Папки-передвижки

Программа по формированию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста

Эльвира Юрьевна Самойленко
Программа по формированию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Дошкольный возраст – важный период формирования человеческой личности. Именно в детском возрасте формируются основы физического и психического здоровья детей.

Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».

От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка в школе, в свою очередь, организация образовательно-воспитательного процесса влияет на состояние здоровья дошкольников.

Публикация «Программа по формированию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Главное условие благополучно развивающегося общества - это здоровье детей. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам российского ученого И. И. Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.

Проблема сохранения здоровья детей актуальны во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро стоит в образовательной области, где всякая практическая работа направлена на укрепление здоровья воспитанников.

Принцип «Не навреди!» является основополагающим в реализации данной программы.

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗ

ДЕЛ[/b]

В общей системе образования и воспитания физическое воспитание детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

В настоящее время система дошкольного образования в России претерпевает существенные изменения. Инновационные процессы, происходящие в сфере дошкольного образования в целом, касаются и физического воспитания детей дошкольного возраста. С. Б. Шарманова, А. И. Федоров наряду с положительными изменениями отмечают и негативные тенденции в дошкольном образовании, к которым можно отнести: не всегда обоснованное применение зарубежных систем воспитания; возрастание объема и интенсивности познавательной деятельности в ущерб двигательной деятельности детей; недостаток квалифицированных кадров; разобщенность деятельности медицинского и педагогического персонала.

Приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста должно быть физическое воспитание дошкольников, направленное на повышение сопротивляемости детского организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды, усвоение теоретических знаний из области физической культуры, формирование двигательных умений и навыков, развитие физических и психических качеств и способностей, интереса и потребности в физическом совершенствовании, всестороннем формировании личности ребенка.

Физическое воспитание дошкольников должно предусматривать систему физических упражнений, приносящих ребенку положительные эмоции, исключение стрессовых ситуаций и страха перед выполнением движений; достаточную интенсивность и большое разнообразие двигательных действий; многовариативность форм физкультурно – оздоровительной работы и активного отдыха детей, возможность индивидуального и дифференцированного подхода к подбору упражнений; частую смену нагрузок и отдыха в режиме дня ребенка; преемственность в деятельности детей разных возрастных групп дошкольной образовательной организации; гибкий график проведения оздоровительных мероприятий в зависимости от состояния здоровья, утомления, климатических и погодных условий; сезонность применения физических упражнений; ежедневное проведение занятий по физической культурой; взаимосвязь задач физического воспитания с другими сторонами воспитания.

Организационными формами работы по физической культуре в дошкольной образовательной организации являются: физкультурные занятия; физкультурно – оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями); активный отдых (физкультурные досуги, спортивные праздники, Дни здоровья, туристические походы); самостоятельная двигательная деятельность детей; работа с семьей. Самостоятельная двигательная деятельность детей дошкольного возраста протекает под наблюдением педагога. Успешное решение задач физического воспитания возможно лишь при осуществлении индивидуального подхода к детям во взаимосвязанной работе дошкольной образовательной организации и семьи.

Все формы и виды работы взаимосвязаны и дополняют друг друга. В совокупности они создают необходимый двигательный режим, обеспечивающий ежедневные занятия ребенка физической культурой.

Основой физического здоровья ребенка следует считать уровень развития и особенности функционирования его органов и систем. Уровень развития обусловлен программой, которая природой заложена в каждом ребенке и опосредована его базовыми потребностями. Именно удовлетворение доминирующих базовых потребностей является условием индивидуально – гармоничного развития ребенка.

Современный педагог, работая с дошкольниками, призванный заботиться о здоровье ребенка, не вправе относиться к нему как к уменьшительной копии взрослого человека, так как каждому возрастному периоду свойственны свои особенности строения и функционирования.

Цели и задачи реализации программы:

На практике вся система физического развития и воспитания ребенка в ДОУ строится вокруг физиологического и медицинского подходов к организации воспитательно – образовательного процесса. Первостепенное значение уделяется вопросам здоровья детей и организации условий для его охраны и укрепления, а целью физического воспитания становится формирование привычки к здоровому образу жизни.

Между тем, поставленная цель может реализоваться только в ком-плексности решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач во всех направлениях работы с дошкольниками.

Оздоровительные задачи направлены на охрану жизни и укрепление здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды и работоспособности организма.

Цель программы: формирование здорового образа жизни дошкольников и ценностного отношения к здоровью.

Задачи:

- пополнение знаний о поведении в быту и на улице, о значении режима дня, о пользе гигиенических процедур для здоровья;

- создание условий для укрепления физического и психического здоровья детей, улучшения их двигательного статуса;

- развитие психофизических качеств (сила, ловкость, выносливость, координация);

- формирование навыков сохранения собственного здоровья;

- формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.

- воспитание у детей культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья.

Основные принципы программы:

- участие - привлечение детей старшего дошкольного возраста к целенаправленной деятельности по оздоровлению своего организма и формированию здоровых привычек;

- информационная насыщенность;

- эмоциональность;

- массовость;

- активность;

- самостоятельность;

- комплексность;

- дифференцированный подход;

- преемственность и последовательность приобщения детей к ценно-стям культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия.

Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:

- внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;

- внедрение спортивно - оздоровительных, спортивно - познавательных мероприятий;

- приобщение дошкольников к культуре здорового образа жизни, культуре правильного (здорового) питания;

Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, имеет свою конкретную (частную) цель, решает конкретные задачи, ориен-тировано на достижение определенных результатов.

Прогнозируемые результаты реализации программы:

Реализация программы воспитания здорового образа жизни призвана способствовать формированию у детей мотивации на сохранение своего здоровья, развитие двигательной активности дошкольников.

Критерием эффективности реализации данной программы может служить:

- повышение общей культуры в направлении сохранения и развития физического здоровья;

- повышение уровня общей физической подготовленности, через уча-стие детей в спортивных мероприятиях.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

План

физкультурно-оздоровительных мероприятий

Дата

проведения Название Группы Форма прове-дения

Развлечение

«Здравствуй лето красное, здравствуй лето жаркое». развлечение

Спортивная игра

«Если хочешь быть здоров…»

«Путешествие в страну Витаминию»

Познавательная игра

«

От физкультуры и спорта к здоровому образу жизни»

Физкультурный праздник

«Веселые старты»

Спортивные соревнования

«Звери, птицы, насекомые – наши добрые знакомые»

(Ю. А. Кириллова, стр. 122).

Физкультурный досуг

«Гигиена тела»

Познавательная игра

Веселые соревнования

«Мы и сами с усами»

День здоровья

«Сокровища пиратов

» Физкультурное развлечение в форме квеста

Спортивная игра «Зарничка»

«Огонь друг или враг?»

Развлечение по ОБЖ

«Спорт-это сила!»

Соревнования

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Для реализации программы в ДОУ оборудован физкультурный зал и физкультурная площадка, где находится необходимый спортивный инвентарь и оборудование.

Создан материально-технический ресурс:

- компьютер, мультимедийное обеспечение для проведения бесед, просмотра презентаций о здоровом образе жизни.

Список используемой литературы:

1. Здоровьесберегающие технологии в образовательно - воспитатель-ном процессе. Научно – практический сборник инновационного опыта. М. : Илекса, Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001.-400 с.

2. Т. Е. Харченко «Физкультурные праздники в детском саду», ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.

3. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения под редакцией С. О. Филипповой, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.

4. Т. А. Тарасова, Л. С. Власова «Я и мое здоровье», практическое пособие для развития и укрепления навыков здорового образа жизни у детей от 2 до 7 лет. Школьная пресса, 2008.

5. М. А. Давыдова «Спортивные мероприятия для дошкольников: 4-7 лет». ВАКО, 2007.

6. О. Николаева «Занимательные игры для детей на свежем возду-хе»/ООО «Феникс», 2008.

7. Н. Н. Авдеева, Н. Л. Князева, Р. Б. Стеркина. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009.

8. Н. Б. Муллаева. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников:Учебно – методическое пособие-СПб. : «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2008.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее.

Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков с использованием ИКТ у детей среднего дошкольного возраста Конспект НОД по формированию коммуникативных навыков с использованием ИКТ у детей среднего дошкольного возраста «Необыкновенное путешествие.

Конспект ОД по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста «Научим хрюшку мыть руки» Конспект ООД в младшей группе «Научим Хрюшку мыть руки» Цель занятия: формировать культурно- гигиенические навыки детей во время мытья рук.

Конспект занятия по формированию навыков безопасного поведения у детей раннего возраста «Путаница» Цель: 1) Обучающая: познакомить с правилами пожарной безопасности, профессией «пожарный» и специальным транспортом «пожарная машина». 2).

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста «Чистюля» СЛАЙД 1. ВВЕДЕНИЕ. Культурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте.

Проект «Мойдодыр» по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста Муниципальное казенное дошкольное учреждение Национальный детский сад № 16 «Бадм цецг» Проект по формированию культурно-гигиенических.

Проект по формированию культурно-гигиенических навыков для детей раннего возраста «Чистюля» Актуальность Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия связанные с принятием.

Проект по формированию у детей среднего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге «Дорога детства» Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Вид проекта: групповой, фронтальный, информационный. Участники проекта: воспитатели,.

Программа по формированию навыков здорового образа жизни для детей 7–10 лет «Секреты здоровья» Пояснительная записка Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы.

Рабочая программа внеурочной деятельности Программа «Планета Почему?» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Пояснительная записка Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по формированию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 октября 2016 в 19:40
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по формированию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Эльвира Юрьевна Самойленко (УИ 414024) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД