Получи документы

Программа по опытно-экспериментальной деятельности «Мы — исследователи»

Ольга Гусева
Программа по опытно-экспериментальной деятельности «Мы — исследователи»

Содержание:

I. Целевой раздел

1.1Направленность, актуальность программы

1.2. Цели и задачи реализации программы

1.3. Принципы работы по организации опытно-экспериментальной деятельности

1.4. Ожидаемые результаты.

II. Содержательный раздел

2.1Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми.

2.2Организация развивающей предметно – пространственной среды для опытно – экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста.

2.3. Структура программы

Публикация «Программа по опытно-экспериментальной деятельности „Мы — исследователи“» размещена в разделах

2.4Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей :

-средней группы

- старшей группы

-подготовительной группы III.

IV. Организационный раздел

3.1Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности :

- для средней группы

- для старшей группы

- для подготовительной группы.

3.2Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей

3.2.1Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в средней группе.

3.2.2. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в старшей группе.

3.2.3. Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью в подготовительной группе.

3.3. Роль семьи в развитии опытно-экспериментальной активности ребенка.

3.3.1Формы работы с родителями дошкольного возраста

Методическое обеспечение Программы

I. Целевой раздел

1.1 Направленность данной программы – исследовательская, обеспечивающая более глубокие знания, умения по опытно- экспериментальной деятельности.

Актуальность:

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую». Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения: экспериментам, проектам, опытам. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности,проявляющей активное исследовательско – творческое отношение к миру. Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков,А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основнуюособенность познавательной деятельности : «ребенок познает объект в ходепрактической деятельности с ним. А овладение способами практическоговзаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка».Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования впрактику работы с дошкольниками.

1.2. Цель программы :Способствовать развитию у детей познавательной активности,любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей,стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде,удовлетворять детскую любознательность.

Развивать у детей познавательные способности: анализ, синтез,классификация, сравнение, обобщение.

Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно– исследовательской деятельности : в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации иприменение в деятельности.

Активизировать речь и обогащать словарь детей.

Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегатьприродный мир, видеть его красоту, следовать доступнымэкологическим правилам в деятельности и поведении.

Формировать опыт выполнения правил техники безопасности, припроведение опытов и экспериментов.

Весь курс программы ориентирован на получение детьми дополнительных знаний и приобретение определенных умений и навыков при проведении опытов и экспериментов. В условиях детского сада проводятся только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:

1. В характере решаемых задач: они неизвестны только детям.

2. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.

3. Опыты и эксперименты практически безопасны.

4. В работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Экспериментирование включает в себя постановку проблемы, активные поиски. Педагогическая целесообразность объясняется тем, что комплексы занятий, включающие в себя игры, опыты,эксперименты, приближенные к реальной обстановке.

1.3. Принципы работы по организации опытно-экспериментальной

деятельности :

Принцип научности:

- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

- содержание работы соответствует основным положениям возрастнойпсихологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможностьреализации в практике дошкольного образования.

Принцип целостности:

- основывается на комплексном принципе построения инепрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности;

- предусматривает решение программных задач в совместнойдеятельности педагогов, детей и родителей.

Принцип систематичности и последовательности:

- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах ипозволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этаперазвития; ---формирует у детей динамические стереотипы в результатемногократных повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональныйкомфорт, создание условий для самореализации с опорой, на индивидуальные особенности ребенка.

Принцип доступности:

- предусматривает решение программных задач, в совместнойдеятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельностивоспитанников.

Принцип активного обучения:

- обеспечивает использование активных форм и методов обучениядошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности,инициативы, творчества.

Принцип креативности:

- предусматривает «выращивание» у дошкольников способностипереносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельнойдеятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельнонаходить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

- предусматривает получение положительного результата проводимойработы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

1.4. Ожидаемые результаты:

Вывести детей на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития

мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие,

развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.

Обогатить предметно – развивающую среду в группе.

Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.

Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т. п.

Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.

Развитые навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии)

II. Содержательный раздел

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательнойпрограммы – 4–7 лет – воспитанники средней, старшей и подготовительной групп.

Срок реализации программы 3 года.

Формы работы с детьми:фронтальные, групповые, индивидуальные.

«Игры-эксперименты» – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребёнка – манипуляция с определенным предметом на основе сюжета.

«Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мирвещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию входе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

• Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников – основноедействие – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребёнкасопровождаются словами – «найди» и «угадай».

• Игры с моделированием – моделирование предполагает замещение одних объектовдругими (реальных – условными).

«Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, котораяосуществляется детьми совместно с педагогом.

• Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, вкоторой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решениепроблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскуюсамостоятельность.

Формы организации образовательного процесса:

• фронтальный, групповой, микрогрупповой, индивидуальный.

Приемы и методы организации образовательного процесса:

При реализации программы применяются исследовательские методы обучения :

Репродуктивные методы:

объяснительно-иллюстративный ( сообщение педагогомготовой информации разными средствами: показ, объяснение, просмотр учебныхкинофильмов и мультфильмов, беседы познавательного характера, наблюдение)

репродуктивный ( создание педагогом условий для формирования умений и навыков путемупражнений: проведение простых опытов и экспериментов).

Продуктивные методы:

частично-поисковый или эвристический (дроблениебольшой задачи на серию более мелких подзадач, каждая из которых шаг на пути решения проблемы)

исследовательский (путь к знанию через собственный, творческий поиск).

Формы работы с детьми:

Формыреализации дополнительной образовательной программы :

• целевые экскурсии;

• тематическая неделя с использованием опытов или экспериментов;

• чтение художественной литературы;

• конкурсы и викторины;

• сбор материала для занятий вместе с родителями, воспитателями;

• открытые мероприятия для родителей, развлечения со сказочными

• персонажами.

Организация предметно-пространственной развивающей среды,по

опытно-экспериментальной деятельности.

- зоны и уголки для детской экспериментальной и опытнической

деятельности в группах;

- уголки природы, «огород на окне» в группах; огород, цветники.

- библиотека детской познавательной и художественной литературы, в соответствии с возрастными особенностями детей;

- мини-кабинет методической и педагогической литературы по опытно-экспериментальной деятельности

- коллекция детских дидактических мультимедийных презентаций;

- коллекция детских дидактических игр.

Основное оборудование:

Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов, разного объема иформы.

Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена и т. д.

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки т. д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д.

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сито, сахар и

т. д.

Дополнительное оборудование:

Детские фартуки или халаты, салфетки, контейнеры для хранения

сыпучих и мелких предметов.

Карточки - схемы проведения экспериментов.

Во время занятий проводится один эксперимент, который имеет четкую структуру проведения:

1. Постановка, формирование проблемы (познавательная задача);

2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

3. Проверка гипотез;

4. Подведение итогов, вывод;

5. Фиксация результатов (если это необходимо);

6. Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников воспитатели используют различные стимулы:

внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

тайна, сюрприз;

мотив помощи;

познавательный мотив (почему так);

ситуация выбора.

Возраст обучающихся: с 4 до 7 лет.

Срок усвоения – долговременный.

в средней группе – 16 занятий в год,

в старшей и подготовительной группах – 32 занятия в год.

Продолжительность одного занятия:

в средней группе – 20 минут,

в старшей группе – 25 минут,

в подготовительной к школе группе – 30 минут.

Структура программы

Для каждой возрастной группы обозначены тематические разделы. В соответствии с содержанием тематических разделов в группе организуется познавательно-исследовательская деятельность. Каждый последующий год усложняется по содержанию, по объему знаний, задачам и способам реализации.

Диагностика усвоения рабочей программы по «Экспериментальной и опытнической деятельности» проводится один раз в год, в мае. По ее результатам составляется план индивидуальной работы с детьми.

Перспективные планы составлены, с учетом требований программы, возрастных особенностей, материально-технической базы ДОУ и интеграции образовательных областей:

1. «Речевое развитие» - использование на занятиях стихов, рассказов, загадок, словесных игр;

2. «Физическое развитие» - использование подвижных игр, физкультминуток.

3. «Социально-коммуникативное развитие» - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в ходе экспериментальной деятельности.

4. «Познавательное развитие» - рассматривание ситуаций в контексте различных природных явлений, решение логических задач, развитие суждений в процессе познавательно – экспериментальной деятельности : в выдвижение предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.

5. «Художественно-эстетическое развитие» - сюжетное рисование по впечатлениям от занятий, закрепление пройденного материала.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей средней группы:

Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.

Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.

Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.

Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей.

Перспективное планирование работы

по экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми средней группы.

Месяц Тема, задачи Деятельность

сентябрь «Песочная страна»

- продолжать знакомить детей с предметами неживой природы;

- дать представление о том, что песок – это множество песчинок.

Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?»

Строительство песочного замка.

Рисуем на песке.

«Цветной песок»

октябрь «Воздух»

-продолжать знакомить детей со свойствами воздуха;

-обратить внимание на движение воздуха.

Наблюдения за вращением вертушки, за движением флажка.

Определяем направление ветра.

«Воздух работает»(парусные суда, воздушные шары и т. д.)

Игры «Мой веселый звонкий мяч», «Чья лодка быстрее?»

ноябрь «Свойства материалов (дерево)»

- познакомить детей с изделиями из дерева;

- изучить некоторые свойства дерева. Беседа «Из чего мы сделаны?» (стул, стол и др.)

«Переплывём реку»

Д/и «Найди предмет из дерева».

Д/и «Хорошо-плохо».

Игра на деревянных ложках.

декабрь «Вода»

- дать детям представление о плавучести предметов;

- дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. Совместное экспериментирование «Плавает-тонет»

«Меняет форму»

«Водяная мельница»

«Я – фокусник» (салфетка в стакане сухая)

январь «Может ли вода быть твёрдой?»

- выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

- определить, что лед тает от тепла;

- принимает форму емкости, в которой находится.

Наблюдение «Замерзшая вода»

Совместный эксперимент «Тающий лед»

«Греет ли одеяло?»

февраль «Фокусы с магнитом»

- познакомить детей с магнитом;

- выяснить, какие предметы притягиваются магнитом.

Беседа «Волшебный предмет»

Эксперимент «Почему скрепка движется?»

«Полезные» магниты

Игра «Чей улов больше?»

март «Камни»

-изучаем свойства камней;

- называем форму камней

Совместное экспериментирование «Лёгкий - тяжёлый»

«Гладкий - шершавый»

Рассматривание энциклопедии камней.

апрель «Волшебное стекло»

- познакомить детей с понятием «отражение»

- познакомить со свойствами зеркала.

«Свет – тень»

-познакомить с источниками света - природными и искусственными.

-познакомить с образованием тени от предмета (напр. дерева);

-установить сходство тени и предмета;

-познакомить с тенью в разное время суток. рассматривание отражений в зеркале.

«Поймай солнечного зайчика»

«Свет повсюду»

Наблюдение «Когда появляется тень?»

Игра «Поймай свою тень»

П/игра «День - ночь»

май «Приборы - помощники»

- познакомить детей с увеличительными стёклами

«Большие насекомые»

Проблемная ситуация «Как увидеть муравья?»

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:

Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.

Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.

Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.

Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.

Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.

Диагностика уровня знаний, умений и навыков по реализации опытно – экспериментальной деятельности у детей дошкольного возраста

Опытно -экспериментальная деятельность позволяет реализовать усвоение знаний через все виды деятельности. Только совместными усилиями педагогов, родителей можно достичь хороших результатов. Система мониторинга позволяет оценивать эффективность использования метода экспериментирования в работе с детьми, помогает вскрыть и обнаружить изменения, происходящие в результате опытно – экспериментальной деятельности.

Мониторинг направлен на решение целого ряда взаимосвязанных задач:

1. Выявить в какой степени ребёнок овладел навыками экспериментирования.

2. Выявить готовность педагогов ДОУ к использованию метода опытно – экспериментальной деятельности в своей практической деятельности с детьми.

3. Оценить развивающую среду для опытно – экспериментальной деятельности в ДОУ.

4. Выявить готовность родителей воспитанников к реализации опытно – экспериментальной деятельности.

Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.

Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии.

Показатели уровня овладения детьми

экспериментальной деятельностью в средней группе

Уровень Отношение к экспериментальной деятельности Целеполагание

Планирование Реализация

Рефлексия

Высокий Часто задаёт вопросы, пытается искать на них ответы. Делает первые попытки формулировать задачу опыта при помощи педагога. Начинает высказывать предположения, каким может быть результат опыта. Работает вместе с воспитателем, а затем под непосредственным контролем. Выполняет инструкции, содержащие 2-3 поручения одновременно. Начинает самостоятельно выполнять простейшие зарисовки. Находит и отмечает различия между объектами. Хорошо понимает простейшие одночленные,причинно-следственные связи.

Средний Проявляет любопытство, задаёт первые вопросы. Понимает задачу опыта. Начинает предвидеть некоторые последствия своих действий При проведении простейших экспериментов начинает отвечать на вопрос: «Как это сделать?» К концу года начинает выполнять инструкции, содержащие 2 поручения сразу. Самостоятельно наблюдает простые опыты Понимает простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей. Отвечает на вопросы взрослого по теме эксперимента

Низкий Желание что – то сделать выражают словами. Произносят фразу: «Я хочу сделать что – то» Предугадывает последствия некоторых своих действий, проводимых с предметами. Выполняют простейшие поручения взрослых.

Работают с помощью воспитателя. Отвечают на простые вопросы взрослых. Произносят фразы, свидетельствующие о понимании событий.

Работа с родителями

Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, присутствуют на занятиях с элементами экспериментирования, посещают собрания, вовлекаются в выполнение творческих заданий.

Задачи Мероприятия

1. Ознакомление родителей ссодержанием программы развития

экспериментальной деятельности.

2. Ознакомление родителей с

методами и формами работы

по разделу «Детское

экспериментирование».

3. Популяризация

исследовательской активности

ребенка - дошкольника

4. Организация сотрудничества

с родителями:

Родительские собрания:

«Экспериментальная деятельность дошкольников в семье», «Значение детского экспериментирования в развитии ребенка», «Проведение экспериментов летом», «Растим любознательных детей».

Анкетирование «Выявление

отношения родителей к опытно-

экспериментальной активности

детей»

Консультации для родителей:

1. «Роль семьи в развитии интересаребенка к экспериментальной

деятельности»;

2. «Организация детского

экспериментирования в домашнихусловиях»;

3. «Чего нельзя и что нужно делатьдля поддержания интереса детей кпознавательному

экспериментированию?»;

4.«Игра или экспериментирование»;

5.«Значение опытно –

экспериментальной деятельности

для психического развития ребенка»

Оформление информационного

Стенда: «Экспериментальная

деятельность дошкольника», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»

Открытые занятия:

«Невидимка-воздух»

«Необыкновенный мир магнитов»

«Какими бывают камни?»и т. д.

Фотовыставка «Мы

экспериментируем»

Создание мини-лаборатории.

1. «Домашние задания» по

экспериментированию для детей и их родителей.

2. Создание семейного журнала

«Экспериментируем дома»

3. Привлечение родителей к

пополнению коллекции

«Разные ткани»

«Бумажная страна».

«Разные камни»

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по опытно-экспериментальной деятельности .

Картотека опытно-экспериментальной деятельности в средней группе Тема: «Живое и неживое». Цель: продолжать знакомить детей с объектами живой и неживой природы, взаимосвязи и взаимозависимости объектов;.

Картотека по опытно-экспериментальной деятельности Картотека по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства воздуха» Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха. Материал. Ароматизированные.

Конспект ООД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Юные исследователи» Конспект ООД по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Юные исследователи» Цель: Развитие познавательно-исследовательской.

Конспект ООД по экспериментальной деятельности в старшей группе «Юные исследователи» Конспект ООД по экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Юные исследователи» Цель: Развитие познавательно-исследовательской.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Глаза» Цель: Формирование навыков здорового образа жизни. Задачи: Обобщить имеющиеся у детей представления об основных функциях глаза. Закрепить.

НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Знакомство с камнями» Знакомство с камнями Образовательная область: социализация, познание, коммуникация. Цель и задачи 1. Закрепить знания детей о разнообразии.

Планирование по опытно-экспериментальной деятельности 1 квартал (сентябрь-ноябрь). 1. Выяснения причины выхода червей во время дождя на поверхность земли. Цель: установить, почему во время.

Проект по опытно-экспериментальной деятельности «Маленькие исследователи» во второй группе раннего возраста Проект «Маленькие исследователи» по опытно-экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста. Тип проекта: опытно – экспериментальный.

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности «Сила магнита» Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема: Сила магнита Возрастная группа:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по опытно-экспериментальной деятельности «Мы — исследователи»
Опубликовано: 25 октября 2018 в 15:13
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД