МААМ-картинки

Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников. «Люблю тебя, моя Россия!»

Татьяна Белоус
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников. «Люблю тебя, моя Россия!»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа «Люблю тебя, моя Россия (для детей старшего дошкольного возраста)

Введение

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, взгляды и жизненные позиции, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Публикация «Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников, „Люблю тебя, моя Россия!“» размещена в разделах

Нравственно – патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о добре, дружбе, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, к своей малой родине. Формирование личности ребенка, его воспитание начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Данная программа предусматривает реализацию регионального компонента, через знакомство с национально-культурными особенностями Краснодарского края (произведениями искусства, художественным словом, фольклором, музыкой); знакомство с бытом и традициями кубанцев; с природными и климатическими особенностями Кубани и родной станицы; с трудом жителей Кубани; с животным миром и водными ресурсами.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Целевое назначение программы

Целью программы является воспитание гуманной, духовно – нравственной личности, достойных будущих граждан Росси, патриотов своего Отечества.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

• формирование чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду, друзьям в детском саду;

• формирование у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;

• формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России;

воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания : музыка, изодеятельность, художественное слово;

воспитание гражданско – патриотических чувств через изучение государственной символики России.

Принципы построения программы

Программа построена с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и возможностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

• принцип личностно – ориентированного общения – индивидуально – личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а непросто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми;

• принцип тематического планирования материала - предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам6 родная семья, родная природа, родная культура, родная станица, родная страна;

принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д. ;

• принцип последовательности – предполагает планирование изучаемого материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

• принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

Содержание тематического планирования материала

Я и моя семья. Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о именах близких людей, семейных историях, традициях.

Моя малая родина. Дети получают краеведческие сведения о родной станице, об истории ее возникновения, ее достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, станичных зданий и учреждениях, трудовой деятельности людей, знаменитых земляках и т. д.

Родная природа. Любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой, дети сначала получают элементарные сведения о природе участка детского сада, затем, краеведческие сведения о природе. А в старшей и подготовительной группах – общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение бережного отношения к окружающей природе, умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, нравственные качества человека.

Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами Росси : герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу. Гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско – патриотических чувств: любовь. Гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.

Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях дети знакомятся с устным народным творчеством6 сказками, потешками, праздниками, обрядами, народно – прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.

Формы реализации программы :

- специально организованные занятия;

- экскурсии;

- беседы;

- игры (дидактические, сюжетно – ролевые, театрализованные, подвижные, настольные);

- продуктивная деятельность;

- чтения произведений художественной литературы, фольклора;

- прослушивание и изучение музыкальных произведений;

- праздники;

- утренники;

- веселые спартакиады;

- работа с родителями;

- кружки по интересам.

Содержание предметно – развивающей среды

Неоспоримо значение правильно организованной предметно – развивающей среды.

Оформление в группах зоны гражданско – патриотического воспитания, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, станице, стране. Необходимо иметь широкий спектр иллюстраций, фотографий с видами малой родины, родной станицы, столицы, родной страны, климатических зон России. Это могут быть панорамные снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского герба и флага. Предлагаемый детям материал должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков.

Ожидаемые результаты К концу дошкольного периода ребенок должен знать: название страны в которой живет; общие географические сведения о России; о своей малой родине, государственные символы, о том, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д. ;

Перспективное планирование

СЕНТЯБРЬ

Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми (с использованием видов искусства) Продуктивная деятельность с привлечением родителей

1-я неделя Наблюдение за детьми в группе, выявление первичных знаний по программе Определение уровней знаний о семье, о доме, о малой родине Анкетирование родителей с целью определения отношения к программе, беседы с детьми, игры, наблюдения за взаимоотношениями детей в группе Рисование «Я и моя семья»

2-я неделя «Мой дом, моя семья» Формировать знания о своем ближайшем окружении, семье, взаимоотношениях с близкими, традициями. Дать понятия «мой дом», «семья». Беседы: «Какой у меня дом», «Какая у меня мама?», «Жил был я», «Наша семья» и др.

Игры: «Назови членов семьи ласково», «Как можно обратиться к человеку (маме, бабушке и т. д.) с просьбой?».

«Кто живет в семье?»

Занятия: «Моя семья», «Петушок и его семья», «Я и моя семья» и др.

Логоритмические упражнения: «Дом», «Фамилии», «Всё для мамы» (модель боровик Т. А.)

Чтение произведений: Д. Габе «Моя семья», В. Сухомлинский «Все добрые люди – одна семья»

Рассматривание семейных фотоальбомов

Чтение произведений дома :Г Юдин «Рыжий город», Б Алмазов «Горбушка»

Рисование: «Наша дружная семья», «Мой дом»;

Аппликация «Открытка пожеланий»

3-я неделя «Наши имена и фамилии» Познакомить детей с историей имен, фамилий. Совершенствовать культуру поведения со взрослыми и сверстниками. Воспитывать уважение к имени другого человека. Беседы: «Я и мое имя», «Что значат наши имена (фамилии?», «Для чего нужны имена (фамилии?», «История возникновений имен» и др.

Занятия: «Наши имена», «История фамилий» и др.

Чтение произведений: А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Как меня назвали».

Театрализованная игра: «Давайте, познакомимся», игры: (можно использовать мяч) «А как зовут тебя, «Как можно назвать по- другому» и др. помощи клея и цветной бумаги.

Использование различных видов театра

Нарисовать с родителями -«Дерево имен моих предков»

4-я неделя «Мои права и обязанности» Дать детям представление о правах и обязанностях. Развивать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод. Рассказать о нормах и правилах поведения, способах взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Беседы: «Мои права», «О нарушителях прав», «Правила поведения», «Как людям помогают правила, права?», «Какие обязанности есть у тебя дома и др.

Занятия: «Уважай отца и мать», «Мои права», «Мужчины и женщины в семье», «Кубанская семья» и др.

Логоритмические упражнения «Бабушка Келейница», «В гостях», «Здравствуй!» (модель Т. А. Боровик)

Чтение произведений: В. Сухомлинский «Бабушка отдыхает», Е. Благинина «Посидим в

тишине», Л Толстой «Косточка» и др.

Игры: «Комплименты», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Праздник вежливости» и др.

Логоритмическая игра «Доброе утро!» (модель О. В. Кацер)

Комплексное занятие –развлечение «Дарите людям доброту».

Превращение детьми воздушных шариков в смешные улыбчивые рожицы, при Рисование «От всего сердца»

ОКТЯБРЬ

Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми (с использованием видов искусства) Продуктивная деятельность с привлечением родителей

1-я неделя «Моя станица» Дать представление о малой родине, об истории возникновения станицы, ее достопримечательностях, интересных уголках, зданиях и т. п. Воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше. Беседы: «Я живу в станице», «Где я люблю бывать, «Как мы отдыхаем?», «Чем мне нравится моя станица, «История моей станицы» и др.

Занятия: «Любимый уголок», «Моя родная Павловская», «Мы Павловчане, жители Кубани» и др.

Использование декламации и мелодекламации (при чтении стихов о малой родине, станице, родной природе)

Игры: «Что такое станица», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем» и др.

Рассматривание иллюстраций, достопримечательностей станицы.

Экскурсии: в парк, библиотеку, музей и т. п.

Чтение произведений: З. Александрова «Родина» и др. Фотовыставка «История станицы в фотографиях».

Рисование «Моя любимая станица»

2-я неделя «Край наш кубанский – родная земля» Формировать знания о Кубани, ее историческом прошлом и настоящем. Знакомить с достопримечательностями, промышленностью, трудовой деятельностью людей, климатическими условиями. Воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше.

Беседы: «Моя малая родина», «Широка Кубань», «У нас в Краснодарском крае», «Мы жители Кубани», «О Кубанских казаках» и др.

Занятия: «История возникновения Кубани», «В гости к бабушке Наталье», «Жизнь и труд казаков» и мн. др.

Экскурсии: в библиотеку, в музей.

Знакомство с фольклором Кубани

Пение кубанских песен

Игры: «Не займай», «Петушок», «Сон казака», «Кауны» и др. Рисование «Родная сторона»

Оформление выставки «Солнце, воздух и вода» (вместе с родителями)

3-я неделя «Чем славится Кубань?» Развивать представления детей об истории развития Краснодарского края. Познакомить с названием «Кубань». Закрепить знания о культурах выращиваемых в нашем крае. Воспитывать уважение к труду хлеборобов. Беседы: «Как к нам на стол хлеб пришел?», «Широкие нивы Кубани», «Кубань- житница России» и др.

Занятия: «Край наш кубанский – родная земля», «Хлеб- всему голова», «Жизнь и труд казаков» и др.

Экскурсии: в библиотеку, в музей.

Знакомство с фольклором Кубани

Использование декламации и мелодекламации

Игры: «Кубанка», «Подсолнухи» Выставка рисунков «На Кубани мы живем»

Поделки из природного материала «Щедрый край» (с участием родителей)

4- я неделя «История возникновения герба и флага Кубани» Закрепить знания о кубанском флаге, познакомить с гербом и гимном Кубани. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, уважения к флагу, гербу, гимну Кубани. Воспитывать любовь к своей малой родине, гордость за нее, желание сделать ее лучше.

Беседы: «История Кубани», «Отличные люди, прославленный край», «Государственные символы» и др.

Занятия: «Моя Кубань», «Рождение Кубани», «Что вам расскажет флаг?», «Символы Краснодарского края» и др.

Экскурсии: в библиотеку, в музей.

Чтение произведения: В. Балдина «Моя Кубань»,

Игры: «Собери флаг», «Где можно увидеть государственный герб?» (используя мяч) и др.

Рассматривание символики Краснодарского края и его районов

Рисование, аппликация «Символика Кубани»

НОЯБРЬ

Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми (с использованием видов искусства) Продуктивная деятельность с привлечением родителей

1-я неделя «Традиции и быт Кубанского казачества» Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа. Воспитывать любовь и уважение к традициям Кубани. Беседы: «История Кубани», «Что мы знаем о казаках», «Немного истории» и др.

Занятия: «Возникновение имен и фамилий на Кубани», «Как казаки на Кубань пришли», «Моя маленькая и большая Родина» и др.

Экскурсии: в библиотеку, в музей.

Знакомство с фольклором Кубани

Пение кубанских песен

Игры: «Мышка», «Коники»

Развлечения: «Кубанская ярмарка», «Кубанские посиделки»

Рисование «История и традиции Кубани в рисунках»

Выставка «Увлечения наших мам и бабушек»

2-я неделя «Краски родного края» Способствовать расширению и закреплению знаний детей о родном крае, его природе. Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться бережно к природе. Беседы: «Красота вокруг нас», «Времена года на Кубани», «Разнообразие природы» и др.

Занятия: «Путешествие по реке Сосыка», «Красота

природы родного края», «Кубанский край – красотой богат» и др.

Использование декламации и мелодекламации

Экскурсии: в библиотеку, в музей.

Игры: «Мышка», «Поймай рыбку», дид. игра «Назови растение»

Конкурс рисунков «Природа родного края», поделки из природного материала

3-я

неделя «Растительный мир Кубани» Расширять знания детей о климате Краснодарского края, растительном мире, краеведческие сведения о природе. Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе. Беседы: «Растительный мир», «Деревья на нашем участке», «Лекарственные растения», «В мире растений», «Полезные свойства растений» и др.

Занятия: «Природа и мы», «Деревья бывают разные», «Весеннее пробуждение» и др.

Логоритмические упражнения: «Осень», «весенний хоровод», «Улыбнись весне» (модель Т. А. Боровик)

Экскурсии: в парк, по территории детского сада

Игры: «К дереву беги!», «С какого дерева листок» и др.

Чтение произведений и стихов о деревьях

Активное слушание музыки

Рисование «Деревья на нашем участке», «Деревья бывают разные»

Нетрадиционное рисование листьями деревьев.

Аппликация из сухих листьев.

4-я неделя «Животный мир нашего края» Расширять знания детей о климате Краснодарского края, животном мире, краеведческие сведения о животных и их обитании. Воспитывать умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе и животном мире. Беседы: «Что такое животный мир?», «Домашние животные», «Дикие животные», «В мире животных» и др.

Занятия: «Животные, обитающие в нашем крае», «Интересные факты из жизни животных», «Зайка- огородник» и др.

Логоритмические упражнения: «Поросята», «Козлик» (модель Т. А. Боровик)

Рассматривание иллюстраций с изображениями животных и местами их обитания

Игры: «Путаница», «Кто, где живет?», «Покорми зверушек» и др.

Чтение произведений и стихов о животных

Рисование «Животные нашего края»

Лепка «Зоопарк»

Сочинение сказки о животных (записывают родители, можно нарисовать иллюстрации)

ДЕКАБРЬ

Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми (с использованием видов искусства) Продуктивная деятельность с привлечением родителей

1-я неделя «Мир вокруг нас» Формировать у детей представление о мире, о разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России.

Воспитывать в детях нравственнопатриотические и гражданские чувства Беседы: «Разные страны», «Жители разных стран» и др.

Занятия: «Жители нашей Родины», «Мы – Россияне» и др.

Рассматривание иллюстраций с изображениями разных стран, людей их населяющих

Игры: «Иностранец», «Кто, где живет?», «Кто в какой стране живет?», подв. игры разных народов и др.

Чтение произведений о разных странах

Знакомство с глобусом Рисование «Страна, в которой я хотел бы побывать»

Составление из рисунков выставки «Разные страны»

2-я неделя «Разноцветные люди» Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходства всех детей в мире независимо от их национальности. Беседа: «Дети разных национальностей», «Дети – это дети», «Разный цвет кожи. Почему?» и др.

Занятия: «Разноцветные люди», «Дружба и дети», «Игры детей разных стран» и др.

Рассматривание иллюстраций с изображением людей разного цвета кожи

Игры: «Иностранец», «Путаница», подв. игры детей разных стран и др.

Чтение произведений и стихов разных национальностей

Рисование «Разноцветные дети»

3-я неделя «Наша страна – Россия» Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия» Беседы: «Что такое Родина», «Страна, в которой я живу» и др.

Занятия: «Родина моя – Россия, «Люблю, тебя моя Россия и др.

Рассматривание иллюстраций с изображениями замечательных уголков России

Игры: «Кто, где живет?», «Города России» и др.

Чтение произведений и стихов о Родине.

Использование декламации и мелодекламации

Рисование «Моя Родина»

4-я неделя «История возникновения Руси» Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями быта и культурой. Беседы: «Русь», «Историческое прошлое», «Как жили люди в далеком прошлом» и др.

Занятия: «Знакомство с русским народным костюмом», «Что расскажут нам предметы быта далекой Руси» и др.

Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого

Чтение русских былин, пословиц и поговорок о Родине.

Чтение и разучивание стихотворений Дж. Родари «Всеобщая история» и др.

Игры: «Назови предмет», «Узнай по описанию» и др.

Использование различных видов театра Рисование «История Руси в рисунках детей», «Русский народный костюм»

Лепка «Предметы быта Руси»

ЯНВАРЬ

Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми (с использованием видов искусства) Продуктивная деятельность с привлечением родителей

1-я неделя «Богатыри земли русской» Обобщить знания детей об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей Беседы: «Что такое подвиг?», «Кто Русь защищал?», «Кто такие защитники?» и др.

Занятия: «Богатыри земли русской», «Русские былины» и др.

Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого

Чтение русских былин («Илья Муромец и Соловей – разбойник», легенд.

Рассматривание картины В. Васнецова «Три богатыря»

Игры: дид. игры «Узнай по описанию», «Детали одежды русских богатырей», русские народные под. игры, театрализованные и др. Рисование: «Богатыри земли русской»

Спортивное развлечение «Будущие богатыри»

Домашнее чтение «Добрыня и змей», «Никита Кожемяка»

2-я неделя «Русские народные промыслы» Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания, формировать чувство восхищения творениями народных мастеров Беседы: «Русские узоры», «народные умельцы России» и др.

Занятия: «Русские народные промыслы», «Русская изба», «Игрушки старины далекой» и др.

Рассматривание иллюстраций с изображениями исторического прошлого России

Прослушивание русской народной музыки

Пение русских народных песен

Игры: «Назови предмет», «Узнай по описанию», «Какой игрушки не стало?», русские народные подвижные игры и др. Лепка «Игрушки»

Декоративное рисование предметов народных промыслов

3-я

неделя «Разнообразная природа России» Обобщить знания детей о климатических РФ. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой природы, беречь ее. Беседы: «Самая большая страна в мире», «Растительный мир нашей Родины» и др.

Занятия: «Климатические зоны России», «Путешествие по России» и др.

• Знакомство с картой.

• Рассматривание иллюстраций с изображением различных климатических зон.

Игры: «С какого дерева листок?», «Узнай по описанию», «Чьи припасы?» и др. Рисование «Я хочу побывать …»

Лепка «Животные»

Аппликация «Лесные ягоды»

4-я неделя «Жители Севера» Познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, флорой и фауной, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и труду людей в тяжелых климатических условиях Беседы: «Поговорим о Севере», «Кто живет на Севере», «О жизни северных народов» и др.

Занятия: «Жители Севера», «Суровая природа Севера» и др.

Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображениями климата Крайнего Севера, природой, животными и т. д.

Чтение стихов, худ. литературы

Игры: «Кто где живет?», «Путаница» и др. Рисование «Крайний Север»

ФЕВРАЛЬ

Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми (с использованием видов искусства) Продуктивная деятельность с привлечением родителей

1-я неделя «Русский лес – полон чудес!» Уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства. Беседы: «Что такое лес?», «Кто живет в лесу?»и др.

Занятия: «Русский лес- полон чудес!», «Животные леса» и др.

Использование декламации и мелодекламации

Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображениями животных и растений средней полосы, юга России, крайнего Севера.

Чтение стихов, худ. литературы

Игры: «Кто где живет?», «Путаница», «У кого какой домик?» и др. Рисование «Обитатели леса», «Русский лес» (в разные времена года)

2-я неделя «Что такое заповедник» Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги», воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства Беседы: «Животные в опасности!», «Красная книга» и др.

Занятия: «Что такое заповедник», «Природа и мы» и др.

Чтение рассказа Н. Сладкова «Друг или враг»

Слушание фонограммы с записью лесных звуков.

Игры: «Какие птицы занесены в Красную книгу?», «Путаница» и др. Рисование «Азбука леса», «Красная книга России»

3-я неделя «Реки нашей России» Познакомить с названиями самых крупных рек России : Волга, Лена, Енисей, Дон и др., озеро Байкал. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России Беседы : «Чем река отличается от моря», «Морские и речные жители», «Речной путь» и др.

Занятия: «Голубые реки России», «Реки- богатства нашей страны!» и др.

Рассматривание иллюстраций с изображением озера Байкал, растений и животных тайги.

Использование декламации и мелодекламации

Логоритмические упражнения: «Как лягушки научились квакать», «Сладкий лягушонок» (модель Т. А. Боровик)

Игры: «Обитатели рек?» (с использованием мяча, «Рыбалка» и др. Рисование «На реке», «Морские обитатели»

4-я неделя «Какие народы населяют нашу Россию» Познакомить детей с разными народами, населяющими РФ, Воспитывать уважительное, доброжелательное отношение к многонациональной культуре нашей России. Закрепить и обобщить знания детей о народах, населяющих Россию : русских, татар, чукчей и др. Побуждать детей уважительно относиться к культуре разных народов, любоваться образцами народно – прикладного творчества Беседы: «Одинаковы ли люди? Почему?», «Национальные костюмы», «Блюда разных народов» и др.

Занятия: «Многонациональная Россия», «Знакомимся с народами России» и др.

Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображениями людей в национальных костюмах, народных промыслов.

Чтение сказок народов России

Использование различных видов театра

Игры: подвижные игры разных народов. Рисование «Национальные костюмы»

Чаепитие с русскими караваями

МАРТ

Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми (с использованием видов искусства) Продуктивная деятельность с привлечением родителей

1-я

неделя «Герб, флаг -государственные символы России» Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно-прикладным искусством Беседы: «Что, такое флаг?», «Зачем нужны флаг и герб?» и др.

Занятия: «Герб, флаг -государственные символы России», «Россия-это государство», «История флага» и др.

Иллюстрации с изображением русского народного костюма, пособие «Флаг России»

Использование декламации и мелодекламации

Игры: «Узнай наш флаг», «Собери флаг по цвету» и др. Рисование «Герб и флаг»

2-я неделя «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России» Уточнить представление детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин» Беседы: «Гражданин своей страны», «О Правах гражданина России» и др.

Занятия: «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина России», «Главные документы страны» и др.

Знакомство с географической картой мира, использование пособия «Государственные символы России»

Чтение стихотворения Р. Сеф «Необычный пешеход»

Дидактические игры: «Узнай наш герб», «Узнай наш флаг» Оформление детской книги «Права детей» с рисунками детей

3-я неделя «Знаменитые россияне» Познакомить детей со знаменитыми россиянами, которые делами и подвигами прославили нашу страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны Беседы: «Кого называют знаменитым?», «Кого из знаменитых людей вы знаете?» и др.

Занятия: «Знаменитые россияне», «Великие музыканты», «Знаменитые художники» и т. д.

Рассматривание фотографий знаменитых соотечественников, прослушивание литературных произведений, стихов

Использование декламации и мелодекламации

Игры: «Назовите сказку», «Виды спорта» Рисование «Наши спортсмены», «Любимые сказки»

Нетрадиционное рисование «Рисуем музыку»

4-я неделя «Знаменитые спортсмены России» Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди – «настоящие граждане своей страны». Объяснить детям, что значит слово «патриот» Беседы: «Виды спорта», «Олимпийские игры» и др.

Занятия: «Знаменитые спортсмены России», «Россия – великая спортивная держава» и т. д.

Рассматривание вырезок из газет и журналов, иллюстрирующие спортивные достижения наших спортсменов

Активное слушание музыки

Игры: подвижные игры Рисование «Символ олимпийский игр детского сада»

Аппликация «Олимпийские медали»

Диагностический инструментарий определения результатов работы по теме

Психолог ДОУ использует следующие методики и тесты:

• проективная методика «Рисунок семьи» (тест на определение эмоционального благополучия ребенка);

• метод изучения продуктов детского творчества;

• метод наблюдения;

• метод тестов с целью диагностики внутригруппового статуса личности, структуры межличностных отношений, исследования отношения ребенка к ряду типичных для него жизненных ситуаций и др. ;

• методы математико – статистического анализа полученных данных;

• методы анкетирования, бесед с родителями с целью изучения семейного микроклимата, отношения к программе и др.

Критерии диагностики уровня знаний, умений и навыков детей по теме

Уровень знаний, умений и навыков по тематическому блоку «Моя малая родина»

№ Фамилии, имя

ребенка Название родной станицы, реки, жителей Символ Кубани – флаг. Знание символического значения цветов Символ Кубани – герб. Знание символического значения герба Знание народов, населяющих родную станицу, край Знание животных, птиц и растений родного края

Уровень знаний, умений и навыков по тематическому блоку «Родная страна»

№ Фамилии, имя

ребенка Название страны и столицы:

Россия, Москва Знание русских былинных богатырей Знание образцов русских народных промыслов: дымковские, богородские, филимоновские, калининские, каргопольские игрушки. Знание климатических зон РФ: север, юг, средняя полоса. Названия крупных городов и рек России Знание народов, населяющих РФ: русские, чуваши, чукчи и т. д. Значение символического значения государственных символов России Знания о столице России – Москве. Знание истории возникновения Московского Кремля, достопримечательностей Москвы.

Уровень знаний, умений и навыков по тематическому блоку «Родная природа»

№ Фамилия, имя ребенка Названия растений, животных и птиц средней полосы России : дуб, береза, клен, сосна, осина;

медведь, белка, заяц, кабан, лось и др. Названия растений, животных и птиц тундры: снежный лютик, карликовая береза, лишайник;

Тюлень, олень, куропатка, сова и др. Названия растений, животных и птиц тайги: сосна. Ель, кедр;

Рысь, куница, соболь и др. Названия растений, животных и птиц юга России : ковыль, кипарис, олеандр;

Бурундук, змея, суслик и др. Умения объяснять назначение заповедников, Красной книги РФ

Уровень знаний, умений и навыков по тематическому блоку «Родная культура»

№ Фамилия, имя ребенка Знание народных традиций людей разных национальностей, населяющих РФ:

Знание народных промыслов:

дымковские, богородские, филимоновские, калининские, каргопольские игрушки, хохломская роспись Знание имен знаменитых деятелей искусства РФ:

А. С. Пушкин, Л. Толстой, В. Васнецов и др. Знание природных примет о природе Знание народных праздников:

Рождество, Масленица, Пасха и др.

АПРЕЛЬ

Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми (с использованием видов искусства) Продуктивная деятельность с привлечением родителей

1-я

неделя «Столица нашей Родины» Уточнить и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве, как о главном городе нашей страны, воспитывать гражданско-патриотические чувства Беседы: «В какой стране мы живем?», «Какие города России вы знаете и др.

Занятия: «Главный город нашей страны», «Град Москва – всей Руси глава» и др.

Иллюстрации с изображениями Москвы, Кремля

Использование декламации и мелодекламации

Игры: «Узнай наш флаг», «Собери флаг по цвету», «Иностранец» и др. Рисование «Москва глазами детей»

2-я неделя «История Московского Кремля» Познакомить детей с историей возникновения Московского Кремля, побуждать детей восхищаться его красотой, воспитывать патриотические чувства Беседы: «Московский Кремль», «Красная площадь» и др.

Занятия: «История Московского Кремля», «Путешествие по старинному Московскому Кремлю» и др.

Рассматривание иллюстраций с изображением древнего и современного Кремля.

Использование декламации и мелодекламации

Чтение стихов О. Александровой, С. Маршака, В. Брюсова о Москве Рисование «Древняя Москва», выставка детских рисунков «Московский Кремль»

3-я неделя «Северная столица России» Познакомить детей с крупными городами России, с историей Санкт-Петербурга, побуждать детей восхищаться красотой Санкт-Петербурга, воспитывать патриотические чувства Беседы: «Наша страна самая большая в мире», «В каких городах России вы бывали и др.

Занятия: «Города России», «Путешествие по городам России» и т. д.

Рассматривание иллюстраций с видами городов России

Игры: «Города» Рисование «Город»

4-я неделя «Города-герои нашей Родины» Познакомить детей с городами – героями России. С их историческими подвигами, заслугами перед Отечеством. Воспитывать уважение и гордость к людям, защищавшим нашу Родину. Воспитывать гражданско – патриотические чувства. Беседа: «Город герой – Волгоград»», «Подвиг русского народа», «О блокадном Ленинграде» и др.

Занятие: «Экскурсия по городам – героям нашей страны»

Рассматривание иллюстраций с панорамой сражений, историческими военными событиями, панорама городов во время войны.

Использование декламации и мелодекламации

Чтение произведений о ВОВ. Рисование: «Миру – мир!»

Аппликация: «Открытки к 9 Мая»»

МАЙ

Дата Тема недели Программное содержание Работа с детьми (с использованием видов искусства) Продуктивная деятельность с привлечением родителей

1-я

неделя «День Победы» Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны, воспитывать патриотические чувства Беседы: «Что мы знаем о Великой Отечественной войне?», «Великие подвиги» и др.

Праздник: «День Победы»

Экскурсия к Вечному огню, возложение цветов, встреча с ветеранами

Использование декламации и мелодекламации

Рисование: «День Победы»

2-я неделя «Мы - патриоты» Обобщить и систематизировать знания детей по программе. Формировать уважительное отношение к родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства Итоговое занятие– викторина: «Мы патриоты»

Чтение литературных произведений о родине, разгадывание кроссвордов

Дидактические игры Выставка детских рисунков, фотовыставки

3-я, 4-я недели «Итоговая диагностика по программе» Обследование детей на определение итоговых знаний по программе Беседы с детьми.

Дидактические игры

Публикации по теме:

Предшкольное образование Уважаемые коллеги! Выкладываю нормативную документацию по предшкольному образованию. Материал обобщила Макатрова Л. О. методист Центра педагогики.

Рабочая программа, образовательная область музыка На Ваш суд, уважаемые коллеги хочу выложить свою рабочую программу по реализации образовательной области «Музыка» разработана с учетом основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников. «Люблю тебя, моя Россия!»
Опубликовано: 25 сентября 2012 в 13:07
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников. «Люблю тебя, моя Россия!»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Белоус (УИ 17622) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД