МААМ-картинки

Программа образовательной деятельности кружка «Иван да Марья» (4 фото)

Нина
Программа образовательной деятельности кружка «Иван да Марья»

Программа образовательной деятельности кружка «Иван да Марья»

униципальное автономное дошкольное учреждение

центр развития ребенка детский сад «Непоседа» г. Можайска

МАДОУ «Непоседа» г. Можайска

143200, МО, г. Можайск, ул. Полосухина, д. 19

ПРОГРАММА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КРУЖКА

«ИВАН - ДА - МАРЬЯ»»

ВОСПИТАТЕЛИ :

Трунова Нина Юрьевна

Янченкова Александра Александровна

МОЖАЙСК

2019

Пояснительная записка

Публикация «Программа образовательной деятельности кружка „Иван да Марья“» размещена в разделах

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь уважать свое прошлое, свои истоки и была разработана данная программа.

С чего же начать духовное просвещение наших детей? Как воспитать общечеловеческие нравственные ценности? Один из путей воспитания доброго, толерантного, трудолюбивого человека – это обращение к истокам народной культуры. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственно-патриотического воспитания детей. Мудрое народное слово, отточенные веками музыкальные интонации, органичная пластика – всё это укрепляет здоровье, способствует воспитанию чувства красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям, как своего, так и других народов. Кроме этого фольклор имеет и большой оздоровительный эффект: стимулирует развитие лёгких, дыхания, голосового аппарата, позволяет производить сбросы накопившихся внутренних зажимов, содействует общему укреплению и развитию организма, повышает речевую и певческую культуру детей.

Процесс приобщения детей к народной культуре положительным образом сказывается на культурном развитии и ближайшего взрослого окружения. Родители становятся активными участниками всех мероприятий, оказывают помощь в изготовлении реквизита, шьют костюмы, морально поддерживают ребят. А это значит, что с помощью фольклора укрепляются межличностные отношения детей и родителей. Народное творчество увлекает детей и позволяет увидеть им жизнь намного чище, возвышенней, чем порой, она есть. Таким образом, все средства фольклора направлены на формирование сильной, творческой, жизнеспособной личности, а также особой среды «устойчивой духовности». Кроме того, деятельность, основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально - чувственную сферу, художественно – образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей

Цель программы : воспитание культурной, нравственно-патриотической, эстетически развитой личности средствами фольклора.

Задачи: Формировать способности к нравственно-патриотическому воспитанию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности. Формировать способности дошкольника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам. Развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимания и сопереживания другим людям. Воспитывать устойчивый интерес и уважительное отношение к народному творчеству. Развивать культуру исполнения жанров устного народного творчества и музыкального фольклора. Приобщать к истокам культурных традиций различных народов.

Программа рассчитана для воспитанников раннего возраста, на 1 год обучения. Занятия проводятся по 8-10 минут 1 раз в неделю, во второй половине дня.

После изученного курса данной программы детьми предполагается следующий результат:

Формируется личность с духовно-нравственными ценностями, знающая русские народные обычаи, обряды, народное творчество ( малые жанры фольклора :дразнилки, мирилки, заклички,, приговоры, считалки, небылицы, заговоры, скороговорки, пословицы, поговорки,русские народные сказки, русские народные песни, игры.

В каждом ребенке укрепляется чувство уважения к русскому фольклору к другим народам и культурам, знают символы русского народа: Матрёшки, березы, самовара, Петрушки.

У детей раскрываются творческие способности, появляется вера в собственные возможности. Умеют передавать в движениях характер русских плясок и хороводов. Играть на народных музыкальных инструментах (деревянных ложках, трещётках, дудочках, свистульках).

Дети становятся трудолюбивыми, уважают труд и умеют трудиться, знают устройство русской избы, быт и ремёсла русского народа

Программа «Иван да Марья» позволяет не только воспитывать у дошкольников определенную гражданскую позицию, патриотические чувства, духовность, но и развивать музыкальные способности на основе музыкального фольклора:

- восприятие музыки (слушание) помогает развитию детей, сосредоточенного внимания, музыкальных представлений, памяти.

- при музыкально - ритмических движениях у детей развиваются творческие способности, координация движений, развитие музыкального слуха и представлений о средствах музыкальной выразительности.

- игра на музыкальных инструментах обогащает художественный опыт дошкольников, способствует развитию музыкальных способностей, ритма, развивает интерес к исполнительской деятельности.

Перспективное планирование на 2018-2019 учебный год

Месяц Тема Цель Музыкальный репертуар

Сентябрь

1 занятие «Милости просим!» Познакомить с Хозяйкой «русской избы», с ее обитателем домовенком Кузей, Вызвать интерес и желание приходить в «русскую избу» на занятия. Освоить русский поклон. Игра «Кострома», пляска «Начинаем перепляс»

2 занятие «Русская изба» Познакомить с устройством русской избы и как люди жили на Руси, средствами презентации Слушание и инсценирование песни «Русская изба», Игра «Кострома», пляска «Начинаем перепляс»

3 занятие «Что летом родится – зимой пригодится» Расширять представления детей о огородных работах, урожае, средствами пословиц и поговорок. Воспитывать трудолюбие и взаимовыручку. Осваивать игру на деревянных ложках простым приемом. Хоровод «Вставай, Антошенька», Пляска «Антошка», Игра на инструментах «Ложечки».

4 занятие «Осень – сноп последний косим» Расширять знания детей об осенних праздниках и сельхоз работах. Пополнять словарный запас народных названий «Сентябрь – листопадник» Хоровод «Вставай, Антошенька», Хоровод «Осень- гостья годовая», Пляска «Антошка», игра на ложках «Ложечки»

Октябрь

1 занятие «Хлеб – всему голова» Знакомить детей со старинными способами уборки хлеба, с орудиями труда (цеп, серп, жернова). Использовать фольклор при уборке злаковых. Воспитывать уважение к труду хлебороба. Закличка «Пшеница, родись»

2 занятие «Хозяйкины помощники» Познакомить детей с предметами обихода в русской избе: коромысло, ведра, корыто, стиральная доска. Р. н. песня «Пошла млада за водой»

3 занятие «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» Познакомить детей с народным фольклором о труде и лени, уме и глупости. Пословицы и поговорки о труде и лени. Инсценировка «Антошка»

4 занятие «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча» Познакомить детей с русской печью и всей относящейся к ней домашней утварью (чугунком, ухватом, кочергой) Народные игры с домашней утварью

Ноябрь

1 занятие «Сошью Маше сарафан» Познакомить детей с народной одеждой: сарафан, рубаха, используя образцы и иллюстрации. Пополнить фольклорный словарный запас новыми словами: сермяга, телогрейка, кушак, картуз. Танец с посадскими платками «Россия»

2 занятие «Родной матушки платок по середочке цветок Знакомить детей с платочными узорами. Вызвать восхищение красотой павло-посадских платков. Обучать хороводному шагу и перестроениям с платками. Танец с платками «Россия»

3 занятие «Русский головной убор – кокошник» Знакомить детей с головным убором женщины – кокошником. Дать представления о некоторых их разновидностях. Придумывать узор на кокошник. Танец с платками «Россия»

4 занятие «Ходит сон близ окон» Расширять представление детей о колыбельной песне и пестушке. Учить детей петь колыбельные напевно, протяжно, ласково. Развивать навык пения без аккомпанемента. Колыбельная «Брат сестру качает»

Декабрь

1 занятие «Зима – не лето, в шубу одето» Расширять знания детей о народных приметах зимы с помощью пословиц и поговорок. Учить исполнять песни-заклички (зимние). Вспомнить русские народные сказки о зиме. Песня «Зимушка-зима»

2 занятие «Валенки не подшиты, стареньки» Познакомить детей с зимней обувью – валенками и процедурой их изготовления. Танец «Валенки»

3 занятие «Живет в народе песня» Рассказать детям о видах народной песни (колыбельная, частушки, трудовые песни, обрядные, календарные). Прививать любовь к народной песне, уметь использовать ее в игре, учить исполнять песню без аккомпанемента.

4 занятие «Узор хоровода» Познакомить детей с традицией водить хороводы. Показать различные виды хоровода. Научиться двигаться в хороводе. Хороводная игра «Становись в хоровод»

Январь

1 занятие «Пришла Коляда накануне Рождества» Познакомить детей с одним из главных обрядовых праздников Рождестве, святочных традициях. Учить исполнять колядки, правильно проговаривая фольклорные обороты. Рождественские колядки

2 занятие Русская народная игрушка Знакомить с деревянной игрушкой – Матрешкой, историей ее создания, вариантах росписи. Танец «Матрешечки»

3 занятие Русская народная игрушка Знакомить с тряпичной куклой мотанкой, куклой из лыка. Рассказать о символических значениях русских игрушек. Научить детей делать тряпичную куколку и обыгрывать игрушки, используя народные песенки и потешки. Танец «Матрешечки»

Февраль

1 занятие «Не лопата, не совок, что захватит – то в роток» Знакомить с историей создания деревянной ложки и приемами игры на них. Песня «Расписные ложки»

2 занятие «Не перевелись на Руси богатыри русские…» Рассказать детям о войнах-защитниках Отечества, о русских богатырях. Учить поговорки о храбрости, смелости. Песня «Солдатушки - бравы ребятушки

3 занятие «Ой, ты, Масленица» Рассказать детям о особенностях праздника Масленица, традициях сжигания чучела Масленицы и народных масленичных игр Песня «Блины»

4 занятие «При солнышке – тепло, при матушке – добро» Воспитывать уважительное отношение к матери, женщине.

Март

1 занятие «Весна, весна, поди сюда!» Познакомить детей с весенними закличками. Закреплять приметы наступающей весны.

2 занятие «Русский колокольчик» Познакомить детей с валдайским колокольчиком. Научить на них играть, используя фольклорный словарь: болтана, бубенцы, глухари, поддужные колокольчики.

3 занятие Тренди-бренди, балалайка Знакомить детей с русским народным музыкальным инструментом балалайкой.

4 занятие Гармошечка-говорушечка Знакомить детей с русским народным музыкальным инструментом гармошки.

Апрель

1 знятие «Шутку шутить – людей насмешить» Познакомить детей с потешным фольклором (небылицы, докучные сказки). Привлечь к участию в занятии обитателя «русской избы» домовенка Кузю. Побуждать к сочинению небылиц.

2 занятие «Самовар наш друг веселый» Рассказать об особенностях русского обряда чаепития, историей самовара, пряников и травяных чаев. Песня «Самовар»

3 занятие «Для любимой дочки – лапти-лапоточки…» Познакомить детей с русской обувью лаптями. Игра «Эх, лапти мои»

4 занятие «Красная горка» Познакомить детей с традициями народных гуляний на пасхальной неделе.

Май

1 занятие «Ай, да березка» Рассказать детям об особом отношении русских людей к березе. Дать представления детям что можно изготовить из березы (березовый деготь, сок, веники, дрова, строительный материал, лекарственные сборы, лыко, береста, метлы и т. д.). Понаблюдать за распусканием почек на березе. Познакомить с народными песнями, хороводами о березе. Хоровод «Во поле береза стояла».

2 занятие «Здравствуй, солнышко-колоколнышко» Вспомнить народные песенки, потешки, сказки, загадки, пословицы, в которых упоминается красное солнышко, как велика роль солнца в жизни человека. Пение песен в хороводе, отрабатывать переменный шаг.

3 занятие Земелюшка-чернозем Рассказать о начале полевых работ.

4 занятие Веселая викторина Отгадывать знакомые фольклорные произведения, по демонстрируемым предметам, песенкам, отдельным выражениям. Вспомнить и поиграть в народные игры на воздухе.

Фото «Иван да Марья»
Программа образовательной деятельности кружка - фото
Фото №1 униципальное автономное дошкольное учреждение центр развития ребенка детский сад Непоседа г
Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа кружка) «Маленький горожанин» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Мир детства – это особый мир, со своим видением жизни, со своими фантазиями и переживаниями, с ожиданием чего-то нового.

«Путешествие в мир экономики». Конспект непосредственной образовательной деятельности кружка «Маленькие экономисты»«Путешествие в мир экономики». Конспект непосредственной образовательной деятельности кружка «Маленькие экономисты» Цель: продолжать знакомить детей с понятием «деньги». Задачи по образовательным областям: Образовательная область «Познавательное развитие».

Конспект образовательной деятельности «Путешествие по лабиринту» в рамках кружка «Шашечный дебют» Тема: «Путешествие по лабиринту» Цель: создание условий для раскрытия умственного, нравственного, волевого, эстетического потенциала личности.

Конспект образовательной деятельности по пластилинографии «Улетели листья» в рамках кружка в старшей группеКонспект образовательной деятельности по пластилинографии «Улетели листья» в рамках кружка в старшей группе Елена Антипова Конспект образовательной деятельности по пластилинографии Конспект образовательной деятельности (кружок) в Старшей группе.

Конспект открытого занятия по кружковой работе «Клевер, Иван-да-Марья» Конспект открытого занятия по кружковой работе на тему «Клевер, Иван-да-Марья» Цель: Познакомить детей с клевером и иван-да-марьей. Закрепить.

Программа дополнительной образовательной деятельности «Читарики» Программа дополнительной образовательной деятельности «ЧИТАРИКИ» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Художественная литература является универсальным.

Программа кружка экспериментально-исследовательской деятельности в ДОУ (ст. и подг. группы) «Хочу все знать» на 2017–2019 гг Разработчики: Лысенко Ирина Владимировна, воспитатель в. кв. кат. ; Карпекина Юлия Олеговна, воспитатель перв. кв. кат. МКДОУ д/с №430, г. Новосибирск.

Рабочая программа кружка опытно-экспериментальной деятельности «Любознайки» для детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет Пояснительная записка Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму. Китайская пословица Рабочая программа.

Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка Рабочая программа образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности.

Театрализованная программа на праздник «Иван Купала» «Ивана Купала» Цель: Познакомить население с традициями празднования Дня Ивана Купала. Задачи: 1. Сохранение традиций народной культуры;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа образовательной деятельности кружка «Иван да Марья»
Опубликовано: 23 февраля 2019 в 23:53
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД