Программа опытно-экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста на 2015–2016 учебный год

ирина семенова
Программа опытно-экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста на 2015–2016 учебный год

Пояснительная записка.

Малыш–природный исследователь окруж. мира. Мир открывается ребёнку ч/з опыт его личных ощущений,действий,переживаний. «Чем больше ребёнок видел,слышал и переживал,тем больше он знает,и усвоил,тем большим кол-ом эл-в дейс-ти он располагает в своём опыте,тем зн-е и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая,исследовательская деят-ть»,-писал классик отеч-ой психологической науки Л. С. Выгодский. В соответствии с приказом Министерства обр-я и науки РФ от 23.11.09г№655 «Об утверждении и введении в действие Фед. гос-ых тр-й к структуре ООП ДО».Приказ-3.3.6. Сод. образ. обл. «Познание»направлено на достижение целей раз-я у детей позн-ых интересов,интеллектуального раз-я детей ч/з решение задач:развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деят-ти;фор-е целостной картины мира,расширение кругозора детей. Р-е познавательных интересов дошк. явл-я одной из актуальных проблем педагогики,призванной воспитать личность,способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспер-ие является ведущим видом деят-ти у маленьких детей:«Фундаментальный факт зак-ся в том,что деят-ть экспер-ия пронизывает все сферы детской жизни,все детские деят-ти,в том числе и игровую».Раз-е позн-ой активности у детей дошк. возраста особенно актуальна на современном этапе,так как она раз-т детскую люб-ть,пытливость ума и ф-ет на их основе устойчивые позн-ные интересы ч/з исследовательскую деят-ть. Для дошк. хар-н повышенный интерес ко всему,что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы,задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явл. Поддерживая детский интерес,нужно вести их от зн-ва с природой к ее пониманию. Цель данной программы-способствовать раз-ю у детей позн-ой активности,любознательности,стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи программы:

1. Рас=ие предст. детей об окр. мире ч/з зн-во с элем. зн-ми из раз-ых обл. наук:

- раз-е у детей пред-ия о хим. св-ах в-в;

- раз-е у детей эл-ых пред-ий об основных физ. св-ах и яв-ях;

- р-е эл-ых мат-их пред-й;

2. Раз-е у детей ум-й польз. приборами-помощниками при проведении игр-эксп-ов.

3. Раз-е у детей ум-ых сп-ей:

- раз-е мыслительных спос-ей:анализ,кл-я,ср-е,об-е;

- форм-е способов познания путём сенсорного анализа;

- форм-е способности план. свои действия и предвидеть результат;

- форм-е умения работать в команде.

4. Социально-личностное раз-е реб.

Принципы и подходы

1. Принцип развивающего образ.

2. Принцип научной обоснованности и практической применимости

3. Принцип интеграции сод-я образ. деят. в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образ. областей

4. Комплексно-тем-ий принцип построения образ. процесса.

Формы и методы работы

•специально орган. деят-ть (совм,гр,инд-ая,работа с родителями);

•решение проблемных ситуаций;

•беседы и рассказ воспитателя;

•рас-ие картин и ил-й;

•эксп-ние;

•чт. лит-уры;

•наблюдения;

опытная деят-ть;

Предполагаемый результат

1. Реб. овладевает основными культурными сп-ми деят-ти,проявляет инициативу и сам-ть в разных видах деят-ти;

2. Реб. овладевает нач-ми предст. о себе, эл-ми предст-ми из обл. живой природы,естествознания,математики,истории и т. п. ;ребенок способен к принятию собственных решений,опираясь на свои знания и умения.

3. Реб. проявл. любознательность,задает вопросы,интересуется причинно-след-ми связями,пытается сам-но давать объяснения явл. природы,св-вам предмета;способен наблюдать и экспер-ть.

4. Реб. обладает развитым вообр, кот. реализуется в разных видах деят-ти.

Сод-е психолого-педагогической работы

Совместная деят-ть воспитателя с детьми орг. во второй половине дня 1 раз в неделю с детьми стар. дошк. возраста 20-25 мин. Работа проводится небол. подгр. с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

сентябрь

Воздушный океан

1. Встреча с воздушным шариком.

2. Св-ва воздуха (опыты).

3. Чистый и грязный воздух.

4. Ветер. Уточнить и расширить зн-я детей о воздухе, его сост.

Дать пред-е о воздухе как газообразном веществе. Позн. со св-ми воздуха и способами его обнаружения. Помочь детям понять,что загрязнение воздуха влияет на здоровье чел. Позн. с природным явл. «ветер»,причинами его возн-ия,вл-ем на жизнь жив. орг. и чел. Раз-ть позн-ый интерес ребенка в процессе экспер-ия.

полиэтиленовый пакет резиновая груша воздушный шарик парашютик карточки с изобр. ветра,бури. камешек ст. с водой весы. Дети оформ. панно «Берегите воздух»,прикрепляют силуэты деревьев. Рез-ты опытов заносятся в табл. Беседа на темуОпытно–экспер. деят-ть в жизни ст. дошк».Цель:Дать пред-я о том,что опытно–экспер. деят-ть пронизывает все сферы деят-ти дошк.

В уголок «ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ»поместить ст. на тему:«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к позн. экспер-ию».

5. Воздух при нагревании расширяется. Сформ-ть у детей пред-ие о теплом и холодном воздухе. вертушки,ленточки,ёмкость с водой,салфетки. свечаЗдоровье Зак-е с помощью воздушных ванн.

Безоп:Собл. пр. безоп. при работе. Совместное детско-взрослое тв-во:изгот. книжек-малышек.

октябрь

Песок. Глина. Почва

1. Песок,его св-ва.

2. Песочные часы.

3. Глина,ее стр-ра и цвет.

4. Почва. Разн-ти почвы. Позн. детей со св-ми песка и глины:цветом,структурой. Обучить детей возможным дейст. обслед-я,учить проводить несложные опыты. Учить решать позн-ые задачи,логически мыслить. Позн-ть с песочными часами.

стакан с песком,с глиной,водой,лист бумаги ложечки лупы,песочные часы. образцы почвы в железной баночке

стакан с водой палочка

влажные бумажные салфетки

почва

Лепка из глины

Рис. картин песком

Посадка растений в почву Консультация на тему:«Игра и

эксп-ие».

Цель:Рас-ть род. о том,что экспер,как и игра,явл. ведущим видом деят. дошк.

ноябрь Царица-Водица

1. Путешествие по глобусу.

2. Св-ва воды.

3. О разл-х агр-х сост. воды.

4. Круговорот воды в прир. Ут-ть и рас-ть зн-я детей о воде,ее св-вах,роли в жизни чел. и живых орг;о раз-х сост. воды.

Поз-ть детей с круговоротом воды в природе. Дать пред-е об основных источниках загрязнения воды,его последствиях. Глобус

Схема с изобр. круговорота воды в природе

Иллюстрации,изображающие использование воды чел. Обор-е для проведения опытов. Рез-ты эксп-та по плавучести предм. в воде заносятся в таб. при помощи знаков «+»и«-»

Анкетирование родителей. Цель:выявить отношение родителей к поисково–исслед. акт-ти детей.

декабрь Царица-Водица (продолжение)

1. С водой и без воды.

2. Почему идет снег?

3. Выявление механизма обр. облаков

4. Выявление механизма образ. инея

Позн. с некот. св-ми воды. Помочь выделить ф-ры вн. среды,необходимые для роста и разв. растений. Обр. снежинок. Пульверизатор. Термос с горячей водой. репродукции картин проф-х худ. с изобр. пейзажей с разными природными явл. Рассм. репродукции картин проф-ных худ. с изобр. пейзажей с разными прир. явл. Беседа на тему:«Зн-ние детского экспер-ния для псих. разв».

январь. Магнит

1. Магнит и его свойства.

2. Магнитные свойства Земли.

3. Компас.

Позн-ть детей с магнитом,некоторыми его свойствами,уточнить представления о предметах,взаимодействующих с магнитом,об их сущ-ных признаках.

Разв. познавательный интерес детей в процессе зн-ва с глобусом Земли. Познакомить детей с тем,что Земля–бол. магнит,у кот. есть сев. и юж. полюс;сформ. предст. о компасе.

Разв-е способности понимать знаково-символические обозначения карты Земли. Форм-ть умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта;познакомить с современными картами,условными обозначениями на них.

магниты различных размеров,предметы из Fe,Cu,Al,дерева,кусочки ткани,бумаги,стекл. банка.

Глобус,энциклопедия

«Мир вокруг»,фотографии с изобр. Земли из космоса.

компас,различные предметы.

Карта полушарий,большой атлас Земли,схем. изобр. линии горизонта,сторон горизонта.

Рез-ты эксперимента по выявлению взаимодействия магнита с предметами из различных мат-в заносятся в табл.

Д/з:Закрепить зн-я об устр-ве компаса,совершенствовать навыки и умения в использовании компаса.

Консультация:«Зн-ние опытно–экспериментальной деят-ти в психическом развитии ребенка»

февраль

Волшебница соль

1. Физ. и хим. св-ва.

2. Выращивание кристаллов соли

3. Способы добычи соли.

4. Применение соли

Уточнить знания детей о св-вах соли. Познакомить с видами и характеристикой соли. Раз-ть навыки эксп-я. Воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления.

Сл. презентация на тему:«Где и как добывают соль»,увеличительные стекла по количеству детей, разные виды соли, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки ст. с насыщенным р-ром соли,2 сырых яйца.

Выращивание кристалликов соли

Консультация на тему: «Соблюдение правил безопасности в процессе организации экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников».

март

Наш мини огород

1. Способы размножения растений.

2. Посадка лука.

3. Посев семян помидоров для выращивания рассады.

4. Черенкование комнатных растений.

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений,развивать наблюдательность,умение замечать изменения в росте растений,связывать эти изменения с условиями в которых они находятся. Лук. Семена помидор

Миски с увлажненной просеянной землей

Лейка

Палочки

Наблюдение за ростом лука и рассады с последующей зарисовкой

Фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями!»

апрельКосмос. Вселенная. Звезды.

1. Планета Земля – наш общий дом.

2. Солнце – источник тепла и света.

3. Полет на Луну Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе,о месте Земли в космическом пространстве;объяснить,почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли. Узнать почему в космосе темно. Вызвать познавательный интерес к Космосу. Макет Солнечной системы Иллюстрации с изображением Вселенной,планет,звезд

Фотографии космонавтов. Цветная бумага,ножницы,клей

Чтение книг Ю. А. Гагарина «Вижу Землю»и «Кто на нас с небес смотрит»Н. КургузовойСовместная работа родителей и детей по изготовлению макета Солнечной системы, космических кораблей

майЧеловек.

1. Проверим слух. 2. Сколько ушей?Познакомить детей с органом слуха–ухом,как частью тела. музыкальные инструменты,стетоскоп,фанендоскоп,картинки с контурным рисунком головы человека,на которых есть ошибки в изображении ушей,схема строения уха человека. Дидактические игры:«Узнай по голосу»«Музыкант»

Здоровье:Беседа «Зачем нужно беречь уши»Памятка:«Береги уши»

3. Наши помощники-глазаПознакомить детей с органом зрения как частью тела. Художественное творчество «Братья близнецы».(Рисование глаз способом монотипия предметная) Познание: создание проблемной ситуации «Найти дорогу закрытыми глазами»Заучивание стихотворения А. П. Мартынова «Для чего нужны глаза»

4. Взаимосвязь органов вкуса и запаха Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха. продукты питания, поднос, вата, духи, веер. Дидактическая игра:

«Определи на вкус», «Определи по запаху»

Предполагаемый результат:

• формирование интеллектуальных впечатлений;

• развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

• умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

Публикации по теме:

Перспективное планирование физкультурно-игровой деятельности на 2015–2016 учебный год Перспективное планирование физкультурно-игровой деятельности на 2015 — 2016 учебный год. группа № 8 Месяц № Содержание (тема, сюжет,.

Образовательно-методическая траектория на 2015–2016 учебный год по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Цель работы: сформировать у детей восприятие окружающей действительности через накопление.

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно.

Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского дома ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского дома Выступление из опыта.

Основная образовательная программа на 2015–2016 учебный год Основная образовательная программа на 2015-2016 учебный годразработана с учетом примерных программ дошкольного образования. Она определяет.

Перспективное тематическое планирование на 2015–2016 учебный год в группе раннего возраста сентябрь 1-4 Адаптация. «Будем знакомы. Куклы Маша и Андрюша» 7-11 «Кто рано встает деткам спать не дает? Петушок и его друзья». 14-18.

Перспективный план по развитию мелкой моторики руки во второй группе раннего возраста «Зайчата» на 2015–2016 учебный год Сентябрь Дары осени. Фрукты • Пальчиковая гимнастика "Мы делили апельсин" • Игра с прищепками "Подари яблоку листочек" • Работа с пластилином.

Перспективный план работы с родителями группы раннего возраста на 2015–2016 учебный год № п/п Мероприятия Месяц Ответственные 1. Консультативная деятельность для вновь поступающих детей. Сентябрь Воспитатель.

План работы учителя-логопеда дошкольного логопункта на летний оздоровительный период 2015–2016 учебный год Мероприятия: 1. По результатам майского обследования набрать детей-логопатов на коррекционные занятия, сформировать подгруппы. 2. Продолжить.

Программа «Семья» на 2015–2016 учебный год (средняя группа) Цель: Дать представление родителям об особенностях развития и воспитания детей пятого года жизни в детском саду. Расширять педагогический.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Программа опытно-экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста на 2015–2016 учебный год
Опубликовано: 6 ноября 2015 в 22:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 февраля. День здоровья глаз на МААМ

Недаром говорится «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – зрение играет огромную, решающую роль в развитии каждого человека. При помощи зрения осуществляется 90 процентов восприятия окружающего...

27 февраля. Международный день полярного медведя

Белый медведь — самый крупный наземный хищник в мире. Эскимосы зовут его «нанук», поморы — «ошкуй», а чукчи называют именем, хорошо известным нам по мультфильму — умка. Этот зверь умеет выживать в...

Цветы для мамочки. Мастер-класс
Здравствуйте. Мы с моей средней группой начали делать подарки мамам на 8 марта и получаются они очень эффектными. Не могу не поделиться прекрасным. Идею...
Консультация для родителей «Семейные взаимоотношения и моральное воспитание детей»
Слова «отчий дом», «семья» входят в наше подсознание с первых дней жизни. Хорошая семья – это великий дар. Когда-то Л. Толстой сказал: «Счастлив тот, кто...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие по...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Путешествие по планете земля" Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о значении леса...