Программа по краеведению для учащихся начальной школы «Юный патриот»

Светлана Земскова
Программа по краеведению для учащихся начальной школы «Юный патриот»

Пояснительная записка

«Родина» - понятие, совершенно не поддающееся

разъяснению. Что такое родина знает лишь тот, кто

утратил её или вернулся на родину после долгого

отсутствия. (Ф. Гансберг)

Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребенок, только начинающий учиться, имеет небольшой запас знаний о том уголке страны, где он живет. «Дом»«двор»«детский сад»«школа» – границы мира постепенно расширяются. Дети хотят больше знать о своем районе, городе, стране. Первым этапом на пути осознания понятия «Родина» является овладение понятиями «родной дом», «родная улица», «родной город», так как отношение к родной стране зависит от отношения человека к «малой родине». Этим объясняется важность воспитания с раннего детства любви, уважения и интереса к родному городу. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу.

Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному тру-ду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Согласно ФГОС начального общего образования, к результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся их ценностные ориентации и индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм и др.

Н. К. Крупская считала: «Необходимо учителю вооружиться методом изучения окружающей действительности…Он должен быть в сущности краеведом».

Цель программы "Юный патриот"– формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут.

Основные задачи программы "Юный патриот":

• формировать у обучающихся гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

• повысить уровень духовной культуры младших школьников;

• воспитывать у обучающихся общечеловеческие и национально-культурные ценности;

• способствовать развитию познавательного интереса учащихся к истории и культуре родного города, к его настоящему и буду-щему;

• формировать первоначальные представления и элементарные знания об истории и культуре города Шарьи, его структуре, важнейших промышленных, культурных и социальных объек-тах.

Основные принципы, идеи и мотивы программы:

1. принцип природосообразности:

- обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенно-стей;

- максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы.

2. принцип культуросообразности, т. е. воспитание с учетом куль-турных, общечеловеческих, национальных, региональных традиций и обычаев.

3. идея гуманизации, которая предполагает признание приоритета личности ребенка в школе, организации учебно-воспитательного процесса так, чтобы он прежде всего способствовал формированию и развитию интересов, потребностей, склонностей ребенка, реализовывал индивидуально-личностный подход.

4. идеи демократизации и сотрудничествва, которые предпола-гают включение как можно большего числа людей в организацию школьной жизни. Реализация идей гуманизации и демократизации создает условия для развития отношений на основе взаимопонимания, взаимоуважения и взаимодоверия.

5. идея творчества, позволяющая развивать индивидуальные спо-собности детей за счет активных форм и методов, предоставление возможностей для проявления нестандартного мышления.

6. идея эмоциональности воспитательных воздействий, ее реализа-ция способствует развитию чувственной сферы ребенка, гуманизирует отношения людей, главным образом это осуществляется через дела, яв-ляющиеся яркими, красивыми, запоминающимися, интересными детям.

7. идея интеграции предполагает целевое, деятельное, эмоциональное единство школы, семьи, социумов.

В организации:

• реализация важнейшей особенности краеведения: возможность показа учащимся реального объекта изучения – лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т. п. ;

• придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

• вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение учащихся работе с источниками справочной литературой и ученические исследования, экскурсии и туристические походы.

Мотивация организации обучения и воспитания строится на следующих основных мотивах:

• саморазвитие – рост общеучебного мастерства и общекультурного развития, уверенности в достижении требуемого результата;

• самореализация – выполнение заданий, позволяющих проявлять свои возможности, возможность реализовывать свои идеи, возможность лидерства: вести за собой других;

• самооценка – ощущение успеха, признание и одобрение за выполненную работу, возможность действовать самостоятельно на дове-рии;

• включеннось в коллектив – возможность полноценного общения, участие в выработке решений, формирование хороших доброжелательных отношений в коллективе;

• защищенность – спокойная обстановка без стрессов и психологиче-ских напряжений, уверенность в объективной оценке выполненной работы, знание критериев по которым оценивают результаты работы.

Программа может быть реализована:

• используя часы, предназначенные для уроков внеклассного чтения;

• используя предметные часы литературы, мира вокруг нас, истоков;

• во внеучебной деятельности;

• за счет факультативных курсов.

Содержание программы вариативно, может быть реализовано как в учебной, так и во внеклассной деятельности с детьми. По плану необходи-мо проведение 2-3 занятий в месяц. Темы занятий могут быть интегриро-ваны в учебные предметы, рекомендуется широкое использование проектного метода.

Перед проведением экскурсий и походов необходимо проводить ин-структаж по технике безопасности и правилам поведения детей в природе.

Содержание программы (направления).

Программа представлена в 2 направлениях:

1. Социально-ценностное. Включает в себя проведение мероприятий, направленных на формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут.

2. Краеведческое. Основано на познании родного города, воспитания у детей чувства любви и уважения к нему.

Социально-ценностное направление.

Тематическое планирование.

Перечень мероприятий:

1. Концерт к Дню учителя «Учиться никогда не поздно».

2. Праздник к Дню матери «Мама – солнышко моё».

3. Концертная программа к Дню пожилого человека «Спасибо Вам…».

4. Праздник, посвящённый всемирному Дню Земли «Земля наш общий дом».

5. Акция «Летопись добрых дел».

6. Спортивный праздник к Дню защитника отечества «Папа, мама, я – спортивная семья!».

7. Празднование Дня победы «День победы: поклонимся и мёртвым и живым».

8. Проведение сетевой игры «Край родной, горжусь историей твоей!»

Краеведческое направление.

Тематическое планирование.

Географическое краеведение.

Главная задача географического образования – изучение особенностей природы, населения и хозяйства Костромской области, их взаимосвязей, что несет большую мировоззренческую нагрузку, особенно в условиях гуманизации взаимоотношений человека и природы.

Географическое краеведение предполагает изучение особенностей природы Костромской области, формирование детального представления о своей «малой Родине» и людях, ее прославивших, развитие умения работать с картами крупных масштабов, знакомство с жизнью, дея-тельностью и судьбой малоизвестных, незаслуженно забытых исследо-вателей, ученых.

Литературное краеведение.

Литературное краеведение - важное звено в комплексе наук о родном крае, так как Костромская земля как предмет изучения представляет собой сокровищницу памятников русской культуры, что ведет к необходимости освоения школьниками краеведческих знаний, бережного отношения к богатейшей и многовековой костромской литературе и культуре, помогаю-щим формированию у учащихся нравственных и патриотических качеств личности.

Изучение литературного краеведения связано с освоением жанрового своеобразия костромских литературных памятников. Уроки-экскурсии со-здают эмоциональный настрой, уроки-встречи с писателями развивают интерес к современной литературе.

Литературно-художественное краеведение предполагает:

- библиографическое изучение жизни деятелей литературы и искусст-ва, связанных с Костромским краем;

- знакомство с литературными и художественными произведениями, созданными на нашей земле;

- знакомство с архитектурными памятниками Костромского края;

- посещение музейно-выставочных комплексов;

- формирование умений составлять краткие сообщения и доклады о знаменитых людях.

Историческое краеведение.

Историческое краеведение призвано способствовать пониманию исто-рии как закономерного процесса, имеющего культурно-хронологическую специфику, воспитывать у школьников чувство патриотизма, уважения к своему историческому прошлому, стремления сохранить памятники истории и культуры, желание быть нужным и востребованным на своей «малой Родине», стремление к самостоятельному краеведческому поиску, к выработке на основе знаний собственной жизненной позиции.

Экологическое краеведение.

Экологическое краеведение ставит своей целью становление экологической культуры личности школьника, развитие навыков опытно-экспериментальной работы:

- формирования знаний об экосистеме организации природы Земли на примере родного края;

- формирования системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды;

- формирования потребностей / мотивов, побуждений/ поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды;

- формирования способности к целевому, причинному и вероятност-ному анализу экологических ситуаций;

- формирования убеждения в возможности решения экологических проблем и личного участия в практических делах по защите окружающей среды.

1 класс

Тема: «Край мой – гордость моя».

Задачи:

• накопление эмоциональных и эстетических впечатлений о родном крае;

• знакомство с природными особенностями своей «малой Родины»;

• развитие наблюдательности и литературной речи.

Географическое краеведение Литературное краеведение Историческое крае-ведение Экологическое краеведение

Поход. Сбор природного ма-териала. Тест «Что бы ты хотел узнать о своем родном городе?». Классный час «Моя Родина – город Ша-рья». Знакомство с символикой. Составление дневника наблюдений за сезонными из-менениями при-роды осенью.

Экскурсия по

г. Шарья «Встреча с ин-тересными людьми».

Поэт О. М. Хо-мяков (знаком-ство с биогра-фией и творче-ством) Беседа «Достоприме-чательности города Шарья» Классный час Составление дневника наблюдений за сезонными из-менениями при-роды зимой.

«Моя улица» составление карты улицы

Классный час «Главные улицы го-рода». Изучение названий и истории возникновения глав-ных улиц города (проект). Составление дневника наблюдений за сезонными из-менениями при-роды весной.

Составление карты-схемы микрорайона Безопасный путь в школу.

Классный час Мини-исследование «Шарьинские фамилии» (что означает твоя фамилия, рас-пространённые фамилии). «Незабываемые мои родители» составле-ние карты родослов-ной. Классный час Составление альбома «При-рода: времена года».

Урок – практи-кум. Ориентиро-вание по микро-району

Классный час Беседа «Родитель-ский дом – начало начал».

Классный час Экологическая беседа «Как со-хранить красоту при-роды нашего города».

Итоговое заня-тие «Мы любим свой родной город» (устное сочи-нение-рассуждение) Проект «Война в судьбах людей» (участие близких родственников детей в ВОВ как на фронте, так и в ты-лу)

Общешкольные мероприятия:

• Конкурс фотографий на тему «Моя Родина – город Шарья»

• Выставка поделок из природного материала.

2 класс

Тема: «Из истории родного края».

Задачи:

• приобщение к истории края через занимательные факты, видеоряд, индивидуальное творчество, экскурсии, встречи с интересными людьми;

• развитие интереса к прошлому, настоящему и будущему родного края;

• развитие организационных умений учащихся;

• формирование умений вести индивидуальную и групповую исследо-вательскую работу;

• формирование выносливости, упорства в достижении цели.

Географическое краеведение Литературное краеведение Историческое краеведение Экологическое краеведение

Детский празд-ник «Овощная поляна» (изуче-ние местных ого-родных тради-ций).

Экскурсия в светлицу с. Зебляки. Классный час «Историей бога-тый край». Исто-рия воз-никновения горо-да Шарьи, первые упо-минания о го-роде и его насе-лении. Мини – исследо-вание «Охраняе-мые растения нашего города».

Знакомство с картой города.

Классный час Беседа «Далеко незабытое про-шлое» (по итогам экскурсии в светлицу)

Классный час «У очага наших далёких пред-ков». Первые жи-тели, их занятия, образ жизни. Экскурсия в му-зей. Мини – исследо-вание «Охраняе-мые животные нашего города».

Составление схе-мы-карты города с расположением на ней важных городских объек-тов.

Классный час «С любовью и верой». Экскурсия. Посе-щение храма «Будни и празд-ники шарьинцев». Об-ряды, обычаи, праздники.

Экскурсия в му-зей. Беседа «Город просит помощи» (эстетические и экологические проблемы горо-да).

Беседа «Древние поселения на тер-ритории нашего города».

Классный час Экскурсия в школьный музей «Народ славит героев». Герои – шарьинцы ВОВ.

Экскурсия в му-зей. Беседа «Как я могу сделать родной город лучше?».

Составление маршрута по облагора-живанию города.

Краеведческий марафон (экскур-сия в краеведче-ский музей). Итоговое заня-тие Устное сочи-нение «Прошлое, настоящее и бу-дущее моего го-рода». Легенды и преда-ния: «Бежав от расправы па-рень», «Дарова-товские семена», «Царская по-дать». Экскурсия в му-зей.

Общешкольные мероприятия:

• Творческая мастерская «Русская ярмарка».

• Конкурс рисунков на тему «Дети против войны».

3 класс

Тема: «Славные земляки».

Задачи:

• изучение родного края через знакомство с известными личностями, про-славившими Шарьинскую землю;

• развитие интереса к жизни конкретных людей;

• воспитание уважения к предкам-землякам и людям, связанным с Шарьёй делом жизни;

• формирование навыков походной жизни;

• отслеживание изменения интересов и характеров учащихся, их уровня экологической воспитанности.

Географическое краеведение Литературное краеведение Историческое краеведение Экологическое краеведение

Экскурсия в лес. Работа с дневни-ком наблюдений.

Знакомство с творчеством и биографией по-эта Н. Голь-янова.

Библиотечный час. Беседа «Почёт-ные граждане го-рода Шарьи».

Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия на предприятие (минеральная во-да)

Экскурсия на поле. Работа с дневником наблюдений.

Знакомство с творчеством и биографией по-эта

В. Овчинникова.

Библиотечный час. «Встреча с инте-ресными людь-ми».

В. М. Фёдоров (знакомство с биографией и творчеством) «Встреча с инте-ресными людь-ми».

Беседа «Как со-хранить своё здоровье», встреча с заслуженным врачом

Экскурсия на водоём. Работа с дневником наблюдений.

Знакомство с творчеством и биографией по-эта

В. Смирнова.

Библиотечный час. «Эпоха по имени В. В. Долгих»

Биография и дело жизни В. В. Долгих. Экс-курсия в крае-ведческий му-зей. Беседа – диспут «Я состою из то-го, что я ем» (профилактика правильного пи-тания).

Краеведческий марафон (экскур-сия в краеведче-ский музей) Знакомство с творчеством и биографией по-этессы Т. В. Дмитриевой. Библиотечный час. «Кисть и корона».

Биография и дело жизни А. М. Кучу-мова. Экскурсия в краеведческий музей. Экскурсия на предприятие (хлебопекарня).

Экскурсия на предприятие (ти-пография). «Встреча с инте-ресными людьми».

Поэт А. А. Бурлаков (знакомство с био-графией и творчеством) Библиотечный час. «Улица его име-ни»

Биография и де-ло жизни В. М. Крылова.

Классный час. Организация экологического субботника на территории мик-рорайона, по-садка зеленых насаждений.

«Патриот земли русской». О по-двиге И. Сусани-на.

Классный час. «Исполнить долг перед погибши-ми…». Биография и дело жизни Н. В. Гольянова Тест «Измени себя сам» (от-слеживание ро-ста экологиче-ской воспитан-ности учащих-ся).

(см. приложе-ние)

Общешкольные мероприятия:

• Конкурс стихов о родном городе «О тебе, моя Шарья!».

• Конкурс презентаций «Славные земляки».

4 класс

Тема: «Путешествие по карте Костромской области»

Задачи:

• приобщение к истории области, развитие интереса к её прошлому, настоящему и будущему;

• к жизни людей прославивших и прославляющих Костромскую зем-лю;

• становление экологической культуры школьника;

• развитие навыков исследовательской работы ;

• пропаганда здорового образа жизни;

• развивать умения оценивать экологическую обстановку, проводить опытно-экспериментальные работы;

• формировать умения защищать свои проекты;

• тестирование учащихся для определения сформированности лично-сти.

Географическое краеведение Литературное краеведение Историческое краеведение Экологическое краеведение

Знакомство с символикой Ко-стромской обла-сти. Исследова-ние карты обла-сти и соседних областей.

Классный час. Знакомство с творчеством пи-сателей Ко-стромской обла-сти (Абатуров К. ,Базанков М., Балашов Е, Бе-ляевА.). Знакомство с па-мятниками архи-тектуры Костром-ской области: Ипа-тьевский мона-стырь (беседа, ви-деоряд). Проведение экологической экспертизы во-ды (водопро-водной, талой, из водоёма).

Классный час.

Проект «Развитие промышленности Костромской области». Крупные предприятия. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с творчеством пи-сателей Ко-стромской обла-сти (Батурин П., Бочков В., Травкин В., Гусев С.). Знакомство с па-мятниками архи-тектуры Костром-ской области: Щелыково (беседа, видеоряд). Проведение экологической экспертизы

«исследование плодородного слоя почв». Классный час.

Обзорная экскурсия по городу Костроме. Знакомство с творчеством пи-сателей Ко-стромской обла-сти (Зайцева Е., Залипаев В., Шишков В.). Знакомство с па-мятниками архи-тектуры Костром-ской области: му-зей деревянного зодчества (беседа, видеоряд, иллю-страции). Проведение экологической экспертизы

воздуха (на пыль и загазо-ванность: ме-тодика клейкой ленты). Класс-ный час.

Составление аль-бома «Достопри-мечательности города: Костро-ма». Проект.

Классный час. Знакомство с творчеством пи-сателей Ко-стромской обла-сти (Бородкин Ю., Хохлов В., Корнилов В.). Знакомство с па-мятниками архи-тектуры Костром-ской области: Церкви (Спаса на реке Запрудне, Алексеевская, Иоанна Богослова, Богословская и Андреевская Сло-боды, Собора бо-городицы). Проведение экологической экспертизы

продуктов пи-тания

(срок годности, наличие краси-телей и консер-вантов, иссле-дование упако-вок продук-тов).

Классный час.

Сочинение-рассуждение «Что я могу сде-лать для своей Родины». Оформление чи-тательского дневника по творчеству пи-сателей Ко-стромской обла-сти. Написание отзывов на про-изведения. Краеведческий ма-рафон (экскурсия в краеведческий музей). Составление памяток по со-хранению окружающей природы и здоровья лю-дей.

Общешкольные мероприятия:

• Участие в сетевом проекте по краеведению.

• Конкурс проектов «Моя малая родина».

Краеведческие задания.

Краеведческие задания призваны формировать навыки самостоятель-ной поисковой и исследовательской деятельности, опытно-экспериментальной работы у учащихся.

Краеведческие задания подразделяются на 3 части: задания в течение года, задания на полевой практике, летние задания.

Задания в течение года:

Учащиеся 1-2 классов собирают или отбирают материал по заданной теме, оформляют его по образцу, защищают свои знания перед одноклассниками или на экскурсионном ориентировании.

Учащиеся 3-4 классов собирают материал по заданной теме, состав-ляют реферативные работы, экологические проекты, защищая их на обобщающей конференции.

Во время заключительных занятий проводится компьютерное тестирование. Учащимся предлагаются вопросы, сгруппированные по темам, способствующие выявлению краеведческих знаний у детей. Каждый вопрос содержит несколько вариантов ответов. Учащимся необходимо выбрать правильный ответ, набрав на клавиатуре соответствующие цифры и уложившись в заданное время. Каждый правильный ответ оценивается в баллах в зависимости от трудности вопроса. В результате выполнения теста имеется возможность распечатать памятный листок-диплом для учащегося с указанием количества набранных баллов и списком литера-туры.

Публикации по теме:

Праздник к 23 февраля и к 8 Марта для учащихся начальной школы Цель: содействовать воспитанию добрых, уважительных отношений между детьми и родителями, способствующих сплочению семьи, взаимопониманию.

Конкурс на 8 Марта для учащихся начальной школы «А ну-ка, девочки!» Цель: воспитывать уважительное и бережное отношение к матери Оборудование: рисунки к Международному женскому дню 8 Марта, Праздничные панно.

Конспект открытого внеклассного мероприятия для учащихся начальной школы «Масленица» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №553 с углублённым изучением английского языка.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Программа по краеведению для учащихся начальной школы «Юный патриот»
Опубликовано: 12 ноября 2018 в 21:37
+78Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Сценарий, посвященный Дню Матери во второй младшей группе по сказке «Колобок»
Цель: Воспитывать уважение и заботу, оказывать бережное отношение к маме. Роли исполняют: Дед, бабка -родители, колобок, заяц, медведь, волк, лиса- дети....
Стихи детям «Моя семья»
СТИХИ ДЕТЯМ "МОЯ СЕМЬЯ" Кто всегда со всеми ладит, Шьет, пирог печет и гладит, Никогда не отдыхает, Ни о чем не забывает, Поцелует, приласкает, За...
Основные установки гуманного педагогического процесса
ОСНОВНЫЕ УСТАНОВКИ ГУМАННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА: Законы педагога: любить ребенка, понимать ребенка, восполняться оптимизмом к ребенку; Руководящие...
Фотоотчёт проведения праздника посвящённого Дню матери в подготовительной группе
Мама - это радость, Мама - это свет, Мама - это гордость, Ласка и совет! Мамочка - поддержка, Мамочка - любовь! Признаюсь я маме В этом вновь и...
Пособие для детского творчества «Елочные игрушки»
Аннотация. Наглядно-дидактическое пособие «Елочные игрушки» предназначено для детей старшего и подготовительного к школе возраста 6-7 лет. Данное пособие...