Лучший педагог года

Программа по математике для 7 класса глубоко умственно отсталых детей

Татьяна Карсаева
Программа по математике для 7 класса глубоко умственно отсталых детей

Рабочая программа

учебного предмета:

«Математика»

Уровень общеобразовательный

Срок реализации 2016-2017 учебный год

Составлена на осн

Программы обучения глубоко

умственно отсталых детей

под редакцией А. Р. Маллера

Рабочую программу составила : Карсаева Татьяна Николаевна

г. Москва, 2016

Пояснительная записка

Публикация «Программа по математике для 7 класса глубоко умственно отсталых детей» размещена в разделах

У умственно отсталых детей со сложной структурой дефекта очень глубоко недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении счёту. У детей не возникает подлинного понятия о числе и о составе чисел, они лишь механически заучивают порядковый счёт, с большим трудом овладевают конкретным счётом. А переход к абстрактному счёту для них недоступен.

При обучении необходимо предусмотреть систему таких знаний, умений и навыков которые, прежде всего, явились бы действенными, практически ценными и обеспечили бы им подготовку к трудовой деятельности.

Обучение организуется на практической наглядной основе. Уроки необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.

Обучение счёту умственно отсталых детей со сложной структурой дефекта начинается с пропедевтического периода. Его содержание и основные задачи - развитие интереса к занятиям, выработка умения слушать учителя и выполнять его задания. Дети должны научиться работать в коллективе, вести правильно тетрадь, работать с дидактическим материалом и наглядными пособиями. Основными методами работы в этот период должны стать наблюдения, экскурсии, дидактические игры.

На уроках дети считают предметы, называют и записывают числа в пределах программного материала, решают простейшие задачи в одно действие, работают с монетами и с символами бумажных денег. Кроме этого, знакомятся с пространственными и временными представлениями, мерами длины и ёмкости, учатся распознавать некоторые геометрические фигуры.

Занятия должны быть тесно связаны с другими учебными дисциплинами, особенно с ручным трудом.

Задачи коррекционно-развивающего обучения – коррекция и развитие познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Наряду с основными методами обучения математике используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, самостоятельная работа и др.

Обучение математике невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся. Поэтому на уроках математики учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с числами.

Учебный материал программы ориентирован не столько на выполнение учебных задач, сколько на достижение того уровня умений, которые необходимы детям для успешной социальной адаптации. Поэтому в процессе обучения первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

Рабочая программа построена на основе концентрического подхода, особенность которого состоит в учете повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового.

Основная цель учебного курса

Цель: дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления.

Задачи:

- знакомство с абстрактными математическими понятиями;

- формирование элементарных математических представлений и учебных универсальных действий;

- формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль;

- коррекция и развитие сенсорных и познавательных процессов, личностных качеств ребенка;

- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;

- развитие речи и обогащение словаря;

- воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности.

Содержание.

Повторение материала 6-го класса.

Устная и письменная нумерация в пределах 100.

Сложение и вычитание в пределах 100 без перехода через разряд (все случаи). Работа со счетами. Знакомство с десятком как с новой счетной единицей. Счет прямой и обратный десятками в пределах 100.

Решение примеров на сложение и вычитание круглых десятков, сложение круглого десятка с однозначным числом, сложение двузначного числа с однозначным без перехода через разряд, вычитание однозначного числа из двузначного без перехода через разряд.

Составление и решение задач в пределах 100 без перехода через разряд.

Понятие «моложе – старше».

Меры стоимости: 1 рубль, 3 рубля. Размен и замена. Работа с символами бумажных денег. Вводится монета в 50 копеек.

Меры длины: метр (метровая линейка). Измерение метром.

Меры емкости: литр.

Меры времени: определение времени по часам с точностью до получаса.

Геометрический материал : круг. Обведение шаблона.

Ожидаемые конечные результаты.

Учащиеся, по возможности, должны уметь читать, записывать, сравнивать числа в пределах 100; производить сложение и вычитание на конкретном материале (с помощью учителя); решать простые задачи с понятиями «больше на», «меньше на», «дороже», «дешевле», «старше», «младше», строить фигуры по точкам с помощью с помощью линейки. Учащиеся, по возможности, должны распознавать углы: прямой, острый, тупой. Различать стрелки часов, определять время с точностью до получаса; распознавать числа, полученные при счете и измерении одной единицей стоимости, длины, ёмкости. Форма проверки результатов усвоения программы : наблюдение, самостоятельная работа.

Методическое обеспечение программы.

Учебно-наглядные пособия по темам; учебные принадлежности: таблицы с числами (до 100); классные и индивидуальные счёты, раздаточный материал (монеты, купюры, геометрические фигуры, карточки с индивидуальными заданиями, циферблаты, дидактические игры, занимательный материал.

Список литературы

1. Баряева Л. Б., Зарин А. П. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. - СПб., 2000.

2. Бражнокова И. М. Психология умственно отсталого школьника. - М., 1987

3. Василевская В. Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательных школ. – М., 1960.

4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/Под ред. В. В. Воронковой. - М., 1994.

5. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М., Просвещение. 1995.

6. Калинченко А. В. Обучение детей с нарушениями интеллекта арифметическим действиям с обыкновенными дробями//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004. - № 6.

7. Кузьмина-Сыромятникова Н. В. Методика арифметики во вспомогательной школе. Изд. 2-е, - М., 1949.

8. Лиепиня С. В. Сравнительные исследования объема внимания учащихся 1-3 классов вспомогательных и массовых школ//Клиническое и психолого-педагогическое изучение детей с интеллектуальной недостаточностью. - М., 1976.

9. Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. - М., АПН РСФСР, 1960.

10. НИИ дефектологии АПН СССР Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. -М. ,1983

11. Обучение математике детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). Под ред. Пузанова Б. П. – М., 2003.

12. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы /Под ред Ж И. Шиф. - М, 1965, с. 217-299, гл. 6.

13. Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной школе. - М., Просвещение, 1989.

14. Перова М. Н., Эк В. В. Обучение элементам геометрии во вспомогательной школе: Пособие для учителя - 2-е изд., перераб. - М., Просвещение, 1992.

15. Учащиеся вспомогательной школы / Под ред. М. С. Певзнер, К. С. Лебединской. - М., 1979.

16. Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. - М., Просвещение, 1990.

Календарно-тематическое планирование

по математике 7 класс

I четверть

Программный материал Кол-во

часов Сроки

1 Устная и письменная нумерация в пределах 100 (повторение). 1

2 Таблица разрядов (повторение). 1

3 Простые и составные числа. 1

4 Сложение и вычитание многозначных чисел без перехода через разряд. 1

5 Сложение многозначных чисел с переходом через разряд. 1

6 Решение задач на сложение и вычитание. 1

7 Административная контрольная работа. 1

8 Работа над ошибками. 1

9 Вычитание многозначных чисел с переходом через разряд. 1

10 Решение задач на сложение и вычитание. 1

11 Нахождение неизвестных компонентов (слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого). 1

12 Углы. Смежные углы. 1

13 Сумма смежных углов. 1

14 Сумма углов треугольника. 1

15 Умножение и деление на однозначное число. 1

16 Деление на однозначное число. 1

17 Проверка умножения. 1

18 Проверка деления. 1

19 Контрольная работа за I четверть. 1

20 Работа над ошибками. 1

21 Умножение и деление на 10, 100, 1000. 1

22 Умножение и деление на круглые десятки. 1

23 Умножение и деление на двузначное число без перехода через разряд. 1

24 Умножение на двузначное число с переходом через разряд. 1

25 Деление на двухзначное число. 1

26 Повторение по теме: «Умножение и деление». 1

Публикации по теме:

Дополнительная общеразвивающая программа Дополнительная общеразвивающая программа Кружок «Волшебный бисер» Из бисера колье, серёжки Украсят женское лицо, А вот – гердан, браслеты, брошки, Цветы, пасхальное яйцо. Какие вещи- загляденье! От них.

Конкурсная программа «23+8» Конкурсная программа «23+8» Цель: Создать доброжелательную эмоциональную атмосферу между детьми и родителями. -Способствовать радостному.

Конспект интегрированного открытого занятия по математике в подготовительной группе «Помощь планете Математике» Тема: Помощь планете «МАТЕМАТИКА» Цель: Формирование элементарных математических представлений. Программное содержание: Образовательные.

Конспект занятия по математике в старшей группе детей с ЗПР «Весна в математике» Программное содержание: 1. Продолжать учить устанавливать соответствие между числом, цифрой и количеством предметов в пределах семи. 2. Упражнять.

Конспект занятия по математике в старшей группе «В волшебную страну математики» Конспект занятия в старшей группе по математике «В волшебную страну математике» Подготовила и провела: воспитатель Семенова. О.

Программа кружка по математике «Всезнайки» Данная программа предназначена для детей 6-7 лет. Она поможет дошкольнику в игровой форме познать основы математики. В программе предложен.

Программа по ИЗО Программа по Художественному творчеству для детей младшего дошкольного возраста. Пояснительная записка В дошкольном возрасте у детей закладываются.

Программа по самообразованию Пояснительная записка Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно.

Программа «Сделай сам» Содержание № Содержание Страница 1. Содержание 2. Паспорт программы 3. Пояснительная записка 3.1 Цель и задачи программы 3.2 Планируемые.

Рабочая программа внеурочной деятельности Программа «Планета Почему?» для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет) Пояснительная записка Дети по природе своей – исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по математике для 7 класса глубоко умственно отсталых детей
Опубликовано: 30 сентября 2016 в 21:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД