МААМ-картинки

Программа кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Дорогою добра»

Галина Посевина
Программа кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Дорогою добра»

ПРОГРАММА

работы кружка

«Дорогою добра»

Руководитель кружка Посевина Г. В.

группа № 2 «Капельки»

МКДОУ «Детский сад №11 «Колосок»

2021-2022 г

Пояснительная записка

Курс православной культуры для детей дошкольного возраста – это не только цикл непосредственно образовательной деятельности, а содержание, связанное с православным церковным календарем и его праздниками. Целостному духовно-нравственному развитию личности ребенка подчинены темы для рисования, аппликации, подбор художественных произведений и сказок, игры-драматизации.

Публикация «Программа кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе „Дорогою добра“» размещена в разделах

Под содержанием духовно-нравственного воспитания предусматривается система ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса.

Содержание данной программы, построенной в соответствии с отечественным педагогическим наследием, основанной на научных теориях о единстве духовного и материального бытия человека, направлено на организацию процесса духовно-нравственного воспитания ребёнка. Программа предусматривает осуществление различных видов деятельности, направленных на практическое воплощение по отношению к Господу, близким, природе.

Средством духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста является введение их в православную культурную и народную традицию через праздники, знакомство с музыкальными и живописными произведениями на евангельские темы, через знакомство со святынями родного края (села).

Программа разработана для детей дошкольного возраста; имеет три основных направления, которые присутствуют в каждом из двух лет обучения, углубляясь в связи с возрастными особенностями детей.

Первое направление – знакомство с православными праздниками.

Второе направление – показ воплощения нравственного идеала православия на примере жития святых.

Третье направление – поучительное чтение и беседы.

В работе используются разные виды деятельности:

- дидактические игры,

- чтение художественной литературы (авторской и народной,

- знакомство с произведениями искусства,

- изобразительная деятельность,

- использование музыкальных произведений.

Целью духовно-нравственного воспитания дошкольника является формирование целостной, совершенной личности в ее гуманистическом аспекте.

Задачи программы :

Обучающие задачи: формировать духовно – нравственную личность ребенка и знакомить с важнейшими событиями из Священной истории; расширять представления детей о культурном наследии своего народа; знакомить с христианскими ценностями, основанными на православных традициях.

Воспитательные задачи : воспитывать стремление к доброте, правдивости; прививать любовь к Родине, ближнему, родной культуре; воспитывать бережное отношение к природе; воспитывать послушание, трудолюбие, вежливость.

Развивающие задачи: развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и безнравственное.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы; интегрированные формы организации занятий; художественно-эстетическая и предметная-развивающая среда. Процесс обучения предполагает применение различных форм (как групповая, так и индивидуальная) организации проведения кружка.

Актуальность

Духовно-нравственное развитие и воспитание предусматривается как принятие детьми моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности, который проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, милосердие, великодушие, справедливость, гражданственность и патриотизм. Отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, что отражается на детях, проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста.

Детская картина мира - это в совокупность его знаний, представлений, смыслов, раскрывающихся через отношения со сверстниками и взрослыми. В последнее время проявляется тенденция размывания границ детских представлений о добре и зле, к сдвигу этих границ в негативную сторону. Поэтому нужна целенаправленная работа с дошкольниками по духовно-нравственному развитию и воспитанию.

Детство - уникальный период человеческой жизни. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека. Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственного становления. Ребёнок с самого начала должен учиться совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества. Развитие, обучение и воспитание ребёнка начинается с момента рождения. Период дошкольного детства является базовым в определении готовности маленького гражданина к его будущей жизни.

Основы духовно-нравственного воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста закладываются в семье. Очень важно, чтобы родители были в курсе всего воспитательно-образовательного процесса, сопереживали малышу и помогали добиться нужного результата. Благодаря взаимодействию с воспитателями и участию в жизни детского сада родители приобретут опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком и педагогическим коллективом в целом.

Ведущим принципом в работе дошкольного образовательного учреждения по духовно-нравственному воспитанию является постоянное доброжелательное и творческое взаимодействие педагогического коллектива, детей и родителей.

Структура программы :

На данное время в кружке 10 детей (6 девочек, 4 мальчика). Программа рассчитана для возрастной группы детей 4 -7 лет на два-три года. Организация совместной деятельности педагога и детей предполагает встречи четыре раза в месяц, по четвергам. Продолжительность встреч 30 мин. Система творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

Формы работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию :

• Беседы с элементами диалога;

• Занятия на основе метода интеграции;

• Рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов;

• Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;

• Просмотр презентаций, показы сказок;

• Целевые прогулки и экскурсии;

• Наблюдения;

• Использование физ. минуток.

Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии.

Нормативно-правовой аспект духовно-нравственного воспитания дошкольников

Организация духовно нравственного воспитания предполагает наличие необходимой законодательной базы.

В настоящее время имеются все необходимые правовые акты на федеральном уровне. В частности, Конституция Российской Федерации глава 1 статья 28, закон РФ «Об образовании» 2007г. глава 2 статья 14 пункт 2, закон «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125 ФЗ статья 3 пункт 1 и статья 4 пункт 2, Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности.

02.08.1999 года заключен Договор о сотрудничестве МО РФ и Московской патриархии РПЦ.

Министерство образования РФ разработало Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура» (приложение к Письму МО России от 22.10.2002 года №14-52876ИН/16).

Совместная деятельность образовательного учреждения с семьей.

Программа предусматривает проведение совместных праздников с семьями воспитанников, заданные кругом православных праздников (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Вербное воскресение, Пасха, Троица, день семьи и верности, именины, что позволяет воссоздать духовно – нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с окружающими людьми, миром. Перед праздниками проводится предварительная работа : оформление дошкольниками с родителями выставок поделок, рисунков.

Для родителей проводится лекторий на духовно – нравственные темы : «Роль семьи в духовно – нравственном воспитании ребенка», «Роль православия в истории России».

Ожидаемые результаты

Дошкольник в сфере духовно – нравственного воспитания характеризуется :

1. устойчивым интересом к занятиям исторического и этнографического характера; сформированностью представлений о быте, основных занятиях людей и укладе жизни в Древней Руси (ремесла, предметы утвари, одежда, особенности труда, национальная кухня, традиции, обычаи);

2. осознанием нравственной ценности добра, долга, ответственности; пониманием важности положительного отношения к природе, к себе, к окружающим, ксвоим обязанностям; владением способами поведения, адекватными культурным ценностям народа;

3. овладением речью, т. е. употреблением слов и оборотов старославянского происхождения, обоснованностью значимости каждого вида труда, предназначения орудий труда и предметов быта; ярко выраженными коммуникативными проявлениями;

4. использованием полученной информации в специально организованной совместной и самостоятельной деятельности (игровой, трудовой, изобразительной, музыкальной и т. д.); ярко выраженным эмоциональным настроением.

Программа духовно-нравственного воспитания ставит своей целью достичь следующих результатов:

- усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру, состояние близости души, внутреннего мира к Высшему.

- формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.

Тема кружковой деятельности Цель

Октябрь

1 неделя

Тема: «Мир Божий вокруг нас».

Формировать представление детей о нашей Родине, о главном городе нашей России (столице) и её достопримечательностях. Прививать уважение и любовь к родному селу, главным достопримечательностям

с. Дивного.

2 неделя

Тема: «Православные церкви родного села»

Рассказать о храмах села Дивного (Покрова Пресвятой Богородицы, часовне - как о главных достопримечательностях нашего села.

Рассмотреть иллюстрации с изображениями церквей и храмов столицы.

Познакомить со стихотворением

В. Бородина «Дорога к Храму».

3 неделя

Тема: «Храм – как всеобщая ценность».

Продолжать формировать представления детей о храме. Рассказать для чего они нужны, что в них делают.

4 неделя

Тема: «Урок» - вежливости.

Формировать понимание ценности всеобщего благополучия в семье; важности навыков вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить за помощь.

3-4 неделя

Тема: «Моя семья».

Учить детей ценить семью, почитать родителей, их здоровье, хорошее настроение. Формировать понятие дружбы.

Декабрь 1 неделя

Тема: «Церковный праздник «Введение во Храм Пресвятой Богородицы».

Рассказать о великом празднике; когда он бывает. Показать и рассмотреть икону.

2 неделя

Тема: «Священник – кто он такой».

Формировать представление ребёнка о священнике как человеке особого труда.

3 неделя

Тема: «Скоро новый год».

Рассказать, как православные отмечают этот праздник. Выучить стихотворение «Новый год».

4 неделя

Тема: «Как мы встречаем Рождество Христово». Познакомить с традициями праздника. Показ презентации. Рисование рождественской звезды.

Январь 1 неделя

Тема: «Книга – великая ценность».

Обратить внимание на оформление книг, учить ценить книги, труд людей, которые создавали эти книги – писателей, поэтов, художников.

2 неделя

Тема: «Крещение Господне».

Познакомить с иконой Крещение Господа Иисуса Христа. Просмотр презентации.

3 неделя

Тема: «Вежливость – украшает человека».

Формировать представление о значимости слов вежливости в нашей жизни; понятие дружбы. Учить ценить семью, родителей, их здоровье, хорошее настроение.

Февраль 1 неделя

Тема: «Традиции и празднования».

Разъяснить детям, как готовиться к Пасхе. Прочитать рассказ, почему к Пасхе красят яйца. Вспомнить, как празднуют Рождество Пресвятой Богородицы и Крещение Господа.

2 неделя

Тема: «Наблюдательность и творческие способности».

Пробуждать интерес к наблюдениям в праздник Рождество Христово; Пасха Христова, в городах, селах. Показать, как люди отражают свои наблюдения в творчестве. Побудить детей украсить помещение, предложить сделать открытку, выучить стихотворение.

3 неделя

Тема: «Сретение Господне».

Рассказать о встрече весны и зимы. Познакомить с иконой Сретение Господне. Просмотр презентации.

4 неделя

Тема: «Животные и птицы».

Пробуждать интерес и желание к наблюдениям за окружающим миром.

Март 1 неделя

Тема: «Растительный мир; явления природы».

Продолжать пробуждать интерес к наблюдениям в природе.

2 неделя

Тема: «Общение и средства общения».

Побуждать детей к общению, правильному использованию слов духовного и культурологического значения, к проигрыванию в сюжетно – ролевых играх моделей правильного поведения, традиций празднований.

3 неделя

Тема: «Эмоциональное развитие детей».

Пробуждать в детях положительные эмоции, чувство радости, душевного расположения. Побуждать желание выражать свои эмоции.

4 неделя

Тема: «Композиция».

Расширять представления о композициях в разных видах и жанрах творческой деятельности, в декоративно – прикладном искусстве, натюрморте.

Апрель 1 неделя

Тема: «Благовещения Пресвятой Богородицы».

Познакомить с великим праздником. Рассмотреть икону. Заучивание стихотворения «Апрель».

2 неделя

Тема: «Декоративно – прикладное искусство».

Дать представление о разных изделиях народных промыслов: хохломская роспись, посуда и мебель, городецкие сундуки, кухонныедоски, филимоновские и дымковские игрушки. Показ презентации.

3 неделя

Тема: «Виды искусства, жанры».

Расширять представления детей о разных видах искусства (архитектура, изобразительное искусство, искусство танца, музыка, театр). Формировать представление о жанрах изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.

4 неделя

Тема: Великий праздник «Вход Господень в Иерусалим». (Вербное воскресение).

Пробуждать интерес к празднованию праздника, через показ и беседу о нём. Рисование вербы.

Май 1 неделя

Тема: «Пасха Христова – Светлое Христово Воскресенье».

Рассказать, как люди отмечают этот праздник. Рассмотреть икону Воскресения Христова (Сошествие во ад). Аппликация с элементами рисования пасхального яйца.

2 неделя

Тема: «Художники и их произведения».

Продолжать формировать представления о создании книг; Познакомить с представлениями И. И. Шишкина.

3 неделя

Тема: Церковный праздник «Вознесение Господне».

Познакомить детей с иконой «Вознесение Христово». Заучивание стихотворения «Май». Раскрашивание ветки сирени.

4 неделя

Тема: «Музыка в жизни ребёнка».

Знакомить с короткими музыкальными произведениями, с колокольным звоном, с понятиями: «колокол», «колокольный звон». Рисование колокола.

Публикации по теме:

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группеКонспект НОД по духовно-нравственному воспитанию «В мире доброты» в средней группе Делай доброе дело Ради счастья людей, Чтобы сердце горело, А не тлело во мгле. Цель:Углубить представление детей о доброте как ценном,.

Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Дороги добра»Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в средней группе «Дороги добра» Конспект образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию в средней группе по теме «Дороги добра» Мигранова Эльза Флусовна.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Милосердие. Святой Николай» в старшей группе Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию: "Милосердие. Святой Николай".В старшей группе. Цель занятия: Подать детям образ милосердного.

Занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию по программе «Добрый мир» Сегодня в России в сложных социально-экономических, нравственных условиях наше общество подстерегает опасность окончательной утраты духовных.

Квест-игра в старшей группе по нравственному воспитанию «Спасём планету добра»Квест-игра в старшей группе по нравственному воспитанию «Спасём планету добра» Цель: Углублять представления детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека, мотивировать детей на совершение добрых поступков,.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

НОД по духовно-нравственному воспитанию «Ярмарка народных мастеров» в средней группеНОД по духовно-нравственному воспитанию «Ярмарка народных мастеров» в средней группе Цель: в игровой форме (отправившись на ярмарку) – продолжать формировать знания детей о народных промыслах России. Задачи: Образовательные.

НОД по духовно-нравственному воспитанию «Ярмарка народных мастеров» в средней группеНОД по духовно-нравственному воспитанию «Ярмарка народных мастеров» в средней группе Цель: в игровой форме (отправившись на ярмарку) – продолжать формировать знания детей о народных промыслах России. Задачи: Образовательные.

Организация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возрастаОрганизация и планирование кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста Время не стоит на месте, а стремительно бежит вперёд, внося свои изменения в нашу жизнь, и жизнь общества в целом. К большому сожалению,.

Проект по духовно-нравственному воспитанию «Бабушка моя — солнце на ладошке» в младшей группе «Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружковой работы по духовно-нравственному воспитанию в старшей группе «Дорогою добра»
Опубликовано: 28 мая 2022 в 22:12
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД