Программа «Маленькие актёры» по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Эльмира Юмаева
Программа «Маленькие актёры» по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

С давних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Воспитательные возможности театрализованной деятельности в детском саду широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки. Дети учатся думать, анализировать, делать выводы.

Данная программа дает возможность расширить программное содержание театрализованной деятельности.

Цель: развитие эстетических способностей, совершенствование артистических навыков, знакомство с различными видами театра.

Задачи:

- воспитывать устойчивый интерес у детей к театрально-игровой деятельности,

- развивать интонационную выразительность речи детей, используя импровизационные формы диалогов;

- развивать естественные психомоторные способности, эмоциональную сферу дошкольников;

- развивать умение свободно владеть театральными куклами;

- обеспечить условия для овладения элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

Для осуществления целей и задач программыв детском саду создана предметная среда:

- ширмы для театров (кукольного –большая и маленькая, теневого);

- декорации к русским народным сказкам «Репка», «Гуси-лебеди», «Колобок» и пр. ;

- теневые театры, кукольные, верховые куклы на гапите, перчаточный театр, конусной;

- театральные костюмы;

- шапочки-маски;

- наборы пиктограмм;

- материал для проведения этюдного тренажа;

- материал для работы над речью.

Содержание курса и методика

Программавключает в себя систему занятий по блокам : «Культура и техника речи», «Ритмопластика», «Основы театральной культуры», «Кукловождение»

Срок реализации программы : 2 года.

Возраст детей : 5-7 лет

Количество детей : 15 человек.

Количество часов в неделю : 1 час

Место проведения занятий: театральная комната, групповые помещения, музыкальный зал.

Содержание и формы работы :

- театрализованные игры;

- ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, импровизация;

- этюдный тренаж;

- упражнения по формированию навыка овладения театральными куклами;

- игры и упражнения по развитию речевого аппарата, выразительности речи;

- изготовление атрибутов, костюмов для спектаклей;

- показ спектаклей;

- участие в утренниках, досуговых мероприятиях;

- выступление на родительских собраниях;

- посещение спектаклей ГДК, театральных представлений выездных Пензенских театров.

Условия реализации программы:

- эффективное использование имеющейся материальной и предметной среды;

- привлечение родительского потенциала ;

- личностно- ориентированный подход;

- партнерские взаимоотношения в работе других объединений дополнительного образования;

- контролируемость программы;

- творческий поиск педагога;

- обязательность поощрения и похвалы ребенка.

Учебно-тематический план

1 год обучения

№п. п. Тема занятия Количество часов

всего теория практика

1.

2.

3.

4.

5. «Игровое творчество»

«Ритмопластика»

«Кукловождение»

«Культура и техника речи»

«Основа театральной культуры» 7

5

10

10

4

1

3 7

5

9

10

1

ИТОГО: 36 4 32

Основная часть

Тема 1 «Игровое творчество»

Практика :

- игры на развитие зрительного и слухового внимания;

- упражнения на снятие зажатости и скованности;

- игры и упражнения на координацию движений, быстроту действий;

- импровизация со сказочными образами под фонограмму(2);

- упражнения на коллективное создание образов персонажей совместно с партнером;

- этюды по сказкам (2);

Тема 2 «Ритмопластика»

Практика:

- игры, упражнения на развитие умения пользоваться жестами, мимикой;

- упражнения на расслабление и напряжение основных групп мышц;

- импровизация движений вальса, польки, народной пляски;

- игры и упражнения на создание образов живых существ;

- этюдный тренаж.

Тема 3 «Кукловождение»

Теория:

- беседы о театральных куклах: рассматривание их, пробные действия с ними.

Практика:

- игры и упражнения на создание танцевальных композиций и игровых импровизаций с театральными куклами;

- упражнения по вождению кукол с «живой рукой»(2);

- работа у зеркала (2);

- работа за ширмой теневого театра;

- работа за ширмой кукольного театра (2);

- создание атрибутов к спектаклям;

Тема 4 «Культура и техника речи»

Практика:

- игры и упражнения на развитие речевого дыхания, дикции(2);

- игры и упражнения на развитие выразительности речи(2);

- игры и упражнения на развитие диалогической речи(2);

- чтение скороговорок, стихов(2);

- сочинение предложений;

- игра «Фраза по кругу».

Тема 5 «Основа театральной культуры»

Теория:

- беседы о различных видах театра с использованием иллюстраций, видами театрального искусства;

- беседы об основных театральных профессиях;

- беседы об устройстве сцены, о правилах поведения в театре.

Практика:

- этюды на поведение в зрительном зале

Контроль: показ спектаклей для малышей и для старших групп.

Ожидаемый результат первого года обучения:

- дети умеют манипулировать с театральными куклами, знают приемы кукловождения;

- дети умеют взаимодействовать с партнерами по спектаклю;

- дети знают названия театров, различают их;

- дети пытаются выразительно выполнять различные жесты.

Учебно- тематический план

2 год обучения

№п. п. Тема занятия Количество часов

всего теория практика

1.

2.

3.

4.

5. «Игровое творчество»

«Ритмопластика»

«Кукловождение»

«Культура и техника речи»

«Основа театральной культуры» 6

5

11

8

6

4 6

5

11

8

2

ИТОГО: 36 4 32

Основная часть

Тема 1 «Игровое творчество»

Практика :

- инсценирование хорошо знакомых сказок;

- сочинение новых сказок;

- придумывание новых характеров известным персонажам;

- сочинение пьес из жизни детей и разыгрывание их.

- сочинение этюдов на заданную тему, с нафантазированными обстоятельствами;

- игры на развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности.

Тема 2 «Ритмопластика»

Практика:

- игры, упражнения на развитие умения владеть своим телом;

- упражнения на расслабление и напряжение основных групп мышц;

- упражнения по пластической импровизации

- игры и упражнения на создание образов живых существ;

- этюдный тренаж.

Тема 3 «Кукловождение»

Практика:

- игры и упражнения на создание танцевальных композиций и игровых импровизаций с театральными куклами;

- упражнения по вождению кукол с «живой рукой»(2);

- работа у зеркала (2);

- работа за ширмой теневого театра;

- работа за ширмой кукольного театра (2);

- создание атрибутов к спектаклям;

- создание образов с людьми – куклами (2).

Тема 4 «Культура и техника речи»

Практика:

- игры и упражнения на развитие речевого дыхания, дикции(2);

- тренаж на построение диалога между персонажами в придуманных обстоятельствах;

- игры и упражнения на развитие диалогической речи;

- чтение скороговорок, стихов;

- сочинение монологов от имени персонажа;

- артикуляционная гимнастика, самостоятельное выполнение.

- упражнения на расширение диапазона и силы звучания голоса.

Тема 5 «Основа театральной культуры»

Теория:

- беседы об особенностях театрального искусства и его отличия от других видов искусства;

- беседы об особенностях театральных профессиях;

- беседы об устройстве театрального здания, архитектуры;

- беседы об атрибутике театрального представления;

Практика:

- этюды на выполнение ролей режиссера, оператора, художника спектакля и прочее (2).

Контроль: показ спектаклей для малышей и для старших групп, драматизация сказок, постановка пьес по детским сюжетам.

Ожидаемый результат первого года обучения:

- у детей развита интонационную выразительность речи ;

- дети умеют владеть пластикой тела, ярко показывая движения разных персонажей;

- дети умеют свободно владеть театральными куклами;

- дети знают виды театра, правила поведения в театре, театральные профессии;

- дети умеют показывать кукольные спектакли.

Используемая литература:

М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» М.: ТЦ Сфера, 2003.

И. Я. Медведева «Улыбка судьбы. Роли и характеры» М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002.

В. И. Мирясова «Играем в театр» М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Н. Ф. Сорокина Программа «Театр-Творчество-Дети» М.: АРКТИ, 2004.

Э. Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 378» г. Перми Балабанова Л. А..

Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Этот волшебный мир театра» Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного.

Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Музыкальная сказка «Волк и козлята»Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Музыкальная сказка «Волк и козлята» Музыкальная сказка (с участием детей старшей группы) Действующие лица: Коза, Волк – воспитатели. Ведущий, козлята, петух, курочка – дети.

Проект по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие волшебники» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1» Проект дополнительного образования Маленькие волшебники Развитие.

Проект «Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Проект на тему: "Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста". Воспитатель: Юлдашева.

Презентация «Программа познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Песочные фантазии» Актуальность: Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной.

Фотоотчет о реализации регионального компонента в театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о реализации регионального компонента в театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Реализация регионального компонента ООП ДО «Сп ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье детский сад «Теремок» Художественная литература открывает и объясняет.

Содержание работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста Сообщение воспитателя Куяновой М. В. Содержание работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста Слайд 2.

Значение театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Значение театрализованной деятельности в коррекции и речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Составила: Ртищева Елена Григорьевна,.

Экскурсия как форма организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности. В этом периоде развиваются представления об обществе, человеке, культуре,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Игрушки
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Программа «Маленькие актёры» по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 марта 2018 в 13:06
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 ноября. Всемирный день домашних питомцев

Кошку человек приручил для того, чтобы она ловила мышей. Собаку – чтобы она охраняла дом и двор, помогала пасти скот и охотиться. Сейчас наши питомцы живут с нами «просто так», без выполнения «служебных...

29 ноября. День матери

День Матери – праздник международный, но отмечается он в разных странах в разные даты. У нас России праздник День матери, официально учреждённый в 1998 году, приходится на последнее ноябрьское...

Мастер-класс «Поделка «Клоун» из пластиковой тарелки
Мастер-класс поделка «Клоун» из пластиковой тарелки Что может быть лучше совместного время препровождения с ребенком? А проводить время за творчеством...
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мамочка милая — мама моя»
Автор: Шелехина Нина Сергеевна Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Мамочка милая – мама моя» Цель: Закреплять и расширять...
Фотоочерк «Ледостав на реке Уса»
Ледостав на реке Уса. Ледостав – это процесс образования льда на водоеме, а также период, в течение которого этот ледяной покров не тает. Наш город...