Татьяна Карсаева
Программа по математике для 7 класса глубоко умственно отсталых детей
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
учебного предмета:
«Математика»
Уровень общеобразовательный
Срок реализации 2016-2017 учебный год
Составлена на осн
Программы обучения глубоко
умственно отсталых детей
под редакцией А. Р. Маллера
Рабочую программу составила : Карсаева Татьяна Николаевна
г. Москва, 2016
Пояснительная записка
Публикация «Программа по математике для 7 класса глубоко умственно отсталых детей» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Математика. Конспекты уроков
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Темочки
У умственно отсталых детей со сложной структурой дефекта очень глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении счёту. У детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе чисел, они лишь механически заучивают порядковый счёт, с большим трудом овладевают конкретным счётом. А переход к абстрактному счёту для них недоступен.
При обучении необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков которые, прежде всего, явились бы действенными, практически ценными и обеспечили бы им подготовку к трудовой деятельности.
Обучение организуется на практической наглядной основе. Уроки необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.
Обучение счёту умственно отсталых детей со сложной структурой дефекта начинается с пропедевтического периода. Его содержание и основные задачи - развитие интереса к занятиям, выработка умения слушать учителя и выполнять его задания. Дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы в этот период должны стать наблюдения, экскурсии, дидактические игры.
На уроках дети считают предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и с символами бумажных денег. Кроме этого, знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины и ёмкости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.
Занятия должны быть тесно связаны с другими учебными дисциплинами, особенно с ручным трудом.
Задачи коррекционно-развивающего обучения – коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Наряду с основными методами обучения математике используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.
Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.
Учебный материал программы ориентирован не столько на выполнение учебных задач, сколько на достижение того уровня умений, которые необходимы детям для успешной социальной адаптации. Поэтому в процессе обучения первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.
Основная цель учебного курса
Цель: дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления.
Задачи:
- знакомство с абстрактными математическими понятиями;
- формирование элементарных математических представлений и учебных универсальных действий;
- формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;
- коррекция и развитие сенсорных и познавательных процессов, личностных качеств ребенка;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи и обогащение словаря;
- воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности.
Содержание.
Повторение материала 6-го класса.
Устная и письменная нумерация в пределах 100.
Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи). Работа со счетами. Знакомство с десятком как с новой счетной единицей. Счет прямой и обратный десятками в пределах 100.
Решение примеров на сложение и вычитание круглых десятков, сложение круглого десятка с однозначным числом, сложение двузначного числа с однозначным без перехода через разряд, вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд.
Составление и решение задач в пределах 100 без перехода через разряд.
Понятие «моложе – старше».
Меры стоимости: 1 рубль, 3 рубля. Размен и замена. Работа с символами бумажных денег. Вводится монета в 50 копеек.
Меры длины: метр (метровая линейка). Измерение метром.
Меры емкости: литр.
Меры времени: определение времени по часам с точностью до получаса.
Геометрический материал : круг. Обведение шаблона.
Ожидаемые конечные результаты.
Учащиеся, по возможности, должны уметь читать, записывать, сравнивать числа в пределах 100; производить сложение и вычитание на конкретном материале (с помощью учителя); решать простые задачи с понятиями «больше на», «меньше на», «дороже», «дешевле», «старше», «младше», строить фигуры по точкам с помощью с помощью линейки. Учащиеся, по возможности, должны распознавать углы: прямой, острый, тупой. Различать стрелки часов, определять время с точностью до получаса; распознавать числа, полученные при счете и измерении одной единицей стоимости, длины, ёмкости. Форма проверки результатов усвоения программы : наблюдение, самостоятельная работа.
Методическое обеспечение программы.
Учебно-наглядные пособия по темам; учебные принадлежности: таблицы с числами (до 100); классные и индивидуальные счёты, раздаточный материал (монеты, купюры, геометрические фигуры, карточки с индивидуальными заданиями, циферблаты, дидактические игры, занимательный материал.
Список литературы
1. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. - СПб., 2000.
2. Бражнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1987
3. Василевская В. Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательных школ. – М., 1960.
4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/Под ред. В. В. Воронковой. - М., 1994.
5. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., Просвещение. 1995.
6. Калинченко А. В. Обучение детей с нарушениями интеллекта арифметическим действиям с обыкновенными дробями//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004. - № 6.
7. Кузьмина-Сыромятникова Н. В. Методика арифметики во вспомогательной школе. Изд. 2-е, - М., 1949.
8. Лиепиня С. В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся 1-3 классов вспомогательных и массовых школ//Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. - М., 1976.
9. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. - М., АПН РСФСР, 1960.
10. НИИ дефектологии АПН СССР Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. -М. ,1983
11. Обучение математике детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). Под ред. Пузанова Б. П. – М., 2003.
12. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред Ж И. Шиф. - М, 1965, с. 217-299, гл. 6.
13. Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. - М., Просвещение, 1989.
14. Перова М. Н., Эк В. В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя - 2-е изд., перераб. - М., Просвещение, 1992.
15. Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. - М., 1979.
16. Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. - М., Просвещение, 1990.
Календарно-тематическое планирование
по математике 7 класс
I четверть
№ Программный материал Кол-во
часов Сроки
1 Устная и письменная нумерация в пределах 100 (повторение). 1
2 Таблица разрядов (повторение). 1
3 Простые и составные числа. 1
4 Сложение и вычитание многозначных чисел без перехода через разряд. 1
5 Сложение многозначных чисел с переходом через разряд. 1
6 Решение задач на сложение и вычитание. 1
7 Административная контрольная работа. 1
8 Работа над ошибками. 1
9 Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд. 1
10 Решение задач на сложение и вычитание. 1
11 Нахождение неизвестных компонентов (слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого). 1
12 Углы. Смежные углы. 1
13 Сумма смежных углов. 1
14 Сумма углов треугольника. 1
15 Умножение и деление на однозначное число. 1
16 Деление на однозначное число. 1
17 Проверка умножения. 1
18 Проверка деления. 1
19 Контрольная работа за I четверть. 1
20 Работа над ошибками. 1
21 Умножение и деление на 10, 100, 1000. 1
22 Умножение и деление на круглые десятки. 1
23 Умножение и деление на двузначное число без перехода через разряд. 1
24 Умножение на двузначное число с переходом через разряд. 1
25 Деление на двухзначное число. 1
26 Повторение по теме: «Умножение и деление». 1