МААМ-картинки

Программа «Мир вокруг нас»

Чёрная Валентина
Программа «Мир вокруг нас»

«Мир вокруг нас»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №79

Модифицированная программа

«Мир вокруг нас»

дополнительная образовательная программа дошкольного образования

возраст детей: 6 – 7 лет

Составитель

педагог - психолог МДОУ № 79

Черная Валентина Владимировна

г. Комсомольск - на – Амуре

2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Публикация «Программа „Мир вокруг нас“» размещена в разделах

Программа «Мир вокруг нас» создана на основе программы по ТРИЗ-РТВ «Росток», автор А. М. Страунинг и «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» авторы Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. и др.

Программа способствует становлению словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста, направлена на развитие диалогической, объяснительной, монологической речи. Осуществляет развитие творческого воображения, совершенствует восприятие дошкольников. Также программа полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, задержки и нарушения речевого развития.

Занятия, представленные в программе, направлены на развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение операциями мышления. Представленные занятия способствуют появлению у детей способности устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения на основе выявленных фактов, находить различные выходы из создавшейся ситуации.

В настоящее время у большинства детей в массовых группах имеется диагноз фонетико-фонематическое недоразвитие речи, общее недоразвитие речи. Использование речевых игр и упражнений, представленных в программе «Мир вокруг нас» способствует коррекции имеющихся недостатков речевого развития и оказывает благоприятное воздействие на развитие связной монологической речи детей, не имеющих речевых нарушений.

Также программа направлена на социальное развитие ребенка, развитие его эмпатии, умения адекватно воспринимать поступки окружающих, благожелательно относится к людям, животным, птицам. Понимание причин поступков других людей способствует снижению агрессии, а нахождение способов бесконфликтного разрешения ситуаций поможет ребенку освоиться в социуме, найти друзей, эффективно общаться.

Задача программы – способствовать развитию мышления дошкольника, его творческого воображения, наблюдательности, связной речи. Занятия помогут детям в словообразовании, накоплении активного словарного запаса.

Практическая значимость. Программа предназначена для воспитателей ДОУ. Подробное учебно-тематическое планирование, поможет педагогам свободно внедрять программу в своих дошкольных учреждениях.

Инновационная направленность. Программа «Мир вокруг нас» помогает ребенку понять другого человека, посмотреть на ситуацию с различных точек зрения, сформировать системное видение окружающего социального мира.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся с подгруппой детей (5-10 человек) 1 раз в неделю длительностью 30 мин.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

• Формировать навыки самостоятельной творческой работы, исследовательской деятельности;

• Учить детей видеть, находить и разрешать противоречия с помощью различных приемов;

• Совершенствовать умение защищать выработанное решение, анализируя и доказывая аргументированно его эффективность;

• Способствовать эффективному общению детей, их адаптации к социуму.

БАЗИС ПРОГРАММЫ

Модифицированная программа базируется на основных положениях программ :

- А. М. Страунинг «Росток» Программа по ТРИЗ-РТВ;

- «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. и др.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Логическое мышление – это мышление, основанное на рассуждении и доказательстве. Оно начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте и совершенствуется в течение всей жизни человека. По мнению Я. Л. Коломинского, В. А. Крутецкого наличие элементов словесно — логического мышления, таких как умение обобщать, выявлять закономерности, сравнивать признаки предметов, анализировать, становится необходимым условием успешного включения ребенка в новую систему отношений в процессе школьного обучения, оптимальной адаптации к различным общественным отношениям. Таким образом, развитие словесно-логического мышления оказывает положительное влияние на социальное развитие ребенка, гармонизирует его отношения с окружающими.

Без развитого логического мышления невозможно успешное обучение ребенка в школе. Мыслительная работа стимулирует речь, а речь, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления. Только обладая хорошо развитой связной речью, ребенок сможет давать развернутые ответы на вопросы, последовательно, полно и логично излагать свои мысли, воспроизводить содержание текстов. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

Материалы программы могут быть использованы родителями, педагогами.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ.

Занятия включают в себя беседы, рассказы, чтение и осуждение художественных произведений, экспериментальную деятельность, составление творческих рассказов, игры и упражнения для развития речи, игры и задачи на развитие логического мышления.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

• Ребенок будет способен изменять, преобразовывать, комбинировать имеющиеся знания в новые сочетания, создавать на этой основе новые (для дошкольника) образы и сообразные сочетания;

• Научиться видеть окружающий мир в системе его сложных отношений, выявлять и находить противоречия, предлагать различные варианты их продуктивного разрешения;

• Совершенствуется межличностное общение с окружающими сверстниками и взрослыми;

• Улучшаться показатели внимания, восприятия, творческого воображения, мышления, речи.

Месяц / неделя Содержание занятий

сентябрь 1 Занятие 1.

Задачи: Учить детей анализировать предметы и действия, рассматривал их с противоположных сторон. Показать, что при большом количестве чего - либо возникает противоположное качество, что любое (хорошее или плохое) качество не постоянно и зависит от точки зрения окружающих и самого предмета. Воспитывать сочувствие. Развивать словесно-логическое мышление.

Ход занятия:

В. : Мишутка очень любит играть со своими друзьями и в любую погоду готов отправиться с ними гулять. Как вы думаете дружить и играть с друзьями хорошо?

Полезны или вредны прогулки?

Ответы детей.

В. : Вот и вчера Мишутка не смотря на ветреную погоду до позднего вечера играл во дворе. А на утро не смог встать с постели. У него поднялась температура и заболело горло. Вам жалко Мишутку? Как вы думаете, отчего это произошло? Вы же сказали, что прогулки полезны.

Ответы детей.

Воспитатель подводит детей к мысли, что все хорошо в меру.

В. : Мама вызвала врача, который осмотрел Мишутку и прописал лекарство. Лекарство было горьким и Мишутка не хотел его пить. А для чего нужно лекарство. Можно ли обойтись без него. Можно ли самому назначить себе лечение? Почему?

Ответы детей.

В. : Мама заставила Мишутку выпить таблетки и ушла в магазин, чтобы купить молока. Спустя какое-то время Мишутка почувствовал себя лучше и подумал: «Какое полезное это лекарство, выпил и почти здоров». И тут он услышал, как ребята зовут его играть во двор. Мишутка побежал одеваться, но тут у него закружилась голова. «А что, если выпить еще несколько таблеток» - подумал он, - «наверное я тут же выздоровею». И недолго думая выпил целую пачку таблеток. Когда мама вернулась, она нашла сына, лежащего у порога без сознания. Мишутку увезли на машине скорой помощи и он очень долго лечился в больнице. Почему так произошло? Ведь мальчику было лучше от лекарств. Вы сами говорили, что пить таблетки, прописанные врачом необходимо.

Ответы детей.

Воспитатель подводит детей к ответам, что необходимо точно следовать инструкциям, не использовать лекарства без взрослых. Приводит в пример поговорку «Что в капле лекарство, то в ложке смерть». Показывает, что один и тот же предмет (таблетки) может быть как полезным, так и вредным в зависимости от меры употребления.

В. : А только ли таблетки необходимо использовать в меру? Подумайте и расскажите, какие полезные предметы и вещества могут приносить вред при неправильном использовании.

Ответы детей.

Как пример можно привести:

- переизбыток соли (сахара) в каши;

- слишком теплые вещи, одетые в теплую погоду;

- длительная работа за компьютером и пр.

Пока Мишутка лечился мама играла с ним в разные игры. Игра «Цепочка слов» (дается слово, в нем можно изменить только 1 букву – убрать, переставить, добавить. Пример: кот – рот – рота – роза)

В. : Вот и пришла пора прощаться, что мы пожелаем Мишутке? Что посоветуем?

2 Занятие 2.

Задачи: Продолжать учить детей анализировать предметы и действия, рассматривал их с противоположных сторон. Учить различать материал, из которого изготовлен предмет. Воспитывать любовь к природе. Развивать словесно-логическое мышление.

Ход занятия:

Прочитать "Недовольное деревцо" Хр. Поливанова (Приложение 1).

В: - Что это за дерево, как называется, если оно покрыто колючками? Чем хорошо иметь колючки? Для дерева? Для лесных жителей? Дерево с золотыми листочками. Где бы ему было хорошо? Что подумали другие деревья, когда увидали золотые листья? Для чего листья дереву?

Чем бы дерево теперь дышало, если б золотые листья у него были бы долго - долго? Как бы осенью дерево расставалось с листьями? Золотым листьям на земле, в лесу - как - хорошо? Что можно было бы сделать из золотых листьев? Чем стеклянные листья лучше золотых? Для кого лучше? Когда в лесу бывают стеклянные деревья? Что могло бы делать в лесу дерево со стеклянными листьями? Ем было бы хорошо? А другим деревьям? Когда коза съела зеленые листы кому стало хорошо? Что надо было сделать козе, чтоб и ей было хорошо, и дереву? Если бы она не съела все листики, могла бы прийти еще раз, и дерево было бы довольно? Получается, что когда немного - то хорошо, а если много, то плохо?

Кто из вас, как козлятки, любит молоко? А если бы вас молоком пoили весь день. И вместо чая молоко, и вместо воды, вместо супа. Вам бы нравится? Почему?

Когда деревья бывают все обнаженные, без листьев?

Если б это была зима, и все деревья стояли бы без листьев, дереву было бы легче? А почему это дерево, все время хотело быть непохожим н других?

Чем хорошо быть елкой, по сравнению с лиственными деревьями?

Показать детям иголки от ели, сказать, что это привет от развеселившейся елочки.

Она сбросила старые иголки и чтоб они не пропали, просит что-то ними придумать. Что можно сделать из одной иголочки?

Дать детям по одной иголке. А что лучше, для того чтобы что - то сделать, одна или много иголок? А вы уже говорили, что если много, то плохо? Значит не всегда так бывает. Все зависит от того, что нужно и когда нужно. Детям дается бумага, клей и они из иголок "рисуют" что хотя

Воспитатель подводит итог, что елочка была бы довольна детскими работами и рада за свои иголочки.

Елочка хочет поиграть с вами в игру «Чей лист»

Игра «Чей лист»

У осины какой лист? (осиновый)

У березы, дуба и пр.

3 Занятие 3

Задачи: показать относительность понятий о любом объекте или действии от взгляда на него. Показать изменчивость этого взгляда от функционального подхода к любому предмету. Закрепить умение анализировать предметы, действия, события: рассматривая их с хорошей и плохой стороны в зависимости от того, кто рассматривает, когда и для чего. Воспитывать любовь к природе. Развивать словесно-логическое мышление.

Ход занятия:

Чтение и разбор произведения К. Д. Ушинского «Четыре желания» (Приложение 2)

Вопросы:

Каким было первое желание Мити (второе?

Почему он хотел чтобы всегда была зима (лето?

Чем хорошо каждое время года?

Почему менялись его желания?

Можно ли определить лучшее время года?

Подвести детей к мысли, что желания и мысли о предметах и явлениях могут изменятся в зависимости от обстоятельств.

Игра «Хорошо-плохо».

Найти положительные и отрицательные стороны в ситуациях:

Идет дождь

Уехал друг

Сломалась игрушка

Мама была занята и не почитала книжку

Закончились выходные и нужно идти в детский сад и пр.

В. : А вам в детском саду нравится? Что в детском саду вам нравится, что не нравится. Почему?

Вот бы детский сад - сказочный. Что там было бы? Что делали бы дети? Все возможные варианты жизни рассмотреть с детьми анализируя, хорошо это или плохо. Кому? Когда? Почему? Предложить придумать сказочную группу, перенося особенности животных, предметов, явлений на предметы в группе.

Создать коллаж «Сказочная группа»

4 Занятие 4

Задачи: Учить находить причины поступков. Показать, что причины могут быть самыми различными и не всегда очевидными. Воспитывать желание приносить пользу. Развивать словесно-логическое мышление.

Ход занятия:

Пересказать поочередно (по отрывку каждый) сказку «Крылатый, мохнатый да масляный»

В. : Что случилось с героями сказки?

Почему пострадали блин, воробей и петух?

Из-за чего началась вся эта история?

Ответы детей.

В. : Все имеет свою причину, хотя мы не всегда ее понимаем. Какая была причина спора друзей (им показалось, что каждый делает больше других). Прав ли был каждый из них? К каким последствиям это привело? А можно ли было бы избежать этих неприятностей? Что бы вы сделали, если бы оказались на месте Блина (Воробья).

Дети предлагают свои варианты решения спора в самом начале конфликта и разыгрывают отрывок от лица своего персонажа.

Воспитатель подводит детей к мысли, что у каждого свои способности и каждый приносит пользу на своей месте.

В. : Мы выяснили, что у всего есть своя причина. Давайте попробуем предположить, что было причиной этих событий. Показ сюжетных картинок и выяснение причин возникновения событий.

Блин, мышь и воробей помирились и стали играть в игру «Часть – целое». Взрослый называет предмет, а дети его части.

В. : О чем мы говорили сегодня на занятии? Какие выводы вы сделали?

Обмен мнениями с детьми.

октябрь 1 Занятие 5

Задачи: Закреплять умение находить причины поступков. Воспитывать желание решать проблемы мирно. Развивать словесно-логическое мышление.

Ход занятия:

На прошлом занятии мы выяснили, что у всех событий бывает своя причина. А из-за чего волк в сказке «Три поросенка» захотел съесть поросят?

Дети высказывают разные варианты причин.

К чему это привело?

Как можно было избежать разрушение домиков поросят и неприятностей волка?

Дети высказывают разные варианты.

В каких сказках еще у героев возникают трудности и из-за чего они начались?

Дети отвечают.

Отрывки из различных сказок разбирают на предмет выяснения причины конфликта, способов его устранения и разыгрывают по ролям.

В. : посмотрите на картинку и определите причину возникновения проблемы (показывается сюжетная картинка с проблемной ситуацией). Нарисуйте, что было раньше.

Дети рисуют, потом следует разбор рисунков и ситуаций.

2 Занятие 6

Задачи: Учить находить различные выходы из затруднительной ситуации. Воспитывать желание решать проблемы мирно. Развивать словесно-логическое мышление.

Ход занятия:

Просмотр мультфильма «Заюшкина избушка»

В. : О чем был мультфильм? Почему заяц остался без дома? Что сделал заяц после того, как лиса его выгнала? Кто помог зайцу? Кто сильнее лиса или петух? Могла ли лиса съесть петуха? Почему у петуха получилось выгнать лису, а у зайца нет? Что было бы, если бы петух и заяц не встретились? Мог ли заяц сам справиться и выгнать лису, если бы хорошо подумал?

Ответы детей.

Педагог подводит детей к мысли, что из любой ситуации есть выход и его только нужно найти. Но если не стараться и не пробовать, то ничего не получится.

В. : А как бы вы обхитрили лису?

Дети проигрывают ситуацию по ролям.

Каждый эпизод анализируется.

А у вас в жизни были сложные ситуации? И что вы делали?

Петух и заяц остались пить чай в избушке и заспорили, как правильно сказать, чей хвост у лисы (лисий, у волка и т. п.

Проводится игра «Чей хвост» и подводятся итоги.

3 Занятие 7

Задачи: Продолжать учить находить различные выходы из затруднительной ситуации. Вырабатывать умение защищать выработанное решение, анализируя и аргументированно доказывая его лучшие стороны. Развивать словесно-логическое мышление. Воспитывать желание слушаться родителей.

Ход занятия:

В. : У нашего знакомого Мишутки возникла проблема. Мама купила новые часы и поставила их на полку. Мишутке стало интересно, что же у них внутри, от чего они тикают. Мама запретила трогать часы, но мальчик потихоньку их разобрал. Правильно ли он поступил? Нужно ли слушаться маму? Почему?

Ответы детей.

В. : Разобрал Мишка часы, а вот собрать назад не смог. Что же делать, ведь мама придет и накажет шалуна.

Дети предлагают варианты решения проблемы, доказывают свою точку зрения. Выбирают самый оптимальный вариант.

В. : Для чего нужны часы? Какие часы бывают?

Дети отвечают. Затем смотрят презентацию «Часы».

В. : А какие необычные часы можете придумать вы и что они будут измерять? Подумайте и нарисуйте свои часы, те, которых не существует.

Дети рисуют необычные часы, устраивается выставка поделок.

4 Занятие 8

Задачи: Продолжать учить находить различные выходы из затруднительной ситуации. Вырабатывать умение защищать выработанное решение, анализируя и аргументированно доказывая его лучшие стороны. Развивать словесно-логическое мышление. Воспитывать желание слушаться родителей.

Ход занятия:

Раздается звонок телефона.

- Ребята, здравствуйте, меня зовут Колобок. Пожалуйста, скорее помогите мне. Лиса просит подойти поближе и спеть песенку, а я ее боюсь. Убежать я от нее не смогу, вон у нее какие быстрые лапы, а что сделать не знаю. Вся надежда только на вас.

В. : Поможем колобку? Но у Колобка есть только одна попытка, поэтому давайте мы сначала опробуем ваши варианты. Я буду Лиса, а каждый из вас – Колобок.

Дети предлагают свои варианты решения проблемы и проигрывают ситуацию. Потом обсуждается наиболее приемлемый вариант. При обсуждении дети аргументированно доказывают свою точку зрения. Найденный вариант по телефону воспитатель сообщает Колобку, а тот благодарит детей.

В. : А из-за чего Колобок попал в беду?

Ответы детей, воспитатель подводит детей к мысли, что необходимо слушаться родных.

В. : Мне пришла СМС, Колобок уже дома и играет с дедом и бабушкой в игру. Проводится упражнение «Измени приставку» (катился – укатился, выкатился, прикатился…То же с другими словами).

Воспитатель подводит итоги занятия, спрашивает, что детям понравилось больше всего.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие «Мир вокруг нас»Дидактическое пособие «Мир вокруг нас» Меня зовут Неповиннова Олеся Витальевна. Я работаю воспитателем СП детский сад "Колосок" ГБОУ СОШ №1 "ОЦ". Предлагаю вашему вниманию дидактическое.

Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас» Дополнительная образовательная программа «Мир вокруг нас" Пояснительная записка. Развитие естественно – научных представлений дошкольников.

Фотоотчет «Деревья вокруг нас»Фотоотчет «Деревья вокруг нас» Сегодня день не менее интересный и насыщенный. Тема: "Деревья вокруг нас". Словарная работа: расширять и обогащать словарный запас детей.

Проект «Геометрия вокруг нас» Информационная карта проекта: Геометрия вокруг нас. МАДОУ «Детский сад № 50 г. Благовещенска» Автор проекта: Верещагина Валентина Владимировна.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Консультация для родителей «Чистотел вокруг нас»Консультация для родителей «Чистотел вокруг нас» Консультация для родителей «Чистотел вокруг нас» Чистотел всегда считался ядовитым растением. Тут в нашем цветнике он стал разрастаться.

Поделка «Вокруг Земли»Поделка «Вокруг Земли» День космонавтики — это особенный, триумфальный праздник! Недаром его отмечает весь мир! 12 апреля 1961 года состоялся первый в мире космический.

Проект «Геометрия вокруг нас»Проект «Геометрия вокруг нас» Проект «Геометрия вокруг нас» Актуальность: В настоящее время в детском саду мало уделяется внимания на изучение геометрического материала.

Проект «Вода вокруг нас»Проект «Вода вокруг нас» Мы с ребятами работали над проектом " Вода вокруг нас".Мне, как педагогу надо было обратить внимание детей: где, в каком виде существует.

Жаркое лето и мир вокруг насЖаркое лето и мир вокруг нас Летний период подошёл к концу. Мы с детьми подводим итоги наших знакомств, путешествий. творческих идей и летних игр. В конце весны внимание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Мир вокруг нас»
Опубликовано: 19 сентября 2020 в 15:52
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД