Программа по формированию пространственной ориентировки у дошкольников

Светлана Осипова
Программа по формированию пространственной ориентировки у дошкольников

Москва ГБОУ Школа№904

Воспитатель: Осипова Светлана Яковлевна

Предпосылки формирования пространственной

ориентировки у дошкольников

В раннем детстве начинается у ребёнка формирование зрительно пространственных представлений. В этом не простом процессе главную роль играет не только непосредственно зрительное восприятие предметов в окружении ребёнка, но и манипулирование ими, самостоятельные действия ребёнка этими предметами, их ощупывание. Представления о величине, о форме окружающих ребёнка предметов, шаг за шагом складываются в процессе таких действий. Это и позволяет малышу отличать предметы друг от друга. Поэтому не следует ограничивать стремление ребенка подойти к предметам, прикоснуться к ним, попытаться манипулировать ими и предметами.

В предметно-практической деятельности для детей среднего дошкольного возраста наиболее значима сенсорная интеграция (координация, обработка более тонко дифференцированных движений под контролем системы восприятия. Именно психосенсомоторное развитие и обогащение функционального восприятия психосоциальным опытом и эмоциями считаются наиболее важными в пять лет.

Наряду с развитием ориентировки в окружающем пространстве у ребенка развивается и возможность ориентироваться в своем собственном теле: взаиморасположение отдельных частей тела -(расположение их относительно друг друга, усваивается ребёнком не сразу, а постепенно, и появляется возможность и умение различать левую и правую сторону. После разграничения правой и левой руки ребенок постепенно переносит это понимание «правого» - «левого» и на окружающее пространство, на расположение предметов по отношению друг к другу (например: стул стоит слева от стола, фломастер лежит справа от листа и т. п.).

Знание приведенных слов помогает ребенку обобщить все эти признаки и как бы отделить их от конкретных предметов, что очень важно. В результате дети могут ответить на вопросы типа «Что бывает большим, а что маленьким, что может быть квадратным, а что круглым» и т. д. и т. п., а это свидетельствует о наличии у них именно представлений о пространстве.

У детей 4-5 лет происходит формирование и осмысление таких свойств окружающего мира, как пространство и время, движение и покой. Положительное влияние на интеллектуальное развитие детей оказывает решение задач на установление пространственных и временных связей, качественных и количественных отношений, а также выделение основных, существенных свойств объектов и действий.

Понятия «пространство» и «время» являются неотъемлемой составной частью картины мира в целом. Одновременно с понятием времени целесообразно ввести понятие пространства, поскольку в реальной действительности они тесно связаны. Примером их взаимосвязи может служить перемещение предмета во времени и пространстве.

Высотой, длиной, шириной характеризуется пространство которые выражаются объемом и протяженностью. В процессе изобразительной, конструктивной, игровой деятельности лучше всего вводить детей в мир пространства. Если ребёнок конструирует дом, заборы, башню, дороги мосты и т. д. ему легче и быстрее понятен будет смысл таких парно противоположных слов, как «короткий- длинный», «низкий - высокий», «узкий - широкий». Дети начинают постепенно понимать, пространственные свойства предмета, и что важно при конструировании учитывать их. Например, если большой автобус, то необходимо для автобуса построить дорогу широкую. А маленький автомобиль сможет проехать и по узенькой дорожке. Ребёнок понимает, что длинную прокладываем дорожку, в случае если домики построили далеко друг от друга. Короткая дорога подойдёт, если домики сконструированы на не большом расстоянии друг от друга. Организовывая строительство дорог разных по величине, с детьми среднего дошкольного возраста, можно им предложить сосчитать и сравнить сколько кирпичиков ушло на строительство кротких дорог, или понадобилось строительного материала для сооружения длинных дорог. Также можно предложить ребёнку обсудить, сколько времени потрачено при строительстве конструкций разной величины.

На основе фиксированной точки отсчета определяется пространственное положение предметов. Это не лёгкая для ребят пятого года жизни задача. Что бы решить эти не простые задачи, требуется научить детей понимать такие выражения, как: «в правую руку возьми ложку, а в левую возьми хлеб», «опусти вниз правую руку, подними левую руку вверх». Потешки, пестушки, песенки являются хорошим способом для повторения и закрепления знаний, например: «Вот они сапожки, этот с левой ножки, этот с правой ножки. Вот так хорошо!» До 4 лет дети, как правило, не дают дифференцированную характеристику размеров предмета, ограничиваясь общим их определением: маленький, большой.

На пятом году жизни дети могут научиться определять направление движения и положение предмета по отношению к себе, а также выражать это словами.

В ходе организованных подвижных игр, таких как «Что слева?», «Где чей дом?», «Куда пойдешь и что найдешь?», «Найди свой домик», «Беги к тому, что назову», «Где спрятался котик?», «Кто быстрее?» и т. д. можно осуществлять развитие пространственных представлений.

Понятие ориентировка, связано с понятиями время и пространство. Предпосылки логического мышления у детей среднего дошкольного возраста позволяет развивать последовательность и обратимость практических ориентировок в событии, во времени и пространстве. Эта взаимосвязь прослеживается в процессе развития элементарных представлений о движении времени в течении частей суток и дней недели. Организуя с детьми игры - драматизации по сюжетам знакомых и любимых сказок, можно показать детям, последовательность событий.

С детьми пятого года жизни можно организовывать игры типа «Найди клубок», «Помоги мышке найти сыр», «Кто ближе».

Как обнаружено в исследованиях психологов: «главное направление развития образного мышления и воображения состоит в овладении способностям к замещению и пространственному моделированию. Все основные виды деятельности, которыми овладевает ребенок в дошкольном возрасте, носят моделирующий характер».

Пространственное моделирование включает в себя использование заместителей, но предполагает также установление между заместителями отношений, соответствующих отношениям тех предметов и явлений, которые эти заместители обозначают.

Применять пространственные модели, умение строить - дает человеку возможность выделять в наглядной форме скрытые отношения вещей, планировать решения разнообразных задач и возможно даже творческих, учитывать их в своей деятельности. В реальной жизни, можно ли представить себе, например, шофера, не способного составить и прочесть схему маршрута; конструктора, архитектора или, инженера который не способен изобразить чертежный рисунок.

Но главное для ребенка - это вовсе не овладение внешними формами замещения и пространственного моделирования, выступающими в виде использования условных обозначений, чертежей или схематических рисунков. Суть дела состоит в том, что овладение подобными внешними формами ведет к способности употреблять заместители и пространственные модели в уме, представить себе при их помощи, то о чем рассказывают взрослые, заранее «видеть» возможные результаты собственных действий. А это и есть понимание мышления, воображения.

Ознакомление ребенка с пространством стоит на первых порах продолжать в играх с планом кукольной комнатки. Но сами задания надо усложнить. Предложить ребенку найти предмет, спрятанный в кукольной комнатке, пользуясь отметкой на плане. Но план положите рядом с комнаткой «вверх ногами» и введите в качестве игры условие - запрещение его переворачивать. Теперь ребенку, чтобы решить задачку, придется «переворачивать» план в уме, и это придаст его пространственным представлениям, новое ценное качество – гибкость.

Еще одно новое задание может состоять в перестановке мебели. Педагог показывает ребенку кукольную комнатку, план, на котором каждый предмет обозначен соответствующей ему геометрической фигуркой, вырезанной из цветной бумаги. Сложность состоит в том, что кукла Катя решила купить диван и не знает, где его разместить, для этого необходимо переставить другие предметы мебели. Педагог просит ребенка помочь Кате. Для этого дает ему прямоугольник, обозначающий диван и предлагает перенести мебель на плане так, чтобы поместился этот новый предмет. А это нелегко, т. к. диван должен стоять обязательно у стенки и перед ним необходимо оставить достаточно места для журнального столика.

То, каким образом ребенок переустановит мебель в кукольной комнатке, показывает уровень формирования его пространственной ориентировки. Подобная игра может касаться не только дивана, но и любого другого предмета.

Ну, а дальше наступает пора переходить от пространства игрушечной кукольной комнатки к реальному пространству. Наиболее плодотворный способ выработки у ребенка пространственных представлений остается однако, прежним: это обучение использованию плана. Основная игра с планом - та же, что и раньше: поиск по отметке в плане спрятанного предмета. Прячут предмет и делают соответствующую отметку поочередно взрослый и ребенок. Основная задача теперь - добиться того, чтобы ребенок научился пользоваться планом, находясь в любой точке комнаты. На первых порах для этого ему нужно будет сориентировать план - повернуть его так, чтобы изображение двери смотрело в сторону двери, изображение окна - в сторону окна (дверь и окно - наиболее удобные ориентиры, позволяющие совместить направления на плане и в самой комнате. Следующий шаг - определение собственного места в комнате («я сижу вот на этом стуле»). А после этого уже легко найти в комнате отмеченный на плане предмет.

Необходимость подобного «пошагового» использования плана скоро отпадет, и ребенку достаточно будет внимательно посмотреть на план, чтобы сразу отыскать в комнате нужное место. Полноценные, подвижные представления о пространстве складываются далеко не сразу. Главное, что бы ребенок понял принцип соотнесения плана с реальным пространством и избавился от необходимости всегда «танцевать от печки».

Представления о пространстве развиваются по мере физического роста ребенка. Поэтому малыш «ходит пешком под стол» и видит перед собой нижнюю часть мебели и ноги взрослых. В этом возрасте малышу предметы вокруг кажутся большими, комнаты просторными, а потолки высокими. Подрастая, ребенок может охватить взглядом большее пространство, его субъективное восприятие пространства постепенно изменяется, расширяется.

В связи с этим проблема формирования пространственных представлений является очень актуальной.

Понятие о том, что умения и навыки у детей можно сформировать построением целенаправленного обучения и через организацию его деятельности, является одним из основных принципов дошкольной психолого-педагогической науки. Изучив психолого-педагогическую литературу мы сделали предположение, о том, что формирование пространственных представлений будет являться эффективным, если в процессе обучения и воспитания дошкольников будут использоваться специально подобранные средства, направленные на формирование, а затем и на развитие способностей к пространственной ориентировке у детей пятого года жизни. Подвижные игровые упражнения, дидактические игры являются средствами, обеспечивающими целенаправленное формирование представлений о пространственных отношениях и признаках.

Публикации по теме:

Музыкальные игры для развития навыков пространственной ориентировки Музыкальные игры Детство - это особый мир, который сохраняется в душе человека на всю жизнь, если в нем не царят счастье и радость быть.

Роль правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации дошкольниковРоль правильно организованной развивающей предметно-пространственной среды в период адаптации дошкольников Поступление ребенка в детский сад - важный этап в его жизни, сопровождающийся изменением привычной обстановки, режима дня, разлукой с близкими.

Буклет «Игры на развития пространственной ориентировки» "Разноцветное путешествие". Цель: закреплять умение ориентироваться на своеобразном листе в крупную клетку, развивает воображение. Оборудование:.

Дополнительная программа по формированию познавательного интереса детей к культуре и традициям бурятского народа МБДОУ «Таптанайский детский сад «Солнышко»» Дополнительная программа «Ургыхан» (по формированию познавательного интереса детей к.

Игры на развитие пространственной ориентировки для детей третьего года жизни «Прогулка по парку» Чему учится ребенок: продолжает формировать способность ориентироваться в реальном пространстве (сквере или парке);.

Подборка игр и упражнений для формирования навыков пространственной ориентировки у дошкольников Подборка игр на развитие пространственной ориентацииПредставления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Первым и важным этапом.

Подвижные игры на развитие пространственной ориентировки детей Составила: Абдуллаева Елена Анатольевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад №43» города Белово Кемеровской области Подвижные игры на развитие.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Математика
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Программа по формированию пространственной ориентировки у дошкольников
Опубликовано: 30 марта 2019 в 19:55
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. День лука на МААМ

Полезные и вкусовые свойства этой овощной культуры известны во всем мире. Почти в каждой национальной кухне можно встретить блюда из лука. «Лук от семи недуг» – говорили наши предки, которые не только ели...

19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

Конспект занятия по аппликации «Выносливый дуб»
Программные задачи: Учить детей вырезать симметричный предмет из бумаги, сложенной вдвое. Продолжать знакомить с техникой изготовления фрески (...
Проект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленности
1. Проект «Познакомьтесь - это Я! » старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К...
Фотоотчет «Ремонт в детском саду»
Ремонт детского сада дело не простое. Педагогам часто приходится обращаться за помощью к родителям воспитанников. Реакция на такие просьбы у всех разная: кто...