Лучший педагог года

Программа нравственного воспитания дошкольников «Методика использования народных традиций в детском саду»

Бенура Темирханова
Программа нравственного воспитания дошкольников «Методика использования народных традиций в детском саду»

Методика использования народных традиций

в детском саду

В ходе опытно-экспериментальной работы мы разработали систему занятий с включением народных традиций. На занятиях даются общие представления об устном народном творчестве, о жанре сказки как одного из вида дагестанского фольклора. Была проведена беседа с детьми о том, как зародилась сказка. В ходе беседы дети были ознакомлены с такими видами устного народного творчества как волшебная, бытовая сказка. Из этого следует сделать вывод, что дети мало знают о видах сказки как устного народного творчества.

Публикация «Программа нравственного воспитания дошкольников „Методика использования народных традиций в детском саду“» размещена в разделах

Выдвинутое нами положение об искусстве как о средстве духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста, позволяет сформулировать цель констатирующего этапа эксперимента, которая состоит в определении уровня духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия литературных произведений. Данный этап экспериментального исследования носил диагностический характер.

Формы морали дошкольники усваивают, прежде всего, в форме нравственных представлений. Однако, являясь образцами должного поведения, эти представления не всегда способствуют развитию произвольности поведения. Они начинают управлять действиями и поступками, лишь неразрывно соединяясь в опыте ребенка с эмоциональным отношением к нравственным ситуациям. На первом этапе констатирующего эксперимента изучали наличие нравственных ценностей путем опроса детей подготовительной группы.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам выделить следующие категории в нравственном сознании : добро-зло, честность-лживость, милосердие-равнодушие, дружба-вражда. Первый этап заключался в том, что мы попросили старших дошкольников пояснить, как они понимают предъявленные им слова. В эксперименте участвовало 10 детей подготовительной группы. Опрос проводился индивидуально. Объяснили полно все понятия 3 человека, не все понятия объяснили 5 человек, не полно отдельные понятия объяснили 1 человек, отказались это делать 1 человек. Итак, дошкольникам проще всего было объяснить, что такое «дружба», «зло», «добро», «честность», и труднее, «милосердие», «мудрость».

Раскрывая смысл категории «дружба», дети говорили, что это «люди дружат между собой». Очень редко в ответах звучали конкретные проявления дружбы, такие как «никогда не ссорятся, уважают друг друга», «понимают друг друга», «помогают друг другу», «когда дети не дерутся и играют вместе». Часто учащиеся давали только эмоциональную оценку: «это хорошо», «это весело».

Зло дети толковали как связанную с действием - «это когда бьют», «когда убивают», «когда человек делает что-нибудь плохое», «когда все дерутся», с характеристикой другого человека («это злой человек») или самого себя («это я, когда плохой», или просто эмоциональную оценку явления: «это плохо».

Добро в представлении отвечающих - «когда делают добрые дела», «всем помогаешь», «всех защищаешь», «когда не дерутся», «когда всем уступаешь», «когда ты добрый», «это когда человек хочет помочь в беде», «это когда помогают», «это когда никто не дерется», «никого не обижают». Ответов, связанных только с эмоциональной оценкой предъявленной категории, не наблюдалось. Второй этап констатирующего эксперимента, состоял в том, что мы проводили опрос среди дошкольников, какие из перечисленных категорий они могут проилюстрировать посредством сказки, пословицы, рассказа.

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что всех детей участвующих в экспериментальной работе можно распределить на три уровня по знаниям.

Таблица 1. Уровни информированности дошкольников в нравственной сфере.

Высокий уровень: широта представлений о наиболее значимых нравственных явле-ниях и степень сформированности важнейших понятий в этой области. Ребенок активно перечисляет сказки, пословицы, расс-казы, знает какому народу, автору они принадлежат. Искреннее проявление разнообразных чувств по отношению к другим лю-дям и окружающей среде (доброжелательность к товарищу, доб-роту, отзывчивость)

Средний уровень: узость представлений о наиболее значимых нравственных явле-ниях и степени сформированности важнейших понятий в этой области. Ребенок рассказывает сказку, рассказ не зная автора, знает пословицы, но не знает какому народу принадлежит, не всегда могут определить ценностные качества игры, правила иг-ры рассказывает с помощью экспериментатора

Низкий уровень: очень неоднозначные, некоторое отсутствие, представления о наиболее значимых нравственных явлениях и степень сформиро-ванности важнейших понятий в этой области. Отказывается вы-полнять задание.

Актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, как показывает анализ исследований с четырьмя положениями:

1. Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко-нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности;

2. Каждый день на неокрепший интеллект и духовный мир ребенка обрушивается множество разнообразных источников воздействия, как позитивного, так и негативного характера;

3. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку

4. Знание нравственных норм, важно еще и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих его людей.

Перед образовательным учреждением ставится задача подготовки ответственного человека, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. В этом понимании решение задач обучения должно обеспечивать воспитание устойчивых нравственных свойств личности дошкольника.

Ребенок рано начинает познавать нравственную сторону жизни людей. Его интересуют вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», он обращает внимание на свои нравственные качества, которые позволяют ему войти во взрослое и детское сообщества. Нравственное воспитание подрастающего поколения всецело зависит от демонстрации взрослыми ведущих морально-этических принципов, благодаря которым складывается у воспитанников свой наглядно-образный эталон, на который ему хотелось бы равняться. В этом случае нравственный идеал приобретает системный многосторонний характер. По мнению А. В. Зосимовского, дифференцированный подбор примеров и педагогически взвешенная последовательность их демонстрации, обеспечивает становление нравственно-воспитанной личности, готовой к активному действию. В исследовании А. В. Зосимовского отмечалось, что моральная направленность личности, выраженная в силе и волевой обеспеченности чувств, стремлений, потребностей, побуждает учащегося к проявлению устойчивой способности к самостоятельному (свободному) духовно-нравственному - должному поведению в обычных условиях.

Публикации по теме:

Из личного опыта «Основы духовно-нравственного воспитания в детском саду» «Основы духовно – нравственного воспитания в детском саду «(личный опыт). Я работаю в детском саду не так давно, но я очень рада что выбрала.

Консультация для воспитателей «Решение проблем нравственного воспитания в русских народных сказках» Детство – это пора, когда все впечатления особенно ярки и значительны. Прочитанная в детстве сказка производит настолько сильное впечатление.

Консультация для воспитателей «Содержание и методика нравственного воспитания детей средней группы детского сада» От нравственного воспитания в детском саду и в семье зависят дальнейшие поступки, формируется облик личности человека. Нравственное воспитание.

Организации воспитания дошкольников на основе патриотических ценностей и культурно-исторических традиций Донского края Губкина А. Г. воспитатель МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка», п. Матвеев Курган Ростовской области. В современной социокультурной ситуации большое значение.

Организация православных праздников в детском саду как одна из форм духовно нравственного воспитания дошкольников I. Введение. Воспитывать человека – значит определять судьбу нации. Святейший Патриарх Московской и всея Руси Алексей II Известно, что нет.

Проект «Изучение осенних народных и православных традиций русской культуры как средство всестороннего развития и воспитания» ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ на тему «Изучение осенних народных и православных традиций русской культуры как средство всестороннего развития.

Программа духовно-нравственного воспитания в СРЦ ПРОГРАММА Воспитательной работы по духовно - нравственному направлению «МОЙ МИР» Срок реализации: 3 месяца Возраст детей: 7-11, 12-18лет.

Программа саморазвития «Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания» Программа саморазвития на 2017-2018 учебный год Тема: Русское народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания и развития.

Сказкотерапия как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека,.

Консультация «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?» Статья: «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Нужно ли?» Автор: Тураходжаева Юлия Валерьевна, воспитатель, МАДОУ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа нравственного воспитания дошкольников «Методика использования народных традиций в детском саду»
Опубликовано: 5 апреля 2019 в 05:49
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД