татьяна шалагина
Программа кружка по математике
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ детский сад № 56 «Солнышко», г. п. Калининец
Программа кружка дополнительного
образования по математике
«Математики»
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на-стойчивость и упорство в достижении цели.
(А. Маркушевич)
Воспитатель: Шалагина Татьяна Павловна
г. п. Калининец, 2016 г.
1. Место реализации: МАДОУ детский сад № 56 «Солнышко»
Публикация «Программа кружка по математике» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
2. Название кружка : «Математики»
3. Руководителей кружка : воспитатели
4. Тип программы : интегрированное развитие элементарных математических представлений
5. Вид программы : развивающая, обучающая
6. Направление деятельности кружка : формирование элементарных математических представлений
7. Сроки реализации программы : 1год
8. Количество и периодичность НОД: 1 НОД в неделю, 36 НОД в год
9. Количество детей: 29человек
10. Возрастная категория: дети 5-6 лет
11. Критерии отбора детей: на основе запроса родителей
12. Форма организации деятельности кружка : групповая
13. Продолжительность занятия: 25 минут
Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе. В настоящее время проблему развития элементарных математических представлений разрабатывают как зарубежные, так и отечественные педагоги. Дети дошкольного возраста спонтанно проявляют интерес к математическим категориям, помогающим лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и взаимосвязывать их друг с другом, формировать понятия и мышление в целом. И, поскольку в дошкольном возрасте у детей преобладает игровая деятельность, процесс развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста будет более эффективен при использовании в непосредственно образовательной деятельности игровых методов и приемов. Наши дети, имеющие речевые нарушения, часто испытывают особые затруднения при выражении своих мыслей, оречевлении своих действий, их последовательности, что затрудняет их математическую деятельность. Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, у нас возникла идея создания кружка «Математики». Главным достоинством данной формы является способ подачи материала. Используемые методические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно-игровых и поисковых ситуаций способствуют формированию у детей элементарных математических представлений. Интерес детей дошкольного возраста проявляется к игровым персонажам. С этой целью вводятся знакомые детям по мультфильмам игровые персонажи, т. к. они являются элементом субкультуры детей. Помогая героям выполнять задания, дети удовлетворяют потребность в личностной заинтересованности и осознании собственной значимости. Присутствие игровых персонажей в непосредственно образовательной деятельности побуждает детей к математической деятельности, преодолению интеллектуальных трудностей. Особенностью непосредственно образовательной деятельности является использование рабочих тетрадей, альбомов Большинство занятий, в которых математические задачи сочетаются с другими видами детской деятельности, носит интегрированный характер. Основной упор в обучении отводится самостоятельному решению дошкольниками поставленных задач, выбору ими приемов и средств, проверке правильности решения. Занятия предполагают также и различные формы объединения детей (пары, малые группы, вся группа) в зависимости от целей познавательной деятельности. И дети и родители с удовольствием принимают участие в математических праздниках, викторинах и конкурсах, оформляют газеты, книги-раскладушки на математические темы. Методика «Кружка» учитывает возрастные особенности дошкольников и дидактические принципы развивающего обучения. Развивающие задачи решаются с учетом индивидуальности и темпом развития каждого ребенка. Тематика математического кружка способствует расширению словарного запаса, активизации словаря, развитию связной речи. Задания составляются таким способом, чтобы дети могли упражняться в правильном употреблении сформированных грамматических категорий, активизации отработанной лексики. Развитие математических способностей включает взаимосвязанные и взаимообусловленные представления о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для интеллектуального развития детей, формирования грамматического строя речи, развития связной речи, способствуют общему умственному воспитанию ребенка. Работа кружка «Математики» осуществляется под руководством педагога. Основой для разработки рабочей программы по интегрированному формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста стали:
• Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
• СанПиН 2.4.1.3049 – 13 от 15.05.2013г.
• Сычева Г. Е. «Формирование элементарных математических представлений, конспекты занятий», Москва 2014
• Сычева Г. Е. «Формирование элементарных математических представлений, рабочая тетрадь», Москва 2014
• Сычева Г. Е. «Формирование элементарных математических представлений, демонстрационный материал», Москва 2014
• Колесникова Е. В. «Программа «Математические ступеньки» ТЦ Сфера, М. 2008
• Нищева Н. В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с Общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» СПб, «Детство-пресс» 2007
• Петерсон Л. Г., Холина Н. П. «Математика для дошкольников» М. ,1993
• Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. «Игралочка - ступенька к школе», Ювента, М. ,2011
• Колесникова Е. В. «Демонстрационный материал : Математика для детей 5-6 лет» ТЦ Сфера, М. ,2007
• Новикова В. П., Тихонова Л. И. "Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера. Раздаточный материал" от 3 до 7 лет, 2008 г.
• Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи», 2008 г.
Под ред. Б. Б. Финкельнтейн. С-Пб, ООО «Корвет», 2001 г. «Давайте вместе поиграем».
Новизна программы
Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность организуется как интегрированные занятия с применением познавательных игр и требованиями ФГОС, так и в самостоятельной деятельности детей (самостоятельно-исследовательская, индивидуально-творческая деятельность в условиях созданной предметно-развивающей образовательной среды). Новые знания не даются детям в готовом виде, а постигаются ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Вся НОД проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических понятий. Сюжетность НОД и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов внимания, памяти, мышления, мотивируют деятельность ребёнка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. В ходе НОД используются загадки математического содержания, которые оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность суждений, владения умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Дети должны не только запомнить и понять предложенный материал, но и попытаться объяснить понятое. НОД проводятся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей. Строятся на основе индивидуального -дифференцированного подхода к детям.
Программа рассчитана на 1 год на детей 5 – 6 лет. Группа работает раза в неделю по 25-30 минут, всего 36 занятия за учебный год. Большую часть программы составляют практические занятия.
Основная цель программы :
1. Развитие логико - математического мышления через интеграцию образовательных областей.
2. Познакомить детей с новой игрой, ее особенностями и правилами, с понятиями «логический блок», «кодовая карточка», учить с помощью кодовой карточки искать нужный логический блок.
3. Создание условий для развития математического мышления дошкольников через кружковую работу.
4. Закрепление знаний, полученных во время организованной деятельности, качественная подготовка детей к школе.
Основные задачи первого года обучения
• научить решать логические задачи на разбиение по свойствам;
• ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
• развитие творческих способностей.
• закрепление представлений о величине;
• развитие способности группировать предметы по цвету и величине;
• освоение способов измерения с помощью условной мерки;
• развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;
• развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
• Дать представления о числах и цифрах от 5 до 10 на основе сравнения двух множеств.
• Учить считать по образцу и названному числу.
• Продолжить учить понимать независимость числа от величины, расстояния, пространственного расположения предметов, направления счета.
• Учить воспроизводить количество движений по названному числу.
• Учить записывать решение задачи (загадки) с помощью математических знаков и цифр.
• Учить составлять числа от 3 до 10 из двух меньших на наглядном материале.
• Учить, как из неравенства сделать равенство.
• Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
• Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия.
• Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
• Составление геометрических фигур из палочек и преобразование их.
Виды деятельности:
• Конструирование с использованием строительного деревянного конструктора
• Конструирование с использованием конструктора Лего
• Конструирование с использованием конструктора с подвижными частями КЛИКС
• Конструирование из магнитного конструктора smart max
• Конструирование из блоков Дьенеша
• Конструирование из конструктора «Зодчий»
Специально организованная деятельность:
Один раз в неделю по 20-25 минут.
Методы организации работы кружка
-Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).
-Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-конкурсы).
-Практический метод (выполнение работ на заданную тему, по инструкции).
-Наглядный метод (С помощью наглядных материалов : картин, рисунков, плакатов, фото).
- Проблемный метод Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов, самостоятельное их преобразование.
-Частично-поисковый. Решение проблемных задач с помощью педагога.
Методы работы
-Традиционные
-Комбинированные
-Практические занятия
-Игры, конкурсы
Форма работы кружка
Тематическая совместная деятельность детей и педагога
Ожидаемые результаты:
1. Ожидаемые результаты работы ориентированы не только на сформированность отдельных математических представлений и понятий у детей, но и на развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
2. Развивая умственные способности детей, логическое мышление, умение рассуждать, отстаивать своё мнение, способность логично и обстоятельно выдвигать свои идеи, стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок, посещающий детский сад, в дальнейшем мог стать интересным, грамотным человеком, личностью.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
-Диагностика вначале и в конце учебного года.
-Итоговое занятие для педагогов
Работа с родителями:
Родительские собрания, консультации, анкетирование, размещение наглядной информации.
Учебно-методический план дополнительной образовательной программы
№ Наименование темы Количество часов
Теория Практика Всего
1. «Диагностика» 1 1 2
2. «Повторяем пройденное» 1 1 2
3. «Повторение пройденного материала» 1 1
4. «Счет до 5. Сравнение групп предметов по количеству» 1 1 2
5. «Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве» 1 1
6. «Счет до 6» 1 1 2
7. «Состав числа 6» 1 1
8. «Цифра 6» 1 1
9. «Круг, шар» 1 1
10. «Деление целого на части» 1 1 2
11. «Счет до семи» 1 1 2
12. «Состав числа 7» 1 1
13. «Цифра 7» 1 1
14. «Величина предметов» 1 1 2
15. «Счет до 8» 1 1 2
16. «Состав числа 8» 1 1
17. «Цифра 8» 1 1
18. «Квадрат, куб» 1 1
19. «Счет до девяти» 1 1 2
20. «Состав числа 9» 1 1
21. «Цифра 9» 1 1
22. «Преобразование неравенства в равенства. Число и цифра 0» 1 1 2
23. «Счет до десяти» 1 1 2
24. «Состав числа 10» 1 1
25. «Обозначение числа 10» 1 1
26. «Измерение длинны и высоты предметов с помощью эталона» 1 1 2
27. «Счет до 11. Обозначение числа 11» 1 1 2
28. «Точка, линии, фигуры» 1 1
29. «Счет о 12. Обозначение числа 12» 1 1 2
30. «Луч, отрезок» 1 1
31. «Счет до 13. Обозначение числа 13» 1 1 2
32. «Треугольник, пирамида» 1 1
33. «Счет до 14. Обозначение числа 14» 1 1 2
34. «Счет до 15. Обозначение числа 15» 1 1 2
35. «Проведение открытого урока» 1 1
36. «Диагностика» 1 1 2
Учебный календарно-тематический план дополнительной образовательной деятельности
Сентябрь
Первая неделя. «Диагностика»
Цель: выявление уровня знаний детей по окончанию средней группы. Диагностика ведется во всех областях: конструктивный праксис, геометрические фигуры, цвет, счет, соотношение количества предметов, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, сравнение предметов, понимание и использование предложно-падежных конструкций, согласование числительных с существительными.
Вторая неделя. «Повторяем пройденное»
Цель: выявленные недочеты или упущения детей по результатам диагностики. Отрабатываем материал с числами и цифрами, а также состав числа до 5.
Третья неделя. «Повторение пройденного материала»
Цель: закрепление пройденного материала по геометрическим фигура и ориентировке в пространстве, цвете и объёмных геометрических фигурах.
Четвертая неделя. «Счет до 5. Сравнение групп предметов по количеству»
Цель: закрепление навыков прямого и обратного счета от 1 до 5; развитие умений сравнивать группы предметов по количеству; закрепление навыков согласования числительных с существительными; закрепление понятий больше, меньше, равно, неравно.
Октябрь
Первая неделя. «Геометрические фигуры. Ориентировка в пространстве»
Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах; развитие пространственных представлений; дифференциация понятий слева, справа; развитие ориентировки на плоскости.
Вторая неделя. «Счет до 6»
Цель: обучение счету до 6; обучение составлению групп из шести предметов; обучение соотнесению символов и количества предметов; развитие конструктивного праксиса и пространственных представлений.
Третья неделя. «Состав числа 6»
Цель: знакомство с различными вариантами образования числа 6; закрепление навыка сравнения и объединения двух совокупностей; закрепление навыка замещения предметов условными обозначениями; закрепление навыка обратного счета.
Четвертая неделя. «Цифра 6»
Цель: знакомство с цифрой 6; закрепление цифрового ряда от 1 до 6; развитие познавательных процессов.
Ноябрь
Первая неделя. «Круг, шар»
Цель: знакомство с шаром и его свойствами; закрепление представлений о круге; развитие пространственных представлений; развитие тактильных ощущений.
Вторая неделя. «Деление целого на части»
Цель: знакомство со способом деления целого на две и четыре части; развитие конструктивного праксиса; развитие познавательны процессов.
Третья неделя. «Счет до 7»
Цель: обучение счету до 7; развитие конструктивного праксиса; закрепление навыков согласование числительных с существительными.
Четвертая неделя. «Состав числа 7»
Цель: знакомство с различными вариантами образования числа 7; закрепление навыка сравнения и объединения двух совокупностей; закрепление навыка замещения предметов условными обозначениями.
Декабрь
Первая неделя. «Цифра 7»
Цель: знакомство с цифрой 7; закрепление цифрового ряда от 1 до 7; развитие познавательных процессов.
Вторая неделя. «Величина предметов»
Цель: закрепление понятий большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий; обучение соотнесению предметов по величине; развитие умения группировать предметы по заданному признаку.
Третья неделя. «Счет до 8»
Цель: обучение счету до 8; обучение составлению групп из восьми предметов; развитие конструктивного праксиса; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Четвертая неделя. «Состав числа 8»
Цель: знакомство с различными вариантами образования числа 8; закрепление навыка сравнения и объединения двух совокупностей; закрепление навыков устного счета; развитие конструктивного праксиса; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Январь
Первая неделя. «Цифра 8»
Цель: знакомство с цифрой 8; обучение замещению реальных предметов символами; закрепление навыков соотнесения количества предметов с цифрой; развитие конструктивного праксиса; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Вторая неделя. «Квадрат, куб»
Цель: знакомство с кубом и его свойствами; закрепление представлений о квадрате; развитие конструктивного праксиса; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Третья неделя. «Счет до 9»
Цель: обучение счету до 9; закрепление навыков порядкового счета; закрепление навыков согласования числительного с существительным; развитие навыков решения арифметических задач; развитие конструктивного праксиса; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Четвертая неделя. «Состав числа 9»
Цель: знакомство с образованием числа 9 из двух меньших чисел; закрепление навыков замещения реальных предметов символами; закрепление навыков согласования числительных с существительными; развитие конструктивного праксиса; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Февраль
Первая неделя. «Цифра 9»
Цель: знакомство с цифрой 9; обучение замещению реальных предметов символами; закрепление навыков соотнесения количества предметов с цифрой.
Вторая неделя. «Преобразование неравенства в равенства. Число и цифра 0»
Цель: закрепить навыки преобразования неравенства в равенства; знакомство с числом и цифрой 0; обучение решению арифметических задач; развитие познавательных процессов.
Третья неделя. «Счет до 10»
Цель: обучение счету до 10; закрепление навыков порядкового счета; закрепление навыков согласования числительных с существительными; развитие навыков решения арифметических задач; развитие познавательных процессов.
Четвертая неделя. «Состав числа 10»
Цель: знакомство с образованием числа 10; закрепление навыков замещения реальных предметов символами; развитие конструктивного праксиса; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Март
Первая неделя. «Обозначения числа 10»
Цель: знакомство с обозначением числа 10; закрепление числового ряда от одного до десяти; закрепление навыков соотнесения количества предметов с цифрой; развитие познавательных процессов.
Вторая неделя. «Измерение длинны и высоты предметов с помощью эталона»
Цель: закрепление понятий длинный, длиннее, короткий, короче, низкий, ниже, высокий, выше, широкий, узкий. Знакомство со способами измерения длины предметов; закрепление понятий ритм, чередование; развитие познавательных процессов.
Третья неделя. «Обозначение числа 11»
Цель: обучение счету до 11; формирование навыков составления групп из предметов; знакомство с образованием числа 11, знакомство с обозначением числа 11; знакомство с десятком как счетной единицей; закрепление навыков устного счета.
Четвертая неделя. «Точки, линии, фигуры»
Цель: знакомство с понятиями прямая, ломаная, кривая и замкнутая линии; формирование навыков проведения прямых линий через две точки; закрепление навыков устного счета; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Апрель
Первая неделя. «Счет до 12. Обозначение числа 12»
Цель: обучению счету до 12; формирование навыков составления групп из 12 предметов; знакомство с образованием числа 12; знакомство с обозначением числа 12; закрепление навыков устного счета; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Вторая неделя. «Луч, отрезок»
Цель: знакомство с понятиями луч и отрезок; формирование навыков построения лучей и отрезков; закрепление навыков ориентировки в пространстве и на плоскости листа; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Третья неделя. «Счет до 13. Обозначение числа 13»
Цель: обучение счету до 13; формирование навыков составления групп из 13 предметов; знакомство с образованием числа 13; знакомство с обозначением числа 13; закрепление навыков устного счета; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Четвертая неделя. «Треугольник, пирамида»
Цель: знакомство с пирамидой и ее свойствами; закрепление представлений о треугольнике; закрепление числового ряда; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Май
Первая неделя. «Счет до 14. Обозначение числа 14»
Цель: обучение счету до 14; формирование навыков составления групп из 14 предметов; знакомство с образованием числа 14; знакомство с обозначением числа 14; закрепление навыков устного счета; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Вторая неделя. «Счет до 15. Обозначение числа 15»
Цель: обучение счету до 15; формирование навыков составления групп из 15 предметов; знакомство с образованием числа 15; знакомство с обозначением числа 15; закрепление навыков устного счета; развитие тактильных ощущений; развитие познавательных процессов; развитие общей и мелкой моторики, динамического стереотипа.
Третья неделя. «Открытый урок»
Цель: показать все полученные результаты в обучении в кружке «Математики». Закрепление состава числа в десятке; решение арифметических задач; решение логических задач.
Четвертая неделя. «Диагностика»
Цель: выявление уровня знаний детей по окончанию старшей группы. Диагностика ведется во всех областях: конструктивный праксис, геометрические фигуры, цвет, счет, соотношение количества предметов, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени, сравнение предметов, понимание и использование предложно-падежных конструкций, согласование числительных с существительными. Выявляются знания детей в счете до 15 и обратно; освоение образа числа с цифрой и количеством.