Лучший педагог года

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников. «Люблю тебя, моя Кубань»

Вера Ярочкина
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников. «Люблю тебя, моя Кубань»

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников

2015-2016 учебный год

I Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, к своей малой родине. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Данная программа предусматривает реализацию регионального компонента, через знакомство с национально-культурными особенностями Краснодарского края (произведениями искусства, художественным словом, фольклором, музыкой) ; знакомство с бытом и традициями Кубани; с природными и климатическими особенностями Кубани и родного поселка; с трудом жителей Кубани; с животным миром и водными ресурсами.

Публикация «Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников, „Люблю тебя, моя Кубань“» размещена в разделах

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Цели и задачи реализации Программы :

1. развивать чувство гордости, бережное отношение к родному посёлку, Краснодарскому краю.

2. ознакомление с историческим прошлым и настоящим края, географическим положением, природными ресурсами, климатическими условиями.

3. ознакомление с трудом жителей, кубанскими ремеслами.

4. ознакомление с кубанским культурным наследием (фольклором, произведениями поэтов и писателей, художников, фольклором, музыкантами).

5. формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

6. развивать восприятие, мышление, память, наблюдательность, способность анализировать, экспериментировать.

Основной целью работы является формирование нравственно-патриотических чувств ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры.

В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Поэтому в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.

Принципы построения программы

Программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: мой поселок, моя страна, моя планета, День народного единства, народная культура и традиции, люблю тебя, моя Кубань ;

принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

• принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

• принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Значимые характеристики дошкольного возраста.

5–6 лет.

• Знать свой домашний адрес, название поселка.

• Иметь представление о символике Кубани, России.

• Знать название близлежащих улиц.

• Иметь представление о жизни и быте народа Кубани.

• Узнавать на фотографиях достопримечательности поселка, уметь рассказывать о них.

• Знать профессии своих родителей.

• Знать правила поведения в природе.

• Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.

6–7 лет.

• Краткие сведения об истории Кубани. поселка.

• Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

• Знать герб, флаг Кубани, России.

• Иметь представление о Президенте; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.

• Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т. д. ; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т. д.

• Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.

• Правила безопасности поведения в природе и на улице.

• Иметь элементарные представления об охране природы Кубани.

• Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

Ожидаемые результаты к концу дошкольного периода ребенок должен знать: название страны в которой живет; о своей малой родине, государственные и кубанские символы, о том, что нашу Кубань населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.

II. Содержательный раздел.

Содержание образования по пяти образовательным областям

Реализация программы «Люблю тебя, моя Кубань» организуется в режимных моментах в совместной деятельности педагога и ребенка 1 раз в неделю.

Содержание программы обеспечивает :

- взаимодействие педагогов с семьями воспитанников, которые состоят в следующем: вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс - родительские собрания по теме, совместные творческие дела, проектная деятельность.

- развитие личности, мотивации и способностей детей в нетрадиционной технике рисования и охватывает следующий образовательные области:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

физическое развитие.

Образовательная область Задачи

Социально-коммуникативное развитие Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой Родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать знания о родном крае в игровой деятельности.

Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям Краснодарского края, стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие Приобщать детей к истории Краснодарского края.

Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой, литературой, культурой, обычаями.

Речевое развитие Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой Краснодарского края.

Художественно-эстетическое развитие Воспитывать любовь и уважение к культуре и традициям кубанского народа, развивать эмоциональную отзывчивость при знакомстве с народными промыслами и фольклором.

Физическое развитие Воспитывать физические качества (ловкость, быстроту, выносливость, силу и др.). формировать интерес к ЗОЖ посредством организации и проведения спортивных праздников с использованием традиционных кубанских игр.

Формы реализации программы :

- совместная деятельность;

- экскурсии;

- беседы;

- игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, настольные) ;

- продуктивная деятельность;

- чтения произведений художественной литературы, фольклора;

- прослушивание и изучение музыкальных произведений;

- праздники;

- утренники;

- веселые спартакиады;

- работа с родителями;

III. Организационный раздел.

Реализация программы «Люблю тебя, моя Кубань» организуется в режимных моментах в совместной деятельности педагога и ребенка 1 раз в неделю.

Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению с Краснодарским краем.

№ Тема Старшая подгруппа Подготовительная подгруппа

1 Я, моя семья Понятия «семья», «родной дом». Семья- группа живущих вместе родственников. Значение семьи для человека. Объяснение смысла пословиц: «Дома и стены помогают», «Мой дом - моя крепость» Различные уклады семейного быта. Семейные традиции. Понятие «предки». Несколько поколений составляют «род». Родословная. Генеалогическое древо.

2 Родной поселок Понятия «Родина», «малая родина». Путешествие в прошлое родного края. Исторические памятники родного края. Храмы. Символика Краснодарского края. Культурно- историческое наследие родного края. Особенности городской и сельской местности. Главная улица поселка. Архитектура и функциональные особенности отдельных зданий. Города, районы, реки Кубани.

3 Природа родного края Растительный и животный мир Краснодарского края. Охрана природы Краснодарского края. Зеленая аптека

4 Краснодар- город мастеров Улицы, названные в честь мастеров и их изделий. Сельское хозяйство Кубани : хлеборобство, животноводство, овощеводство, птицеводство.

5 Быт, традиции Функциональное предназначение предметов русского быта. Сочетание сезонного труда и развлечений - нравственная норма народной жизни. Традиционные народные праздники. Песни Краснодарского края. Народный календарь. Традиционные обрядные праздники, особенности их празднования Краснодарского края, традиционные праздничные блюда.

6 Кубанский костюм Знакомство с историей костюма. Особенности народного костюма Кубани. Женский и мужской костюмы. Современный костюм.

7 Народная игрушка Соломенные и деревянные игрушки. игрушка: от истории возникновения до наших дней.

8 Народные игры Разучивание считалок, слов к играм. Старинные и современные народные игры, традиционные Краснодарского края.

9 Экскурсии Храм станицы Новоивановской, библиотека поселок Незамаевский, КДЦ поселка Незамаевский.

Перспективное планирование (приложение 1)

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

В детском саду проводятся мероприятия в фольклорном стиле, так же воспитанники старшего дошкольного возраста ежегодно участвуют в краевом фестивале «Адрес детства- Кубань», организуется ежегодная традиционная экскурсии в Храм станицы Новоивановской, библиотеку поселок Незамаевский, КДЦ поселка Незамаевский, СОШ № 15, парк поселка Незамаевский, стадион поселка Незамаевский, достопримечательность поселка Незамаевский (трактор,доска почета поселка Незамаевский, стела памяти поселка Незамаевский.

Содержание предметно – развивающей среды

Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды.

Оформление в группах зоны гражданско – патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, поселке, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций, фотографий с видами малой родины, родного поселка, столицы, родной страны, России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского, кубанского герба и флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

Уголки по нравственно-патриотическому воспитанию расположено в группе и представлено : макеты Кубанского подворья, фигурами домашних и диких животных, иллюстрированными книгами о природе родного края, о памятных местах села, старинными предметами кубанского быта, плакатами, гербом и флагом Краснодарского края, гербом и флагом России, альбомом «Достопримечательности поселка».

В МБДОУ № 30 организована Кубанская комната и, а на территории расположена композиция «Кубанское подворье», в которую входит: макет мельницы, лошадки с тележкой с мукой, мостик.

На территории ДОУ организован мини-огород с экспериментальными грядками для знакомства детей с растениями, произрастающими на полях Кубани.

Материально-техническое сопровождение

• Дидактические и наглядные пособия;

• методическая литература;

• Репродукции картин;

• картинки с различными видами ;

• художественная литература;

• грамзаписи и аудиозаписи с песнями военных лет;

• карты, атлас Краснодарского края;

• символика Кубани, России.

Взаимодействие с родителями

Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители оказывают большую помощь, активно участвуют в жизни детского сада, проявляя выдумку, фантазию, энтузиазм. С их участием проводятся:

• Выставки рисунков, поделок по тематике

• Оформление патриотического уголка.

• Труд бытовой в природе.

• Утренники, праздники, экскурсии, соревнования.

Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.

Диагностический инструментарий определения результатов работы по теме

• метод изучения продуктов детского творчества;

• метод наблюдения, опроса по изученному материалу.

Используемая литература:

1. Воспитание у дошкольников любви к малой Родине В. А. Маркова

2. Родная Кубань В. Н. Ратушняк

3. Живи и красуйся станица моя! П. В. Генералов

4. Наш край Р. Д. Болдырев

Публикации по теме:

Конспект ОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Люблю тебя, мой край родной» Цель: формировать представления детей о прошлом и настоящем своей малой Родины. Задачи: Образовательные - познакомить детей с боевыми наградами:.

Конспект проведения НОД в подготовительной группе по патриотическому воспитанию «Люблю тебя, моя Россия!» Конспект НОД по теме: " Люблю тебя. моя Россия!"Подготовила: воспитатель зоя шипицына. Цель: 1. Продолжать формировать у детей интерес к.

Консультация для родителей «Люблю, тебя, моя Кубань!» Уважаемые родители! Цель моей консультации - дать вам советы, как в доступной, игровой и занимательной форме познакомить детей с нашим краем,.

Консультация для воспитателей «Предметно развивающая среда по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников» Предметно развивающая среда по нравственно патриотическому воспитанию дошкольников В настоящее время в нашем ДОУ большое внимание уделено.

Методическое объединение «Внедрение Рос до в работу ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»Методическое объединение «Внедрение Рос до в работу ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» Дошкольное образовательное учреждение № 39 Малютка» общеобразовательного типа г. Снежное Дворниченко Н. В., воспитатель-методист Методическое.

Педагогический проект «Село моё старинное» по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников Аннотация Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание.

Проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами детской художественной литературыПроект по патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами детской художественной литературы Актуальность проекта обусловлена проблемой патриотического воспитания в наши дни. Детская художественная литература как нельзя более подходит.

Программа кружка по патриотическому воспитанию дошкольников «Знай и люби свою Родину» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Мы живем в век быстрого развития коммуникаций и все большей мобильности. Изменилась не только жизнь, но и мы сами.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие Современные подходы к нравственно — патриотическому воспитанию дошкольников через познавательное развитие В условиях решения задач модернизации.

Справка по тематическому контролю по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Справка по итогам тематического контроля в МБОУ «Катунинская СШ» филиал «Детский сад д. Лахта» «Организация воспитательно-образовательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников. «Люблю тебя, моя Кубань»
Опубликовано: 21 ноября 2016 в 16:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД