Лучший педагог года

Программа по обучению грамоте «Абвгдейка» (5–7 лет)

Лена
Программа по обучению грамоте «Абвгдейка» (5–7 лет)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 6» городского округа закрытого административно-

территориального образования пос. Горный

Принято Утверждаю

Педагогический советом заведующий МДОУ

Протокол ___Макеева С. А

«___»___2012 г.

Программа по обучению грамоте

«АБВГДЕйка» (5-7 лет)

( образовательная область: речевое развитие)

Разработала: учитель – логопед МДОУ № 6

Доржиева А. А.

пос. Горный

Публикация «Программа по обучению грамоте „Абвгдейка“ (5–7 лет)» размещена в разделах

2012 г.

. Пояснительная записка

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный возраст для развития и обучения ребёнка. Это обусловлено ускоренным развитием необходимых для данного периода психофизиологических функций. Ребёнка отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Важное место занимает развитие мышления и процесс развития речевого восприятия. Конечно, важно развивать не только речь, но и способность слушать и слышать, понимать различие между буквами и звуками, умение пересказывать и самому составлять рассказы. У многих детей проявляется ранний интерес к обучению грамоте, и формируются предпосылки для этого.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи, когда на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи – фонетические, лексические, грамматические – и на их основе – развитие связной речи.

Данная программа основана на образном преподавании. Основу составляют сказки – но не обычные, «азбучные». С их помощью ребенок должен открыть для себя графические образы букв и научится соотносить буквы со звуками. Детям очень полезно и важно рассказывать сказки, потому что они несут в себе мощный психотерапевтический потенциал. Главное их назначение – «питать душу». Ребенок, как правило, не просто слушает сказку. Он ее проживает.

Программа предназначена для детей 5-7 лет, которые еще в силу психологических особенностей могут фантазировать на тему сказки играть в нее «по мотивам», но не всегда готовы смеяться над сказкой. Сказка для них-

это серьезно. Для них это полноценная, полноправная реальность.

Таким образом, программа объединяет художественный принцип преподавания с фонетическими принципами обучения грамоте. И логика разворачивания сказочных событий определяет ее структуру в не меньшей степени, чем логика науки.

Каждое занятие и курс в целом строятся по:

принципу продвижения от простого к сложному;

принципу опоры на интересы дошкольников и родителей;

принципу психологической комфортности;

принципу развития творческой личности.

Методика проведения кружковых занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Методы обучения :

o Наглядный;

o Словесный;

o Практический

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка посредством использования «азбучных» сказок.

Задачи программы.

Образовательные:

• Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;

• Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);

• Познакомить детей со слоговой структурой слова;

• Формировать умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;

• Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;

• Расширять словарного запаса детей.

Развивающие:

• Развивать слуховое восприятие;

• Развивать графические навыки;

• Развивать координации кисти руки, мелкой моторики пальцев, точность движения, дифференцированного восприятия, внимания, памяти.

Воспитательные:

• Воспитывать умения работать в паре;

• Воспитывать самостоятельности при выполнении заданий;

• Воспитывать нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим;

• Приобщать детей к художественной литературе.

Предполагаемые результаты:

• Уметь различать понятия «звук» и «буква»;

• Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);

• Определять место звука в слове;

• Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой, доказывая свой ответ грамотным научным языком;

• Уметь делить слова на слоги и производить звуковой анализ слова;

• Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;

• Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске;

• Уметь работать в тетради в клетку, соблюдая все требования печатного письма;

• Уметь правильно использовать грамматические формы для точного выражения мыслей.

Данная программа модифицированная, основывается на использовании «Азбучных сказок» М. С. Аромштам, а также на Программу воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина; обучение грамоте детей с нарушением речи Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова.

Программа рассчитана на 2 года. Количество занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность – 25-30 минут. Программа реализуется в рамках кружка «АБВГДейка», где ребята в увлекательной сказочной форме знакомятся с буквами и звуками, их особенностями, связями и различиями.

. Содержание программы

Первый этап программы рассчитан на обучение детей 5-6 летнего возраста. Главная задача этого этапа – ввести детей в мир звуков и слов, способствуя развитию фонематического слуха и правильного произношения звуков родного языка. Первый этап рассчитан на 1 год.

Второй этап обучения решает задачи развития звуко-буквенного анализа, фонематического восприятия и подготовки руки ребёнка к письму. Этап рассчитан на работу с детьми 6-7 лет.

Реализация этой задачи проходит на материале русского алфавита.

Описанное выше построение программы отвечает возрастным и психологическим возможностям детей и готовит их к дальнейшему обучению в школе.

. Тематический план на 2012 – 2013 учебный год

Месяц Тема занятия Цель Приложение

Январь «Сказка про то, как придумали звуки» Расширить представления детей о звуках.

«Встреча с буквой Ж» Познакомить детей со звуком и буквой Ж.

«Встреча с буквой Ч» Познакомить детей со звуком и буквой Ч.

«Подготовка к сказочному путешествию» Учить внимательно следить за сюжетом сказки.

Февраль «Встреча со звуком и буквой О» Формировать понятие «гласный звук» на примере звука «О».

«Встреча со звуком и буквой А» Познакомить детей со звуком А, буквой а.

«Звуки О -А» Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков А и О.

«Встреча со звуком Э, буква э» Познакомить детей со звуком Э, буквой э.

Март «Звуки О, А, Э. Буквы О, А, Э». Закрепить навыки произношения и различения звуков О, А, Э.

«Встреча со звуком У. Буква у». Познакомить детей с произношением звука У. Буква у.

«Звуки О, А, Э, У». Закрепить знания о звуках и буквах О, А, Э, У.

«Встреча со звуком Ы. Буква ы». Познакомить детей с произношением звука Ы.

Апрель «Звуки О, А, У, Э, Ы» Закрепить навыки различения и произношения звуков а, о, э, у, ы.

«Встреча со звуком , буквой й. Закрепить навыки произношения звука 2 занятия

«Встреча со звуками Ё, Я, Е, Ю». Буквы ё,я,е,ю «Познакомить детей со звуками ё, е, я, ю. 2 занятия

Май «Закрепление знаний о звуке и букве Я» Закрепить навыки произношения звука Я в слогах, словах, фразах.

«Закрепление знаний о звуках Ё, Я, Е, Ю» Закрепить навыки произношения и развличения звуков Ё, Я, Е, Ю. 2 занятия

«Встреча со звуком И, буква и» Познакомить детей со звуком И.

Тематический план на 2013 – 2014 учебный год

Месяц Тема занятий Цель Приложение

Сентябрь «Согласные звуки. Слог» Формировать понятие «согласный звук», «слог»

«Звонкие и глухие согласные». «Мягкие и твердые согласные». Учить детей различать согласные по твердости-мягкости;глухости-звонкости.

«Встреча со звуками З, З`» Познакомить детей со звуками З, З`.

«Встреча с буквой З». Знакомство с буквой З.

Октябрь «Встреча со звуками Г и Г`». Закрепление правильного произношения звуков Г и Г`.

«Встреча с буквой Г». Знакомство с буквой Г.

«Встреча со звуками С и С`». Закрепление правильного произношения звуков С и С`.

«Встреча с буквой С». Знакомство с буквой С.

Ноябрь «Встреча с буквой Ь, Ъ»

«Встреча со звуками К и К`», Закрепление правильного произношения звуков К и К`.

«Встреча с буквой К». Знакомство с буквой К.

«Встреча со звуками Т и Т`». Закрепление правильного произношения звуков Т и Т`.

Декабрь «Встреча с буквой Т». Знакомство с буквой Т.

«Встреча со звуками Д и Д`». Закрепление правильного произношения звуков Д и Д`.

«Встреча с буквой Д» Знакомство с буквой Д.

«Встреча со звуками Б и Б`» Закрепление правильного произношения звука Б и Б`.

Январь «Встреча с буквой Б» Знакомство с буквой Б.

«Встреча со звуками П и П`» Закрепление правильного произношения звука П и П`

«Встреча с буквой П». Знакомство с буквой П.

«Встреча со звуками Л и Л`». Закрепление правильного произношения звуков Л и Л`.

Февраль «Встреча с буквой Л» Знакомство с буквой Л.

«Встреча со звуками М и М`». Буква М. Закрепление правильного произношения звуков М и М`. Знакомство с буквой М

«Встреча со звуком и буквой Ш». Закрепление правильного произношения звука Ш. Знакомство с буквой ш.

«Встреча со звуком и буквой Щ». Закрепление правильного произношения звука Щ. Знакомство с буквой Щ.

Март «Встреча со звуками Х и Х`. Буква Х. Закрепление правильного произношения звуков Х и Х`. Знакомство с буквой Х.

«Встреча со звуками Р и Р`. Буква Р. Закрепление правильного произношения звуков Р и Р` Знакомство с буквой Р.

«Встреча со звуком Ц и буквой Ц». Закрепление правильного произношения звука ц. Знакомство с буквой ЩЦ.

«Встреча со звуками Н и Н`. Буква Н». Закрепление правильного произношения звуков Н и Н`. Знакомство с буквой Н.

Апрель «Встреча со звуками В и В`. Буква В». Закрепление правильного произношения звуков В и В` Знакомство с буквой В.

«Встреча с буквой Ф и Ф`. Буква Ф». Закрепление правильного произношения звуков ф и Ф`. Знакомство с буквой Ф.

«Алфавит»

V. Механизм определения результативности программы

1. тестирование детей с целью выявления интересов к изучению грамоты родного языка, определение направленности способностей к различным видам речевого искусства;

2. диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и специализированных умений и навыков;

3. организация практической деятельности с учётом программного содержания каждого года обучения и индивидуальных особенностей детей;

4. оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса).

Уровни усвоения программы

Низкий – ребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.

Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях Владеет навыком чтения по складам.

Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения.

Уровень готовности детей к обучению грамоте

№ п/п Фамилия, имя.

Звукопроизношение Звуковой анализ Фонематический слух Знание букв, чтение (послоговое)

Гласный в начале слова Гласный в конце слова Согласный в начале слова Согласный в конце слова Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте Цель: формирование умения проводить звуковой анализ слов. Задачи: формировать умение проводить звуковой анализ слов,сравнивать слова по.

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Грамоте учиться всегда пригодится»Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Грамоте учиться всегда пригодится» Грамоте учиться всегда пригодится. Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе. Программные задачи:Учить детей интонационному.

Конспект занятия по обучению грамоте «Абвгдейка» Тема занятия: «Звуки [Д], [Дь] и буква Д» Цели занятия: Образовательные: познакомить детей с новой буквой «Дд»; - научится печатать букву.

НОД по обучению грамоте «Звук [У]. Буква У» Цели:Закрепление знаний о механизмах организации звука (у).Развитие кинестетических ощущений на артикуляционный уклад звука (у).Совершенствование.

НОД по обучению грамоте «Звук [и], буква «И» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука (и).Развитие кинестетических ощущений на артикуляционный уклад звука (и).Координирование.

НОД по обучению грамоте «Звук [г]. Буква Гг» Цели. Закрепление знаний о механизмах организации звука [г].Активизация словаря на звук [г] по лексической теме "Наше тело".Употребление.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет «Путешествие в страну Абвгдейку»Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей 6–7 лет «Путешествие в страну Абвгдейку» Цель: закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звук, буква, слово, предложение. Задачи: закреплять представления детей.

Пособие по обучению грамотеПособие по обучению грамоте Для подготовке к занятиям в детском саду всегда уходит много времени, а для воспитателя важно все делать быстро. Особенно много времени.

Программа кружка по обучению дошкольников чтению «Абвгдейка» Пояснительная записка: Одна из основных целей подготовки детей к обучению грамоте в дошкольном образовательном учреждении — ознакомление.

Занятие по обучению грамоте Занятие по обучению детей грамоте (Подготовительная группа) П/с: Продолжать учить детей составлять предложения из 2, 3, 4 слов; «записывать».

Автор публикации:
Программа по обучению грамоте «Абвгдейка» (5–7 лет)
Опубликовано: 20 января 2016 в 10:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД