, фонематического анализа и синтеза, согласования числительных с существительными. Работа над дикцией: чтение чистоговорки. Печатание буквы в тетради.
Февраль
3-я Звук (М). Уточнение артикуляции и характеристика звука (М, символ и обозначение звука. Введения понятия «согласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук». Фонетические упражнения, анализ артикуляции звука. Упражнения, направленные на развитие логического мышления и внимания.
Февраль
4-я Звуки (М) и (МЬ). Буква «М». Уточнение артикуляции и характеристика звуков (М) и (МЬ, символ и обозначение звука. Знакомство с буквой «М». Знакомство с анализом и синтезом обратного слога. Лексическая тема.
Дифференциация звуков (М) – (МЬ). Упражнения, направленные на развитие логического мышления и внимания. Печатание буквы в тетради.
Март
1-я Звук (К). Уточнение артикуляции и характеристика звуков (К) и (КЬ, символы и обозначение звуков. Знакомство с буквой «К».
Фонетические упражнения, анализ артикуляции звука.
Март
2-я
Дифференциация звуков (К) – (КЬ). Буква «К». Уточнение артикуляции и характеристика звуков (К) и (КЬ, символы и обозначение звуков. Знакомство с буквой «К». Лексическая тема.
Дифференциация звуков (К) – (КЬ) по мягкости твёрдости. Повторение слогового ряда. Упражнения, направленные на развитие слухового внимания, силы голоса, фонематического анализа и синтеза, согласования числительных с существительными. Звукослоговой анализ слов : мак, кот, маки, кино. Преобразование слов, с помощью букв разрезной азбуки. Работа над дикцией: чтение чистоговорки. Печатание буквы в тетради.
Март
3-я Звук (Б). Уточнение артикуляции и характеристика звука (Б, символ и обозначение звука. Знакомство с предлогами: в, у. Лексическая тема.
Фонетические упражнения, анализ артикуляции звука. Артикуляционные, пальчиковые упражнения.
Март
4-я
Дифференциация звуков (Б) – (БЬ). Буква «Б». Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Б) и (БЬ, символ и обозначение звуков. Знакомство с буквой «В». Лексическая тема.
Дифференциация звуков (Б) – (БЬ). Повторение слогового ряда. Упражнения, направленные на развитие логического мышления и внимания, фонематического анализа и синтеза. Печатание буквы в тетради.
Апрель
1-я
Звук (Д). Уточнение артикуляции и характеристика звука (Д, символ и обозначение звука. Фонетические упражнения, анализ артикуляции звука.
Апрель
2-я
Звук (ДЬ). Буква «Д». Дифференциация звуков (Д) – (ДЬ). Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Д) и (ДЬ, символы и обозначение звуков. Знакомство с буквой «Д». Лексическая тема.
Фонетические упражнения, анализ артикуляции звуков. Дифференциация звуков (Д) – (ДЬ). Повторение слогового ряда. Упражнения, направленные на развитие слухового внимания, фонематического анализа и синтеза, согласования числительных с существительными. Звуковой анализ слов : Дима, дом. Работа над дикцией: чтение чистоговорки. Выполнение графических упражнений в тетради.
Апрель
3-я
Звук (Г). Уточнение артикуляции и характеристика звука (Г, символ и обозначение звука.
Фонетические упражнения, анализ артикуляции звука. Повторение слогового ряда. Упражнения, направленные на развитие фонематического синтеза, образование уменьшительно-ласкательных форм существительных. Преобразование слов, с помощью букв разрезной азбуки.
Упражнения, направленные на развитие логического мышления и внимания, фонематического синтеза. Повторение серии слогов. Артикуляционные, пальчиковые упражнения. Выполнение графических упражнений в тетради.
Апрель
4-я
Буква «Г». Дифференциация звуков Г) – (ГЬ).
Уточнение артикуляции и характеристика звуков (Г) и (ГЬ, символы и обозначение звуков. Знакомство с буквой «Г».
Дифференциация звуков (Г) – (ГЬ) по мягкости твёрдости.
Печатание буквы в тетради. Дифференциация звуков (К) – (Г, (КЬ) – (ГЬ).
Приложения
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие /В. К. Воробьева// —2006. — С158.
2. Сингаевская О. В., Соболева А. В. Развитие связной речи дошкольников. Логопедия сегодня. /О. В. Сингаевская//- 2011г. - №2. - С. 26-30
3. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина//— М. : Просвещение, 1989.—223с. : ил.
4. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика: Веселые стихи, развивающие игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4-6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей. /Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук // Издательство: Литера, М. -2004г.
5. М. Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет» - М. :ТЦ Сфера, 2008. – 160с.
6. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
7. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. — М. : Детство-Пресс, 2011
8. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. / - СПб. : ДНТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 50 с.
9. Васильева, С. А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. / С. А. Васильева. - М. : 2004.
10. Скворцова, И. В. 100 логопедических игр. / И. В. Скворцова. - Спб. : Нева, 2003.
11. Теремкова, Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. / Н. Э Теремкова – М. :Изд. Гном и Д, 2005.
12. Нищева Н. В. рабочие тетради для старшего дошкольного возраста
13. Суборова Т. А. Дыхательные упражнения в игровой форме. // Логопед. 2010, №2.
14. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб. 1998.
15. Обучение дошкольников грамоте. Л. Е. Журова и др. - М. : Школа-Пресс, 1998