Папки-передвижки

Программа «Логоритмика с элементами мнемотехники»

Татьяна Альшанская
Программа «Логоритмика с элементами мнемотехники»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти «Гимназия № 9»

структурное подразделение Детский сад

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

У ВОСПИТАННИКОВ 5-7 ЛЕТ С ОНР

«Логоритмика с элементами мнемотехники»

Авторский коллектив:

Т. А. Альшанская

Е. В. Милованова

И. Е. Подгорнова

С. М. Кайданович

Публикация «Программа „Логоритмика с элементами мнемотехники“» размещена в разделах

В программе отражён опыт работы педагогического коллектива МБОУ «Гимназия № 9» сп Детский сад по преодолению речевых нарушений у воспитанников с ОНР.

Программа содержит описание методов обучения, примерный перспективный тематический план и планы-конспекты логоритмических занятий с элементами мнемотехники для детей 5-7 лет с диагнозом ОНР.

Данная программа полезна, прежде всего, педагогам дошкольных образовательных учреждений: музыкальным руководителям, учителям - логопедам, воспитателям.

I. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования структурного подразделения Детский сад МБОУ «Гимназия № 9» г. о. Тольятти.

В последние годы отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, поэтому остается актуальной проблема оказания помощи детям с нарушениями речи в условиях дошкольного учреждения. К числу важнейших коррекционных задач логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, относятся:

нормализация у детей психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения; навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы;

– исправление у детей ряда речевых недостатков;

– формирование у детей связной речи на занятиях, в совместной практической деятельности и на занятиях логопедической ритмикой (логоритмикой).

Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной.

Особенность программы.

Опыт работы показал, что эффективным коррекционным средством преодоления речевых нарушений у детей 5-7 лет служат приемы мнемотехники.

Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение детьми информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники позволяет учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, помогает выстроить индивидуальный образовательный маршрут, способствует созданию ситуации успеха, поскольку направлена на достижение результата.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблиц.

Программа составлена на 2 года обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа для детей с ОНР) и содержит:

• задачи (коррекции нарушений речи, развития музыкальных и творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья детей);

• календарно-тематические планы,

• ожидаемые результаты на каждый возрастной период.

Цель данной программы - преодоление речевых нарушений у детей 5-7 лет путем коррекционно-развивающего воздействия на их речевое, музыкально-ритмическое и физическое развитие.

Форма организации совместной деятельности взрослого и детей : логоритмические занятия.

Основные задачи программы :

• оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей логопедических групп;

• создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;

• внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей логопедической группы, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;

• разработать календарно-тематический план проведения логоритмических занятий, дидактические пособия;

• создать пакет диагностики развития неречевых психических функций детей.

Задачи реализации Программы в старшей логопедической группе :

Образовательные:

– развивать общие речевые навыки детей;

– формировать у детей двигательные умения и навыки;

– развивать пространственные представления детей;

– развивать у детей координацию, переключаемость движений;

– знакомить детей с метроритмикой;

– развивать у детей память, мышление, воображение

• Воспитательные, развивающие:

- создать благоприятные условия для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей;

– формировать у детей чувство ритма, развивать способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

– формировать способность у детей воспринимать музыкальные образы;

– формировать умение у детей ритмично и выразительно двигаться в соответствии с музыкальным образом;

– совершенствовать у детей личностные качества, чувство коллективизма.

- воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к природе, животным.

Коррекционные:

– развивать речевое дыхание детей;

– развивать у детей артикуляционный аппарат;

- научить правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;

– развивать фонематическое восприятие;

- познакомить детей с элементами мнемотехники;

– развивать грамматический строй и связную речь детей;

– формировать и развивать у детей слуховое, зрительное и двигательное внимание и память.

Задачи реализации Программы в подготовительной логопедической группе :

Образовательные:

– совершенствовать общие речевые навыки детей;

– совершенствовать умения детей точно выполнять движения в соответствии с музыкой;

– совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве;

– продолжать развивать у детей чувство ритма;

– развивать у детей память, мышление, воображение

• Воспитательные, развивающие:

– совершенствовать у детей чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

– формировать способность детей воспринимать музыкальные образы;

– совершенствовать умение детей ритмично и выразительно двигаться в соответствии с музыкальным образом;

– совершенствовать у детей личностные качества, чувство коллективизма;

- воспитывать нравственно-патриотические чувства, уважение к традициям своего народа.

Коррекционные:

- провести мониторинг неречевых психических функций детей с целью корректирования перспективного плана;

– закреплять у детей основные принципы дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой (отрабатывать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру);

– совершенствовать у детей артикуляционную, общую и пальцевую моторику;

– совершенствовать фонематическое восприятие (дифференциация парных согласных по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости);

- развивать умение у детей самостоятельно составлять «мнемодорожки» и мнемосхемы при разучивании стихов, песен, танцев;

– развивать грамматический строй и связную речь детей;

– продолжать развивать у детей слуховое и зрительное внимание и память;

- развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат.

Методические материалы

Программа по логоритмике базируется на основных положениях программ и методических пособий:

по логопедии :

• Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования структурного подразделения Детский сад МБОУ «Гимназия № 9» г. о. Тольятти;

Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина.

• “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)” Н. В. Нищевой.

Программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

• Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева;

по логоритмике :

• Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.

по оздоровлению детей:

Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;

• Методические рекомендации к программе «Детский сад 2100» по физическому воспитанию дошкольников «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» Н. А. Фомина;

• Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет Л. И. Пензулаева.

Принципы и подходы к формированию Программы :

1. Принцип научности.

Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип интеграции.

На логоритмических занятиях обеспечивается интеграция в работе всех специалистов, занимающихся коррекционно-развивающей работой с детьми-логопатами. В подготовке и проведении логоритмических занятий осуществляется тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателя. Организатором логоритмических занятий может выступать музыкальный руководитель и учитель - логопед.

Музыкальный руководитель подбирает музыкально-двигательные, художественно-изобразительные и музыкально-дидактические игры и упражнения для логоритмических занятий в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей.

Учитель-логопед включает в логоритмические занятия упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позволяющие решать коррекционные задачи, исходя из вида речевой патологии детей и этапа логопедической работы. Параллельно с этим на занятиях расширяется словарный запас дошкольников по той теме, которую они изучают в данное время, вырабатывается грамматически правильная речь, развиваются все виды внимания и памяти.

Воспитатель на логоритмических занятиях осуществляет контроль за детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений: следит за их осанкой, качеством движений, соблюдением правил игры и дисциплиной. Вне логоритмических занятий воспитатель продолжает отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у дошкольников затруднения на занятии, разучивает с ними тексты песен или словесный материал к подвижным, пальчиковым или иным играм. Воспитатель может использовать чистоговорки и пальчиковые игры, разученные детьми на логоритмических занятиях, в ходе организации совместной деятельности в рамках НОД и режимных моментах.

3. Принцип концентрического наращивания материала.

Используется в планировании логоритмических занятий. Материал наращивается концентрически по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т. д.). Основа логоритмических занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

4. Принцип тематической направленности и организационной вариативности.

Реализация данного принципа способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкально-художественной и коммуникативной (речевой) деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение дошкольников к логоритмическим упражнениям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в коррекционно-развивающей работе.

5. Принцип системности.

Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

6. Принцип последовательности.

Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка. формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

6. Принцип учета уровня развития ребёнка.

Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога, таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

7. Принцип повторений умений и навыков.

В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

8. Принцип отбора лингвистического материала.

Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.

Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

10. Принцип активного обучения.

На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

11. Принцип результативности.

Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами мнемотехники «Знакомство с космосом» в подготовительной к школе группе Конспект НОД по познавательному развитию с элементами мнемотехники «Знакомство с космосом» в подготовительной к школе группе. Цель: познакомить.

Интегрированная НОД по подготовке к обучению грамоте с элементами развития речи с помощью мнемотехники «Загадки космоса» Конспект нод «Загадки космоса» Задачи: -систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах; -формировать.

Конспект ОД с элементами мнемотехники в старшей группе «Составление рассказа по стихотворению А. Барто «Весенняя гроза» Конспект совместной деятельности по развитию речи с элементами мнемотехники в старшей группе «Составление рассказа по стихотворению А. Барто.

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами мнемотехники «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж» .

Консультация «Логоритмика на музыкальных занятиях» В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным.

Консультация «Логоритмика 3–4 года» Логоритмика для детей 3-4 лет[/b] Логоритмика — это вид активной коррекционной терапии различных речевых нарушений при помощи объединения.

Консультация «Логоритмика для детей 3–4 х лет» В сегодняшней статье, я хотела бы рассказать о том, что такое логоритмика, о пользе логоритмике и о том, как правильно выстраивать подобные.

Музыкально — игровой сеанс «Весёлая логоритмика» Музыкально – игровой сеанс «Весёлая логоритмика» (с участием детей с тяжелыми нарушениями речи и их родителей) Музыкальный руководитель.

Программа дополнительного развития «Логоритмика в волшебных носочках» для детей младшего дошкольного возраста Авторы-составители: Логопед Шинкаренко Екатерина Евгеньевна Музыкальный руководитель Бояринцева Елена Михайловна Пояснительная записка.

Программа КОП художественно — эстетической направленности с элементами ТН «Домик в деревне с помощью программы «Paint»» Актуальность: Компьютер нам поможет не только играть в различные игры, писать, считать, но и рисовать. Навыки создания несложных рисунков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Логоритмика с элементами мнемотехники»
Опубликовано: 18 октября 2019 в 07:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД