Марина Устинова
Дополнительная образовательная программа по плаванию «Маленький дельфин»
▼ Скачать + Заказать документы
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО ПЛАВАНИЮ
«МАЛЕНЬКИЙ ДЕЛЬФИН»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ -2 ГОДА
ВОЗРАСТ – 5-6 ЛЕТ
Г. ЯСНЫЙ
2014 ГОД
Пояснительная записка. (раскрывается актуальность данной программы)
Основные задачи подготовки:
- укрепление здоровья и закаливание;
- устранение недостатков физического развития;
- овладение жизненно необходимым навыком плавания;
- обучение основам техники всех способов плавания и широкому кругу двигательных навыков;
Публикация «Дополнительная образовательная программа по плаванию „Маленький дельфин“» размещена в разделах
- Дельфин
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Плавание, бассейн в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- развитие физических качеств (выносливости, быстроты, скорости, силовых и координационных возможностей);
- формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям плаванием и к здоровому образу жизни;
- воспитание морально-этических и волевых качеств.
Общей задачей курса является то, что дети в первый год обучения приобретают навыки и ощущения «чувства воды», позволяющие им уверенно держатся, лежать на поверхности воды в результате освоения специально подводящих к этому упражнений, ныряния передвижений в воде, контролируемого дыхания в элементах подвижных игр упражнений без негативных ощущений связанных с водной средой, водобоязни.
К концу учебного года дети в воде должны уметь: погружаться в воду с открытыми глазами; сделать выдох в воду (5—6 раз); скользить на груди (2—3 раза); выполнять упражнение «поплавок» (2 раза); лежать на груди, на спине (2 раза, выполнять несложные прыжки в воду с бортика бассейна со страховкой и без.
Теоретические знания.
1. Значение плавания. Правила поведения и техника безопасности на воде
Так же детям объясняются правила и меры безопасности поведения на открытых водоемах в различное время года, основные требования к местам купания в летний период.
2. Гигиена занятий в плавательном бассейне и купания в открытых водоемах.
Практические знания
1. Приобщение к водной среде, упражнения для освоения с водной средой.
Упражнения на суше, «Сухое плавание» (используются как упражнения для вводной части урока в процессе изучения нового плавательного движения) или разминочного варианта.
Упражнения в воде.
Всплывание и расслабление:
Упражнения «поплавок», «медуза», «звездочка». Лежать на поверхности воды. Повороты на спину. Скольжение в воде: упражнения «стрелочка» на груди и спине. Погружаться с выдохом в воду. Повороты на бок и на спину из положения на груди и на спине с различными исходными положениями рук.
2. Дыхательные упражнения в воде.
3. Безопорные скольжения, упражнения для ознакомления с первыми движениями в плавании.
У
4. Игры на воде. Свободное плавание для самостоятельного закрепления изученного.
Подвижные игры в воде
а). Для ознакомления с сопротивлением воды, обучение самостоятельно передвигаться в различных направлениях и ориентироваться в воде:
«Буря на море»;
«Рыбаки и рыбки»;
«Мяч в воздухе».
б). Для обучения погружению в воду с головой:
«Спрячься в воду»;
«Водолазы
«Охотники и утки»,
«Пятнашки - Мая».
в). Для обучения выдоху в воду при погружении в воду с головой:
«Насос»;
«Поезд в туннель»;
«Хоровод».
г). Для изучения и совершенствования элементов техники:
«Фонтан» - (движения ног кролем);
«Стрелы» - (скольжение);
«Винт» - (скольжение с изменением первоначального положения).
«Свободное плавание» - самостоятельное плавание в конце каждого занятия, которое повышает эмоциональную окрашенность занятий, дает детям возможность самостоятельно испробовать свои силы в исполнении тех или иных технических приемов, попытках плавать. Для преподавателя один из вариантов индивидуальной работы.
Подг-ые упражнения для освоения с водой
С их помощью решаются следующие задачи:
формирование комплекса рефлексов, соответствующих основным свойствам и условиям водной среды;
освоение рабочей позы пловца, развитие чувства опоры о воду и дыхания в воде — как подготовка к изучению техники спортивного плавания;
устранение инстинктивного страха перед водой — как основа психологической подготовки к обучению.
Выполнение подг-ых упражнений позволяет новичку ознакомиться с физическими свойствами воды (плотностью, вязкостью, температурой, испытать выталкивающую подъёмную силу воды и чувство опоры о воду. В результате устраняется страх перед водой, вырабатывается умение ориентироваться, уверенность поведения в непривычных условиях водной среды.
Упражнения для освоения с водой можно разделить на пять подгрупп:
ознакомление с плотностью и сопротивлением воды 1) быстрее освоиться с водой, «снять» чувство страха перед новой, непривычной средой; 2) ознакомиться с температурными условиями, а также плотностью, вязкостью, и сопротивлением воды; 3) научиться опираться о воду и отталкиваться от нее" основными гребущими поверхностями: ладонью, предплечьем, стопой, голенью, — что необходимо в дальнейшем для овладения эффективным гребком руками и ногами);
погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде ( освоение упражнений этой группы помогает: 1) устранить инстинктивный страх перед водой;
почувствовать выталкивающую подъёмную силу воды;
научить открывать глаза, тем самым улучшить ориентировку в воде);
всплывания и лежания на воде ( при помощи этих упражнений новички: 1) знакомятся с непривычным для них состоянием невесомости; 2) осваивают навык лежания на воде в горизонтальном положении; 3) осваивают возможное изменение положения тела в воде);
скольжения ( выполнение скольжений с различными положениями рук помогает освоить: 1) равновесие, обтекаемое положение тела; 2) умение тянуться вперёд в направлении движения; 3) оптимум мышечных усилий для поддержания рабочей позы пловца);
выдохи в воду (для обучения основам дыхания в воде и его вариантам (имеется в виду выработка навыка ритмичного дыхания и согласования его с плаванием) занимающиеся осваивают: 1) навык задерживать дыхание на вдохе; 2) умение делать выдох-вдох и задерживать дыхание на вдохе; 3) выдохи в воду).
Учебные прыжки в воду
Задачи:
устранение инстинктивного страха перед водой и быстрое освоение с непривычной средой;
подготовка к успешному освоению стартового прыжка и элементов прикладного плавания.
Игры и развлечения на воде.
Используются с целью: 1) повышения интереса к повторению знакомых упражнений; 2) повышения эмоциональности и уменьшения монотонности занятий; 3) совершенствования плавательных умений и навыков; 4) воспитания смелости, самостоятельности, инициативы; 5) укрепления коллектива, воспитания чувства товарищества и т. п.
Игры, которые применяются при обучении плаванию, можно условно разделить на 3 группы:
• Игры, включающие элемент соревнования, проводятся с новичками на первых уроках плавания. Они просты и
не требуют предварительного объяснения. Это игры в преодолении сопротивления воды, с погружением под воду, нырянием, прыжками в воду, всплыванием, выдохом в воду и открыванием глаз в воде, со скольжением и плаванием.
К ним относятся все игры типа «Кто быстрее спрячется под воду», «У кого больше пузырей», «Кто дальше проскользит» и т. д. При наличии мелкого места в этих играх принимают участие дети, не умеющие плавать.
• Игры сюжетно-образного характера являются основным учебным материалом на уроках плавания для детей младшего школьного возраста. Их начинают включать в занятия после того, как дети освоятся с водой, научатся передвигаться и уверенно чувствовать себя в новой среде. Среди этих игр встречаются и такие, в которых необходимо разделение коллектива на соревнующиеся группы. Если сюжетная игра имеет сложные правила и взаимодействия между играющими, её надо предварительно объяснить, а иногда и провести на суше. К сюжетно-образным играм от-носятся хорошо известные в плавании «Караси и карпы», «Поезд в тоннель», «Рыбы и сеть» и другие, а также большая группа игр типа «Убегай-догоняй» с бегом и плаванием. Сюжетные игры представляют собой упрощённый вариант командных игр, поэтому результат действий игрока каждой группы должен немедленно оцениваться.
• Командные игры, в которых участники объединяются в равные по силам команды и коллективно взаимодействуют в борьбе за победу своей команды. Эта игра воспитывает чувство коллективизма, инициативность, быстроту ориентировки и умение взаимодействовать с товарищами. Такие игры требуют от участников проявления самостоя-тельности, волевых усилий, умения управлять собой, что необходимо, например, при разрешении возможных игровых конфликтов. Добровольное ограничение своих действий правилами игры воспитывает сознательную дисциплину, приучает к ответственности за свои поступки.
Методическое обеспечение программы
I. Общеразвивающие и специальные упражнения, выполняемые на суше
II. Специальные упражнения по обучению скольжению на груди
III. Обучение дыханию
IV. Движения ногами