Папки-передвижки

Программа по дополнительному образованию «Я-воспитанный, культурный»

света иванова
Программа по дополнительному образованию «Я-воспитанный, культурный»

Пояснительная записка

Культура поведения предполагает различные аспекты поведения человека в обществе: это поведение в семье, в коллективе, в общественных местах и на улице. Через игру, в процессе общения с окружающими, участвуя в любых видах деятельности, ребенок получает первые уроки культурного поведения в обществе. Сегодня в условиях стремительно меняющегося мира, назрела необходимость в активизации художественно-эстетического воспитания. Переход на стандарты нового поколения придает особое значение многим процессам и явлениям социокультурной жизни, по-новому освещает их, выявляя их более глубинные сущности основания.

Публикация «Программа по дополнительному образованию „Я-воспитанный, культурный“» размещена в разделах

Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью в формировании всесторонне развитой гармоничной личности. Начавшись в раннем возрасте, оно в дальнейшем содействует человеку в развитии его способностей: замечать прекрасное в окружающих предметах и явлениях, постигать посредством собственной изобразительной деятельности их сущность, выражать свои чувства от общения с искусством, а иногда и самому создавать художественные произведения. Художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое систематически на всех этапах дошкольного возраста, позволяет предупредить и устранить появление недостатков такого рода, а в дальнейшем оптимальными средствами формировать личность ребенка. Являясь частью всей воспитательной работы, проводимой с детьми в семье и в детском саду, художественно-эстетическое воспитание развивает не какое- то отдельно взятое качество в личности ребенка, а формирует ее в целом.

Немаловажным аспектом данной проблемы является воспитание культуры поведения, общения, то есть привития ребенку определенных этикетных навыков. Стержнем основой истинной культуры общения является гуманное отношение человека к человеку. Поэтому формирование у детей позиции открытости, доверия, дружелюбия - непременное условие воспитания культуры общения. Доброе отношение к людям должно проявляться в понятной для всех форме. Такой формой, качеством общения человека с человеком является вежливость. В обществе существуют принятые формы приветствия, обращение друг к другу, оказание некоторых услуг, формулы благодарности и извинений.

Культура общения не исчерпывается только одной лишь вежливостью. Её непременный атрибут - тактичность, одно из самых симпатичных и привлекательных человеческих качеств, которое состоит в умении понять чувства и настроение окружающих, поставить себя на их место, представить, какую эмоциональную реакцию вызывают у других те или иные поступки. Главным средством общения является язык, речь, слово. Потому как владеет человек этим средством коммуникации, нередко судят о его культуре и воспитанности.

Воспитание культуры речи органически входит в формирование культуры общения. От того, какую речь слышит ребёнок, во многом зависит его речевое развитие. Ведь первоначальное овладение человеческой речью основано на подражательности. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые и, подражая, копируют услышанное. Говоря о соотношении этикетного, этического и эстетического в поведении можно выделить три основных поведенческих критерия: как вести себя правильно, т. е. в соответствии с принятым в обществе порядком поведения; как вести себя хорошо, т. е. в соответствии с нравственными нормами; как вести себя красиво, т. е. получая от своего поведения и эстетическое наслаждение.

Одной из профессиональных обязанностей воспитателя является обучение ребенка правилам поведения за столом. Ведь умение вести себя за столом - одна из характерных черт культурного человека. Не владея навыками культуры еды, никогда не сумеешь красиво выглядеть за столом. Овладение ими следует начать как можно раньше. Ребенку постепенно внушают разумность этих правил, а с пяти-шести лет преступают к их осознанному обучению, постепенно, в игровой форме с помощью различных методов доводят их до сознания дошкольников. И если к двум годам для детей «высшим пилотажем» считается научиться правильно держать ложку, то с возрастом еда становится более «утонченной». Малыш начинает пользоваться вилкой, есть с бокового края ложки, есть-пить с закрытым ртом и беззвучно, пользоваться салфеткой по правилам, дети учатся сами сервировать стол. И к пяти-шести годам основные правила культуры еды должны быть усвоены.

Актуальность программы по этикету - в создании условий для развития личности ребенка, развитии мотивации к познанию и творчеству, приобщении к общечеловеческим ценностям, для социального и культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укреплении психического и физического здоровья детей, взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей. Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого- педагогических, физических особенностей детей среднего дошкольного возраста.

Работа с детьми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка. Дети знакомятся с правилами этикета; учатся правилам поведения за столом, в гостях, в общественном месте. Дети учатся различать посуду по назначению: кухонная, столовая, чайная. Дети знакомятся с правилами сервировки стола, использованием столовых приборов по назначению

Цель: воспитание хороших манер у детей, как часть общей культуры личности : усвоение правил культуры еды; усвоение правил и норм поведения в гостях. Развитие эстетических чувств и желание всё делать красиво (сервировать стол, следить за столом)

Наша задача - воспитать ребенка так, чтобы он в дальнейшем чувствовал себя комфортно в любых жизненных ситуациях, т. е., привить ему определенные этикетные нормы. Воспитанность человека полно и ярко проявляется в том, как он удовлетворяет свои обыденные, бытовые потребности. Правила и нормы бытовой культуры во многом определяются эстетическими воззрениями общества, поэтому формирование развитого вкуса и эстетического отношения к предметам и явлениям повседневной жизни составляет важную задачу воспитания.

Работая не один год над этой проблемой в нашем детском саду, мы стараемся выполнять ряд основных задач воспитания этикетных норм:

Образовательные :

- познакомить детей с азами этических норм,

- учить использовать «специальные слова» в речевом общении,

- помочь освоить нормы этикета,

- познакомить с разнообразными вариантами сервировки стола.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию интереса к окружающим людям;

- помочь воспитать чувства взаимоуважения, взаимодоверия, взаимопонимания;

- способствовать воспитанию коммуникабельности и чувства коллективизма.

Развивающие:

- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод сопереживания;

- развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;

- развивать навыки самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. За основу своей работы мы берем три основных раздела: культура еды, культура быта и культура общения.

Мы используем следующие методы и приемы воспитания этикетных норм у дошкольников:

• Общение со сказочным персонажем (подсказать, найти ошибки, научить чему-либо.)

• Словесные приемы (рассказ взрослого и ребенка из личного опыта, вопросы, беседа.)

• Игровые приемы (занятие-игра, игровые упражнения, игры- путешествия, игры-соревнования, путаница кроссворды.)

• Наглядные приемы (картинки, видеоматериалы, иллюстрации, схемы.)

• Использование театрализации (кукольного, настольного, театра фланелеграфе, этюды, сцены.)

• Художественное слово (стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, басни.)

• Музыка

• Практические действия (сервировка стола, разбор ситуаций из жизни.)

• Наблюдение (за действием взрослого и ребенка, любование красотой эстетического оформления: стола, букета, подарка, салфетки.)

• Метод проектов («Украшение стола на мамин праздник»; «Скатерти и салфетки-наши помощники») В программе участвуют дети от 3 до 4 лет. Данная программа рассчитана на 1 год обучения.

Ожидаемые результаты:

В результате реализации программы в конце обучения дети будут

• Воспитание нравственных и эстетических чувств

• Привить детям потребность выполнять правила этикета, поведения, культуры общения.

• Развитие личности ребенка, умение продуктивно взаимодействовать с другими людьми

• Снижение агрессивности

После завершения программы воспитанники смогут :

• Применять имеющие знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях.

• Уметь общаться, обмениваться идеями.

• Уважать старших.

К концу изучения программы кружка «Школа этикета» ребенок знает:

• правила этикета и социального быта;

вежливые слова;

• как вести себя в детском саду, в транспорте, на улице и в других общественных местах;

• как помочь товарищу и как принять помощь, как вести себя в кинотеатре, театре, клубе, музее, библиотеке;

• гигиенические требования к еде, жилищу, одежде;

• основные средства связи;

сущность этических понятий: добро и зло, уважение, добрый человек, честность, любовь к родителям и близким, Родине;

умеет:

• для сохранения здоровья соблюдать личную гигиену,

• беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок,

• употреблять вежливые слова и соблюдать правила этикета.

• обучение навыкам общения и сотрудничества;

• формирование у дошкольников навыков речевого этикета и культуры поведения;

• развитие коммуникативных умений в процессе общения;

• введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Содержание программы :

Формы и методы реализации программы кружка «Школа этикета»

Основными методами реализации программы кружка являются изучение речевого этикета, приучение дошкольников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

В процессе работы основная цель – оказать помощь ребенку в формировании представлений о добре, любви, взаимопомощи и дружелюбии. Работа включает следующие элементы: моделирование и оценивание ребенком различных ситуаций поведения в ДОУ, других общественных местах, умение различать допустимые и недопустимые, а также оптимальные формы поведения во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.

Форма занятий – групповая.

Структура занятий:

постоянный ритуал начала занятия;

игры – перевоплощения или игры – беседы с обсуждением и анализом ситуаций;

этические сказки, пластические этюды, игры с элементами музыкальной, изо деятельности;

обсуждение занятий с детьми;

ритуал прощания.

При необходимости вводится «минутка шалости». При комплектации подгрупп для занятий необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, проблемы воспитания и развития. Занятия проводятся в кругу, не за столом, соблюдая все принципы создания развивающей среды. На занятиях всегда присутствуют сказочные персонажи. Проходят в увлекательной форме, они эмоциональны, разнообразны по выбранным формам и методам. Дети играют, поют, ставят небольшие театральные сценки, состязаются в знании нравственных пословиц и поговорок. Занятия рассчитаны не на морализаторское воздействие, а на живое и непосредственное включение ребенка в мир добрых отношений и добрых дел. На занятиях используется дифференцированный подход: возможность высказаться нерешительным, застенчивым детям; дать возможность выразить свои эмоции детям «холерикам»; подвижных детей всегда держать в «поле зрения», использовать все возможные методы и приемы для реализации речевого мышления детей.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о работе кружка «Олимпийские резервы»Фотоотчёт о работе кружка «Олимпийские резервы» В течение года, дети занимались по программе кружка «Олимпийские резервы», осваивали туристическую деятельность, основы безопасности, занимались.

Конспект НОД по дополнительному образованию «Английский для детей» КВН «Happy English» Звучит аудиозапись мелодии КВН. Вед: - Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на заседании Клуба Веселых и Находчивых.

Конспект занятия по дополнительному образованию по биологии для 5–10 классов «Кролики»Конспект занятия по дополнительному образованию по биологии для 5–10 классов «Кролики» Тема: Кролики. Цели и задачи: Образовательные: Развивающие: развивать любознательность, умение наблюдать. Воспитательные: воспитывать бережное.

Отчет о работе по дополнительному образованию «Разноцветные ладошки» На начало учебного года данный кружок посещало -22 человека. Мальчиков 8 чел., девочек - 14 чел. Цель дополнительного образования в данной.

Отчет по дополнительному образованию «Веселый счет» (средняя группа) Кружок дополнительного образования «Веселый счет» проводится на базе средней группы №11. Кружковой работой охвачены 20 детей. Целью кружковой.

Программа по дополнительному образованию — кружка «Красочный калейдоскоп» Рабочая программа кружка «Красочный калейдоскоп» Пояснительная записка Одним из актуальных вопросов дошкольного образования является создание.

Программа «Волшебные лоскутки» по дополнительному образованию детей дошкольного возраста Программа по дополнительному образованию детей,Волшебные лоскутки,. Пояснительная записка В своих работах по аппликации я использую.

Рабочая программа по дополнительному образованию детей среднего дошкольного возраста «Моя малая Родина» Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста Сентябрь 1. «Из-за леса, из-за гор».

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Рабочая программа по дополнительному образованию «Умелые ручки» (старшая группа) Пояснительная записка В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по дополнительному образованию «Я-воспитанный, культурный»
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 16:08
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД