Программа «Маленькие актёры» по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Эльмира Юмаева
Программа «Маленькие актёры» по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Пояснительная записка

С давних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Воспитательные возможности театрализованной деятельности в детском саду широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки. Дети учатся думать, анализировать, делать выводы.

Данная программа дает возможность расширить программное содержание театрализованной деятельности.

Цель: развитие эстетических способностей, совершенствование артистических навыков, знакомство с различными видами театра.

Задачи:

- воспитывать устойчивый интерес у детей к театрально-игровой деятельности,

- развивать интонационную выразительность речи детей, используя импровизационные формы диалогов;

- развивать естественные психомоторные способности, эмоциональную сферу дошкольников;

- развивать умение свободно владеть театральными куклами;

- обеспечить условия для овладения элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства.

Для осуществления целей и задач программы в детском саду создана предметная среда:

- ширмы для театров (кукольного –большая и маленькая, теневого);

- декорации к русским народным сказкам «Репка», «Гуси-лебеди», «Колобок» и пр. ;

- теневые театры, кукольные, верховые куклы на гапите, перчаточный театр, конусной;

- театральные костюмы;

- шапочки-маски;

- наборы пиктограмм;

- материал для проведения этюдного тренажа;

- материал для работы над речью.

Содержание курса и методика

Программа включает в себя систему занятий по блокам: «Культура и техника речи», «Ритмопластика», «Основы театральной культуры», «Кукловождение»

Срок реализации программы : 2 года.

Возраст детей : 5-7 лет

Количество детей : 15 человек.

Количество часов в неделю: 1 час

Место проведения занятий: театральная комната, групповые помещения, музыкальный зал.

Содержание и формы работы:

- театрализованные игры;

- ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, импровизация;

- этюдный тренаж;

- упражнения по формированию навыка овладения театральными куклами;

- игры и упражнения по развитию речевого аппарата, выразительности речи;

- изготовление атрибутов, костюмов для спектаклей;

- показ спектаклей;

- участие в утренниках, досуговых мероприятиях;

- выступление на родительских собраниях;

- посещение спектаклей ГДК, театральных представлений выездных Пензенских театров.

Условия реализации программы:

- эффективное использование имеющейся материальной и предметной среды;

- привлечение родительского потенциала ;

- личностно- ориентированный подход;

- партнерские взаимоотношения в работе других объединений дополнительного образования;

- контролируемость программы;

- творческий поиск педагога;

- обязательность поощрения и похвалы ребенка.

Учебно-тематический план

1 год обучения

№п. п. Тема занятия Количество часов

всего теория практика

1.

2.

3.

4.

5. «Игровое творчество»

«Ритмопластика»

«Кукловождение»

«Культура и техника речи»

«Основа театральной культуры» 7

5

10

10

4

1

3 7

5

9

10

1

ИТОГО: 36 4 32

Основная часть

Тема 1 «Игровое творчество»

Практика:

- игры на развитие зрительного и слухового внимания;

- упражнения на снятие зажатости и скованности;

- игры и упражнения на координацию движений, быстроту действий;

- импровизация со сказочными образами под фонограмму(2);

- упражнения на коллективное создание образов персонажей совместно с партнером;

- этюды по сказкам (2);

Тема 2 «Ритмопластика»

Практика:

- игры, упражнения на развитие умения пользоваться жестами, мимикой;

- упражнения на расслабление и напряжение основных групп мышц;

- импровизация движений вальса, польки, народной пляски;

- игры и упражнения на создание образов живых существ;

- этюдный тренаж.

Тема 3 «Кукловождение»

Теория:

- беседы о театральных куклах: рассматривание их, пробные действия с ними.

Практика:

- игры и упражнения на создание танцевальных композиций и игровых импровизаций с театральными куклами;

- упражнения по вождению кукол с «живой рукой»(2);

- работа у зеркала (2);

- работа за ширмой теневого театра;

- работа за ширмой кукольного театра (2);

- создание атрибутов к спектаклям;

Тема 4 «Культура и техника речи»

Практика:

- игры и упражнения на развитие речевого дыхания, дикции(2);

- игры и упражнения на развитие выразительности речи(2);

- игры и упражнения на развитие диалогической речи(2);

- чтение скороговорок, стихов(2);

- сочинение предложений;

- игра «Фраза по кругу».

Тема 5 «Основа театральной культуры»

Теория:

- беседы о различных видах театра с использованием иллюстраций, видами театрального искусства;

- беседы об основных театральных профессиях;

- беседы об устройстве сцены, о правилах поведения в театре.

Практика:

- этюды на поведение в зрительном зале

Контроль: показ спектаклей для малышей и для старших групп.

Ожидаемый результат первого года обучения:

- дети умеют манипулировать с театральными куклами, знают приемы кукловождения;

- дети умеют взаимодействовать с партнерами по спектаклю;

- дети знают названия театров, различают их;

- дети пытаются выразительно выполнять различные жесты.

Учебно- тематический план

2 год обучения

№п. п. Тема занятия Количество часов

всего теория практика

1.

2.

3.

4.

5. «Игровое творчество»

«Ритмопластика»

«Кукловождение»

«Культура и техника речи»

«Основа театральной культуры» 6

5

11

8

6

4 6

5

11

8

2

ИТОГО: 36 4 32

Основная часть

Тема 1 «Игровое творчество»

Практика:

- инсценирование хорошо знакомых сказок;

- сочинение новых сказок;

- придумывание новых характеров известным персонажам;

- сочинение пьес из жизни детей и разыгрывание их.

- сочинение этюдов на заданную тему, с нафантазированными обстоятельствами;

- игры на развитие произвольного внимания, памяти, наблюдательности.

Тема 2 «Ритмопластика»

Практика:

- игры, упражнения на развитие умения владеть своим телом;

- упражнения на расслабление и напряжение основных групп мышц;

- упражнения по пластической импровизации

- игры и упражнения на создание образов живых существ;

- этюдный тренаж.

Тема 3 «Кукловождение»

Практика:

- игры и упражнения на создание танцевальных композиций и игровых импровизаций с театральными куклами;

- упражнения по вождению кукол с «живой рукой»(2);

- работа у зеркала (2);

- работа за ширмой теневого театра;

- работа за ширмой кукольного театра (2);

- создание атрибутов к спектаклям;

- создание образов с людьми – куклами (2).

Тема 4 «Культура и техника речи»

Практика:

- игры и упражнения на развитие речевого дыхания, дикции(2);

- тренаж на построение диалога между персонажами в придуманных обстоятельствах;

- игры и упражнения на развитие диалогической речи;

- чтение скороговорок, стихов;

- сочинение монологов от имени персонажа;

- артикуляционная гимнастика, самостоятельное выполнение.

- упражнения на расширение диапазона и силы звучания голоса.

Тема 5 «Основа театральной культуры»

Теория:

- беседы об особенностях театрального искусства и его отличия от других видов искусства;

- беседы об особенностях театральных профессиях;

- беседы об устройстве театрального здания, архитектуры;

- беседы об атрибутике театрального представления;

Практика:

- этюды на выполнение ролей режиссера, оператора, художника спектакля и прочее (2).

Контроль: показ спектаклей для малышей и для старших групп, драматизация сказок, постановка пьес по детским сюжетам.

Ожидаемый результат первого года обучения:

- у детей развита интонационную выразительность речи ;

- дети умеют владеть пластикой тела, ярко показывая движения разных персонажей;

- дети умеют свободно владеть театральными куклами;

- дети знают виды театра, правила поведения в театре, театральные профессии;

- дети умеют показывать кукольные спектакли.

Используемая литература:

М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду» М.: ТЦ Сфера, 2003.

И. Я. Медведева «Улыбка судьбы. Роли и характеры» М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2002.

В. И. Мирясова «Играем в театр» М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

Н. Ф. Сорокина Программа «Театр-Творчество-Дети» М.: АРКТИ, 2004.

Э. Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 378» г. Перми Балабанова Л. А..

Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Этот волшебный мир театра» Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены центры организации определенного.

Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Музыкальная сказка «Волк и козлята»Организация театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Музыкальная сказка «Волк и козлята» Музыкальная сказка (с участием детей старшей группы) Действующие лица: Коза, Волк – воспитатели. Ведущий, козлята, петух, курочка – дети.

Проект по нетрадиционному рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Маленькие волшебники» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1» Проект дополнительного образования Маленькие волшебники Развитие.

Проект «Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Проект на тему: "Развитие диалогической речи в театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста". Воспитатель: Юлдашева.

Презентация «Программа познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста «Песочные фантазии» Актуальность: Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, которая в естественной.

Фотоотчет о реализации регионального компонента в театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаФотоотчет о реализации регионального компонента в театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста Реализация регионального компонента ООП ДО «Сп ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье детский сад «Теремок» Художественная литература открывает и объясняет.

Содержание работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста Сообщение воспитателя Куяновой М. В. Содержание работы по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста Слайд 2.

Значение театрализованной деятельности в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР старшего дошкольного возраста Значение театрализованной деятельности в коррекции и речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи. Составила: Ртищева Елена Григорьевна,.

Экскурсия как форма организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности. В этом периоде развиваются представления об обществе, человеке, культуре,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Игрушки
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Программа «Маленькие актёры» по организации театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 7 марта 2018 в 13:06
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой Городец», приуроченный к Дню Городецкой...
Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой ГОРОДЕЦ», приуроченный к дню Городецкой росписи на МААМ 22 октября. Цель: Уметь украшать шаблоны по мотивам...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «Кому зимой холодно?»...
Цель: Формирование представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период. Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять представления...
Проект совместной деятельности «Море»
ТИП ПРОЕКТА: Познавательно -творческий ПО СОДЕРЖАНИЮ: «Ребенок и природа» РЕБЁНОК-субъект проектирования ВНУТРИ одной возрастной группы, при участии детей и...