Папки-передвижки

Программа по лепке «Пластилиновая фантазия»

Виктория Викторовна Суворова
Программа по лепке «Пластилиновая фантазия»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность программы

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы слуха, зрения, речи, задержка психического развития, умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата) сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?

Публикация «Программа по лепке „Пластилиновая фантазия“» размещена в разделах

Средствами, способными решить все эти задачи, являются формы художественно - эстетического освоения мира, в частности лепка. До недавнего времени вообще не рассматривался вопрос о возможности развития творческих способностей у умственно отсталых детей, о наличии их вообще.

Лепка – один из древнейших видов прикладного искусства. Из глины люди лепили посуду и игрушки. Глина служила строительным материалом и заменяла бумагу: на глиняных дощечках писали письма и документы. но для детского творчества глина сложный материал, гораздо проще, доступнее и удобнее использовать детям пластилин. Лепка – чрезвычайно полезный вид детского творчества: кроме развития художественного вкуса и пространственного воображения, она влияет на мелкую моторику, т. е. при работе с пластилином массируются определённые точки на ладонях, которые в свою очередь активизируют работу мозга и развивают интеллект ребёнка.

Работа с пластилином воспитывает усидчивость, художественный вкус, умение наблюдать, выделять главное. Занятия лепкой требуют от детей затраты дополнительных физических усилий как при подготовке пластического материала к работе, так и непосредственно при выполнении изделия.

Это даёт возможность укрепить мышечную систему верхних конечностей, развивать координацию движений, осуществлять коррекцию физических недостатков, имеющихся у определённой группы умственно отсталых детей. Этому же способствует и своеобразие трудовых приёмов, не встречающихся ни в одном виде трудовой деятельности.

Лепка влияет на общее развитие детей, на эстетические чувства, развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Учёные пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием импульсов от рук, а точнее пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.

Программа составлена по принципу от простого к сложному. Лепят дети индивидуально, а так же создают и коллективные сюжетные композиции. Совместная работа над созданием предметов для общей игры, для выставки – всё это также развивает у детей художественный вкус, эстетическое чувство. Они начинают понимать красоту совместного труда и возможность общими усилиями сделать приятное и полезное для других.

Цель программы

Побуждать детей создавать динамические выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, материал, способы лепки, приёмы декорирования образа.

Задачи:

• Создать оптимальные условия для развития творческих способностей детей;

• Познакомить детей с новыми способами лепки;

• Учить передавать пластическими средствами свои представления о внешнем виде и назначении предмета;

• Учить, самостоятельно, определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы;

• Способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ;

• Корректировать мелкую моторику рук и пальцев, стимулирующую развитие речи;

• Развивать восприятие, внимание, память, воображение;

• Воспитывать художественно – эстетический вкус.

Целевая группа

Программа рассчитана на детей – инвалидов в возрасте от 9 до 18 лет

имеющих отклонение в умственном развитии, проживающих в ГКССУ СО

«Петроввальский дом – интернат для умственно отсталых детей».

Период реализации программы с 01.09.2014г. по 30.08.2017г.

Механизм реализации программы

1 этап - подготовительный

При разработке программы учитывались возрастные особенности детей (девочки в возрасте от 9 до 18 лет; общее количество 11 человек), диагнозом глубокая умственная отсталость.

Для любого человека независимо от его возраста значим результат. Поэтому любое "изделие" ребёнка должно быть "нужным" (дариться, показываться, быть предметом его игр). Внимательно и осознанно нужно относится к «изделиям», созданных руками ребёнка. Ребёнку необходимо внимание взрослого человека, похвала и одобрение. Это является одним из самых сильных психологических мотивов побуждающих ребёнка к деятельности и достижению результата.

Непосредственно перед занятием педагогу нужно приготовить всё, что он подобрал накануне: игрушку, иллюстрацию, натуру. Нужно определить место, где будет стоять предмет. Готовясь к занятию, педагог должен вылепить изображение, которое будут выполнять дети. Выполняя работу, нужно уточнить способы её решения, отметить, где возникли трудности. Это позволит во время объяснения сосредоточить внимание детей на самом трудном.

В первой части занятия нужно сообщить детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно быть эмоциональным, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу. Наглядный материал должен быть очень ярким, красивым, чтобы привлечь внимание ребёнка.

Вторая часть занятия – непосредственная работа над заданием. Во время работы нужно помогать детям в наиболее трудных местах. Лишний раз объяснить ребёнку, как делается и в какой последовательности. Использовать метод «рука в руку» с каждым ребёнком. Целесообразно использовать сюрпризный момент на занятии. Это стимулирует работу умственно отсталого ребёнка и повышает интерес к занятиям по лепке.

Анализ работ – один из важнейших компонентов занятия. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Как правило, после каждого занятия организуется выставка работ.

Это стимулирует детей к дальнейшей активной работе на занятиях лепкой. В работе с детьми используются загадки, пословицы и поговорки, что обогащает словарный запас детей.

С целью отображения результатов программы все работы будут сниматься на фотоаппарат.

Для достижения поставленной цели будут проведены диагностики детей

(Приложение 1). Первая диагностика будет направлена на выявление первоначальных умений детей.

Вторая диагностика будет направлена на выявление полученных результатов.

Можно сделать вывод, что для развития творческих способностей детей необходима система коррекционно – развивающих занятий, которую мы будем осуществлять при работе по данной программе с пластилином.

2 этап - Основной

РРабочий план по реализации программы: «Пластилиновая фантазия»

Раздел №1

«Знакомство с пластилином!»

Раздел №2

«Выполнение изделий самых простых

объёмных форм»

Раздел №3

«Выполнение более сложных изделий»

3 этап – Заключительный

Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается в смысле необычной педагогической ценности.

«Детское творчество научает ребёнка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» - Л. С. Выгодский, следовательно оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения.

В заключительном этапе будет проведено повторное диагностическое обследование детей с занесением результатов в диагностический лист.

Итогом реализации программы «Пластилиновая фантазия» будет являться организация выставки детских работ и создание фотоальбома.

Методическое обеспечение программы

В современной педагогике применяют разнообразные методы обучения.

Наглядные методы и приёмы обучения

Словесные методы и приёмы обучения

Практические методы

Материал и оборудование

•Пластилин (по количеству детей)

•Дощечка или клеёнка (по количеству детей)

•Стека (по количеству детей)

•Тарелочки (по количеству детей)

•Салфетки (по количеству детей)

•Семена: гороха, фасоли, подсолнуха, тыквы. Палочки; пшено; бисер.

Основные приёмы лепки, которые должны будут усвоить дети во время занятий по данной программе

Разминание; Отщипывание; Сплющивание;

Скатывание; Вдавливание;Размазывание; Раскатывание; Соединение деталей;

Прищипывание; Разрезание.

Работа с пластилином имеет свои правила,

которые обязательно нужно выполнять:

•Пластилин нельзя брать в рот и пробовать на вкус.

•Лепку выполнять только на специальной подложке.

•Нельзя класть пластилин на стол.

•Не бросайте остатки пластилина на пол.

•Следите, чтобы пластилин не попал на одежду, может остаться пятно.

•Хранить пластилин нужно в коробочке.

Ожидаемые результаты программы

Лепка, как коррекционное занятие наряду с другими дисциплинами оказывает исключительно большое влияние на умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Это объясняется тем, что конкретно практический характер этих занятий создаёт весьма благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей умственно отсталых детей.

Эти условия не возникают автоматически. Эффективность работы по всестороннему развитию умственно отсталых детей всецело зависит от воспитателя, первостепенная задача которого – сделать работу по лепке коррекционно – неправленой.

При этом не следует забывать, что главная цель занятий достигается не только в достижении внешнего результата – научить детей изображать те или иные предметы, а в том, чтобы максимально использовать занятия по лепке в качестве важнейшего средства воздействия на личность умственно отсталого ребёнка в целом, а так же на преодоление или ослабление присущих детям недостатков.

При планировании программы будут учтены психофизические особенности и возможности умственно отсталых детей, а так же основные виды лепки: лепка по представлению, лепка по замыслу, сюжетная лепка и плоскостная лепка.

Таким образом, актуальность проблемы использования лепки, как средства коррекции психофизических недостатков умственно отсталых детей в процессе кружковой работы несомненна.

Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы головного мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Занятия лепкой:

• научат детей передавать пластическими средствами свои представления о внешнем виде и назначении предмета;

• научат самостоятельно определять замысел и сохранять его на протяжении всей работы;

• будут способствовать сотрудничеству детей при выполнении коллективных работ;

• будут способствовать развитию мелкой моторики рук и пальцев, стимулирующих развитие речи;

• помогут развить восприятие, внимание, память, воображение;

• воспитают художественно - эстетический вкус ребёнка.

Критерии оценки программы

Критериями оценки результативности программы будут служить следующие показатели:

• умение детей скатывать ком из пластилина между ладонями и на доске прямыми и круговыми движениями;

• лепить колобки, колбаски,тарелочки;

• создавать несложные композиции из 2-3 фигур (сюжетная лепка);

• устойчиво устанавливать поделки на выставку.

Публикации по теме:

Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с ОВЗ «Учимся считать с Нумиконом»Дидактические игры по формированию математических представлений у детей с ОВЗ «Учимся считать с Нумиконом» Зачастую у детей, имеющих диагноз ДЦП, в структуре дефекта сочетается два или более психофизических нарушений (нарушения опорно-двигательного.

Логопедия и медицина. Точки соприкосновения В наше время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии. На основе психического анализа получены очень важные данные о механизмах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по лепке «Пластилиновая фантазия»
Опубликовано: 4 марта 2015 в 15:01
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по лепке «Пластилиновая фантазия»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Викторовна Суворова (УИ 20506) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД