Лучший педагог года

Программа «Организация здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения с учетом региональных особенностей Севера»

Рина Яхина
Программа «Организация здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения с учетом региональных особенностей Севера»

Паспорт программы

Наименование программы «Организация здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения с учетом региональных особенностей Севера».

Программа принята Педагогическим советом МАДОУ «Березка», протокол № 1

от 29 августа 2014г

Автор проекта Старший воспитатель/ заместитель заведующего МАДОУ – Яхина Р. К.

Наименование учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Березка»

Публикация «Программа „Организация здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения с учетом региональных особенностей Севера“» размещена в разделах

Адрес учреждения 628486 Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ- Югра, г. Когалым, улица Набережная, д. 6

т. (34667)4-73-22

Основные исполнители программы : Педагогический коллектив МАДОУ «Березка»

Сроки реализации программы

2014-2016гг.

Проблема

Отсутствие в дошкольных образовательных учреждениях программ по организации здоровьесберегающей деятельности с учетом региональных особенностей Севера.

Результативность программы 1. Разработана и внедрена в практику система работы по организации здоровьесберегающей деятельности ДОУ с учетом региональных особенностей Севера.

2. Повысился рейтинг МАДОУ «Березка» в городе.

3. Освоены и внедрены в практику работы инновационные методы, приемы и технологии оздоровления детей в условиях Севера.

4. Разработаны авторские программы и технологии коллективом ДОУ по данному направлению.

5. Повышено качества освоения раздела программы «Физическое развитие»

6. Снижен уровень заболеваемости воспитанников.

Практическая значимость программы Автором разработана и апробирована на практике программа эксперимента по организации здоровьесберегающей деятельности ДОУ с учетом региональных особенностей Севера, которая может быть использована дошкольными учреждениями города при переводе ДОУ в режим развития.

Содержание:

Введение…. ….

1. Общие положения программы…. 5

1.1. Актуальность….5

1.2. Информационно – аналитическая справка…7

2. Содержание программы…13

2.1. Цели и задачи программы….13

2.2. Этапы реализации программы…. 15

3. Организация здоровьесберегающей деятельности с учетом региональных особенностей Севера…. 17

3.1. Работа с педагогами…. 17

3.2. Работа с детьми…. 28

3.3. Работа с родителями…39

4. Критерии эффективности программы….42

5. Заключение. 47

Приложение….…

Введение

Данная программа является результатом коллективной работы творческой группы педагогического коллектива детского сада «Березка». Материалы программы разрабатывались с учетом современных достижений педагогики, психологии и практики дошкольного образования и воспитания.

В настоящее время перед дошкольными педагогами открылись широкие возможности участия в инновационной деятельности по разработке и внедрению образовательных программ нового поколения, что дает возможность для развития инициативы и творчества. Наш коллектив отличается стремлением к новизне в содержании, методах и формах работы с дошкольниками. Здоровьесберегающий подход в воспитании и развитии детей на различных возрастных этапах является неотделимой частью физического воспитания и важным условием повышения качества образования.

Программа реализует системный подход к организации здоровьесберегающей деятельности с учетом региональных особенностей Севера и имеет практическую направленность. В помощь педагогам представлено перспективное планирование работы с детьми, методики педагогического обследования, раскрывается система взаимодействия деятельности всех субъектов образовательного процесса, инновационный подход к организации жизнедеятельности детей.

Программа нацелена на тесное взаимодействие с родителями и показывает практические шаги по активному вовлечению родителей в здоровьесберегающую деятельность ДОУ.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Актуальность

С конца XX века Россия, занимая первое место в мире по площади территории, стремительно теряет свои позиции на демографическом поле. Каждое поколение родившихся по численности детей меньше поколения своих родителей и не может восполнить убыли населения, которая составляет, по данным Росстата, 0,7-0,9 млн. человек в год. Сокращение численности населения при такой огромной территории создает угрозы, по мнению российских политических деятелей, в первую очередь, территориальной целостности государства. И, несмотря на приостановление

процесса сокращения численности населения (по данным Росстата в 2012 году численность населения России впервые увеличилась и на первое полугодие 2013 г. составила 143,3 млн. человек, демографическая проблема, а соответственно, проблема сохранения здоровья будущего поколения России, остается актуальной. Объясняется это тем, что:

во-первых, естественный прирост незначителен и демонстрирует превышение рождаемости над смертностью только в нескольких федеральных округах России, в том числе в Уральском федеральном округе (преимущественно за счет Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов);

во-вторых, по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 9% от контингента детей, поступающих в школу. Лишь 5-7 % дошкольников здоровы, 30-35% страдают хроническими заболеваниями, свыше 60% имеют функциональные отклонения.

в-третьих, по данным территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) по ХМАО-Югре в г. Когалыме, около 20% детей страдают заболеваниями опорно-двигательного аппарата, заболеваниями эндокринной системы, в частности, йододефицитом (4 место в структуре заболеваний, заболеваниями пищеварения (6 место в структуре заболеваний, заболеваниями глаз, в частности, миопией (2 место в структуре заболеваний).

Таким образом, обеспечение здоровья нации является ключевым вопросом в социальной политике государства в целом, и каждого региона в частности, что подтверждается принятием ряда нормативных документов:

Постановление В. В. Путина «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения»;

Целевая программа «Дети России» (подпрограмма «Здоровый ребенок»);

«Концепция модернизации Российского образования»;

Закон «Об образовании»;

Федеральная программа развития образования;

Национальная доктрина образования;

Закон об образовании определяет дошкольное образование как первую ступень общего образования, что подчеркивает уникальность и ценность дошкольного возраста в формировании здоровья, воспитании всесторонне развитой личности. По мнению известных отечественных педагогов-исследователей (И. В. Никишина, Э. Я. Степаненкова, В. Т. Лободин и др.) именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются навыки по формированию здоровья, происходит выработка правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья могут и должны привести к положительным результатам.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, подтверждая необходимость радикальных изменений в системе дошкольного образования, выдвигает в качестве приоритетной задачи охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Решение данной задачи невозможно без установления тесного сотрудничества дошкольного учреждения с семьей и социальными партнерами (организациями здравоохранения и спорта).

Учитывая жесткие климатогеографические условия Крайнего Севера и местностей, к нему приравненных, вопрос реализации здоровьесберегающего подхода в организации образовательной деятельности дошкольных учреждений стоит наиболее остро. Низкие температуры воздуха, резкие перепады давления, недостаток кислорода, ультрафиолетовое «голодание» - вот неполный перечень природных факторов, отрицательно влияющих на детский организм. Вследствие этого, основная трудность реализации здоровьесберегающего подхода в ДОУ – это проектирование специально организованного здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ, внутри которого при соблюдении оптимальных психофизических нагрузок организуется жизнедеятельность дошкольников, обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья и позволяющая компенсировать влияние отрицательных факторов внешней среды. Анализ лицензированных образовательных программ показал отсутствие специальных программ по здоровьесбережению в условиях Севера.

Вывод:

Таким образом, проблема здоровьесбережения как национальной проблемы, очевидна. Очевидно также то, что решение данной проблемы в виде разработки программ по организации здоровьесберегающей деятельности, необходимо осуществлять с учетом региональных особенностей конкретного региона, в частности, Севера. Эффективность реализации подобных программ зависит от создания здоровьесберегающей предметно-пространственной среды ДОУ, использовании методов, приемов и технологий оздоровления дошкольников с учетом региональных особенностей, индивидуальных особенностей дошкольников и последних достижений науки, а также комплексного взаимодействия с семьей и социальными партнерами.

1.2. Информационно – аналитическая справка

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Березка» создан в 1987 году в соответствии с законом РФ «Об образовании» с целью осуществления образовательной деятельности по образовательным программам.

Краткая информация о дошкольном образовательном учреждении

Сведения об администрации МАДОУ «Березка»

Занимаемая должность Стаж работы

педагогический по специальности категория

Заведующий МАДОУ «Березка» 25 25 первая

Заместитель заведующего МАДОУ «Березка»

17 17 первая

Старший воспитатель МАДОУ «Березка» 22 22 первая

Сведения о педагогических кадрах МАДОУ «Березка»

Показатель Всего человек % (100)

1. Педагогическое образование

Высшее 22 73

Среднее специальное 8 27

2. Квалификационная категория

Высшая 0 0

Первая 7 17

Вторая 2 5

3. Стажевые группы

1-5 лет 2 7

5-10 лет 4 13

10-20 лет 10 33

от 20 лет и более 14 47

Образовательный ценз педагогов дошкольного учреждения достаточно высокий. По стажу работы педагогический коллектив представляет собой оптимальное сочетание опытного и молодого педагогического состава, что является хорошей основой для создания и передачи коллективных традиций.

Ежегодно педагоги повышают профессиональный уровень, обучаясь на курсах повышения квалификации.

В состав педагогического коллектива МДОУ входят

Наименование показателя Количественный показатель

Штатная численность педагогов 41

Воспитателей 30

Узких специалистов:

- музыкальный руководитель

- инструктор по труду

- инструктор по физическому воспитанию

- логопед

- педагог-психолог 10

2

2

3

2

1

Методическое обеспечение здоровьесберегающей деятельности ДОУ

Виды программ Название программы

Основные

комплексные

программы «От рождения до школы» Программа воспитания и обучения под ред. М. А. Васильевой

Дополнительные парциальные программы и технологии Программа социального развития Козлова С. А. «Мой мир»

Стеркина Р. «Основы безопасной жизнедеятельности»

Программа коррекционного обучения «Программа обучения и воспитания детей с ФФНР» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;

«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР с 3 до 5лет» под ред. С. А. Мироновой;

Коррекционное воспитание и обучение детей с ОНР» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. Б. Чевелева

Организационно – педагогические условия образовательного процесса

Сеть детского сада Ранний возраст Младший возраст Средний

возраст Старший возраст Всего по МДОУ

Количество

воспитанников 60 75 150 100 385

Общее количество групп 3 3 6 4 16

В том числе:

младшие группы 3 3

средние группы 6 6

старшие группы 2 2

подготовительные к школе группы 2 2

Состояние материально – технической базы

МАДОУ «Березка»

Условия ДОУ

Кол-во Условия, превышающие стандарт

Кол-во

Условия в группах

Методический центр 1 Бассейн 2 Центры творческой активности (игровой и продуктивной направленности)

Медицинский блок 1 Кабинет психолога 1 Мини-лаборатории

Музыкальный зал 3 Компьютерный класс 1 Полочка умных книг

Спортивный зал 3 Сенсорная комната 1 Центр релаксации

Изостудия 3 Игротека 1 Полочка «Край родной»

Логопункт 2 Комната шахмат 1 Центр конструирования

Логопункт 2 Комната экологии 2

Комната ОБЖ 1

Комната конструирования 1

Библиотека 1

Зимний сад 1

Фотогалерея 1

Картинная галерея 1

На базе медицинского блока созданы условия для проведения профилактических и лечебных процедур, которые превышают требования государственных стандартов:

Медицинское оборудование:

п/п Наименование оборудования количество

1 • Облучатель ртутно-кварцевый 1

2 • Лампа «Солюкс» 2

3 • Аппарат ультрофиолетового облучения 1

4 • Облучатель ОРУП 2

5 • Аппарат «Поток» 2

6 • Галоингалятор 1

7 • Ионизатор воздуха 2

8 • Облучатель «Дезар» 2

9 • Облучатель «Дезар» 2

10 • Лампа Чижевского 3

В ДОУ используются здоровьесберегающие технологии, которые представляют собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включают в себя:

здоровьесберегающую структуру ДОУ;

• оптимальные условия жизнеобеспечения детей;

• формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасности, жизнедеятельности дошкольников.

Вывод:

Информационно-методическое обеспечение, насыщенная и разнообразная по содержанию предметно-развивающая среда, созданная согласно требований реализуемых программой, укомплектованность и стабильность педагогического коллектива, наличие дополнительных специалистов, высокий образовательный ценз педагогов обеспечивают высокий уровень работы с дошкольниками по всем линиям развития.

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цель: создание эффективной системы здоровьесберегающей деятельности детского сада с учетом региональных особенностей Севера, в частности, Ханты-Мансийского автономного округа.

Основные задачи:

• Обобщение теоретических знаний участников образовательного процесса (педагогов, родителей) о влиянии на здоровье детей факторов окружающей среды, в том числе, природных и экологических факторов Ханты-Мансийского округа;

• Повышение профессиональной компетентности педагогов в области использования здоровьесберегающих технологий, включающей в себя теоретический, диагностический, личностный и технологический компоненты; повышение готовности педагогов к сохранению и укреплению собственного здоровья, формированию здорового образа жизни;

• Координация деятельности воспитателей, узких специалистов, медицинского персонала, а также взаимодействие с социальными партнерами, при разработке системы оздоровительных, профилактических мероприятий, а также медико-педагогических рекомендаций;

• Улучшение здоровья детей через повышение эффективности физкультурно-оздоровительной работы в ходе здоровьесберегающей деятельности;

• Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, потребности в двигательной активности, в применении знаний, умений и навыков в области гигиены, медицины, физической культуры;

• создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для оздоровления и снижения рисков заболеваемости детей;

• просвещение родителей в области здоровьесбережения, повышение их активности в формировании физически и психически здорового ребенка, становления здоровой и социально благополучной семьи;

Объект эксперимента: процесс реализации здоровьесберегающей деятельности детского сада с учетом региональных особенностей Севера.

Предмет эксперимента: физическое развитие и уровень заболеваемости детей как показатели здоровья.

Гипотеза эксперимента: содействие физическому развитию и оздоровлению детей будет эффективно, если:

1. здоровьесберегающая деятельность ДОУ будет осуществляться в соответствии с разработанной инновационной программой;

2. при реализации инновационной программы будут учитываться региональные особенности, в частности, Севера, в которых проживают дети;

Ожидаемый результат

1. Повышение профессиональной компетенции педагогов в области использования здоровьесберегающих технологий.

2. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей, их оздоровлению.

3. Повышение уровня физического развития детей, а также снижение уровня заболеваемости через внедрение эффективной системы здоровьесберегающей деятельности ДОУ с учетом региональных особенностей Севера.

4. Создание структурно – функциональной модели взаимодействия дошкольного учреждения, семьи и социальных партнеров (центр Здоровья, спортивно-оздоровительные комплексы).

2.2 Сроки и этапы реализации программы

Данная экспериментальная деятельность рассчитана на два года: 2014/15 и 2015/16 учебный год. Участвуют две группы детей старшего дошкольного возраста : экспериментальная и контрольная.

1-ый этап – проектировочно-констатирующий (октябрь- декабрь 2014 год) : осуществляет меры по выявлению и проектированию условий для инновационной деятельности в ДОУ.

2-ой этап – формирующий (декабрь 2014 г. — май 2015 г.) : осуществляет развитие и внедрение инновационных процессов в ДОУ.

3-ий этап - контрольный (апрель — май 2016 г.) : осуществляет анализ результативности внедрения программы

III. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ СЕВЕРА.

3.1. Работа с педагогами.

Основными участниками здоровьесберегающей деятельности ДОУ выступают педагогические работники (воспитатели, педагоги дополнительного образования, специалисты) и медицинские работники ДОУ.

3.2. Работа с детьми

3.3. Работа с родителями.

Публикации по теме:

Организация работы с солёным тестом в условиях дошкольного учрежденияОрганизация работы с солёным тестом в условиях дошкольного учреждения Тема: «Организация работы с солёным тестом в условиях дошкольного учреждения» 2015-2016 Провела: воспитатель подготовительной группы.

Организация занятий по физической культуре с учетом гендерного аспекта Современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут быть выполнены без учета специфики пола ребенка. В условиях.

Организация предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детейОрганизация предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей Именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли. В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют.

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС до Образовательная среда – часть совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития.

Организация работы дошкольного образовательного учреждения по художественно-эстетическому развитию детей «Воспитание – это не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого и ребенка» В. А. Сухомлинский Художественно-эстетическое развитие.

Организация здоровьесберегающей среды в современном дошкольном учреждении (из опыта работы) Самигуллина Светлана Павловна Ст. Восп. МБДОУ д\с присмотра и оздоровления №20 для детей с туберкулезной интоксикацией функционирует с.

Планирование образовательной деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС Планирование образовательной деятельности дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть.

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения Доброе время суток!Представляю вашему вниманию статью, которую я представила на муниципальной научно-практической конференции "ПЕРСПЕКТИВНЫЕ.

Учет гендерных особенностей детей в процессе формирования продуктивной деятельности в условиях дошкольного учреждения Период дошкольного детства напрямую связан с изменениями психического развития ребенка: 1. Меняются отношения ребенка со сверстниками. На.

Учет возрастных особенностей детей в процессе организации здоровьесберегающей деятельности педагога Выступление на методическом объединении педагогов дополнительного образования МБОУ ДОД СЮТур по теме «Учет возрастных особенностей детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Организация здоровьесберегающей деятельности дошкольного учреждения с учетом региональных особенностей Севера»
Опубликовано: 8 марта 2016 в 17:50
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД