Папки-передвижки

Программа «Музыкальная шкатулка» по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Викторова
Программа «Музыкальная шкатулка» по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад»

«Музыкальная шкатулка»

Программа

по развития музыкально – сенсорных способностей детей старшего дошкольного возраста

Выполнила:

Публикация «Программа „Музыкальная шкатулка“ по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Викторова

Татьяна Александровна,

музыкальный руководитель

Лысково

2017

Содержание

2

Пояснительная записка

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры нужно начинать с дошкольного возраста. Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет. Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных педагогов, как Выготский Л. С., Теплов Б. М., Радынова О. П., Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения.

Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые на музыкальных занятиях, соединяют в себе все методы музыкального воспитания.

3

Актуальность

Восприятие музыки – сложный процесс, требующий от человека внимания, памяти, развитого мышления, разнообразных знаний. Всего этого у дошкольников пока нет.

Поэтому необходимо научить ребёнка разбираться в особенностях музыки как вида искусства, сознательно акцентировать его внимание на средствах музыкальной выразительности (темп, динамика, различать музыкальные произведения по жанру, характеру.

Именно с этой целью применяют музыкально-дидактические игры и пособия, которые, воздействуя на ребёнка комплексно, вызывают у них зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное восприятие в целом.

Применение музыкально-дидактических игр и пособий заключается в музыкальном развитии и воспитании дошкольников в определенной системе, с учетом возрастного аспекта и последовательности приобщения детей к целому и дифференцированному восприятию музыки.

Широко известно, что научить ребенка любить и понимать музыку можно только при помощи самой музыки, т. е. музыка должна быть понятна ребенку. Педагоги и психологи отмечают роль чувственной основы художественного восприятия. Чем активнее будут, по их мнению, поисковые движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие мира, его красок, форм и звуков. Развитие же музыкальных способностей помогает детям вслушиваться в звуки. И наша задача – привлечь внимание детей к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям (выше - ниже, длиннее – короче). При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков. Поэтому необходимо создавать все условия для развития музыкальных способностей детей.

В чём же ценность дидактических игр и пособий? А ценность этих игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них.

Основное назначение дидактических игр – формирование у детей музыкальных способностей; в доступной игровой форме помочь разобраться

4

в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, что составляет основу музыкально-сенсорных способностей.

Музыкальное развитие в дидактической игре решает не только узкоэстетическую задачу, оно представляет собой действенную силу, стимулирующую общее и, в частности, интеллектуальное развитие личности ребенка. Вот почему проблема дидактических игр в развитии музыкальных способностей – стала темой моей работы.

Цель и задачи программы

Цель - помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойства музыкального звука с помощью наглядно-слуховых и наглядно-зрительных методов музыкального воспитания.

Задачи:

Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по проблеме использования музыкально-дидактических игр и пособий в отечественном музыкальном воспитании дошкольников.

Определить психолого-педагогическое воздействие музыкально-дидактических игр и пособий на развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников.

Совершенствовать формы и методы обучения, развивающие самостоятельность, творческую музыкальную активность в процессе использования музыкально-дидактических игр.

Наработать вспомогательный музыкальный дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.

5

Реализация программы

Реализация программы предполагает, что грамотно организованная система по развитию музыкально - сенсорных способностей у детей дошкольного возраста с использованием музыкально-дидактических игр, будет способствовать повышению уровня развития музыкальности у детей, формированию музыкальной культуры, сознательному и прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности и эмоциональной сферы.

Содержание программы

Музыкально – сенсорные способности Задачи работы с детьми Основные методы обучения Музыкально-дидактические игры

1 Динамический слух Развивать умение различать динамические изменения в музыке Объяснение и иллюстрация динамических свойств музыки, их графическое изображение «Громко – тихо запоём»

«Кот и мыши»

«Принц и принцесса»

2 Тембровый слух Развивать умение различать тембр различных детских музыкальных инструментов Использование детских музыкальных инструментов «Угадай, на чем играю»

«Слушаем внимательно»

«Музыкальные загадки»

3 Ритмический слух Развивать : -представление о ритме

- чувство изменения темпа от медленного к умеренному, быстрому и наоборот

Различать ритмический рисунок

Воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки, при помощи музыкального кубика, д. м. инструментов. «Кубик – оркестр»,

«Наше путешествие»

«Эхо»

4

Звуковысотный слух определять на слух направление мелодии, её скачки Выкладывать на фланелеграфе (кружочками) рисунок мелодии, сопровождая задание пением, игрой на металлофоне «Музыкальное лото», «Ступеньки»

5 Музыкальный слух и музыкальная память Различать высоту звуков и направление движения мелодии вверх и вниз

Развивать умение чисто интонировать мелодию

Тренировать музыкальную память Прослушивать программную музыку, узнавать знакомые мелодии «Слушаем музыку»,

«Угадай мелодию»,

«Сколько нас поёт»

Взаимодействие с воспитателями

Сроки Тема Форма взаимодействия Ответственные

Сентябрь «Музыкально – сенсорные способности детей старшего дошкольного возраста» Консультация

Музыкальный руководитель

Декабрь «Музыкально – дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста. Мастер – класс

Музыкальный руководитель

Февраль «Кубик – оркестр» Изготовление пособия для проведения музыкально – дидактической игры в группе

Музыкальный руководитель, воспитатели

Март «Вот как мы играем» Досуг с участием родителей Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Май «Игры дома и в детском саду» Фото выставка Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Взаимодействие с родителями

Сроки Тема Форма взаимодействия Ответственные

Сентябрь «Музыкальные игры в семье». Консультации для родителей

Музыкальный руководитель

Январь «Развитие музыкальных и творческих способностей» Лекция - выступление на родительском собрании

Музыкальный руководитель

Март «Вот как мы играем» Досуг с участием родителей Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Май «Игры дома и в детском саду» Фото выставка Музыкальный руководитель, воспитатели, родители

Заключение

Музыкально-дидактические игры имеют большое значение в проектировании процесса музыкального воспитания и развития дошкольников в детском саду. Игровое действие помогает ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними, а педагогу не только грамотно и эффективно развить способности ребенка, но и провести диагностику детских музыкальных способностей.

Основное назначение музыкальных игр в том, чтобы формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Музыкальные игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука.

Дети показывают положительную динамику развития в процессе применения данной программы. Старательно выполняют задания педагога, стремясь к общению с музыкальным руководителем, учатся взаимодействовать друг с другом. При этом диагностические задания побуждают детей к творчеству, развивают их музыкальные способности и приобщают детей к прекрасному миру музыки.

Список литературы

Алиев Ю. Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). — Воронеж, 1998. — С. 100 — 101).

Ветлугина Н. А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983.

Зимина А. Н. «Музыкально-дидактические игры» : М. -1999 г.

Комиссарова Л. Н., Э. П. Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» : М. Просвещение-1986.

Кононова Н. Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» : М. Просвещение- 1982.

Крашенинникова Н. Б., Макарова И. А. Педагогическая технология социально-эмоционального развития дошкольников средствами музыки : учебно-методическое пособие /Н. Б. Крашенинникова, И. А. Макарова [под ред. Н. Б. Крашенинниковой] ; изд. второе, доп., испр., перераб. – Нижний Новгород: Издательство «Блый цвет», 2014.- 202с.

Публикации по теме:

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через интеграцию видов деятельности МБДОУ «Детство» Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Конспект НОД по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с космосом» Цель: Развитие познавательной активности детей. Задачи: 1. Расширить и закреплять знания об истории развития космонавтики. 2. Систематизировать.

Консультация для педагогов «Формирование и развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста» Средства развития музыкальных способностей. Детей, которые не проявляют к музыке ровно никакого интереса, единицы. Музыка положительно.

Консультация для родителей «Ранее развитие музыкальных способностей у детей младшего дошкольного возраста» РАНЕЕ РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Без музыки жизнь была бы ошибкой. Ф. Ницше Говорить о музыке.

Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей «Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста» Начинать нужно уже с внутриутробного развития.

Народные игры на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста Народные игры на развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. «Веселые музыканты» Цель игры: формировать у.

Опыт работы. Музыкальные инструменты в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возрастаОпыт работы. Музыкальные инструменты в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста Игра на музыкальных инструментах, самая интересная для детей форма музыкальной деятельности. Играя на музыкальных инструментах дети испытывают.

Особенности развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста Средний дошкольный возраст - это наиболее благотворный период для первоначального целенаправленного развития музыкальных способностей. Уже.

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах. Наверное, я.

Значение музыкально-дидактических игр в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста «ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГ ВОЗРАСТА» Автор: Нагорнова Татьяна Николаевна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Музыкальная шкатулка» по развитию музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 февраля 2018 в 08:58
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД