Папки-передвижки

Программа по развитию межличностного общения для обучающихся 5–6-х классов «Планета моего настроения»

Смородина Ольга Анатольевна
Программа по развитию межличностного общения для обучающихся 5–6-х классов «Планета моего настроения»

Планета моего настроения

О. А. Смородина, педагог-психолог высшей категории

МБОУ «СШ № 23 с углубленным изучением иностранных языков»,

г. Нижневартовск, ХМАО, Тюменская область, Россия

Программа

«ПЛАНЕТА МОЕГО НАСТРОЕНИЯ».

Аннотация

Программа «ПЛАНЕТА МОЕГО НАСТРОЕНИЯ» ориентирована на обучающихся 5-6-х классов. Именно тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе выходит для ребят этого возраста на первый план. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Формула «Кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребё нка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе».

Публикация «Программа по развитию межличностного общения для обучающихся 5–6-х классов „Планета моего настроения“» размещена в разделах

Ключевые слова: взаимоотношения, семья, самооценка, сотрудничество, настроение и успех.

Пояснительная записка.

Для полноценного психического развития ребёнка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. Большую часть времени ребёнок проводит в школе, в классе, а значит, становление его личности будет непосредственно происходить в межличностных отношениях с одноклассниками. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, настроение, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребёнок будет относиться к окружающему миру.

В каждом классе существуют нигде официально не зарегистрированные системы личностных взаимоотношений между учащимися. Эти отношения характеризуются, прежде всего, избирательностью. Ученики дифференцированно относятся к своим одноклассникам. К одним они испытывают большую симпатию, к другим – меньшую, к третьим – безразличны, а четвёртые вообще вызывают отрицательное отношение. Но как бы то ни было, с каждым одноклассником происходит взаимодействие, общение. И именно умение общаться даёт ребёнку возможность выстраивать желаемые взаимоотношения и избегать конфликтных ситуаций.

Под умением общаться понимается не только наличие языковых навыков как средства общения, но и сформированность умения продуктивного взаимодействия, наличия развитых коммуникативных умений и навыков. В процессе общения ребёнок получает ответы на вопросы, узнаёт новую информацию, принимает социальный опыт, учится подчиняться правилам, изучает и усваивает социальные нормы, реализует свои планы и желания.

Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идёт параллельно развитию взаимопонимания между участниками общения. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.

Научить ребёнка общаться, значит научить понимать и познавать другого человека, а через него и самого себя (перцептивная сторона общения). Перцепция в данном случае характеризует искусственное выделение фрагмента целостного процесса познания и направлена на попытку объяснить уникальное явление понимания людьми друг друга.

Цель программы : познакомить обучающихся с правилами и приёмами эффективного взаимодействия и научить применять их на практике.

Задачи программы :

- развивать навыки общения;

- развивать навыки сотрудничества;

- развивать способность осознавать и выражать свои чувства;

- повышать уровень самооценки;

- повышать положительный эмоциональный уровень класса;

- развивать способность к самоанализу и рефлексии;

- развивать творческую активность обучающихся.

Ожидаемые результаты:

- овладение умениями и навыками эффективного взаимодействия;

- улучшение социально-психологического климата в классе;

- повышение социального статуса отдельных обучающихся.

Содержание программы :

В соответствии с поставленными целями и задачами разработано 30 занятий продолжительностью 40 минут каждое. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по следующей схеме:

1. Введение в тему (актуализация индивидуального опыта).

2. Развёртывание темы (эмоциональное включение в тему занятия).

3. Индивидуализация темы (расширение самопознания);

4. Завершение темы (углубление самопознания, снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация).

Для решения основных целей программы используются различные приё мы и методы: психогимнастика, ролевая игра, арттерапия, дискуссия, эмоционально-гимнастические методы, релаксационные методы, когнитивные методы. Основное содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, с помощью которых можно решать сразу несколько задач.

Учебно-тематический план

№ Тема занятия Задачи, решаемые на каждом занятии Упражнения, игры,

психотехники. Кол.

часов

1. ТЕМА: «Введение в мир психологии».

- Дать основное понятие науки психологии;

- Установить принципы работы на занятиях;

- Повышение самооценки - Вводная беседа «Что такое психология?»;

- Упр. «Правила работы на занятиях»;

- Упр. «Ласковое имя»;

- Упр. «Мое настроение»;

- Игра «Атомы и молекулы»;

- Упр. «Комплименты»;

- Рис. «Это Я» 1 час

2. ТЕМА: «Моё настроение».

- Повышение эмоционального фона в классе;

- Повышение самооценки;

- Сплочение классного коллектива;

- Определить понятие «эмоции»;

- Научить осознавать свои эмоциональные состояния. - Беседа «Что такое настроение»;

- Упр. «Я дома, в школе, с друзьями»;

- Упр. «На что похоже мое настроение»;

- Рисуночный тест «Узнай о себе все»;

- Игра «Молекулы»;

- Упр. «Мои эмоции»;

- Упр. «Рисуем настроение». 1 час

3. ТЕМА: «Кто Я? Какой Я?». - Повышение самооценки;

- Развитие рефлексии;

- Развитие взаимопонимания;

-Развитие доброжелательного отношения к себе и к другим - Упр. «Кто Я?»;

- Упр. «Какой Я?»;

- Рис. «Какой я сейчас»;

- Упр. «Моё имя»;

- Рис. «Я в виде растений»;

- Упр. «Чем я отличаюсь от остальных» - мини-сочинение. 2 часа

4. ТЕМА: «Радость.

Удовольствие.

Интерес.

Счастье». - Определить понятия положительных эмоций;

- Способствовать адекватному самовыражению;

- Способствовать рефлексии эмоциональных состояний. - Упр. «Радость – это…»

- Упр. «Моя ладошка»

- Упр. «Мои желания»;

- Упр. «Мои счастливые моменты в жизни»;

- Рис. «Счастье»;

- Упр. «Моя звезда»;

- Методика «Волшебная страна чувств». 2 часа

5. ТЕМА: «Грусть.

Обида». - Способствовать рефлексии эмоциональных состояний;

- Определить понятия отрицательных эмоциональных переживаний;

- Научить отличать отрицательные эмоции от положительных. - Упр. «Если я камушек»;

- Рис. «Дом. Дерево. Человек»;

- Упр. «Я внутри и снаружи»;

- Рис. «Я обиделся»;

- Рис. «Мне грустно»;

- Упр. «Мои колючки»;

- Упр. «Имена чувств»;

- Упр. «Работа с плакатом» (одиночество). 2 часа

6. ТЕМА: «Тревожное состояние. Страх».

- Определить понятие «страх», «тревога», «одиночество»;

- Помочь подросткам в преодолении страхов;

- Помочь детям обрести уверенность в себе. - Тест «Страхи в домиках»;

- Рисуночная терапия

- Упр. «Одиночество»;

- Упр. «Способы преодоления страха»;

- Коллективный рисунок «Я ничего не боюсь». 2 часа

7. ТЕМА: «День психологии».

- Научить детей работать сплоченной, дружной командой;

- Воспитывать дух соревнования;

- Повышение самооценки;

- Умение работать в парах, группах, командой. - Задания на внимание;

- Упр. на память;

- Упр. на воображение и фантазию;

- Упр. на мышление;

- Коллективные рисунки;

- «Почта доверия»;

- «Психологическая газета»;

- Рефлексия. 1 час

8. ТЕМА: «Я и мир вокруг меня».

- Развитие социально-коммуникативных навыков;

- Сплочение класса;

- Формирование у подростка умения увидеть в другом человеке его достоинства. - Упр. «Я и мой мир»;

- Упр. «20 желаний»;

- Упр. «Пожелание»;

- Упр. «Сад цветов»;

- Коллаж «Формула любви» или «Формула успеха». 1 час

9. ТЕМА: «Я и мои друзья.

Правила дружбы». - Развитие коммуникативных навыков;

- Помочь детям осознать качества настоящего друга;

- Повышение самооценки;

- Сплочение коллектива в классе;

- Обсудить проблемы подростковой дружбы. - Упр. «Групповая дискуссия»;

- Упр. «Солнце, тучка, дождик»;

- Упр. «Кто такой настоящий друг;

- Игра «Мы - команда»;

- Методика «Социометрия»;

- Упр. «Выбираем друзей». 2 часа

10. ТЕМА: «Я и моя школа».

- Помочь детям осознать особенности позиции ученика;

- Сплочение классного коллектива;

- Развивать умение высказывать свое мнение;

- Развивать навыки общения. - Упр. «Неоконченные предложения»;

- Рис. «Школа на планете «Наоборот»;

- Анкета «Психологический климат в классе»;

- Методика «Мотивация учения». 1 час

11. ТЕМА: «Я и моя семья».

- Изучить индивидуальные особенности «Образа мира»;

- Выявить уровень самооценки;

- Изучить взаимоотношения «родитель-ребёнок». - Анкета «Мои взаимоотношения»;

- Рис. «Моя семья в виде растений»;

- Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»;

«Радости моего дома» или «Мой дом – моя крепость!» 1 час

12. ТЕМА: «Мои способности». - Развитие внимания;

- Развитие памяти;

- Развитие мышления;

- Сплочение коллектива в классе;

- Повышение эмоционального фона в классе. - М. «Корректурная проба»;

М. Мюнстерберга;

- Упр. «Исключение понятий»;

- «Выделение существенных признаков»;

- «Исключение лишнего». 2 часа

13. ТЕМА: «Мой внутренний мир». - Развитие воображения, фантазии;

- Сплочение классного коллектива;

- Повышение самооценки;

- Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека; - Упр. «Мой рисунок- это чудо»;

- Упр. «Если я камушек»;

- Игра «Скрепка»;

- Тест «Конструктивный человек из геометрических фигур»;

- Упр. «Моя вселенная»;

- Упр. «Точки». 2 часа

14. ТЕМА: «Дружба девочек и мальчиков».

- Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу;

- Определить – что такое дружба девочек и мальчиков;

- Сплочение классного коллектива. - Упр. «Я – девочка»;

- Упр. «Я – мальчик»;

- Анкета «Я»;

- Упр. «Мои проблемы»;

- Почта доверия;

- Упр. «Письмо»;

- Коллаж на тему «Дружба» 2 часа

15. ТЕМА: «Я – уникальная и неповторимая личность». - Учит внимательно относиться к себе и к другим, уважать и принимать себя;

- Повышение самооценки; - Упр. «Моё имя»;

- Упр. «Солнышко»;

- Методика «Дерево»;

- Тест на самооценку (Дембо –Рубинштейн);

1 час

16. ТЕМА: «Мы – дружный класс». - Сплочение коллектива;

- Научить детей общаться при помощи жестов и мимики;

- Развитие навыков координации совместных действий - Упр. «Цвет моего настроения»;

- Упр. «Выстраивание»;

- Упр. «Вавилонская башня»;

- Упр. «Моё впечатление». 1 час

17. ТЕМА: «Познай самого себя и других». - Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков;

- Закрепить знания учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека. - Шуточный тест «Нарисуй свой характер»;

- Тест «Какие у тебя друзья?»;

- Упр. «Лесенка»;

- Упр. «Мои качества»;

- Рис. «Какой я сейчас»;

- Рис «Я и мой мир»;

- Игра «Я и ты». 1 час

18. ТЕМА: «Мои ценности». - Научить детей находить в себе положительные стороны, качества;

- Научить детей в конфликтах идти на компромисс;

- Повышение самооценки. - Упр. «Мои ценности»;

- Упр. «Мои качества»;

- Упр. «Я хочу, я могу,

я умею»;

- Игра «Волшебный магазин»;

- Рис. «Самое главное». 2 часа

19. ТЕМА: «Моё настоящее и будущее». - Изучить интересы детей;

- Определить склонность к будущей профессии;

- Дать советы и рекомендации по выбору профессии. - Игра «Я сейчас и я потом»;

- Оформление психологической газеты;

- Методика «ДДО»;

- Анкета «Мои интересы». 2 часа

20. ТЕМА: Итоговое занятие «Всем спасибо». - Повышение эмоционального фона в классе;

- Развитие эмпатии;

- Сплочение коллектива в классе;

- Развитие рефлексии. - Упр. «Мои пожелания классу;

- «Пожелания психологу»;

- «Хочу сказать спасибо!»;

- Мини – сочинение «Я и психология». 1 час

Итого: 30 часов

Используемая литература:

1. Богатырева Т. Л. Практическому психологу – цикл занятий с подростками 10-12 лет – М., 2007

2. Емельянова Е. В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб. : Речь, 2008

3. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары. Авт. -сост. Е. П. Картушина, Т. В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009

4. Лукьянова М. И. Моя профессия – детский психолог. – М. : АРКТИ, 2007

8. Неделя психологии в школе / Т. Азарова, М. Битянова, Т. Беглова и др. – М. : Чистые пруды, 2005

5. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам / Юлия Зарипова – М. : Чистые пруды, 2007. Вып. 4 (16)

6. Панфилова М. А. Игротерапия общения : Тесты и коррекционные игры. – М. : Изд-во ГНОМ и

Публикации по теме:

Конспект урока по профориентации для обучающихся 8–9 классов «Дороги, которые мы выбираем» «Дороги которые мы выбираем» автор Кротова Марина Александровна педагог-психолог Отрадненской общеобразовательной школы Брянского района.

Конкурсная программа для обучающихся начальных классов «Веселое лето» ГКОУ ЛО «Павловский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Логос» «Веселое лето» (конкурсная программа для обучающихся.

Городское мероприятие «Есть такая профессия — Родину защищать» для обучающихся начальных классов Городское мероприятие: «Есть такая профессия - Родину защищать» (игра – конкурс для обучающихся начальных классов) Цель: создать атмосферу.

Игры на развитие межличностного общения со сверстниками в группе раннего возраста Игры на развитие межличностного общения со сверстниками в группе раннего возраста. Игра № 1. «В центре круга» Цель: Учить детей говорить.

Сценарий мероприятия для обучающихся 1–4 классов «Наши мамы лучше всех» Конспект мероприятия по теме: «Наши мамы лучше всех» Цель:Способствовать воспитанию уважительного отношения к матери, к женщине. Задачи:.

Сценарий спортивного праздника для обучающихся с ОВЗ 1–4 классов «Летим в космос» Цель: Развитие выносливости средствами физических упражнений смешанного характера. Задачи: Образовательная: - расширение и закрепление знаний.

Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.

Речь — показатель культуры. Воспитательное мероприятие для обучающихся 5 классов с ОВЗ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат для обучающихся с ограниченными.

Семинар-практикум «Психологический ресурс песочной терапии для развития у детей навыков межличностного общения» В начале 20 века швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг впервые обратил внимание на терапевтический эффект от игры с песком при.

Спортивное развлечение для обучающихся 1–4 классов «Зимние забавы» Спортивное развлечение для обучающихся 1-4 классов «Зимние забавы» Ольга Павлушкина Форма проведения: конкурсная спортивная программа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по развитию межличностного общения для обучающихся 5–6-х классов «Планета моего настроения»
Опубликовано: 21 сентября 2018 в 14:35
+122Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД